Искусство быть другим - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Современное искусство 21 века 1 117.6kb.
Ни один человеку без его личного согласия. Не может быть подвергнут... 1 272.11kb.
Владимир Львович леви искусство быть собой 46 2655.87kb.
Владимир Львович леви искусство быть собой 46 2587.02kb.
Моё директорское кредо учить сегодня сложная задача 1 57.65kb.
«Как приобщить ребёнка к чтению» 1 79.73kb.
Непросто быть Мужчиной в нашем веке, Быть лучшим, победителем, стеной 1 83.41kb.
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 612.4kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 340.47kb.
«Искусство» 8-9 класс 3 443.84kb.
Это интересно Ежедневные правила 161 28011kb.
«Патриотизм и человеколюбие на примере известного татарского благотворителя... 1 51.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Искусство быть другим - страница №1/1

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 6

с. Новоселище, Приморского края, Ханкайского района

Писаревских Нина Николаевна.



Тема: Искусство быть другим.

Форма урока: урок общения.

Метод: комбинированный.

Планируемый результат:

Личностный: Научится самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Получит возможность научиться речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: Научится систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать знания по теме. Получит возможность научиться выделять главную информацию.

Коммуникативные УУД: Научится учитывать разные мнения по теме, формулировать собственное мнение, аргументировать его примерами при выработке общего решения в совместной деятельности. Получит возможность научиться морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Познавательные УУД: Научится осознавать, отчего зависит способность понимать и любить людей. Получат возможность научиться выражать своё доброе отношение к людям.
Основные понятия: сострадание, сочувствие, альтруист, эмпатия.
Ресурсы:

основные: анкеты учащихся, сочинения учащихся, отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отрывок из фильма по повести В. Железникова «Чучело», отрывок из сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», рабочие тетради.

дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оформление:

1)Эпиграф: Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать… (Ф.И. Тютчев)

2)Плакат с толкованием слов: сострадание, сочувствие, альтруист, эмпатия.

3)Советы Д. Карнеги, написанные на доске:

1.Высказывайте своё одобрение людям.

2.Улыбайтесь.

3.Придерживайтесь дружелюбного тона.

4.Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

4)Учись сочувствию (правила) – написать на доске:

1.Научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

2.В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.


Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(Учитель приветствует учащихся, садит их за парты)

Учитель: Друзья мои!

Я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Из ваших знаний и умений мы вместе сочиним урок.


Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.
II. Формулирование темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, я надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. Я хочу, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. А назвала его я «Искусство быть другим». Цель нашего урока состоит в том, чтобы вы поняли, отчего зависит способность понимать людей и как можно научиться любить людей. А ещё вы должны научиться выражать своё доброе отношение к людям.
III. Основной материал.

Учитель: А сейчас несколько слов о ваших анкетах. Недавно вам были предложены вопросы: «Как бы вы определили искусство общения?» и «Что такое талант и дар общения?». Для вас эти вопросы оказались трудными. Но всё-таки вы должны понимать, что искусство общения – это умение общаться с людьми, находить с ними общий язык; а дар общения – это умение пользоваться речью, т.е. вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета. Ведь язык – это главное средство общения. Но прежде чем сделать окончательный вывод, давайте послушаем отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ученик: выразительно читает /можно наизусть/ отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» том 1, часть 1, глава 17.

Учитель: А теперь посмотрим отрывок из фильма по повести В. Железникова «Чучело» (из 5-ой главы).

Учитель: О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?

Ученики: __________________________________________________________________________

Учитель: Дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце: чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом – ЭМПАТИЯ (записать значение слова в тетрадь).

Вот об эмпатии мы и будем говорить сегодня. Мы должны узнать, отчего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться СОЧУВСТВИЮ (записать значение слова в тетрадь).

- А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст-задача про карлика.

Карлик жил на 20-ом этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шёл вверх пешком. Почему?



Ученики: __________________________________________________________________________

Учитель: Действительно, карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, надо поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот – ставим кого-то на своё место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.

Но больше всего мне о вас рассказали ваши сочинения, которые вы писали на прошлой неделе. Тема вам была дана такая: «Самый несчастный день в моей жизни». Большинство человек считают, что самым несчастным днём в их жизни был день, когда они испытали чувство страха или боль (болезнь, несчастный случай, травму). И только 4 человека не счастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними. Это смерть близких людей, ссора с мамой или другом, отъезд близкого человека или друга. Я могу сказать определённо, что эти 4 человека способны на высокое чувство – СОСТРАДАНИЕ (записать значение слова в тетрадь).

У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия». Послушайте отрывок из него.

Ученик: выразительно читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» со слов «Но не хочу, о други, умирать…» до конца.

Учитель: Вдумайтесь, у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два разных слова?

Ученики: __________________________________________________________________________

Учитель: Действительно, животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, голод и холод, но страдает только человек, потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – это просветлённое разумом мучение. Оно делает нас способными к сопереживанию. Мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек – лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни! Ребята, можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?

Ученики:__________________________________________________________________________

Учитель: Да, можно. Может быть вам помогут вот эти два правила: 1-ое правило: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Вы уже попробовали это сделать. Но начинали мы с вами не с людей, а с животных. Недавно в домашней работе вы писали небольшие сочинения, скорее всего ваши мысли на тему «Аквариум глазами хозяина, рыбок или хозяйского кота», когда вы представляли себя рыбкой, котом или хозяином этих животных. Давайте послушаем некоторые ваши мысли.



Ученики:__________________________________________________________________________

(несколько учащихся зачитывают свои работы)



Учитель: Давайте выполним ещё одно упражнение – игра-этюд «Чужая роль». Не сходя со стула, посидите так, как сидит 1)председатель экзаменационной комиссии; 2)пчела на цветке; 3)наказанный Буратино; 4)наездница на лошади; 5)побитая собака. Ученики:___________________________________________________________________________

(несколько учащихся пробуют исполнить это упражнение)



Учитель: правило 2-ое: В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

Один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, и как в человека. Последнее, конечно, труднее всего. Хуже всего я играю с теми кого не люблю». Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Владимир Леви. Но сначала скажите, как можно выразить своё доброе отношение к человеку?



Ученики:___________________________________________________________________________

(поступком, жестом, мимикой, словом)



Учитель: «Давайте говорить друг другу комплементы», - сказал Булат Окуджава. А мы сейчас попробуем провести аукцион «Кто больше знает формул благодарности? Извинения? Приветствия?

Ученики:___________________________________________________________________________

(Учащиеся отвечают при помощи сигнальных карточек. Кто правильно отвечает последним, тот и выиграл).



Учитель: Ну, а теперь способ научиться любить людей, предложенный Владимиром Леви. Но сначала познакомимся со значением слова АЛЬТРУИСТ(записать значение слова в тетрадь). Попробуйте добровольно войти в роль альтруиста. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Но поживите всерьёз и добровольно. Исключительно ради себя: посвятите это время не себе, а другому человеку или какому-то делу, не имеющего отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Давайте попробуем? Итак, «Альтруист на минуту»: выразите своё доброе отношение к присутствующим, немного побудьте в роли Доброго Ангела.

Ученики:___________________________________________________________________________

(выступление 1-2-х учеников с обращением к присутствующим)



Учитель: Ребята, сравните пережитое вами состояние сегодня на уроке с вашим обычным. Вы увидите, как много неприятностей можно преодолеть таким способом. Попробуйте стать альтруистом сначала на минуту, потом на день и, может быть, на всю жизнь. У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности.

(учитель выразительно читает отрывок из сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц», либо учащиеся инсценируют этот отрывок)

Прочитайте это произведение полностью и подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко одно лишь сердце». Запомните, пожалуйста, это. А сейчас ситуация, которая будет являться вашим домашним заданием. Вы должны будете написать дома ответ авторам письма. А я проверю, научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок. Послушайте письмо учеников 7 класса одной из школ: «Мы учимся в 7-ом классе. Класс шумный, на уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. Не все, конечно, но большинство наших учеников. И если на уроках русского языка, географии, математики у нас тишина, так как учителя по этим предметам строгие, то на уроках английского языка у нас настоящий разгром. Наша учительница Инна Петровна старается передать нам свои знания, пытается сделать интересными свои уроки. Но, к сожалению, у неё больные ноги и ей трудно ходить. Этим и пользуются некоторые. Другим классам Инна Петровна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить даже необходимого материала. Мы разговаривали с мальчиками и девочками, которые срывают уроки английского языка – не помогло. А бедная Инна Петровна чуть не плачет. Мы говорили им: «Разве это героизм – обижать слабого? Это подлость!». А они лишь головы отворачивают. Немногие понимают, что наша учительница – человек сильной воли. Другая на её месте давно бы бросила наш класс и ушла, а она по-прежнему учит нас, по-прежнему вкладывает в своё дело всю душу. А безобразия повторяются тоже по-прежнему. Мы хотим помочь Инне Петровне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. Как бороться с хулиганством?»

Итак, напишите дома ответ авторам письма. Чтобы вы им могли посоветовать? Как же им бороться с плохой дисциплиной в классе. Откройте дневники и запишите домашнее задание.



Заключительное слово учителя: Л.Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Сочувствие – это великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.., -

так писал замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев. Ребята, если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся трудно и беспокойно. Но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется. И ещё, прежде чем вы пойдёте сегодня на перемену, послушайте советы Карнеги, которые вам пригодятся.



Ученик: читает советы, записанные на доске.

Учитель:Спасибо за урок.

Рефлексия: Цветик- многоцветик – значение лепестков высвечивается на экране.

Выходя из кабинета, прикрепите один из лепестков, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения, к цветку.

(красный - восторженное;

оранжевый - радостное;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние).



Дети выбирают для себя лепесток. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.




Классиком мы называем человека, которого можно хвалить не читая. Гилберт Честертон
ещё >>