страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Информационная карта инновационного опыта - страница №1/1
![]()
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КГУ «Большенарымский сельский лицей» Тема инновационного проекта Электронное учебно-методическое пособие «Литературное краеведение» Авторы Зарипова Айсулу Кабдулуахановна, учитель русского языка и литературы
учитель информатики 2012 Содержание
Глава 1. Концепция проекта. 1.1.Обоснование актуальности инновационной деятельности. 1.2.Описание системы целей и задач проекта с их обоснованием, гипотеза. 1.3.Научная и практическая значимость проекта. 1.4.Намечаемые пути и механизмы их реализации. 1.5.Характеристика предполагаемых результатов реализации проекта. 1.6. Критерии оценки результативности проекта. Глава 2. Программа проекта. 2.1.План экспериментальной работы. Глава 3.Система обеспечения реализации проекта. 3.1.Система управления проектом. 3.2.Учебно-методическое и кадровое обеспечение проекта. 3.3 Расчёты по финансовому, материально-техническому обеспечению проекта. Заключение. Введение Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является литературное краеведение. Вышесказанное обуславливает стремление активизировать литературное краеведение в школе как средство интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников. Данный проект направлен на создание электронного учебно-методического пособия «Литературное краеведение» и оказание помощи учителям гуманитарного цикла в представлении регионального компонента учебной программы и элективных курсов при профильном обучении. Цели и задачи данного проекта определялись следующими актуальными проблемами образования:
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и результаты были доложены и получили одобрение на районных и областных конференциях: 2009 год- Международная научно-практическая конференция «Одаренность в контексте непрерывного многоуровневого образования». Доклад «Литературное краеведение как способ развития творческих способностей» . 2010 год- Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти С.З. Тайбогарова. Доклад «ИКТ в преподавании литературы». 2010 год- Презентация модели проекта и открытый урок с применением ИКТ по теме «Имя числительное. Путешествие по Катон-Карагаю» в 6 классе на районном семинаре «Система работы Большенарымского сельского лицея по развитию одаренности» Как продолжение этой проектной деятельности можно рассматривать создание на базе лицея научно-исследовательской лаборатории учащихся и преподавателей по изучению культуры региона. Одной из форм работы лаборатории могут стать летние экспедиции по сёлам края. Результатом проекта станет методическая поддержка курса, уроков, внеклассных мероприятий по литературному краеведению. Глава 1. На основании новой образовательной политики Республики Казахстан региональный компонент стал составляющей частью содержания образования. По мнению исследователей (А.Б. Бакушинский, Н.И.Ворновская, Д. Камерон, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский, М.Ю. Юхневич), использование краеведческого материала позволяет реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения, удовлетворять образовательные потребности учащихся. Но при внедрении регионального компонента в школьные программы учителя испытывают определенные трудности: недостаточно материала по литературе ВКО, не разработаны и не изданы учебники по данному направлению. Преподаватели школ района, области испытывают затруднения при разработке уроков, внеклассных мероприятий по литературе родного края. В связи с этим возникла потребность в реализации проекта- создание электронного учебно-методического пособия «Литературное краеведение». Значимость и важность этого проекта - в его новизне и актуальности. Несмотря на информатизацию всех областей общества, в нашем районе ещё нет электронных проектов, связанных с региональной литературой. Не менее важна образовательная сторона продукта – данный информационный ресурс может использоваться преподавателями русского языка и литературы, краеведения, классными руководителями. Актуальность создания этого проекта объясняется требованиями времени: это и программа информатизации казахстанского общества, и проблема патриотического воспитания молодёжи, проблема популяризации отечественной литературы. Не менее остра необходимость изыскания новых форм и методов приобщения молодого поколения к культурному наследию родного края, проблема сохранения литературного наследия жителей ВКО . Цели и задачи проекта определялись следующими актуальными проблемами образования:
Общение с коллегами, внедряющими концепцию профильного обучения, показало, что педагоги испытывают необходимость в методической поддержке. Многие учителя, начинающие обучение по профилям, сталкиваются с такими проблемами, как реализация образовательного процесса по профильному предмету, поддержка профиля элективными спецкурсами, руководство учебно-исследовательской или проектной деятельностью по заданному направлению. Цель проекта - методическая поддержка по внедрению регионального компонента для реализации профильного обучения. В процессе достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач: 1.Разработать программу элективного курса «Литература Восточного Казахстана». 2.Разработать и апробировать систему уроков и внеклассных мероприятий по литературному краеведению. 3.Выявить возможности использования литературно-краеведческого материала на уроках и во внеурочное время.
- тематика и проблематика инновационного проекта будет актуальна и значима в условиях конкретной социокультурной среды; - цель, задачи, содержание инновационного проекта будут восприняты субъектами инновационной деятельности как личностно и профессионально значимые; - инновационная политика администрации образовательного учреждения будет основана на осознании инновационной деятельности как приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. реализована через систему специальных мер, поддерживающих инновации на всех уровнях; Данное пособие обеспечивает потребности участников образовательного процесса при проведении уроков по литературе родного края, внеклассных мероприятиях, построено на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе; способствует формированию компетенций учащихся. Оно ориентировано на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такой продукт предназначен для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Пособие включает в себя материал о писателях, которые проживали или проживают на территории района, области, познакомит с творчеством местных поэтов и прозаиков, разных по художественному видению жизни, но близких в одном – в большой любви к своему краю, также в нем содержатся разработки внеклассных мероприятий и уроков русского языка и литературы с использованием регионального компонента, дидактический материал к урокам, результаты проектной деятельности учащихся. Создание таких материалов позволит учителям гуманитарного направления реализовать региональной компонент учебной программы и элективные курсы при профильном обучении; стимулирует педагогов повышать свой профессиональный уровень, способствует совершенствованию в области ИКТ и выстраиванию индивидуальных образовательных программ для учащихся. Деятельность руководителя проекта направляется • на приобщение учащихся к духовным, нравственным ценностям литературы родного края; • на развитие читательских интересов, творческого потенциала учащихся; • способствовала скорейшей социализации личности ребенка; • дала возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности. Свои творческие возможности и личные качества обучающиеся раскрывают в проектной деятельности, поисково-исследовательской работе по краеведению, в конкурсах чтецов, при составлении кроссвордов о родном крае, выполнении рисунков, в написании рефератов по литературному краеведению и народной традиционной культуре, сочинений о родном крае, о школе, о семье, об учителях, жителях села, о близких людях, составлении своей родословной, написании заметок, статей в районную газету о родном крае, бережном отношении к природе, при организации походов, экскурсий по родному краю.
Ожидаемые результаты проекта Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении: - во-первых, собственно образовательный продукт, который пополнит методические ресурсы с использованием инновационных технологий: 1) Программа элективного курса «Литература Восточного Казахстана», состоящая из пояснительной записки и четырех разделов. Первый раздел называется «Человек и история». В нем сделан упор на особенностях воссоздания исторического времени в региональной литературе. Второй раздел «Человек и мир природы» посвящен миру природы и его изображению в искусстве слова. Третий раздел-«Человек среди людей». Центральным понятиям раздела является образ-персонаж. Четвертый раздел под названием «Литературный Большенарым» знакомит с литературным настоящим родного села, с творчеством местных поэтов. 2)Разработки уроков 3) Разработки внеклассных мероприятий 4)Дидактические материалы к урокам 5)Проектная деятельность учащихся - во-вторых, повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); расширение внутрипрофильной специализации при профессиональном самоопределении выпускников лицея и других образовательных учреждений; продолжение обучения на следующих ступенях (высшее и среднее профессиональное образование) по профилям; становление гражданской позиции; - в-третьих, повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.
Возможные риски реализации проекта и механизмы их минимизации
Распространение результатов Представленный проект по литературному краеведению может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями при проведении уроков, тематических классных часов, в работе краеведческих кружков. Универсальность содержания презентаций, наличие прилагаемых методических материалов даст возможность использовать их преподавателями области. Представление презентационного материала в программе PowerPoint позволит легко тиражировать его, применять в работе и при необходимости модифицировать. Глава 2.
Основные этапы реализации проекта на 2009-2013 год
Промежуточные результаты работы:
Разработана и апробирована система уроков по изучению жизни и творчества поэта М.Чистякова, писателя О.Бокеева и др. Разработаны и апробированы внеклассные мероприятия по литературному краеведению. Дополнительное образование: «Литературно-краеведческий кружок».
3. Создана видеотека с записями уроков, внеклассных мероприятий по литературному краеведению. 4. Заслушана информация об экспериментальной работе на заседаниях педагогического совета и методического объединения школы. Глава 3. Нормативно - правовая база инновационного проекта:
Учебно-методическое обеспечение проекта: 1.Методические разработки, конспекты уроков, внеклассных мероприятий. Кадровое обеспечение проекта: Учителя – предметники, классные руководители Источники финансирования проекта: 1.Привлечение средств из внебюджетных источников. 2.Получение дополнительных средств финансирования.
|
ещё >> |