Информационная карта инновационного опыта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная карта инновационного опыта участника 1 150.82kb.
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного... 1 93.26kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 75.38kb.
Информационная карта инновационного опыта 1 72.37kb.
Информационная карта инновационного опыта L. Общие сведения 1 48.17kb.
Информационная карта конкурсного заявления 1 161.89kb.
Тема инновационного педагогического опыта 3 450.5kb.
Iii. Информационная карта конкурса 1 162.3kb.
План деятельности по распространению эффективного опыта на 2011 –... 1 25.26kb.
Технологическая карта приготовление цементобетонной смеси в 1 363.85kb.
1. информационная карта 5 666.09kb.
А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье... 5 788.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Информационная карта инновационного опыта - страница №1/1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Фамилия, имя, отчество автора

Зарипова Айсулу Кабдулуахановна

Должность с указанием преподаваемого предмета

Учитель русского языка и литературы


Стаж работы

15 лет

Название образовательного учреждения

КГУ «Большенарымский сельский лицей»

Вид проекта,

направление

Учебный

Инновации в разработке учебно-методических пособий




Основные этапы реализации проекта

Подготовительный 2009-2010 год

Поисково - экспериментальный 2010 – 2012 год

Заключительный 2012-2013г.



Тема проекта (ОЭР)

Разработка и внедрение электронного учебно-методического сборника «Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы. Из опыта работы»

Цель проекта

Методическая поддержка по внедрению регионального компонента для реализации профильного обучения.

Методические задачи

1.Разработать программу курса «Литература Восточного Казахстана».

2.Разработать и апробировать систему уроков и внеклассных мероприятий по литературному краеведению.

3.Выявить возможности использования литературно-краеведческого материала на уроках и во внеурочное время.


Применяемые технологии

- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

-- Технология РКМЧП – « Развитие критического мышления через чтение и письмо»(Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)

- Технология проектной и исследовательской деятельности.


Ожидаемые результаты проекта

1.Собственно образовательный продукт, который пополнит методические ресурсы с использованием инновационных технологий.

2. Повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); расширение внутрипрофильной специализации при профессиональном самоопределении выпускников лицея; продолжение обучения на следующих ступенях (высшее и среднее профессиональное образование) по профилям; становление гражданской позиции.

3.Повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.


Предметные области, в рамках которых проводится проект

Литература

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

8-11классы

Программно – техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер; Мультимедиапроектор; Средства телекоммуникации (выход в Интернет)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ «Большенарымский сельский лицей»

Тема инновационного проекта
Электронное учебно-методическое пособие «Литературное краеведение»
Авторы

Зарипова Айсулу Кабдулуахановна,

учитель русского языка и литературы
Уалканова Динара Аскаровна,

учитель информатики



2012

Содержание

 

Глава 1. Концепция проекта.


1.1.Обоснование актуальности инновационной деятельности.

1.2.Описание системы целей и задач проекта с их обоснованием, гипотеза. 

1.3.Научная и практическая значимость проекта.

1.4.Намечаемые пути и механизмы их реализации.

1.5.Характеристика предполагаемых результатов реализации проекта.

1.6. Критерии оценки результативности проекта.


Глава 2. Программа проекта.
2.1.План экспериментальной работы.
Глава 3.Система обеспечения реализации проекта.
3.1.Система управления проектом.

3.2.Учебно-методическое и кадровое обеспечение проекта.

3.3 Расчёты по финансовому, материально-техническому обеспечению проекта.

Заключение.



Введение

Задача учителя-словесника не только вооружить ученика знаниями, но и в первую очередь воспитать из него человека, гражданина, патриота. Трудно сформировать у детей патриотические чувства, не привив им любовь к родному краю. Важным источником патриотического воспитания школьников является литературное краеведение. Вышесказанное обуславливает стремление активизировать литературное краеведение в школе как средство интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников. Данный проект направлен на создание электронного учебно-методического пособия «Литературное краеведение» и оказание помощи учителям гуманитарного цикла в представлении регионального компонента учебной программы и элективных курсов при профильном обучении.

Цели и задачи данного проекта определялись следующими актуальными проблемами образования:


  • внедрение концепции профильного обучения;

  • формирование гражданской позиции школьника, что предполагает, в частности, знание истории края, его культуры;

  • применение информационно-коммуникационных технологий в образовании;

  • дефицит качественных электронных ресурсов.




Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и результаты были доложены и получили одобрение на районных и областных конференциях:

2009 год- Международная научно-практическая конференция «Одаренность в контексте непрерывного многоуровневого образования». Доклад «Литературное краеведение как способ развития творческих способностей» .

2010 год- Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти С.З. Тайбогарова. Доклад «ИКТ в преподавании литературы».

2010 год- Презентация модели проекта и открытый урок с применением ИКТ по теме «Имя числительное. Путешествие по Катон-Карагаю» в 6 классе на районном семинаре «Система работы Большенарымского сельского лицея по развитию одаренности»


Как продолжение этой проектной деятельности можно рассматривать создание на базе лицея научно-исследовательской лаборатории учащихся и преподавателей по изучению культуры региона. Одной из форм работы лаборатории могут стать летние экспедиции по сёлам края.

Результатом проекта станет методическая поддержка курса, уроков, внеклассных мероприятий по литературному краеведению.



Глава 1.

На основании новой образовательной политики Республики Казахстан региональный компонент стал составляющей частью содержания образования. По мнению исследователей (А.Б. Бакушинский, Н.И.Ворновская, Д. Камерон, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский, М.Ю. Юхневич), использование краеведческого материала позволяет реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения, удовлетворять образовательные потребности учащихся.

Но при внедрении регионального компонента в школьные программы учителя испытывают определенные трудности: недостаточно материала по литературе ВКО, не разработаны и не изданы учебники по данному направлению. Преподаватели школ района, области испытывают затруднения при разработке уроков, внеклассных мероприятий по литературе родного края. В связи с этим возникла потребность в реализации проекта- создание электронного учебно-методического пособия «Литературное краеведение». Значимость и важность этого проекта - в его новизне и актуальности. Несмотря на информатизацию всех областей общества, в нашем районе ещё нет электронных проектов, связанных с региональной литературой. Не менее важна образовательная сторона продукта – данный информационный ресурс может использоваться преподавателями русского языка и литературы, краеведения, классными руководителями.

Актуальность создания этого проекта объясняется требованиями времени: это и программа информатизации казахстанского общества, и проблема патриотического воспитания молодёжи, проблема популяризации отечественной литературы. Не менее остра необходимость изыскания новых форм и методов приобщения молодого поколения к культурному наследию родного края, проблема сохранения литературного наследия жителей ВКО .



Цели и задачи проекта определялись следующими актуальными проблемами образования:

  • внедрение концепции профильного обучения;

  • формирование гражданской позиции школьника, что предполагает, в частности, знание истории края, его культуры;

  • применение информационно-коммуникационных технологий в образовании;

  • дефицит качественных электронных ресурсов.

Общение с коллегами, внедряющими концепцию профильного обучения, показало, что педагоги испытывают необходимость в методической поддержке. Многие учителя, начинающие обучение по профилям, сталкиваются с такими проблемами, как реализация образовательного процесса по профильному предмету, поддержка профиля элективными спецкурсами, руководство учебно-исследовательской или проектной деятельностью по заданному направлению.

Цель проекта - методическая поддержка по внедрению регионального компонента для реализации профильного обучения.

В процессе достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

1.Разработать программу элективного курса «Литература Восточного Казахстана».

2.Разработать и апробировать систему уроков и внеклассных мероприятий по литературному краеведению.

3.Выявить возможности использования литературно-краеведческого материала на уроках и во внеурочное время.

Объект исследования: возможности литературного краеведения для интеллектуального развития и патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования: литературно-краеведческий компонент в содержании образования современной школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что инновационный образовательный проект, разработанный на материале литературного краеведения, может быть успешно внедрен в педагогическую практику, если:

- тематика и проблематика инновационного проекта будет актуальна и значима в условиях конкретной социокультурной среды;

- цель, задачи, содержание инновационного проекта будут восприняты субъектами инновационной деятельности как личностно и профессионально значимые;

- инновационная политика администрации образовательного учреждения будет основана на осознании инновационной деятельности как приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. реализована через систему специальных мер, поддерживающих инновации на всех уровнях;


Данное пособие обеспечивает потребности участников образовательного процесса при проведении уроков по литературе родного края, внеклассных мероприятиях, построено на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе; способствует формированию компетенций учащихся. Оно ориентировано на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такой продукт предназначен для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Пособие включает в себя материал о писателях, которые проживали или проживают на территории района, области, познакомит с творчеством местных поэтов и прозаиков, разных по художественному видению жизни, но близких в одном – в большой любви к своему краю, также в нем содержатся разработки внеклассных мероприятий и уроков русского языка и литературы с использованием регионального компонента, дидактический материал к урокам, результаты проектной деятельности учащихся. Создание таких материалов позволит учителям гуманитарного направления реализовать региональной компонент учебной программы и элективные курсы при профильном обучении; стимулирует педагогов повышать свой профессиональный уровень, способствует совершенствованию в области ИКТ и выстраиванию индивидуальных образовательных программ для учащихся. Деятельность руководителя проекта направляется

• на приобщение учащихся к духовным, нравственным ценностям литературы родного края;

• на развитие читательских интересов, творческого потенциала учащихся;

• способствовала скорейшей социализации личности ребенка;

• дала возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, общественной, творческой деятельности.

Свои творческие возможности и личные качества обучающиеся раскрывают в проектной деятельности, поисково-исследовательской работе по краеведению, в конкурсах чтецов, при составлении кроссвордов о родном крае, выполнении рисунков, в написании рефератов по литературному краеведению и народной традиционной культуре, сочинений о родном крае, о школе, о семье, об учителях, жителях села, о близких людях, составлении своей родословной, написании заметок, статей в районную газету о родном крае, бережном отношении к природе, при организации походов, экскурсий по родному краю.

Пути реализации проекта:


  1. анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;

  2. локализация - использование местного материала на определённых этапах обучения и воспитания;

  3. изучение современных интерактивных технологий и ИКТ ;

  4. наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;

  5. социологические опросы, анкетирование, тестирование.

Ожидаемые результаты проекта

Результаты проектной деятельности можно представить в следующем количественном и качественном измерении:

- во-первых, собственно образовательный продукт, который пополнит методические ресурсы с использованием инновационных технологий: 1) Программа элективного курса «Литература Восточного Казахстана», состоящая из пояснительной записки и четырех разделов. Первый раздел называется «Человек и история». В нем сделан упор на особенностях воссоздания исторического времени в региональной литературе. Второй раздел «Человек и мир природы» посвящен миру природы и его изображению в искусстве слова. Третий раздел-«Человек среди людей». Центральным понятиям раздела является образ-персонаж. Четвертый раздел под названием «Литературный Большенарым» знакомит с литературным настоящим родного села, с творчеством местных поэтов. 2)Разработки уроков 3) Разработки внеклассных мероприятий 4)Дидактические материалы к урокам 5)Проектная деятельность учащихся

- во-вторых, повышение компетентности учащихся (учебно-исследовательской, информационно-коммуникационной, творческой и др.); расширение внутрипрофильной специализации при профессиональном самоопределении выпускников лицея и других образовательных учреждений; продолжение обучения на следующих ступенях (высшее и среднее профессиональное образование) по профилям; становление гражданской позиции;

- в-третьих, повышение профессиональной компетентности учителей в области учебного предмета, информационных технологий, межпредметных связей; развитие творческих способностей.

Критерии оценки результативности проекта:


  1. Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

  2. Рост числа детей, заинтересованных в выполнении рефератов, творческих, исследовательских работ, заданий по региональной литературе.

  3. Рост количества учителей, использующих возможности литературного краеведения для проведения уроков, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

  4. Рост количества учителей, использующих ИКТ.

  5. Достижение учащимися своего личностного успеха в изучении региональной литературы.

Возможные риски реализации проекта и механизмы их минимизации

Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Механизмы минимизации

1. Отсутствие научного руководителя проекта.

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Проведение обучающих семинаров,

поддержка и внимание к этой проблеме администрации;

система материального стимулирования.


2. Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой

Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении.

-Активизация деятельности объединения, пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работой, создание ситуации успеха.

3. Отсутствие мотивации у педагогов.

Отсутствие системы работы в этом направлении в учебном заведении.

-Материальное стимулирование (например, ежегодные гранты или денежные поощрения )

4.Отсутствие финансирования .

-Отсутствие спонсоров.

-Недофинансирование по статьям на пополнение материальной базы, обеспечивающей учебно-воспитательный процесс

-Нехватка помещений.

-Старение компьютерной техники.



-Привлечение средств из внебюджетных источников.

-Получение дополнительных средств финансирования.



Распространение результатов

Представленный проект по литературному краеведению может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями при проведении уроков, тематических классных часов, в работе краеведческих кружков. Универсальность содержания презентаций, наличие прилагаемых методических материалов даст возможность использовать их преподавателями области. Представление презентационного материала в программе PowerPoint позволит легко тиражировать его, применять в работе и при необходимости модифицировать.

Глава 2.


Основные этапы реализации проекта на 2009-2013 год


сроки

содержание

формы

Подготовительный 2009-2010 год

-Изучение теоретических основ проблемы; диагностирование.

-разработка модели.



Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.

2.Изучение опыта работы коллег

3.Анкетирование


Поисково- экспериментальный 2010 – 2012 год

-Апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.


Разработки программы курсов, уроков, внеклассных мероприятий, обучение учащихся проектной деятельности, участие в профессиональных конкурсах, создание электронного банка данных.

Заключительный 2012-2013г.

- Оценка эффективности модели;

анализ результатов, обобщение и распространение опыта.



семинар





Промежуточные результаты работы:

  1. Разработан курс «Литературное краеведение» (9-11кл.).

Разработана и апробирована система уроков по изучению жизни и творчества поэта М.Чистякова, писателя О.Бокеева и др. Разработаны и апробированы внеклассные мероприятия по литературному краеведению.

Дополнительное образование: «Литературно-краеведческий кружок».



  1. Проведено диагностирование, срезы образовательных достижений учащихся. Выбор учащимися как одной из форм устного зачета или экзамена по литературе – защита реферата о жизни и творчестве писателя-земляка.

3. Создана видеотека с записями уроков, внеклассных мероприятий по литературному краеведению.

4. Заслушана информация об экспериментальной работе на заседаниях педагогического совета и методического объединения школы.


Глава 3.

Нормативно - правовая база инновационного проекта:

  1. Конвенция о правах ребенка

  2. Конституция Республики Казахстан

  3. Закон РК «Об образовании»

Учебно-методическое обеспечение проекта:

1.Методические разработки, конспекты уроков, внеклассных мероприятий.



Кадровое обеспечение проекта:

Учителя – предметники, классные руководители



Источники финансирования проекта:

1.Привлечение средств из внебюджетных источников.

2.Получение дополнительных средств финансирования.

Расчёты по финансовому, материально-техническому обеспечению проекта:

№ п/п

Название

мероприятия



обоснование

требуется































1.

Аппаратное обеспечение:

  1. ноутбук

  2. жёсткие диски

Недостающее аппаратное обеспечение необходимо для сбора и переноса информации, материалов.




100

тыс.т.








2.

Программное обеспечение:

-Лицензионное антивирусное программное обеспечение компьютера



-архиватор WinRAR

- необходимо обновление компьютера.




10000 т.







3.

Приобретение расходных материалов к компьютерной технике

Необходимо оформление материалов на диске







2000т.




4.

Приобретение ценных призов для награждения победителей школьного конкурса ученических проектов по краеведению

Стимулирование участников проекта

10000 т.










5.

Итого




122 тыс. тенге



































Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. Василий Ключевский
ещё >>