Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности психолога - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Система работы мкоу сош №8 по повышению педагогической культуры родителей 1 32.79kb.
Деятельности педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений 1 310.65kb.
Индивидуальное консультирование в организации 1 65.39kb.
«Дистанционные формы и методы работы с одаренными детьми, как одно... 1 98.22kb.
Психолого-педагогическое сопровождение трудных подростков и их родителей... 1 21.63kb.
Ребенок и его домашние задания. Консультация психолога для родителей... 1 99.32kb.
Моу «Саракташская сош №1» В. А. Есипова 1 67.27kb.
Гбоу сош №886 на июнь 2013 года № п/п Дата Время 1 192.59kb.
Семинар-практикум «Психосинтез» Групповое и индивидуальное психологическое... 1 64.5kb.
Тест по внешней политике России начала ХХ века 1 48.96kb.
Посвящение в кадеты! «Служу отечеству» 1 30.55kb.
Психологическое сопровождение самореализации студентов в образовательной... 1 87.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности психолога - страница №1/1

Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности психолога
Т. Д. Марцинковская отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ в соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.
Одно из направлений деятельности педагога-психолога в ДОУ – психологическое консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей.

На консультацию к психологу родители приходят с самыми разнообразными проблемами. Наиболее распространенные проблемы и жалобы, заявляемые на консультации:



  • психологическая неготовность к школьному обучению (интеллектуальная, личностная неготовность, несформированность произвольной сферы);

  • трудности в усвоении учебного материала

  • пассивность на занятиях;

  • поведенческая расторможенность;

  • тревожность

  • страхи

  • частные случаи трудностей и проблем в развитии дошкольников (вербализм, воровство, лживость, уход от деятельности);

  • патологические привычки;

  • проблемные формы межличностных отношений дошкольников (агрессивные, обидчивые, застенчивые, демонстративные дети);

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков;

  • «необъективное» отношение воспитателя к ребенку;

  • проблемы адаптация к ДОУ;

  • неадекватная самооценка ребенка;

  • сибс-конфликты;

  • воспитание не соответствует полу ребенка;

  • наказание и поощрение детей

  • психологическая несовместимость с ребенком и другие.

В процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:



  1. Изучение сути проблемы;

  2. Определение ресурсов родителя для решения проблемы;

  3. Определение цели (как родитель поймет, что проблема решена);

  4. Определение алгоритма достижения цели;

  5. Осознание родителем причин возникновения данной проблемы;

  6. Предоставление информации о результатах исследования ребенка.


Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса
На успешность процесса консультирования влияют субъективные и объективные факторы.

Субъективные факторы:

  • позиция специалиста (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность помочь решить проблему);

  • наличие у родителя реальной, а не выдуманной проблемы;

  • присутствие у родителя искреннего желания решить предъявленную проблему;

  • ощущение родителем безопасности в процессе консультирования.

Объективные факторы:

  • профессионализм консультанта (образование, опыт, личностные качества);

  • следование консультантом этапам консультирования.


Этапы психологического консультирования

Каждому этапу соответствуют определенные процедуры (группы приемов ведения специалистом родителя) и техники (специальные приемы, применяемые для решения задач процедур на каждом из этапов), применение которых способствует максимальному достижению успеха консультации.


Этап 1

Первым этапом в психологическом консультировании будет этап, который условно можно назвать «начало работы». Первой процедурой на этом этапе является встреча родителя консультантом. Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие родителя, проведение родителя на место, выбор родителем своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рада Вас видеть...». «Приятно познакомиться...».

Техника «проведение родителя на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения родителем кабинета психолога: психолог идет впереди, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом». Предоставление родителю права выбора места носит диагностический характер, поскольку то, куда и как он сядет, дает специалисту информацию о нем и его психологическом состоянии (выберет родитель стул подальше или, наоборот, поближе к психологу; сядет на детский стул или на взрослый).

Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить заранее приготовленное место. Данный прием будет иметь положительный аспект в тех случаях, когда родитель относится к личностям зависимым или авторитарным. В первом случае решается задача присоединения и ведения, во втором - установления иерархии.

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя родителя. Техники, применяемые в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Существует прекрасная аксиома: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Поможет произвести приятное впечатление на родителя опрятный внешний вид психолога (нейтральный стиль одежды, макияжа, прически, украшений), благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общения.

Процедура: снятие психологических барьеров. Когда на прием приходит обеспокоенный родитель, необходимо его успокоить. Поскольку проблемы детей родители воспринимают на свой счет («Я – плохой»), это порождает у них вполне естественную защитную реакцию, выражающуюся либо в агрессии на других (это они виноваты…воспитатели, бабушки, второй супруг, сверстники…), либо в агрессии на себя (я недоглядел(а), не знал(а), не уберег(ла). И та и другая реакции одинаково плохи, поскольку уводят от сути проблемы, не способствуют ее решению. Поскольку всем свойственно желание «быть хорошим», то главной успокоительной пилюлей, снимающей чувство вины и напряжение, будет прием «похвала» или «комплимент»: «Вы такой замечательный (заботливый, любящий) родитель!»

Также можно дать родителю побыть некоторое время одному. Например, извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела.

Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы.
Этап 2. Сбор информации

Процедура первая: диагностика личности ребенка. В рамках данной процедуры применяются различные техники: беседа с родителем, педагогами о ребенке, наблюдение, тесты.

Техника: беседа с родителем. Беседа, целенаправленно организованная психологом, является основным методом ведения психологической консультации. По этому поводу важно, исключив возможность наличия клиники, выяснить у родителя:


  • всегда ли у ребенка была данная проблема;

  • в чем именно она выражалась;

  • с какого момента возникла;

  • что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка, приезд кого-либо из родственников);

  • что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);

  • кто первый обратил внимание на данную проблему;

  • как сам ребенок ее воспринимает;

  • что уже делали для решения данной проблемы;

  • в чем сам родитель видит ее причины;

  • что намерен предпринять;

  • какие возможные препятствия видит на своем пути;

  • что думает по этой проблеме второй родитель.

Следующий важный момент: ни в коем случае нельзя заявлять родителю, что истинная причина находится в нем и его отношениях с супругом (супругой). Работать необходимо с тем, что предъявлено родителем. В данном случае – это проблема ребенка.

Техника: психологические тесты. Заявленные на консультации проблемы и порождающие их причины психолог может уточнить с помощью специальных диагностических методик – как опросных, так и проективных, – предназначенных и для взрослых, и для детей. Очень важно, чтобы используемые с этой целью методики органически «вплетались» в консультационный процесс. Поэтому они не должны быть громоздкими, требующими значительного времени для проведения и обработки данных. Следует отметить, что прямые опросы ребенка представляются во многих случаях малоэффективными, поскольку дети часто затрудняются вербально идентифицировать свои эмоциональные состояния и переживания, отношения к значимым для них жизненным событиям. Проективные же методики (в психологии давно известно, что рисунок – королевский путь к познанию психики ребенка) помогают быстро и достоверно выяснить отношение ребенка к родителям и ближайшим родственникам, воспитателям, сверстникам; проблемы коммуникативного и эмоционального плана. Кроме того, в процессе проективной психодиагностики ребенок может освободиться от негативных эмоций и чувств, что приводит к улучшению его эмоционального состояния.

Техника: наблюдение. Обосновано применение таких общепсихологических методов, как наблюдение за ребенком на занятиях, в игре; анализ продуктов его деятельности (поделок, рисунков и пр.).

Техника: беседа с педагогом. Данные, полученные от родителя, обязательно должны быть дополнены сведениями, полученными в процессе беседы с педагогами.
Этап 3. Стратегический

Техники: информирование родителя, разъяснение, разработка вариантов решения проблемы, совет, рекомендации.

Техника: информирование родителя. Важно, чтобы представленная информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность, объективность; начинается после того, как обработаны результаты диагностики, сделан анализ рисунков ребенка, и заключается в ознакомлении родителей с результатами (как правило, это следующая встреча).

Иногда на вторую встречу необходимо пригласить второго родителя. Довольно часто от подобной встречи пытаются отказаться, ссылаясь на то, что второй супруг (часто именно отец) не сможет (занят на работе) или не захочет (воспитание – прерогатива матери) прийти. В целях усиления мотивации можно усугубить возможные последствия данной проблемы, указав на то, что, именно объединившись, родители могут достичь успеха, поскольку для ребенка они значимы и неделимы.

Техника: разъяснение. Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме родителя.

Техника: разработка вариантов решения проблемы (родитель вместе со специалистом находят пути выхода из создавшейся сложной ситуации).

Техника: совет. Совет – мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение.

Прямого предложения советов целесообразно избегать.

Во-первых: как бы ни был правилен совет, он останется «чужим советом» — люди любят делать собственные открытия, и, соответственно, любой совет является украденной возможностью такого открытия.

Вторая причина, по которой следует быть осторожным с «раздачей советов»: давая родителю возможность следовать совету, вы одновременно даете ему возможность приписать неудачу также на ваш счет. Однако совет, данный в косвенной форме («Обычно в подобных ситуациях рекомендуют следующее...»), может иметь большой психотерапевтический эффект.

Техника: рекомендации. Как показывает опыт, в консультировании родителей действенными оказываются психолого-педагогические рекомендации, изложенные в памятке, которая помогает систематизировать полученные знания, представления (например «Тревожный ребенок», «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста», «Что делать, если ребенок берет чужое», « Рекомендации по снижению детской агрессии» и другое) - в зависимости от заявленной на консультации проблемы.
Этап 4.

Реализация рекомендаций родителями самостоятельно, без участия специалиста.



Таким образом, психологическое консультирование – наиболее сложное и ответственное направление деятельности психолога в ДОУ. Его основная цель – оказание психологической помощи родителю, которая включает в себя помощь в решении как межличностных, так и внутриличностных проблем ребенка и родителя.




Не уверен — не сомневайся. Александр Заяц
ещё >>