страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Интеллектуальная игра для знатоков русского языка «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» - страница №1/1
![]() «Мой царь! Мой раб! Родной язык!» Цель игры: воспитание чувства любви к родному языку, расширение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. М.В.Ломоносов писал в «Российской грамматике» в 1755 году: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.» Далее он продолжал: «Карл Пятый, римский Император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Сегодняшний конкурс покажет, способны ли мы с вами также любить и беречь родное русское слово. Многие слова русского языка имеют не одно, а несколько значений. В каких случаях мы употребляем слово «язык»? (слайды 3-4). Задание 1. «Что бы это значило?» (слайд 5) – у команд лист бумаги, ручка. Я буду называть русские слова, которые мы уже не употребляем в современной речи, но их корни стали основой других, знакомых нам слов. Ваша задача – назвать слово, которым мы сейчас передаем это же самое значение. Проверка ответов – слайд 6.
Есть в русском языке такие слова, которые употребляются крайне редко. Мы встречаем их в литературных произведениях, в пословицах и поговорках. К этим словам, как и к своим далеким предкам, стоит относиться уважительно и бережно (слайд 12). Каждая команда получает наборы карточек, на которых написаны слова-архаизмы. Ваша задача – за 2 минуты найти пару к каждому слову, написанному на экране. Я буду произносить слово, а капитан каждой команды – поднимать табличку со старинным соответствием этому слову. Проверка – слайд 12 (триггеры). Слова, как и люди с возрастом меняются. Иные меняют внешность, не изменяя смысла, а другие, не меняясь внешне, изменились по сути. Иные и вовсе умерли. О них мы вспоминаем, как о давно ушедших, но все же родных предках. Следующий наш конкурс связан как раз с такими словами.
Знаете ли вы, что когда-то существовало и широко употреблялось слово «льзя»? Как вы думаете, что оно означало. Оно имело значение «можно». В русском языке есть слова, которые без частицы «не» не употребляются. Ваша задача – за 2 минуты вспомнить как можно больше таких слов. Задание 5 «…на ланитах так утро горит…» (слайд 14) На рисунке (слайд 15) вы видите русскую красавицу. На указателях – старорусские слова, обозначавшие части человеческого лица и фигуры. Каждый игрок по очереди будет брать карточку со словом, и показывать ту часть человеческого тела, которую это слово обозначало. После мы проверим ваши предположения. Проверка (слайд 15). Задание 6 «Раньше и сейчас» (слайд 16). Лев Васильевич Успенский (слайд 17) в своей книге «Слово о словах» пишет: «Каждое слово может в языке получать второе, третье и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». Вот о таких старых-новых словах мы сейчас и поговорим. (Первый вопрос – первой команде, если она не отвечает, вопрос переходит второй команде и т.д. Время ответа – 15 сек.)
Задание 7 «Толковый словарь» (слайд 18) Мне хочется напомнить вам слова Л.Н.Толстого (слайд 19): «Если бы я был царь, я бы издал Закон, что писатель, который употребит слова, значение которого он не может объяснить, лишается прав писать и получает сто ударов розог». Мы с вами читатели, но нам тоже негоже не знать значение слов родного языка. И этот конкурс мы проведем так, как возможно бы предложил сам Лев Николаевич. Каждая команда по очереди читает задание на экране и в течение 20 сек. дает ответ на вопрос. (слайды 20 – 28).
|
ещё >> |