Интегрированный урок по биологии и химии в 8-а классе мооу -санаторной школы-интерната г. Петровска по теме «Пищеварение» урок: Пище - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»... 1 75.29kb.
Интегрированный урок биологии и химии в 8 классе по теме «Изучение... 1 60.95kb.
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке 1 37.26kb.
Интегрированный урок по теме «Биологическое действие радиации» 1 108.82kb.
Строение и химический состав клетки 1 179.5kb.
Интегрированный урок по химии и биологии 1 159.85kb.
Урок подготовили учителя мбоу оош №2 г. Собинки Владимирской области... 1 47.8kb.
Урок по химии и физике в 9 классе по теме: «Вода вещество привычное... 1 70.23kb.
Биологические знания как основа культуры здоровья обучающихся Предлагается... 1 256.08kb.
Урок по химии в 9 классе Из опыта работы учителя химии и биологии И. 1 58.87kb.
Интегрированный урок окружающего мира и обж во 2 классе по теме 1 122.02kb.
Интегрированный урок биологии и химии в 8 классе по теме «Изучение... 1 60.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8-а классе мооу -санаторной школы-интерната - страница №1/1


Урок дан учителями I квалификационной категории:

Мигачевой Н.И. и Черемисиной Т.Н.


Интегрированный урок по биологии и химии в 8-а классе МООУ -санаторной школы-интерната г. Петровска по теме «Пищеварение»

УРОК: Пищеварение в желудке.

Цель урока:

  • узнать, что происходит с пищей в желудке;

  • какие вещества участвуют в расщеплении пищи в желудке;

  • сформировать у учащихся первоначальные знания о ферментах желудочного сока;

  • способствовать выработке у учащихся умений вести наблюдения, ставить опыты, фиксировать результаты.

Оборудование: таблица «строение органов пищеварения», схема «Состав желудочного сока».

Раздаточное оборудование по биологии:

Бинт (результат домашнего задания), материал на каждую парту: пробирки под номерами (1,2,3), щелочь NaOH, стакан с желудочным соком, стакан с горячей водой (t=+45°C), крахмальный клейстер, белковые яичные хлопья. Раздаточное оборудование по химии:

Желудочный сок, индикаторы, хлорид бария, нитрат серебра, хлорид кальция, штатив, пробирки.

ЗАДАЧИ:




1. Изучить состав желудочного сока.

  1. Дать понятие о ферментах, как веществах и их биологической роли.

  2. Показать действие ферментов на крахмал, белки.

4. Изучить действие факторов на работу
желудочного сока.

ХОД УРОКА:

  1. Организация урока (обратить внимание на задачи урока)

  2. Актуализация знаний.

Учитель биологии:


  • Какой процесс называется пищеварением?

  • С какого органа пищеварительной системы начинается пищеварение?

  • Что происходит с пищей в ротовой полости?

ВЫВОД: в ротовой полости нерастворимый крахмал превращается в растворимый сахар.

- Давайте проверим результат лабораторной работы «Действие слюны на


крахмал».

ВЫВОД: место на бинте, где остался крахмал окрасилось с синий цвет, а участки бинта обработанные слюной остались светлыми. Т.е. в ротовой полости под действием слабощелочной среды расщепляется крахмал до более простых веществ - сахара, который с йодом синего окрашивания не дает.

3. Изучение нового.

- В какой отдел пищеварительной системы пища поступает из ротовой полости?


Ответ ученика:

Частично переваренная пища из ротовой полости через глотку и пищевод поступает в желудок и находится там 4-6 часов, и все это время клетки внутреннего слоя стенок желудка выделяют желудочный сок.



Таисия Николаевна, учитель химии:

Желудочный сок состоит из кислоты, воды, слизи, ферментов.



  • Как доказать что в состав желудочного сока входит кислота?

  • При помощи индикатора провести качественную реакцию. Повторяем правила техники безопасности.

Лабораторная работа: определение наличия кислоты в желудочном соке. Учитель биологии:

С помощью лабораторной работы выясним условия работы ферментов желудочного сока.



Лабораторная работа 5

ЦЕЛЬ: доказать, что ферменты желудочного сока воздействуют на белки и не действуют на крахмал; доказать, что ферменты желудочного сока активны только в кислой среде и при t=+40°C.



ХОД РАБОТЫ:

  1. Взять три пробирки под номерами № 1, № 2, № 3.

  2. В каждую прилить желудочный сок.

  3. В пробирку № 3 добавить щелочь NaOH.

  4. Все пробирки поставить в водяную баню при t=+40°C, учитель

контрольный опыт ставит в лед при t=0°C.

5. Результаты опыта внести в таблицу «Условия действия желудочного сока».



№ Jfel

■ Условия опыта

Результат (Вывод

Белок + желудочный сок, t==+40°C

Расщепляется

Фермент

желудочного сока пепсин действует на белок при t=+40°C



2

Крахмал + желудочный сок, t=+40°C

Не расщепляется

Пепсин не действует на крахмал

3

Белок + желудочный сок + NaOH, при Г+40°С

Не расщепляется

Пепсин работает только в кислой среде,

Так как пища в желудке расщепляется не сразу, оставляем опыт, а в конце урока увидим результат, который запишем в таблицу инструктивной карточки.

Учитель химии:

Итак, в состав желудочного сока входит кислота. Как это доказать? Какая кислота?

- Почему же в здоровом желудке невозможно переваривание его стенок соляной кислотой?

Сообщение ученика:


  1. Слизистая оболочка желудка обильно орошается кровью, ее вещества ослабляют действие кислоты желудочного сока.

  2. Вода, входя в состав желудочного сока, растворяет кислоту и делает ее менее едкой.

  3. Железы желудка выделяют слизь-муцин, которая обволакивает и защищает стенки желудка от самопереваривания.

Учитель химии:

Выяснить какая кислота находится в желудочном соке. Лабораторная работа «Определение кислоты, которая входит в состав желудочного сока». Исследуем на три кислоты: серную, сернистую и соляную.



ВЫВОД: в состав желудочного сока входит соляная кислота.

Учитель биологии:

Но кроме НС1, Н20 и слизи в состав желудочного сока входят ферменты важнейшие составляющие вещества секретов пищеварительных соков, вырабатываемые пищеварительными железами. Это сложные вещества белковой природы. Какова роль ферментов в организме?



Учитель химии:

Выяснить какие вещества ускоряют химические реакции.



Демонстрация: действие катализатора МпОз на разложение пероксида водорода. Оксид марганца ускоряет химическую реакцию. Такие вещества называются катализаторами. Есть ли катализаторы в нашем организме? Есть, только они называются ферментами.

Учитель биологии:

Для каждой химической реакции в организме человека вырабатываются определенные ферменты. Например: в состав слюны входят - муцин, амилаза (в щелочной среде расщепляет углеводы), лизоцим (дезинфицирует полость рта). В состав желудочного сока входят - пепсин, липаза, гастриксин. А теперь вернемся к лабораторной работе «Условия работы ферментов желудочного сока».



  • Каков результат? Внесите данные в таблицу № 5.

  • Вспомните, в каком отделе пищеварительной системы расщепляется крахмал? С помощью каких ферментов? (в ротовой полости, в щелочной среде под действием амилазы)

ВЫВОД: фермент желудочного сока пепсин расщепляет белки при t=+40° С в кислой среде.
4.3акрепление.

Тестирование. Проверка знаний по теме «Пищеварение в желудке»

1. Какая кислота входит в состав желудочного сока?

a)H2S04,6)HCl,B)H3P04

2. Какой фермент входит в состав желудочного сока?

а) амилаза; б) мальтаза; в) пепсин.

3. Какие условия необходимы для работы ферментов желудочного сока?

а) t=+20°C

б) наличие кислоты;

в) t=+40°C

г) t=0°C


д) щелочная среда.

4. Какие органические вещества расщепляет пепсин?

а) белки; б) жиры; в) углеводы.

5. Какова функция ферментов?

а) замедляют скорость химических реакций;

б) не влияют на химические реакции;

в) ускоряют химические реакции.
ОТВЕТЫ:

1 - б; 2 - в; 3 - б, в; 4 - а; 5 - в.

(на листочках тесты).

Друг у друга проверяют, ставят оценки.



  1. Домашнее задание §31.










Холостяк — незавершенное существо, он схож с половинкой ножниц. Бенджамин Франклин
ещё >>