Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы 1 150.07kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... 1 191.53kb.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... 1 344.24kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 101.52kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 171.64kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 51.8kb.
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №2 Инструкция... 1 58.3kb.
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №1 Инструкция... 1 55.06kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 117.12kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 143.83kb.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... 1 97.28kb.
Лекция для 7 класса Цель урока: Формирование в сознании учащихся... 1 54.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому - страница №1/1


Региональная оценка качества знаний учащихся РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 кл. (1124 /6)


РУССКИЙ ЯЗЫК (11 класс)

Вариант 1124

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 - А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прИбыв 3) довЕрху

2) принудИть 4) балОванный
А2. В каком предложении вместо слова ВЗРЫВНОЙ нужно употребить слово ВЗРЫВЧАТЫЙ?

1) ВЗРЫВНЫЕ согласные — это смычные согласные, при артикуляции которых нёбная занавеска поднята и воздух проходит в ротовую полость.

2) По предварительным данным, причиной произошедшего стало нарушение правил транспортировки ВЗРЫВНЫХ веществ.

3) Исследователи утверждают, что в России наблюдается ВЗРЫВНОЙ рост численности пользователей Интернета.

4) ВЗРЫВНОЙ клапан — устройство для предотвращения разрушения энергетических установок в случае взрыва горючих газов и угольной пыли.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более ритмичный

2) постигнула истину

3) без ста двадцати одного килограмма

4) огромных башен
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Взяв на себя огромные материальные расходы по земельной реформе,

1) государство оставило за собой право собственности на весь земельный фонд.

2) отныне землю нельзя было продавать иностранцам.

3) воспрещалась большая концентрация земли в одних руках.

4) высокая плата вынуждала помещиков продавать лишние земли.
А5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) И. К. Айвазовский вернулся на родину с триумфом, был удостоен звания академика и, согласно царского указа, причислен к Главному морскому штабу в качестве художника.

2) Все, кто знал М. А. Врубеля при жизни, и все, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не задуматься об очевидной глубокой связи и духовном родстве художника и М. Ю. Лермонтова.

3) Поставленная в Москве на частной сцене С. И. Мамонтова опера «Хованщина» имела огромный успех благодаря гениальному исполнению партии Досифея молодым русским певцом Ф. И. Шаляпиным.

4) В поэтической сказке А. Н. Островского «Снегурочка» показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

.

Прочитайте текст и выполните задания А6 - А11.


(1)... (2) В это время французский философ Пьер Гассенди, английский учёный Роберт Бойль и русский академик М. В. Ломоносов создали основы молекулярно-кинетической теории. (3) В XIX веке английский учёный Джон Дальтон научно обосновал молекулярное строение вещества. (4) Было составлено представление о молекуле как о минимальной частице вещества, сохраняющей его химические свойства. (5) К началу XX века учёные выяснили, каковы размеры, масса и скорость движения молекул, как располагаются в молекулах атомы. (6) ... в это время была окончательно разработана молекулярно-кинетическая теория строения вещества.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Развитие науки о строении вещества начинается в XVII - XVIII веках.

2) Полное собрание трудов Пьера Гассенди было опубликовано в 1658 году.

3) Многие философы древности рассматривали огонь и связанную с ним теплоту как одну из стихий, которая наряду с землей, водой и воздухом образует все тела.

4) Первым основным положением молекулярно-кинетической теории является утверждение, что все вещества состоят из молекул

А7. Какое из приведённых ниже сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?

1) Кроме того, 3) Хотя

2) Так как 4) Таким образом,
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) теория была разработана (предложение 6)

2) основы создали (предложение 2)

3) каковы размеры (предложение 5)

4) представление было (предложение 4)
A9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных

2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

3) простое с однородными членами

4) сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных
A10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРАБОТАНА в предложении 6.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) деепричастие
A11. Какое слово в тексте имеет значение «совокупность обобщённых положений, образующих науку или её раздел»?

1) строение (предложение 6)

2) теория (предложение 2)

3) вещество (предложение 3)

4) свойства (предложение 4)
A12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

На шумных и оживлё(1)ых улицах этого города можно купить всё: златотка(2)ые ковры, вощё(3)ый ситец с изыска(4)ми стари(5)ыми рисунками, посуду.

1) 1,2 2) 1,4,5 3) 2,3 4) 1,2,3,4,5


A13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) абс.лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, стр..жайший, к..снуться

3) автом..тизировать, т..нцор, обн..вляясь

4) б..лагурить, пл..вец, сл..жившийся

A14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..стория, раз..грать, меж..нститутский

2) непр..рывный, пр..волжский, пр..зрительный

3) в..дрогнуть, не..говорчивый, ра..положить

4) не..хватный, п..завчера, нед..варить
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) бор..шься, испорч..нный

2) законч..шь, провер..вший

3) обяж..шь, движ..мый

4) принос..шь, повал..нный
А16. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?

A. услужл..вый

Б. продл..вающий

B. алюмини..вый

Г. подстра..ваться

1) А, Б 2) А,Г 3) А, В, Г 4) Б,В


А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Рассуждали (не)плохо, а работать как следует не умели.

2) Мы переправлялись через (не)глубокую, но широкую реку.

3) Как месяц (ни)свети, а не солнышко.

4) Силы врага лучше переоценить, чем (не)дооценить.

.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ВЕКА не находилось художника, который бы хоть сколько-нибудь достойно воплотил могучий и загадочный образ Демона, владевший воображением М. Ю. Лермонтова.

2) Стоит только зацвести медунице, тут же (ПО)БЛИЗОСТИ надо искать и строчки: они только что проснулись и ТОЧЬ(В)ТОЧЬ похожи на бархатные мордочки щенков.

3) Я убеждён, что память о национальных трагедиях ТАК(ЖЕ) священна, как и память о победах. И чрезвчайно важно, ЧТО(БЫ) молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами.

4) Ещё один шаг (НА)ВСТРЕЧУ российскому туризму — открытие в Москве Информационного центра по туризму Литвы, в котором посетители могут получить практически любую информацию о стране, а ТАК(ЖЕ) заказать билеты на самолёт или поезд.


А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

В ранней прозе А. П. Чехова за верхним слоем бытовой карикатурности проглядывает глубинное понимание нравственной коррозии человека ( ) и внутрен­ний драматизм его несчастной участи.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух (1) наполненный тысячами разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и устремив глаза свои в траву.

1) 1,3,4 3) 2,4

2) 1,2,3 4) 1,2,3,4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Профессия учителя (1) наверное (2) более сложная, чем профессия врача: врачу помогают лекарства, помогают законы медицины, общие законы для всех организмов, несмотря на их индивидуальность. Для учителя этих законов (3) практически (4) нет, он должен вслепую нащупывать, определять свой путь к душе каждого ученика.

1) 1,2,3,4 3) 1,2

2) 1,3 4) 3,4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Очень многие акварели того времени не имели авторов или приписывались тем или иным художникам предположительно.

2) И по богатству художественных приёмов и по идейной значимости и по разнообразию воссозданных социальных типов «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере могут считаться художественным синтезом всего творчества писателя.

3) Для защиты истины и дела Дёжкину не раз приходилось скрывать свои настоящие взгляды и играть роль убеждённого сторонника академика Рядно.

4) В стихах А. Вознесенского о любви звучат либо трагическая безысходность либо ликующие ноты счастья.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Отношение художников-реалистов к возникающей промышленности и процессу урбанизации сложное и порождает две противоположные реакции: некоторые в восторге от процесса науки и техники, другие, напротив, усматривают в этом опасность, разочарование, угрозу образу жизни.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Романтизм (1) основная философия (2) которого заключалась (3) в призыве к раскрепощению личностных сил человека, следованию природе и взаимосвязи всего со всем (4) появился в Германии в конце XVIII века.

1) 1,3 3) 1,4

2) 2 4) 2,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я присел под лиственницей (1) чтобы отдохнуть (2) и (3) пока мои друзья готовили ужин (4) меня охватила сладкая дремота.

1) 2,4 3) 1,4

2) 2,3 4) 1,2,3,4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Людям, которые берут на себя ответственность за выполнение задания, требуются стандарты оценки результатов деятельности.

2) Литературный язык представляет собой исторически сложившуюся систему языковых элементов и языковых средств, которые прошли длительную культурную обработку в устных и письменных текстах мастеров слова.

3) На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, который был украшен тремя или четырьмя кисточками брусники.

4) Нет пока критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.

А27. Прочитайте текст.

Отличительной чертой современного общества являются процессы экономического сближения стран, которые проявляются в росте международной торговли и других форм международного экономического сотрудничества, межстрановых финансовых потоков, миграции рабочей силы, обмена опытом между работниками различных сфер. Объединение экономических субъектов и углубление их взаимодействия происходит как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, корпорациями. Поэтому не удивительно, что сегодня практически все работодатели при приёме на работу нового сотрудника в качестве одного из основных требований выдвигают знание иностранного языка.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Процессы экономического сближения стран, происходящие на всех уровнях, требуют от специалиста знания иностранного языка.

2) Рост международной торговли и других форм международного экономического сотрудничества приводит к объединению экономических субъектов.

3) Формы международного экономического сотрудничества обусловлены требованиями, которые выдвигает общество к специалистам в этой области.

4) Для обмена опытом между работниками различных сфер требуется знание иностранного языка


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) По моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий – нереалистичны. (2) Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

(3) Ещё не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, а также интенсивных методов земледелия. (4) Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. (5) Но возможно это осуществить в мире, где сейчас сотни миллионов людей страдают от голода?

(6)Несомненно, наоборот, необходимы дальнейшая интенсификация и распространение прогрессивных методов на весь мир, на все развивающиеся страны. (7) Нельзя отказаться от всё более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех её отраслях, в том числе и в бактериологии и вирусологии, нейрофизиологии, генетике человека и генохирургии, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательных социальных последствий некоторых из этих исследований. (8) То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т. п.

(9) Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного и социального анализа. (10) Нельзя отказаться от всё более широкого использования искусственных материалов, от модернизации всех сторон быта людей. (11) Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.

(12) Нельзя отказаться от строительства всё более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика – одна из основ цивилизации. (13) Я позволю себе вспомнить, что 25 лет назад мне, вместе с моим учителем, лауреатом Нобелевской премии по физике Игорем Евгеньевичем Таммом, довелось стоять у истоков исследований управляемой термоядерной реакции в нашей стране.

(14) Сейчас эти работы приобрели огромный размах, исследуются самые различные направления, от классических схем магнитной термоизоляции до методов с использованием лазеров.

(15) Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приёма сигналов от внеземных цивилизаций – шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.

(16) Я назвал только некоторые примеры, их можно умножить. (17) В действительности все главные стороны прогресса, несомненно, тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить всё здание цивилизации; прогресс неделим. (18) Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы. (19) Недооценка этих факторов может привести к извращению путей прогресса или даже к его прекращению, к застою. (20) Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.

(По А. Сахарову *)



* Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 — 1989) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

А28. Какое высказывание может быть взято в качестве эпиграфа к данному тексту?

1) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. Но это всё - мы. Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра - просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля? (В. Солоухин)

2) Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять. (О. Хаксли)

3) Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей.

(М. Горький)

4) У человечества есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов развития человечества. (А. Уайтхед)


А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 6 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 5 текста.

2) В предложениях 7—9 представлено рассуждение.

3) В предложениях 12—14 перечислены последовательные действия персонажа.

4) Предложение 19 объясняет утверждение, высказанное в предложении 18.
А30. Какое слово в тексте имеет прямое значение?

1) повернуть (предложение 1)

2) стоять (предложение 13)

3) вспомнить (предложение 13)



4) разрушить (предложение 17)


Часть 2.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.
В1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
В2. Из предложений 3—5 выпишите все союзы.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТАКИХ ПОПЫТОК (предложение 15).

Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 6—11 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 . Среди предложений 1 — 11 найдите простое предложение, осложнённое обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 — 13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 12—19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «В своей Нобелевской лекции академик А. Сахаров обращается к актуальным проблемам современности. При этом очевидно, что эти проблемы волнуют автора. Например, синтаксические средства выразительности:_________(«По моему убеждению», «вероятно», «несомненно» в предложениях 1, 15, 17),___________ (в предложениях 7—9) — помогают автору не только изложить факты, но и выразить своё отношение к ним. Специфика проблемы данного текста обусловливает использование такого лексического средства выразительности, как__________(«учреждения», «модернизация», «интенсификация» и др.). Ведущим приёмом в тексте является___________ («Нельзя отказаться...»

в предложениях 10—12)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) гипербола

3) риторический вопрос

4) книжные слова

5) парцелляция

6) вводные слова

7) восклицательное предложение

8) анафора

9) антонимы

Часть 3.
Для ответа к заданию этой части используйте чистый бланк ответов №2.. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


© 2011 Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Копирование, распространение и использование без письменного разрешения ТОГИРРО не допускается.








Люди привыкли почитать черепа, а не головы. Зыгмунт Красиньский
ещё >>