Информационная карта инновационного опыта участника - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 93.26kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 166.72kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 75.38kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 72.37kb.
Информационная карта инновационного опыта L. Общие сведения 1 48.17kb.
Форма сведения о квалификации участника конкурса 1 30.14kb.
Хлопотникова Надежда Владимировна 1 91.53kb.
Информационная карта конкурсного заявления 1 161.89kb.
Тема инновационного педагогического опыта 3 450.5kb.
Iii. Информационная карта конкурса 1 162.3kb.
План деятельности по распространению эффективного опыта на 2011 –... 1 25.26kb.
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона... 1 10.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Информационная карта инновационного опыта участника - страница №1/1



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Ушакова Ольга Александровна 

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Красноподгорная средняя общеобразовательная школа Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

431276, РМ, Краснослободский район, д. Красная Подгора



учитель истории и обществознания, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе 

 18 лет

3 года


 

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Использование информационно коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.

Реализация в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" и др., активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями - информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.



3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование информационно коммуникационных технологий позволяет использовать текст, графику, видео- и муль­типликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области приме­нения компьютера в учебном процессе. Для меня информационно коммуникационные технологии создали новый спектр возможностей:

- сократили время на выполнение таких операций как опрос, контрольная, постановка домашнего задания и т.д.;

- позволили увеличить время для творческой работы, индивидуального общения с учащимися;

- позволили интегрировать мультимедий­ный материал с традиционными средствами обучения;

- обеспечили хранение базы данных;

- повышена мотивация учащихся в процессе самостоятельной работы с мультимедийными материалами;

Работа с мультимедийными программами развивает кон­структивное, творческое мышление, коммуника­тивные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследо­вательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее после­дующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.




3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Психологи отмечают что,  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным.

Применение информационно коммуникационных технологий позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные электронные учебные пособия, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Риски. Поскольку компьютер и Интернет так прочно вошли в нашу жизнь, что без них уже не мыслим своего существования в современном мире, то вполне понятна логичность рассуждения о том, что только эти методы являются панацеей в решении вопроса о выборе методик обучения и только на них должны быть основаны пути и средства преподавания. Следовательно, остальные методики в образовательном процессе не выдерживают какой-либо критики. Считаю, что при определении правильности или неправильности методик преподавания важно опираться не на степень технической обеспеченности процесса обучения, что тоже важно, а на конечную результативность методов преподавания.

Излишнее увлечение информационно-коммуникативными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик вовлеченный в "нескучные" формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала предложенного в традиционной вербальной форме. Хотелось бы отметить, что методы и средства обучения ошибочно было бы возводить в ранг самоцели, это прежде всего инструмент для решения образовательных задач .

Разработано поурочное тематическое планирование по истории с выделением раздела по применению на каждом уроке электронных учебников и пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.


4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 В школе создана достаточная материальная база для применения ИКТ на урока: 14 ПК, мультимедиапроектор, интерактивный мультимедийный комплекс. Учитель владеет навыками работы на ПК, умело использует методикой использования ИКТ на уроке. Разработано поурочное тематическое планирование по истории с выделением раздела по применению на каждом уроке электронных учебников и пособий, что позволяет экономить время при подготовке к уроку, оптимально составлять траекторию урока с применением ИКТ на различных этапах урока.

5.Результат изменений

 Использование электронных учебников, хрестоматий, библиотек, обучающих программ по истории, в результате чего повысилось качество знаний по предмету, формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с историческими источниками.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 Журнал «Преподавание истории и обществознания» № 3 2007 г., статья «Использование электронных пособий на уроках истории» (автор – Ушакова О.А.);

 

 

 

 

 

 

*Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.

III. Описание инновационного опыта учителя**

 С 2002 – 2003 учебного года я работаю над проблемой «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания». На 2005 – 2006 учебный год мною составлено поурочно-тематическое планирование уроков истории в 5-11 классах, на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации программ и учебников по данным классам с выделением раздела «Использование CD на уроке». В данном разделе по теме урока расписаны вопросы изучаемого материала, где есть возможность использования школьной медиатеки.

Используемые на уроках материалы CD- существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Кроме изданных тестовых материалов, мною составлены тесты с помощью оболочки «Краб2» по следующим темам: «Древние славяне», «Раздробленность на Руси», «Ярослав Мудрый», «Реформы Александра II», «Иван Грозный», «Правление Петра Великого», «Правление Екатерины II»и др.

Проводятся уроки-презентации «Отечественная война 1812 г.», «начало славных дел Петра», «Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг. XIX в.», «Правление Ивана Грозного», «Великие географические открытия», «СССР и союзники во Второй мировой войне» и др.

При подготовке и проведении уроков с применением информационно-коммуникационных технологий используются материалы сети Интернет: www.edu.ru, www.ed.gov.ru, , www.center.fio.ru, www.hist.msu.ru, www.lesson-history.narod.ru, www.rus-hist.nm.ru, www.hrono.ru, www.edurm.ru, www.klio.webservis.ru и др.

Мои темы выступлений на педагогических советах: «Использование информационных технологий в обучении», «Соотношение облученности, развитости и воспитанности школьников». Участвовала в российской научно-практической конференции «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» (5 апреля 2007 г.). Темы выступлений на районном методическом объединении учителей истории: «Проблемы исторического и обществоведческого образования в свете модернизации школьного образования»; «Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе»; «Практические занятия по истории в старших классах»; «Подготовка к ЕГЭ»; «Особенности преподавания истории на различных ступенях школы: начальной, основной, средней» и др. Провожу для учителей школы и района открытые уроки с применение ИКТ: «Древнее Двуречье и Передняя Азия» (урок-викторина в 5 классе), «Внешняя политика Ивана Грозного» (урок-презентация в 10 кл.). В 2004 г. для участников коллегии Министерства образования РМ мною проведен мультимедиа-урок в 10 кл. «Начало славных дел Петра». В 2005 г. учителю была присвоена высшая квалификационная категория.



 

**Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 стр. (1800-2000 зн.)

IY. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Опыт работы педагога по теме «Использование информационно коммуникационных технологий» востребован в образовательных учреждениях района и республики. Практическую значимость имеет разработка тематического планирования уроков в 5-11 классах с выделением раздела «Использование CD на уроке», составленные учителем тесты с помощью оболочки «Краб2». Выступление на педагогических советах в школе, на российской научно-практической конференции «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» (5 апреля 2007 г.) – лишь некоторые формы распространения педагогического опыта педагога.

Ушакова Ольга Александровна является творчески работающим педагогом, темой ее инновационной работы является «Использование информационно коммуникационных технологий». Уровень разработанности данной темы позволяет судить о большом методическом потенциале педагога, выражающемся в оригинальности постановки и решения методических проблем. Выработанный педагогом опыт использования информационно коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания рекомендуется к обобщению и использованию в масштабах республики. Формами распространения могут выступать: Разработки уроков, слайд-презентации, тесты размещенные на информационном портале института, CD, и т.д.


Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 Карташов А.В., к.ф.н., зав. кафедрой исторического и обществоведческого образования МРИО.


 

 

V. Информационные характеристики опыта*

(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Характеристики инновационного опыта**

 


Обучение***

Воспитание***

Дополнительное образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

гуманистические ценности

гуманистические ценности, патриотизм, гуманизм




2. Цели и задачи

 


индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность

общение, исследовательская деятельность

индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)










4. Содержание образования

усвоение программ базового уровня, положительная мотивация

положительная мотивация

факультатив, элективный курс

5. Технологии, в том числе ИКТ

информационно-коммуникативные технологии, технология «дебаты», личностно-ориентированное обучения, критическое мышление

личностно-ориентированный, коллективное творческое дело, игра




6. Средства

персональный компьютер, Интернет, обучающие программы







7. Методы

наглядный, поисковый, проблемное изложение, исследование







8. Организационные формы

урок, практикум, семинар







9. Образовательная среда

средние и старшие классы







10.Информационно-методическая среда

обучающие программы, электронные хрестоматии, электронные учебники







11.Информационные ресурсы

Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники

Интернет, электронные энциклопедии,




12.Организационные ресурсы

школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла, районное методическое объединение учителей истории, школьный методический совет, педагогический совет







13.Мотивационные ресурсы

потребность современного дня, подготовка к выбору профессии







14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)










15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

статья Ушаковой О.А. «Использование электронных пособий на уроках истории» в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», тематическое планирование с использованием ИКТ







16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

кабинет информатики, персональный компьютер, электронная доска







17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)










                                 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 
 

*Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик

опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержание опыта (п.II).

При представлении инновационного ПО учителя не заполняются пп.3, 14, 17

В случае затруднения рекомендуется обращаться к консультанту.

**Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.

***Для информационного представления опыта в выбранную ячейку впишите 3-5 ключевых слов,



отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта.





У каждого человека две родины — его собственная и Франция. Анри де Борнье
ещё >>