страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного - страница №1/1
![]() ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал Разработка и апробация программы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители): Аверина О. В., доцент, к.п.н., доцент кафедры математики и информатики Блохина О. А. доцент, к.п.н., доцент кафедры математики и информатики Елагин К.В.специалист по УМР 1 кат. кафедры математики и информатики Казанчан М.С. доцент, к.п.н., доцент кафедры математики и информатики Квитковская А. А. доцент, к.п.н., кафедры социальной и семейной педагогики Комарова Е. В. доцент, к.ф.-м.н., зав. кафедрой прикладной математики Коноплева Я.А.ведущий документовед АНПИ НПО Пугачева Н.А.специалист по УМР АНПИ НПО Третьяков Н. П. доцент, к.ф.-м.н., доцент кафедры прикладной математики Москва 2011 г. Актуальность и обоснованность научно-образовательных материалов Важнейшим фактором, обуславливающим необходимость изменений в сфере воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует считать широкомасштабный процесс информатизации общества. Развитие информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы. Велико значение инфотелекоммуникационых технологий в сфере личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Три основания педагогических достижений конца ХХ века, такие как педагогика развития творческого потенциала ребенка, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированная педагогика, а также достижения педагогической информатики позволяют находить различные пути реализации новых образовательных технологий в сфере обучения информатике детей дошкольного и младшего школьного возраста. На сегодняшний день начальная подготовка по информатике в старшей и подготовительной группах детского сада и в младших классах школы приобретает особое значение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты наиболее благоприятны для развития важных для всей последующей учебы и жизни человека психических процессов. В связи с возросшими требованиями к информационной, программно-компьютерной профессиональной компетентности педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), учителей начальных классов возникает потребность и объективная необходимость в повышении квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с учетом информатизации современного учебно-воспитательного процесса. По опросам работодателей (руководителей дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, прогимназий и гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования детей, специализированных психолого-педагогических и коррекционно-развивающих центров для дошкольников и младших школьников и др.) сегодня как никогда ранее востребована программа курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» для достаточно широкого контингента слушателей: воспитателей, учителей, психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня, менеджеров образования и др. В ходе создания научно-образовательных материалов по проекту «Организация и проведение курсов повышения квалификации для жителей столичного мегаполиса по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»» на основе модели информационно-технологических, программно-компьютерных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных, нормативно-правовых компетенций учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, менеджеров образования Исполнителем в соответствии с утвержденным Техническим заданием разработан пакет научно-образовательных материалов по формированию и развитию данных компетенций в системе повышения квалификации педагогических кадров столичного мегаполиса.
В ходе реализации научно-образовательной разработки на основании модели профессиональных информационно-компьютерных компетенций педагогов поставлены и решены следующие задачи: - разработана научно-образовательная практико-ориентированная программа курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»; - подготовлен пакет контрольно-измерительных материалов для определения уровня сформированности информационно-технологических, программно-компьютерных профессиональных компетенций слушателей курсов по итогам обучения; - подготовлены материалы для реализации научно-образовательной программы дополнительного профессионального образования по проблеме информационных технологий в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста для педагогических и административно-управленческих кадров столичного мегаполиса; - разработаны документы для внедрения в практику образовательной программы курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» в системе дополнительного профессионального образования административно-управленческих и педагогических кадров столичного мегаполиса. Область применения. Подготовленный пакет научно-образовательных материалов по направлению «Организация и проведение курсов повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» является научным обоснованием концепции дополнительной профессиональной образовательной программы в области совершенствования и развития информационно-компьютерной компетентности педагогических кадров столичного мегаполиса. Подготовленный пакет научно-образовательных материалов может быть применим: 1) как основа интегрирования результатов научного поиска в сфере разработки и обоснования программ повышения квалификации специалистов, работающих в сфере воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) в качестве отдельных тем и разделов проведения обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров по проблемам использования и внедрения инфотелекоммуникационных технологий в образовательный процесс ДОУ и начальной школы; 3) как методика и практическое пособие для внедрения в практику жизнедеятельности учреждений воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста современных информационно-компьютерных технологий для повышения качества личностного развития детей.
- сформированность у выпускников курсов совокупности компьютерно-технологических компетенций (нормативно-правовой, аналитико-прогностической, социально-педагогической, мониторинговой, и др. компетенций); - овладение воспитателями ДОУ, учителями начальных классов системой знаний о теоретико-методологических основах информатизации учебно-воспитательного процесса; - развитие научно-исследовательских компетенций педагогических кадров в сфере информационных технологий, их влиянию на личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста; - повышение качества оказания учебно-воспитательных услуг.
Особое внимание в научно-образовательных материалах уделено активизации самообразовательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации. УЧЕБНЫЙ ПЛАН дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» Цель: формирование профессионально-методической компетентности в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Категория слушателей: педагогические работники, руководители и специалисты социально-трудовой сферы, незанятое население. Срок обучения: 72 часа.
Модуль 1. «Теоретико-методические основы информатизации современного образования» Окинавская хартия глобального информационного общества, подписанная руководителями 7 ведущих стран мира, в том числе и России в 2000 г. Откликом на современные требования развития мирового информационного сообщества явилось появление ряда программ информатизации образования в Российской Федерации. Национальный проект «Образование» в качестве одного из важнейших направлений работ выделил информатизацию образования. Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) тесно связан с одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации Нормативно-правовые и социально-экономические основы информатизации образовательного процесса. Закон «Об образовании» РФ. Охрана прав, интересов и здоровья учащихся образовательный учреждений. Концепции содержания непрерывного образования в РФ (дошкольное и начальное школьное звено), в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей. Роль информатизация современного образования в реализации основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном этапах. Информатизация современного образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, его направленность на конструирование содержания, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Дидактические и психолого-педагогические аспекты информатизации образовательного процесса.
– концепции информатизации общества и образования (Е.П.Велихов, Я.В.Ваграменко, Б.С.Гершунский, А.П.Ершов, В.А.Извозчиков, В.В.Лаптев); – теории формирования информационного образовательного пространства и информационной культуры личности (В.М.Монахов, Е.С.Полат, И.В.Роберт); – концептуальные взгляды на личность как высшую ценность педагогического процесса, концепции развития системы непрерывного образования (Б.Г.Ананьев, С.Я.Батышев, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, В.А.Сластенин и др.); – психолого-педагогические теории обучения, в том числе, теории: активизации и развития познавательного интереса ребенка (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Н.В.Кузьмина, М.И.Махмутов, Н.А.Менчинская, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн и др.), развития мотивации обучения (Л.В.Занков, Е.П.Ильин, И.Я.Лернер, Г.И.Щукина и др.), сознательности учения (Б.Г.Ананьев, А.А.Люблинская и др.), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.); системности обучения (Д.Брунер, Н.М.Верзилин, Н.П.Гузик, Л.Я.Зорина и др.), самообразовательной и самостоятельной учебной деятельности (А.Р.Гинзбург, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, О.Г.Лемберг, А.С.Ланда, Р.М.Микельсон, М.Н.Скаткин и др.); – теоретические положения об индивидуализации образования и развития личности, ее творческих возможностей (Ш.А.Амонашвили, К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, А.Маслоу, Н.Д.Никандров, Н.Ф. К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, В.А.Якунин и др.); – теории дистанционного обучения (А.А.Андреев, А.М.Бершадский, Р.М.Деллинг, А.Д.Иванников, Д.Киган, В.Г.Кинелев, М.В.Кларин, М.В.Моисеева, Е.С.Полат, Б.Я.Советов, Ю.А.Татарников и др.); – общие положения кибернетики, теории управления, информации и алгоритмов (А.И.Берг, Б.В.Бирюков, В.М.Глушков, Л.Н.Ланда, А.А.Ляпунов, Л.В.Фаткин и др.).
- личностно-ориентированный подход (создание в процессе обучения условий для выбора каждым ребенком персональной образовательной траектории); - антропологический подход (учет психовозрастных и социально-психологических особенностей личностного развития детей при разработке содержания и методики работы с программным Интернет-продуктом: наличие стимульного комментария к материалам обучения, необходимость позитивной оценки действий ребенка; эвристичность заданий и справочно-консультативных материалов, развитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий); - системный подход к разработке вариативных модулей программ и методических рекомендаций по обучению детей информатике (комплексность теоретических и практических компьютеризированных материалов); - эргономический подход к компоновке и временным интервалам подачи учебной информации, позволяющий обеспечить рациональное взаимодействие ребенка и компьютерной техники; Медицинские и валеологические основы информатизации дошкольного и начального школьного образования. Общая психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда в образовательном процессе. Общие закономерности и динамика работоспособности обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста. Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления. Регулирование работоспособности, профилактики утомления обучающихся разных возрастных групп в отдельные периоды учебного года, при работе за компьютером. Модуль 2. «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного школьного возраста» Психофизиологическое и дидактико-педагогическое обоснование раннего обучения информатике. Содержательно-методические и компьютерно-технические аспекты информатизации дошкольного образования. Индивидуально-ориентированный и эргономический подходы к информатизации дошкольного образования. Роль информационных технологий в интеллектуальном, социокультурном, коммуникативном развитии дошкольника. В процессе использования информационных технологий для личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо учитывать тот факт, что работа с информационными технологиями должна учитывать специфику следующих компонентов личностного развития ребенка: а) эмоциональный компонент - учёт специфики эмоциональной сферы личности ребёнка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения, приоритет положительных эмоций; б) деятельностный компонент - обеспечение связей ведущий деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода; в) содержательный компонент - правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, о самом себе, о процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе; г) коммуникативный компонент - учёт особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения. Обзор и анализ деятельности сетевых научно-исследовательских сообществ педагогов дошкольного образования.
а) возможность стыковки содержательных элементов, присутствующих при подготовке детей дошкольного возраста и при обучении информатике младших школьников; б) распределение содержательного материала информатики во времени, что снижает ежедневную и еженедельную нагрузку на детей, имеющих проблемы со здоровьем, лечение которых требует времени; в) реализация единой методической линии обучения, основанной на игре, порождающей и сохраняющей на высоком уровне мотивацию детей к изучению информатики и информационных технологий;
Психолого-педагогические, дидактические, содержательно-методические основы информатизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Компьютерная визуализация информации как наглядное представление на экране объекта, его основных частей или моделей, а при необходимости – представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого объекта или процесса (во всевозможных ракурсах, деталях, с демонстрацией внутренних взаимосвязей составных частей) в развитии, во временном и в пространственном движении. Разработка компьютерных презентаций в среде MS PowerPoint. Разработка анимационных роликов в системе Macromedia Flash. Информационные технологии в интеллектуальном, социокультурном, коммуникативном развитии младшего школьника. Информационные технологии в системе средств развития культуры самообразовательной деятельности младшего школьника. Основные поисковые системы, библиотечные и научные ресурсы сети Интернет. В целом же, результаты реализации программы курсов повышения квалификации «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» могут быть использованы при осуществлении мероприятий по дальнейшему совершенствованию информационно-компьютерной компетентности педагогических кадров, а также для создания методической базы постоянно действующей системы повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей. Отчетная продукция. В качестве отчетной продукции по данном этапу реализации проекта представлены научно-образовательные материалы Разработка и апробация программы повышения квалификации по теме «Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста». Отчетные материалы в соответствии с Техническим заданием представлены на электронном носителе (CD) в формате Microsoft Word. |
ещё >> |