Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по русскому языку. Инструкция по выполнению работы 1 150.07kb.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... 1 344.24kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы... 1 191.66kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 101.52kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 171.64kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 51.8kb.
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №2 Инструкция... 1 58.3kb.
Контрольная работа №3 Русский язык, 10 класс Вариант №1 Инструкция... 1 55.06kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 117.12kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 143.83kb.
Инструкция по выполнению работы на выполнение экзаменационной работы... 1 97.28kb.
Исследовательская работа Смешное в рассказах М. М. Зощенко Работу 1 88.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому - страница №1/1


Региональная оценка качества знаний учащихся РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 кл. (1121 /6)


РУССКИЙ ЯЗЫК (11 класс)

Вариант 1121

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 30 заданий (А1 - А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 - В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 - А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. надОлго 2) рвАла

  2. кухОнный 3) бантЫ


А2.В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить слово ИНФОРМАТИВНЫЙ?

  1. Выступление профессора было интересным и ИНФОРМАЦИОННЫМ.

  2. Российская государственная библиотека готова предложить современную модель обслуживания молодого пользователя с его динамично развивающимися интересами и потребностью в новых ИНФОРМАЦИОННЫХ технологиях.

  3. Начиная с 80-х годов XX века ИНФОРМАЦИОННАЯ индустрия оказывает всё большее влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

  4. Ежедневные новости о политических и экономических событиях, происходящих в Москве, можно узнать на ИНФОРМАЦИОННОМ портале.



А3. Укажите пример с ошибкой в образовании фор­мы слова.

  1. полученные паспорта

  2. пара чулок

  3. к двумстам двадцати двум страницам

  4. самый умнейший


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая мир,

  1. человеку открыты бесчисленные возможности.

  2. была создана философия.

  3. каждый человек на самом деле познаёт себя.

  4. нам открывается много чудес.


А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Вольтер считал, что «словарь - это Вселенная в алфавитном порядке».

  2. Те, кто изучал наследие А. Эйнштейна, знают, насколько перемешались вокруг имени гения факты и мифы, научные открытия и вымысел.

  3. Внимательно изучив книгу «Риторика. Культура речи», можно серьёзно преуспеть в овладении ораторским искусством.

  4. Под впечатлением от фотографических снимков импрессионисты ищут альтернативный подход к традиционным художественным методам, согласно которых на протяжении веков изображалась человеческая фигура.


Прочитайте текст и выполните задания А6 - А11.
(1)…(2) Его первая часть (от гр. techne) многозначна, вначале она обозначала понятие «ремесло», т.е. то, что сделано руками, в дальнейшем - «искусство», «мастерство», «умение». (3) Вторая часть этого термина, восходящая к греческому logos, имеет семантику «слово», «речь». (4)…можно было бы говорить об искусстве слова или речи, искусстве учения. (5) В XX веке термин «технология» стал активно использоваться в сфере производства, обозначая совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, состояний, формы какого-либо сырья или материала, применяемых в процессе производства продукции. (6) В семантику термина включали выявление различных закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Производственный цикл в настоящее время называют технологической цепочкой, технологическим циклом, имея в виду завершённость процесса, его цикличность.



  1. Технология предполагает непрерывность процесса, связь отдельных производственных циклов и получение на выходе качественного продукта.

  2. Современные образовательные технологии, наряду с использованием традиционных методов обучения, направлены на повышение качества образования.

  3. Термин «технология» пришёл в русский язык, по данным исследователей, через немецкий язык, будучи заимствованным из латыни, а в латинский язык – из греческого.


А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста?

  1. Иными словами, 3) Однако

  2. Кроме того, 4) Так как


А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. термин стал использоваться (предложение 5)

  2. часть обозначала (предложение 2)

  3. включали выявление (предложение 6)

  4. можно было (предложение 4)


A9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. сложное бессоюзное 3) простое осложнённое

  2. сложносочинённое 4) сложноподчинённое


A10. Укажите притяжательное местоимение.

  1. она (предложение 2)

  2. его (предложение 2)

  3. этого (предложение 3)

  4. какого-либо (предложение 5)


A11. Укажите значение слова СЕМАНТИКА в третьем (3) предложении текста.

  1. раздел языкознания и логики, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков

  2. комплекс философских и научных теорий, предметом которых являются свойства знаковых систем — естественных и искусственных языков науки

  3. совокупность операций, служащих для определения либо кодирования смысла данных

  4. значение, смысл отдельного слова или оборота речи


A12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

В маленьких окнах магазинчиков вы можете увидеть и хорошую картину, писа(1)ую масля(2)ыми красками, и оружие в дорогой оправе, и костя(3)ые точё(4)ые шахматы.
1) 1 2)1, 2 3) 2,3 4) 1,2, 3,4
A13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. ун..чтожать, мет..орология, прот..реть

  2. ут..шение, раскр..снеться, д...лёкий

  3. раст..рание, апл..дировать, ут..лщённый

  4. г..ризонт, соед..ниться, бл..стательный


A14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пре..приятие, по..чищать, пре..сказатель

  2. пр..кословить, пр..мерять, пр..вратить

  3. и..бежать, не..гибаемый, ра..кинувшийся

  4. с..мпровизировать, меж..нститутский, без...нициативный


А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. засохн..шь, мысл..вший 3) высад..шь, охраня..мый

  2. выруб..шь, изуч..нный 4) смож..шь, приемл..мый


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. отчетл..вый

Б. преодол..вающий

В. кремни..вый

Г. расстра..ваться
1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. (Не)прекращавшаяся в течение суток пурга замела весь город.

  2. (Не)помня зла, за благо воздадим.

  3. Ни один из трёх ординарцев (не)доехал до полка Апраксина.

  4. По крыше беседки стучали крупные, но (не)частые капли дождя.


А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Классификация видов красноречия, типов речи складывалась постепенно, (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков, (ПО)ЭТОМУ в ней есть разночтения.

  2. Простота и доступность поэзии Сергея Есенина (ПОД)ЧАС КАК(БЫ) скрывают от глаз те духовные глубины, которые в ней содержатся.

  3. (В)ОТЛИЧИЕ от монументальной живописи, представляющей собою целые композиции, декоративная роспись имеет орнаментальный, а ТАК(ЖЕ) полуорнаментальный характер.

  4. Стоило Чехову поселиться в деревне, как он (ТОТ)ЧАС же пригласил к себе толпу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь дом сверху (ДО)НИЗУ набивает гостями.


А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Египетские пирамиды возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни ( ) и тянутся на десятки километров от современного Каира до Фаюмского канала.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В XIX веке почти совсем (1) отсутствующие в творчестве импрессионистов (2) религиозные сюжеты (3) заменяются светскими (4) связанными с повседневной жизнью.

  1. 1,2,3,4 2) 2 3) 3,4 4) 4


А21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Многочисленные исторические факты (1) по мнению политологов (2) подтверждают одно: Пётр I настолько изменил жизнь Российского государства, что последствия этого сказываются до сих пор. Сам механизм реформ, их сила и глубина, самоотверженный труд и личное служение монарха идее величия страны — всё это (3) по-видимому (4) может послужить прекрасным примером для современных государственных деятелей.

  1. 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,2 4) 3,4


А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. И. С. Тургенев и в литературных оценках и в человеческих отношениях был доброжелателен.




  1. В судьбе человека сплетаются в единый узел и былое и нынешнее и завтрашнее.

  2. Иногда лишь летописная строка или старинная книга донесёт до нас из глубины веков имя основателя города или интересное событие.

  3. Заводы и фабрики работали в тылу и день и ночь.


А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Выбор речевых средств контролируется говорящим на всех этапах внутренней подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на звучащую речь.

  1. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

  4. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В истории человечества порой появляются такие личности (1) образы (2) которых проходят затем (3) через культурную среду множества поколений.

1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 1, 2



А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После разгрома фашизма в силу новой общественно-политической ситуации немецкий язык на долгие десятилетия оказался разделённым политической и идеологической границей двух германских государств (1) и (2) хотя такое разделение не привело к языковому расколу (3) оно всё же сформировало определённое языковое «отчуждение».

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2



А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. События двух революций и гражданской войны явились тем потрясением, которое окончательно изменило и духовный, и художественный мир Б. К. Зайцева.

  2. Выросший в семье, которая воспитала у будущего писателя любовь к природе, И. С. Соколов-Микитов утверждает, что человек, который заботится о природе, не может быть безнравственным.

  3. Ты не думай, что дома и вещи, которые окружают тебя, не живут, не радуются, не плачут!

  4. Произведения импрессионистов включены в каталоги самых престижных художественных галерей и постоянно занимают первые строчки в списках аукционов, которые могли бы привлечь коллекционеров со всего света.


А27. Прочитайте текст.

В современных условиях знание превратилось в важнейший ресурс повышения конкурентоспособности национальной экономики. Так, образованная рабочая сила позволяет существенно увеличить производительность труда, повышение профессионализма рабочей силы способствует росту занятости населения в экономическом секторе. Однако высшее образование не только приносит государству экономические выгоды, но и оказывает благотворное влияние на общественно-политическое развитие страны, в частности на повышение политической активности граждан, на их стремление участвовать в жизни общества.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?




  1. Рабочая сила позволяет существенно увеличить производительность труда, повышение профессионализма рабочей силы способствует росту занятости населения в экономическом секторе.

  2. Образование оказывает благотворное влияние на политическую активность граждан.

  3. Рост занятости населения не только приносит государству экономические выгоды, но и является основой конкурентоспособности национальной экономики.

  4. Сегодня знание — это ресурс повышения конкурентоспособности экономики государства и его общественно-политического развития.



Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1) С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.

(2) Поступок, совершённый целиком по совести, – это свободный поступок.

(3) Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5) Откуда она взялась? (6) На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7) Она не ошибается. (8) Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

(9) Когда я говорю поступок по совести, мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

(10) 28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко.

(11) На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12) Им всегда виднее. (13) И рядом не разрешили. (14) Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

(15) Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16) Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17) Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволяя никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18) Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу.

(19) Большая толпа осталась на улице. (20) Радиофицировать не разрешили. (21) Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».



      1. Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23) Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24) Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

      2. (25) «Миша, дорогой, – закричал Борисов, – прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

(26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.

(27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал.

(28) Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то...»

(30)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32) Это была совесть, совесть взбунтовалась!

(33) Быть бессовестным сегодня для многих – «ничего не поделаешь, таково наше общество». (34) Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.

(35) Но при чём тут совесть? (36) Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас ....

(По Д. Гранину*)


* Даниил Александрович Гранин (родился в 1918 г.) - русский

писатель, общественный деятель.

А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36 текста?

  1. помнит 3) забудет

  2. судит 4) выберет



А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложениях 1—8 представлено рассуждение.

  2. В предложениях 22, 25, 28 перечислены последовательные действия персонажа.

  3. Предложения 31—32 содержат ответ на поставленный в предложении 30 вопрос.

  4. В предложении 9 содержится вывод рассуждения, представленного в предложениях 10—28.


А30. В каком предложении использован фразеологизм?

1) 9 2)18 3) 22 4) 34




Часть 2.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 - ВЗ запишите словами.

В1. Определите способ образования слова ПОСТУПОК (предложение 8).
В2. Из предложений 2—4 выпишите производный предлог.
В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕ ПРИВОДИТ К РАЗОЧАРОВАНИЮ (предложение 8).

Ответы к заданиям В4 - В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 25—32 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 . Среди предложений 26—33 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 2—8 найдите сложные предложения с однородным подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.
В7. Среди предложений 2—13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — А30, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
В8. Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений Д. А. Гранин, размышляя о понятии «совесть», обращается к драматическим событиям, связанным с похоронами М. М. Зощенко. При этом автор даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Общий эмоциональный тон помогают передать синтаксические средства выразительности: _________(предложения 3-5), употреблённые в пятом и шестом абзацах__________ (например, предложения 13, 15, 16, 20, 21), а также________(предложение 32). Убедительно и точно передать впечатление от поступка Леонида Борисова Д.А. Гранину помогает такой троп, как__________(«Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз»).
Список терминов:

  1. неопределённо-личные предложения

  2. развёрнутая метафора

  3. контекстные синонимы

  4. сравнение

  5. парцелляция

  6. вопросительные предложения

  7. восклицательное предложение

  8. литота

  9. антонимы


Часть 3.
Для ответа к заданию этой части используйте чистый бланк ответов №2.. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.




© 2011 Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.

Копирование, распространение и использование без письменного разрешения ТОГИРРО не допускается.








Жаждешь крови? Стань гнидой. Станислав Ежи Лец
ещё >>