страница 1 |
|
Похожие работы
|
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы по русскому - страница №1/1
![]() Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова Экзаменационная работа по русскому языку Якутск 2012 Вариант I
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение). Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
1) теннис 3) темп 2) ателье 4) термин
1) Меланхолия – болезненно-угнетенное состояние, хандра, тоска. 2) Апофеоз – прославление, возвеличивание. 3) Зачинщик – тот, кто является автором какого-либо положительного начинания. 4) Компрометировать – порочить, выставлять в неблаговидном свете.
1) до трехсот, до шестиста, к шестиста 2) к сорока, в пятиста, шестьюстами 3) в двухтысяч шестом, до пятиста, около семисот 4) восемьдесятью, около шестисот, в две тысячи пятом
1) вам нужно ехать на такси. 3) мне неудобно перед подругой. 2) я очень волнуюсь. 4) необходимо не волноваться.
1) С этой ролью он справился не так удачно, чем другой актер. 2) Ворота отворились, и несколько полицейских офицеров вошли во двор. 3) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок. 4) Молодые дамы блистали всею роскошью моды.
1) Причудливым узором вьются тульские деревянные кружева по фасадам новостроек. 2) Причудливым узором вьются новгородские деревянные кружева по фасадам старых домов. 3) Причудливым узором вьются тульские деревянные кружева по фасадам старых домов. 4) Сдержанным, лаконичным узором вьются тульские деревянные кружева по фасадам старых домов.
1) Иными словами, все-таки очарование Тулы, этого старинного города – ровесника Москвы, определяется в значительной мере деревянными постройками. 2) Во-вторых, все-таки очарование Тулы, этого старинного города – ровесника Москвы, определяется в значительной мере деревянными постройками. 3) Кроме того, все-таки очарование Тулы, этого старинного города – ровесника Москвы, определяется в значительной мере деревянными постройками. 4) Однако все-таки очарование Тулы, этого старинного города – ровесника Москвы, определяется в значительной мере деревянными постройками.
1) подступает строительство 2) строительство новое 3) подступает к убранству 4) подступает теперь
1) простое 3) сложное бессоюзное 2) сложносочиненное 4) сложноподчиненное
1) действительное причастие 2) прилагательное 3) деепричастие 4) страдательное причастие
1) называют числа в последовательном порядке 2) признают кем-либо 3) определяют точное количество 4) думают, полагают
1) шерстя..ой, медле..ый, пута..ица 2) си..ий, оловя..ый, собра..о учениками 3) моще..ая булыжником, карма..ый, надме..ый 4) асфальтирова..ый, кова..ый, стари..а
1) р..сточек, к..нцелярский, торж..ствовать 2) отр..жение, пост..раться, г..релка 3) д..кумнтальный, зам..реть, в..ранда 4) укр..щение, ум..лкать, гр..жданский
1) непр..одолимый, пр..влекательный, пр..вязать 2) и..гиб, ра..бросать, не..держанный 3) вз..йти, нед..едание, пр..бабушка 4) под..тожить, без..дейный, об..грать.
1) разве..ть, засе..ли, читаемый 2) увид..нный, склоня..мый, он бре..т 3) не куп. .шь, он кол. .т, она ла. .т 4) слыш..мый, вид..мый, оберега..мый
1) объезд ..ик, груз..ик, обой..ик 2) медвеж..нок, собач..нка, печ..нка 3) совет..вать, рекоменд..вать, участв..вать 4) доказ..вать, рассчит..вать, танц..вать
1) Правды н.. скроешь 3) В доме нет н.. крошки хлеба. 2) Худой сетью рыбы н.. наловишь 4) Он не мог этого н.. знать.
1) Из(под), (древне)русский, (по)волчьи 2) (Мини)юбка, (взаимо)выгодный, (по)светлее 3) Потому(что), (полу)шутя, (пол)Австралии 4) Так(таки), (мутно)зеленый, (литературно)критический
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна 2) сложное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна 3) сложное предложение, перед союзом И запятая нужна 4) простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна
1) 1,3 3) 2,3 2) 1,2,3 4) 3
1) 1,2,3 3) 1 2) 2,3 4) 1,3
1) 1,2,3 3) 2,3 2) 2 4) 3
1) Вокруг обычным, спокойным порядком шла работа ( ) гремели машины, раздавалась барабанная дробь металлических ломов. 2) Вдруг я чувствую ( ) кто-то берет меня за плечо и толкает. 3) Проснулся ( ) пять станций убежало. 4) В глазах у меня потемнело ( ) голова закружилась.
1) 1,2,3,4 3) 1,2,4 2) 1,4 4) 3,4
1) 1,3 3) 2,3 2) 1,2,3 4) 3
1) Побережье, на которое упали лучи только что взошедшего солнца, было очень красивым 2) Западный склон горного хребта, который был обращен к реке, покрывал смешанный лес. 3) Отряд продвигался вперед под сводами деревьев, которые росли вперемежку с кустарниками. 4) Людей, которые собрались на площади, объединяла общая радость.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) O несчастье следует говорить, для того чтобы не «упиваться» им, а умело бороться с ним. 2) О несчастье следует говорить, чтобы понять его причины и извлекать из них нравственные уроки. 3) Чтобы стать счастливым, нужно поставить цель понять причины несчастья, преодолеть их и извлечь нравственные уроки. 4) Умение достойно переносить и преодолевать причины несчастья – вот цель, ради которой стоит говорить о нём. Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. (1) Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. (2) Природа – это материал для хозяйства всего человека и зеркало души каждого из нас. (3) Стоит только хорошо задуматься о своем пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств. (4) Вот как просто, кажется, бегут, догоняя друг друга по проволоке, капельки воды дождевой: одна задержалась, другая нагнала ее, обе слились в одну и вместе упали на землю. (5) Так просто! (6) А если задуматься о себе, что переживают люди в одиночку, пока не найдут друг друга и не сольются, и с этими мыслями станешь исследовать капли в их слиянии, и окажется – у них тоже не так просто капли сливаются. (7) И если посвятить себя этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека. (8) В природе вода лежит, и ее зеркало отражает небо, горы и лес. (9) Человек мало того что сам встал на ноги, он поднял вместе с собой зеркало и увидел себя, и стал всматриваться в свое изображение. (10) Собака в зеркале видит в себе другую собаку, но не себя. (11) Понять себя самого в зеркальном изображении скорее всего может только человек. (12) История культуры и есть рассказ о том, что увидел человек в зеркале, и все будущее наше в том, что еще в этом зеркале он увидит. (М.М. Пришвин) А28. В каком предложении говорится о необходимости изучать природу для того, чтобы исследовать жизнь человека? 1) 11 3) 10 2) 9 4) 7
1) описание 2) рассуждение и описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание
1) 8 3) 2 2) 12 4) 9 ЧАСТЬ 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ, в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8). Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами. В1. Из предложений 9–12 выпишите слово, образованное переходом одной части речи в другую. В2. Из предложений 7–9 выпишите указательное местоимение. В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами. В4. Среди предложений 2-5 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я), одна из частей которого(-ых) - односоставное определенно-личное предложение. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). В5. Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В6. Среди предложений 7-10 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным условным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). В7. Среди предложений 2-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8. В8. «М.М. Пришвин рисует образную картину природы как отражения сущности человека. Для придания своей речи экспрессивности он использует____________в предложении 5. Яркий художественный образ природы автор создает с помощью____________в предложении 1, используя скрытое сравнение. Для актуализации центрального образа текста в него включается_________________в предложении 7». Список терминов:
ЧАСТЬ 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ЧАСТЬ I При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А1. В каком слове ударение падает на первый слог?
А2. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости.
A3. В каком примере есть грамматическая ошибка?
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Опровергая общее утверждение,
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. (1)... (2) Бумага вначале изготовлялась в обстановке строгой секретности. (3) Бамбук, долго моченный в воде, кипятили, пока он не превращался в рыхлую массу. (4) Разбавленный водой и хорошо размешанный состав потом отбеливали на солнце. (5) Китайцы старались сохранить монополию на секреты бумаговаренной промышленности, но, говорят, что эти секреты были выданы военнопленными китайцами. (6)... А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым в этом тексте?
А8. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?
А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗБАВЛЕННЫЙ из четвертого (4) предложения текста?
A11. Укажите значение слова ОБСТАНОВКА в предложении 2.
А12. В каком примере пишется НН?
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
А14. В каком ряду пропущена одна и та же буква?
А15. В каком примере пропущена буква Е?
А16. В каком слове пишется Е?
А17. В каком предложении пропущена буква Е?
А18. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении Недавно шел первый снег ( ) и все в природе находилось под властью этого молодого снега.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Рассыпавшись по кораблю (1) в своих белых рубашках (2) с широкими воротами (3) открывающими загорелые шеи (4) матросы моют и скребут палубу.
А21. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данных ниже предложениях. Я (1) возможно (2) уеду на этой неделе. Я думаю, что это (3) возможно.
А22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую.
А23. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении. Сыр выпал( ) с ним была плутовка такова.
А24. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении? Я говорю вам это (1) не для того (2) чтобы напугать, а для того (3) чтобы вы поняли (4) как это опасно.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если протянет руку в окно (4) то с кустов посыплется роса. 1) 1,2,3,4 3) 1,2,4 2) 1,4 4) 1,3,4 А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить синонимичным причастным оборотом?
А27. Прочитайте текст. Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат. Однако мир этот может не только обогащаться, но и постепенно, а иногда и катастрофически быстро беднеть. Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали «творить» и видеть (например, исчезло из активного употребления слово «учтивость»; его поймут, но сейчас его почти никто не произносит), но потому, что сегодня мы всё чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стертым, не укоренённым в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. (1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. (3) Одно из таких чувств – чувство милосердия. (4) Термин непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью, канувший в Лету. (5) Нечто свойственное лишь прежним временам. (6) «Сестра милосердия», «брат милосердия» – даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия. (7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9) Что оно – не модно? (10) Не нужно? (11) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (12) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. (15) Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16) Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства... (17) Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли. (19) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая... (20) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (Д. Гранин) А28. В каком предложении говорится о том, что является важнейшим элементом человеческой нравственности? 1) 11 3) 4 2) 17 4) 20
1) описание 3) рассуждение и повествование 2) рассуждение 4) рассуждение и описание
1) 2 3) 6 2) 4 4) 13
Список терминов:
ЧАСТЬ 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
А2. Значение какого слова определено неверно?
A3. Укажи ошибку в образовании формы слова.
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложении Уезжая на дачу,
А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11. (1)... (2) Бескрайняя, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит она свои вешние воды. (3) Правый берег покрыт белой нежной пеленой цветущих яблонь, вишен и черемухи. (4) В кустах на островах заливаются соловьи. (5)... A6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть пятым в этом тексте?
А8. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?
А9. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАТОПИВ из второго (2) предложения текста.
A11. Укажите значение слова ЗАЛИВАЮТСЯ в предложении 4.
А12. В каком ряду все слова пишутся с НН?
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
А15. В каком примере пропущена буква И?
А16. В каком слове пишется Е?
А17. В каком предложении НЕ со словами пишется раздельно?
А18. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Накануне было ветрено ( ) и на песке лежала волнистая рябь.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Не доезжая до аллеи (1) он остановил кучера (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты.
А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложениях? Я (1) может быть (2) и не стану уговаривать его ехать в деревню. Все (3) может быть (4) в жизни.
А22. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.
А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А24. Какой вариант ответов показывает правильную расстановку запятых в предложении? Рядом со станцией (1) мы увидели небольшую деревню (2) на краю которой (3) росла молодая сосновая рощица.
А25. Какой вариант ответов показывает правильную расстановку запятых в предложении? Кажется (1) что (2) если вглядеться в аквамарин (3) то увидишь тихое море (4) с водой цвета звезд.
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?
А27. Прочитайте текст. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1. (1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2) Кто портит телефоны-автоматы? (3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6) Кто... (7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. (8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? (9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? (10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: «Всякую пакость к себе примени... На пакость всякого станет...» (11) Пакость чаще всего творится скрытно. (12) Если бы ее «засветили», если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается. (13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. (14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами. (15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет. (16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой «не»: «не курить!», «не бросать», «не переходить», «не шуметь», «не распивать». (17)И что же, пакостник унялся? (18) Притормозил? (19) Засовестился? (20) Тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: «Власть употребить!» (21) И силу, добавлю я, всеобщую, народную! (В. Астафьев) А28. В каком предложении говорится о том, в чем автор видит главную причину засилья бытового хулиганства? 1) 10 3) 7 2) 15 4) 9
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 1 3) 14 2) 8 4) 21
Список терминов:
ЧАСТЬ 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
ещё >> |