Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! 1 31.53kb.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! 1 15.51kb.
«Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой Бог! Родной язык! 1 38.63kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры для учащихся... 1 51.47kb.
Мой казахстан интеллектуальная игра “Мой Казахстан“ в игре участвуют... 1 52.27kb.
 Язык мой враг мой: прежде ума рыщет.  Язык мой, а речи не свои... 1 21.36kb.
"Мой вклад в развитие межкультурного диалога пропаганду культуры... 1 59.67kb.
Игра для знатоков русского языка «Звёздный час» Провела 1 70.27kb.
Интеллектуальная игра-путешествие «Люблю тебя, мой край родной» 1 319.46kb.
Сценарий Исполнение гимнов чр и РФ 1 149.9kb.
«Мой учитель русского языка мой учитель жизни» 1 25.24kb.
Лев Васильевич Успенский 1 8.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» - страница №1/1

Интеллектуальная игра для знатоков русского языка

«Мой царь! Мой раб! Родной язык!»
Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
М.В.Ломоносов писал в «Российской грамматике» в 1755 году: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.» Далее он продолжал: «Карл Пятый, римский Император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Сегодняшний конкурс покажет, способны ли мы с вами также любить и беречь родное русское слово.
Многие слова русского языка имеют не одно, а несколько значений. В каких случаях мы употребляем слово «язык»? (слайды 3-4).
Задание 1. «Что бы это значило?» (слайд 5) – у команд лист бумаги, ручка.

Я буду называть русские слова, которые мы уже не употребляем в современной речи, но их корни стали основой других, знакомых нам слов. Ваша задача – назвать слово, которым мы сейчас передаем это же самое значение.

Проверка ответов – слайд 6.
Удивительнее всего, что именно маленькие дети очень тонко чувствуют родной язык, способы словообразования и придумывают новые слова, способные очаровать вас своим звучанием. Попробуйте догадаться, что значат придуманные детьми слова.

Задание 2. «Устами младенцев» (слайд 7 – 10).
Задание 3. «Как это называлось?» (слайд 11).

Есть в русском языке такие слова, которые употребляются крайне редко.


Мы встречаем их в литературных произведениях, в пословицах и поговорках. К этим словам, как и к своим далеким предкам, стоит относиться уважительно и бережно

(слайд 12).
Каждая команда получает наборы карточек, на которых написаны слова-архаизмы. Ваша задача – за 2 минуты найти пару к каждому слову, написанному на экране.
Я буду произносить слово, а капитан каждой команды – поднимать табличку со старинным соответствием этому слову.
Проверка – слайд 12 (триггеры).

Слова, как и люди с возрастом меняются. Иные меняют внешность, не изменяя смысла, а другие, не меняясь внешне, изменились по сути. Иные и вовсе умерли. О них мы вспоминаем, как о давно ушедших, но все же родных предках.

Следующий наш конкурс связан как раз с такими словами.
Задание 4 «Так льзя или нельзя?» (слайд 13) – бумага, ручки.

Знаете ли вы, что когда-то существовало и широко употреблялось слово «льзя»? Как вы думаете, что оно означало. Оно имело значение «можно». В русском языке есть слова, которые без частицы «не» не употребляются. Ваша задача – за 2 минуты вспомнить как можно больше таких слов.


Задание 5 «…на ланитах так утро горит…» (слайд 14)

На рисунке (слайд 15) вы видите русскую красавицу. На указателях – старорусские слова, обозначавшие части человеческого лица и фигуры. Каждый игрок по очереди будет брать карточку со словом, и показывать ту часть человеческого тела, которую это слово обозначало. После мы проверим ваши предположения. Проверка (слайд 15).


Задание 6 «Раньше и сейчас» (слайд 16).

Лев Васильевич Успенский (слайд 17) в своей книге «Слово о словах» пишет: «Каждое слово может в языке получать второе, третье и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». Вот о таких старых-новых словах мы сейчас и поговорим. (Первый вопрос – первой команде, если она не отвечает, вопрос переходит второй команде и т.д. Время ответа – 15 сек.)




  1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня – работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. (Дворник).

  2. Раньше – купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете в своем доме. (Гость.)

  3. Раньше – бес, дьявол; сейчас – противник, недруг, неприятель. (Враг).

  4. Раньше – человек, за плату получавший помещение и питание в чужом доме; сейчас – тот, кто живет на чужие средства. (Нахлебник).

  5. Раньше – художник, который расписывал здание или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание. (Подписчик).

  6. Раньше – рост, произрастание; сейчас – малосодержательная жизнь; бесцельное существование. (Прозябание).

  7. Раньше – мера длины около полутора километров; сейчас – род занятий, область деятельности. (Поприще).

  8. Раньше – неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный. (Подлый).

  9. Раньше – вензель, инициалы и фамилия, красиво сплетенные между собой; сейчас – система условных знаков для передачи секретных сведений. (Шифр).

  10. Раньше – поминки по умершему; даровая еда на поминках; сейчас – подвернувшаяся работа, приносящая быстрый зароботок, или плохо сделанная работа. (Халтура).

  11. Раньше – бродяга, разбойник; теперь – кукиш. (Шиш).

  12. Раньше – домашняя утварь, пушной товар, меха; сейчас – пришедшие в ветхость вещи, одежда, т.е. старье. (Рухлядь).

  13. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга. (Опешить).

  14. Раньше – женская одежда в виде теплой кофты обычно без рукавов; сейчас – стеганая ватная куртка, ватник. (Телогрейка).



Задание 7 «Толковый словарь» (слайд 18)

Мне хочется напомнить вам слова Л.Н.Толстого (слайд 19): «Если бы я был царь, я бы издал Закон, что писатель, который употребит слова, значение которого он не может объяснить, лишается прав писать и получает сто ударов розог». Мы с вами читатели, но нам тоже негоже не знать значение слов родного языка. И этот конкурс мы проведем так, как возможно бы предложил сам Лев Николаевич. Каждая команда по очереди читает задание на экране и в течение 20 сек. дает ответ на вопрос. (слайды 20 – 28).



  1. Адамова голова – символическое изображение смерти. Череп с двумя лежащими под ним крест-накрест костями.

  2. Витать – жить.

  3. Каналья – негодяй.

  4. Шапокляк – складная на пружинах шляпа-цилиндр, вошедшая в моду во второй половине 19 в.)

  5. Чертог – дворец; богатое помещение с пышным убранством; палаты во дворце, замке; большое красивое здание).

  6. Хоругвь – боевое знамя воинского подразделения; знамя с изображением Иисуса Христа).

  7. Печная – заботливая.

  8. Распоп – священник, лишенный духовного сана; расстриженный поп).





Деньги рождают деньги. Томас Фуллер
ещё >>