«Искусство» 8-9 класс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изобразительное искусство в 1 классе 1 54.24kb.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс 1 365.75kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Изобразительное... 1 138.01kb.
Урок орксэ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Тема... 1 119.18kb.
Учебно-методический комплекс Ижевск 2009 (4) (075) ббк 85. 103(4) 3 612.4kb.
Линия умк «Изобразительно искусство. 1-4 класс» 1 42.7kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2011-2012 учебный... 1 316.71kb.
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению... 1 340.47kb.
Учебная программа Искусство 8 класс 1час в неделю 1 368.68kb.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 4 класс 1 149.83kb.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. 1 111.87kb.
М. М. Кузнецов Теодор В. Адорно: Основные этапы жизненного и творческого... 4 640.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Искусство» 8-9 класс - страница №1/3

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 2





Рассмотрена на

заседании кафедры

эстетических дисциплин

протокол №

от «___» ___________ 20 г.

Зав.кафедрой: Данковцева Ю.Н.



Рассмотрена Утверждена

На заседании приказом по школе №

научно-методического совета от «___» ___________ 20 г.

протокол № Директор лицея:

от « » 20 г. Румянцев А.В.




Рабочая программа учебного курса


«Искусство»

8-9 класс

 

 


Составитель: Данковцева Ю.Н.

учитель музыки лицея №2

2012-2013 уч. г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» («Изобразительное искусство» и «Музыка»). Программа рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах, один раз в неделю, 34 часа в год.



Цели программы:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

  • воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.



Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ 2004 года;

  • Примерная программа основного общего образования 2004 года;

  • утверждённый приказом №2885 от 27 декабря 2011 г. федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 учебный год Министерством образования и науки РФ;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Для реализации программы используется учебник «Искусство» 8-9 кл..– М.: Просвещение, 2011 г. (рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ произведений искусства, защита исследовательских проектов, музыкальные викторины, тесты.

Программа состоит из четырёх разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:

в 8 классе - «Общность тем искусства. Своеобразие видения мира в искусстве Запада и Востока», «Функции искусства»; в 9 классе – «Синтез искусств», «Искусство в жизни современного человека»

Реализация данной программы опирается на следующие методы муз. образования:


  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Акцент в данной рабочей программе поставлен на развитие творческих способностей обучающихся, поэтому разработана система творческих заданий, из которых обучающийся выбирает по своему желанию.

В результате введения данной программы преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данная программа является обобщающей по отношению к предмету «Музыка» и «Изобразительное искусство» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура».

Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по предметам «Музыка» (раздел «Музыка в формировании духовной культуры личности») и «Изобразительное искусство» (раздел «Синтез искусств»), входящим в образовательную область «Искусство».
Основное содержание:

Музыка в формировании духовной культуры личности

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А.Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта») войны и мира (Д.Д.Шостакович, Г.Малер, Д.Б.Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г.Шнитке); внутренних противоречий в душе человека(М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Опыт музыкально-творческой деятельности

Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.



Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Творческое  самовыражение обучающегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

Синтез искусств

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный,ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В.Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А.Маврина и др.).

Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А. Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание художественного образа.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Изучение музыкальной культуры родного края является важной составляющей частью школьного музыкального образования, которое реализуется в государственном образовательном стандарте и находит претворение в следующих формулировках: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования» внесены темы краеведческого содержания, расширен музыкальный материал для изучения.

Учебный план по искусству 8-9 класс

п/п


Наименование разделов и тем

Всего

часов


Из них

Приме-

чание


Лабора-

тор-


ные

и практические



Контроль-

ные и


диагности-

ческие


материалы

Экс-

курсии








8 класс

34













I.

Общность тем искусства. Своеобразие видения картин мира в искусстве Запада и Востока

16




Представление творческих работ и проектов

1 ч.








II.

Функции искусства

18




Представление творческих работ и проектов

1 ч.











9 класс

34













I.

Синтез искусств

16




Представление творческих работ и проектов

1 ч.








II.

Искусство в жизни современного человека

18




Представление творческих работ и проектов

1 ч.









Учебно-тематический план по искусству 8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля




I полугодие «Общность тем искусства. Своеобразие видения картин мира в искусстве Запада и Востока»

16 час.




1.

Виды искусства, их классификация и место в ряду других видов искусства. Многообразие жанров и стилей искусства. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

1 ч.

Тест по жанрам

2.

Общность тем, образов и художественных идей, особенности и взаимодополнение выразительных средств разных искусств. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства

1 ч.




3.

Родство лирических образов разных видов искусства: искусство рассказывает о красоте Земли. Пейзаж в музыке и живописи.

1 ч.




4.

Образ Родины в творчестве Грига, Рахманинова и Чайковского. Инструментальный концерт.

1 ч.




5-6.

История России в зеркале искусства. Образы природы, история страны, судьба народа в творчестве художников-передвижников и композиторов «Могучей кучки». Реализм в музыке и живописи.

2 ч.




7.

Человек в зеркале искусства. Портрет в музыке, скульптуре, живописи, графике, кино.

Портрет в современном искусстве.



1 ч.




8.

Портреты наших великих соотечественников в искусстве.

1 ч.




9 .

Своеобразие раскрытия вечных тем жизни в искусстве различных эпох и стилевых направлений: личности и общества, внутренних противоречий в душе человека.



1 ч.




10.

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.

1 ч.




11-12.

Своеобразие раскрытия вечных тем жизни в искусстве различных эпох и стилевых направлений: размышления о жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни в музыке Запада и Востока.
Своеобразие раскрытия вечных тем жизни в искусстве различных эпох и стилевых направлений: размышления о жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни в живописи Запада и Востока. Религиозная живопись и иконопись.

2 ч.




13.

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях В. Шекспира, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского и Г. Берлиоза

1 ч.




14.

Своеобразие раскрытия вечных тем жизни в искусстве различных эпох и стилевых направлений: тема войны и мира в музыке и живописи.

1 ч.




15.

Темы и образы современного искусства: авангардизм

1 ч.




16.

Обобщающий урок: «Общность тем искусства. Своеобразие видения картины мира в искусстве Запада и Востока»

1 ч.

Представление творческих работ и проектов




II полугодие

«Функции искусства»

18 час.




1.

Этическая (воспитательная) функция искусства. Возможности искусства в преобразовании духовного мира человека. Социальная функция искусства. Искусство и власть.

1 ч.




2.

Компенсаторная функция искусства. Арттерапевтические возможности искусства в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности душевного состояния, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интелектуального развития личности.

1 ч.




3.

Познавательно-просветительская функция искусства. Произведения искусства - ценный источник информации о взаимоотношении людей, сложных общественных процессах.

1 ч.




4.

Коммуникативная функция искусства. Искусство как универсальный способ общения. Роль искусства в сближении народов. Знаки и символы в искусстве.

1 ч.




5.

Эстетическая функция искусства. Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1 ч.

презентация-представление «История одного шедевра»

6.

Прогностическая функция искусства. Искусство предвосхищает будущее.

1 ч.




7.

Практическая функция искусства. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов). Бионика.

1 ч.




8.

Синтез искусств в архитектуре. Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры.

1 ч.





9.

Стили архитектуры (античность, готика, барокко, классицизм)

1 ч.




10.

Архитектура Ярославского края (представление проектов и презентаций обучающимися).

1 ч.




11.

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера) в современной культуре.

1 ч.




12.

Изобразительные виды искусства: скульптура.

1 ч.




13.

Практическая функция искусства. Искусство в быту: декоративно-прикладное искусство.

1 ч.




15.

Специфика изображения в полиграфии. Массововость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.

1 ч.




16.

Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А.Маврина).

1 ч.




17.

Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное)

Полиграфические издания Ярославского края



1 ч.




18.

Обобщение: «Художник-творец-гражданин - выразитель ценностей эпохи»

1 ч.

Представление творческих работ и проектов




За учебный год:

34 ч.





следующая страница >>



Только в бане имеет смысл менять шило на мыло. Юрий Мелихов
ещё >>