страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Интегрированный урок химия география «Азотные удобрения, или осторожно нитраты» - страница №1/1
![]() Интегрированный урок химия - география «Азотные удобрения, или осторожно нитраты» Цель урока: формирование компетенций уч-ся путём решения проблемы использования азотных удобрений в народном хозяйстве. Задачи: О.- сформировать понятие об удобрениях, их классификации, питательной ценности, правилах использования, влиянии на рост и развитие растений; сформировать понятие о мелиорации; Р. – развитие общепредметных компетенций уч-ся, развитие навыка рационального решения проблем, навыка решения задач; В.- научного мировоззрения, бережного отношения к природным ресурсам, экологическое воспитание Оборудование: мультимедиа, образцы удобрений, комнатные растения с признаками недостатка азотных удобрений Ход урока:
В 1798г. экономист Томас Мальтус издал книгу «Опыт народонаселения», где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии. Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, он заявил, что для того, чтобы избежать голодной смети нужно резко повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Какие способы повышения урожайности вы можете предложить? -Первый опыт по изучению питания растений провёл в начале 30-х годов 17 века нидерландский врач и алхимик Ян Баптист ван Гельмонт. Он взял 80 кг сухой земли, посадил ветку ивы и поливал её дождевой водой. Опыт длился 5 лет. За это время растение прибавило в весе 66 кг, а земля «похудела» меньше, чем на 100 г. Значит растение берут питание только из воды. То, что это не совсем так доказал немного позже швейцарский ботаник Жан Сенебье, создав теорию «воздушного питания». В 1840 г. великий немецкий химик Юстус Либих впервые указал на истощение почв минеральными веществами и необходимость возвращения их в почву. Не сразу, но его теория была принята. Согласно ей минеральные удобрения должны содержать три основных элемента- азот, фосфор, калий. Сегодня на уроке мы предлагаем вам разобраться с одним из элементов. N. Тема урока: «Азотные удобрения»
План урока: 1. Характеристика азотных удобрений. Их биологическая роль. 2. Изучение физических свойств азотных удобрений. 3. Производство азотных удобрений. 4. Содержание нитратов в пищевых продуктах. Практическая работа. У вас на столах лежат рабочие листы разного цвета. Возьмите рабочий лист по химии, запишите число и тему урока. Первый вопрос Характеристика азотных удобрений. Их биологическая роль (индивидуальная работа). (Работа с информационными листами и заполнение таблицы.)
Биологическая роль. «+» «-»
аминокислот, хлорофилла и химическим составом и других жизненно важных агрессивностью выделяющихся органических соединений. компонентов: аммиак, оксиды азота.
содержание белка в зёрнах пще- ницы, кукурузы, гречихи, проса и других зерновых культур. Оказывают благотворное влияние на содержание клейковины, стекло- видность зерна, выход муки, её хлебопекарные качества. Обсуждение результатов работы. Переходим к следующему вопросу. Работа в группах. 4 группы. Каждая группа получает задание, которое выполняет и рассказывает классу. Задание для группы биологов.
Обсуждение. Задание для группы химиков: Исследование азотных удобрений: нитрат аммония, нитрат кальция, нитрат калия, нитрат натрия. Изучить физические свойства выданных удобрений, испытать их на растворимость в воде. Занести данные в таблицу
Обсудить результаты. Класс заполняет рабочий лист. Задание для группы географов:
Занести данные в таблицу
Обсудить результаты. Класс заполняет рабочий лист. Учитель. Работа с контурной картой. Задание для группы экологов
Практическая работа «Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.» Образцы для тестирования: огурцы, яблоки. Ход работы: 1. Нарежьте объект кусочками так, чтобы выступил сок. 2. Выньте полоску тест-системы «Нитрат-тест» из упаковки и отрежьте кусочек индикаторной полоски размером 5 мм. 3.Зажав отрезанный участок полоски пинцетом смочите его выделившемся соком плода, либо окуните в тестируемый сок. 4. Через 3 минуты сравните окраску рабочего участка с контрольной шкалой на обложке тест-системы и определите содержание нитратов. 5. Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Вывод:
К нам в «Агрошколу» постоянно обращаются с вопросами: - Какое из удобрений аммиачная NH4NO3 или натриевая NaNO3 селитра богаче азотом. - Подскажите, как приготовить 50г 2% раствора аммиачной селитры, чтобы подкормить ею герань. (Решение задач.)
а) сульфаты б) нитраты в) нитриты г) удобрения
а) аммиачная селитра б) чилийская селитра в) норвежская селитра
2. NaNO3 3. NH4NO3
3. Азотные удобрения применяют: а) для роста листьев и побегов б) для развития корневой системы в) для созревания и окрашивания цветов, плодов и семян 4.Производство азотных удобрения тяготеет: а) к сырьевой базе б) к природному и кокосовому газу в) к источникам энергии 5Основными центрами производства азотных удобрений являются: а) Новгород, Череповец, Липецк б) Хибины-Кольский полуостров в) Московская обл. Самопроверка
1. Записи в рабочих листах. 2. Составить рекомендации как перевести сельское хозяйство из разряда загрязнённых в разряд экологически чистых? Как вырастить экологически чистую продукцию и избежать отравления нитратами?
Многие армянские сказки заканчиваются фразой: «… первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье – кому? Тому – кто понял.» Раздать яблоки (себе, гостям и ребятам). Тем более, что они без нитратов. Ешьте на здоровье! |
ещё >> |