Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного жанра, его характерных чертах, стилистике, структуре, функциях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интервью (как проходить интервью, типы интервью, типичные вопросы... 1 104.17kb.
Cтилистика современного газетного интервью 1 360.68kb.
Типичные вопросы на интервью 1 99.12kb.
Интервью Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих... 1 30.97kb.
Интервью "Волшебный мир" 1 43.14kb.
Интервью Вопросы для интервью должны быть 1 27.86kb.
Нашей статьи двойственное. Его она высказала в трехминутном интервью... 1 36.27kb.
Структура научного знания 1 28.34kb.
Интервью различной тематики 1 54kb.
Тезисы к семинару 31 мая «Проблемы гуманитарного знания и внеинституциональное... 1 44.63kb.
Интервью Рига Латвия Дата интервью: август 2005 4 431.54kb.
Интервью с потребителями на b2b рынке Рынок : ананасы 1 32.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного жанра, его - страница №1/1

Интервью

 

Иметь: знания об интервью как разновидности информационного газетного жанра, его характерных чертах, стилистике, структуре, функциях и назначении, знания о видах интервью.

 

Уметь: определять характерные черты интервью, его стилистические особенности, структуру, назначение, функции, различать виды интервью; отличать интервью от других жанров.

 

Интервью (англ. interview) – жанр публицистики, представляющий собой развёрнутое сообщение в форме вопросов и ответов, передающее процесс совместного поиска журналистом и читателем (специалистом, очевидцем) объявления сущности явления или события, затрагивающего интересы многих людей.

Жанр интервью в отличие от других информационных жанров позволяет, кроме сообщения новых интересных фактов, раскрыть и внутренний мир человека, передать его планы, проекты, надежды, пожелания. Интервью, как всякий информационный материал, должен быть кратким и содержательным.

Среди огромного разнообразия публицистических жанров интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. В прессе начала XIX века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризующие интервью: определённые типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и т.д. С тех пор интервью как жанр претерпел ряд изменений.



Стилистика интервью.

В научной литературе существует множество квалификаций видов интервью, выделяемых на различных основаниях – от формы подачи материала до тематики беседы. Мы остановимся на некоторых из них.

 По признаку предмета разговора рассмотрим следующие виды интервью:

1)      информативные (главный предмет беседы – новые факты, интерес к личности собеседника предельно ослаблен);

2)      проблемные (главный предмет обсуждения – мнения и сопоставление источников мнений);

3)      интервью-портрет (предмет речи – человек, всё направлено на раскрытие личности интервьюируемого. Если же журналист и его собеседник широко известные публике личности, окружённые ореолом знаменитости, их жизнь достаточна известна, тогда целью интервью становится извлечение неожиданного факта, новой информации, а не внутренний мир героя).

 Наличие авторского начала – один из важнейших признаков любого жанра публицистики. В интервью автор выступает не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственно действующее лицо. Авторская позиция выражается в авторском стиле, манере речи, его речевой позиции.

Речевые позиции связаны с несколькими определяющими их факторами – темой, личностью собеседника, языковой компетенцией, языковым обликом говорящих.

В журналистике выделяют две основные речевые позиции интервьюера:

1)      интервьюер традиционно вежлив, корректен, придерживается норм публичного общения, вопросы, как правило, подготовлены заранее;

2)      интервьюер – представитель «новой волны» журналистов, обладает своей «языковой маской», психологической раскованностью и свободой в выборе языковых средств, интервью протекает в форме вольной беседы, вопросы часто не готовятся вовсе.

Основное коммуникативное задание, прагматическая цель интервью – получить в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики. Ещё одной целью интервью является задача побудить читателя ознакомиться с текстом беседы. Подобная двойная направленность обуславливает стилистические особенности жанра интервью.

Вторжение рекламы на страницы газет привело к появлению нового вида интервью – рекламного, основной целью которого становится стремление заставить читателя купить товар или услугу после прочтения текста интервью. Таким образом, целевая установка также становится важным фактором в стилистике разных видов интервью.

 Композиция интервью.

Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его структурно-композиционные черты остаются стабильными: зачин – основная часть – концовка. Вводное и заключительное слово журналиста – это и художественное оформление текста, и выражение интонационной завершённости или начала беседы, и оценка происходящего.

Основной коммуникативной единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Существуют различные типы диалогических единств, например, вопрос – ответ, вопрос – контрвопрос, побуждение – повествование, повествование – побуждение и т.д. Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ.

От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композициейи интервью, композиция которых импровизированная беседа.

Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нём можно переставлять, т.к. они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора.

Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна. Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

На практике чаще встречается тип композиции интервью, представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами.

Обычно интервьюер имеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседы добавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное (типа «А не покажете на конкретном примере?»).  При этом исходные, основные вопросы, коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его призрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдёт речь о такой детали, сейчас о следующей). Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие, включаются авторские комментарии и т.д.

 Рассмотрим типы вопросов журналиста, встречающиеся в интервью.

По содержанию:

      о знаниях;

      о мнениях;

      о фактах.



По цели:

      результативные, т.е. те, ответ на которые вы хотите получить от собеседника, чтобы узнать его мнение либо получить от него фактическую информацию. Это вопросы, которые реализуют цель вашего интервью;

      функциональные, несущие на себе дополнительную нагрузку, выполняющие дополнительные функции:

1)      установление контакта и сотрудничества с интервьюированным;

2)      снятие напряжения в ходе беседы (лёгкие вопросы);

3)      проверка компетентности собеседника, осведомлённости его в данном вопросе и надёжности как источника информации, фильтрующие и контрольные вопросы;

4)      уточнение полученных сведений и высказываний героя интервью;

5)      подготовка журналиста к следующему вопросу, «отвлекающие» вопросы, дающие журналисту время на то, чтобы сориентироваться.

 Список запретов.

- Вопросы, которые допускают односложные ответ.

- Замена утвердительного предложения вопросительным.

- Два вопроса в одном.

- Перегруженный вопрос.

- Вопрос с собственной оценкой.

- Наводящие вопросы.

- Навешивание ярлыков.

- Преувеличение в вопросе (раздувание события).

- Слишком сложные для понимания вопросы.

 Далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог собеседника, для уточнения фактов, возвращения к теме и т.д. Существует несколько способов связи реплики, используемых в интервью:

1)      вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);

2)      использование модальных слов;

3)      повторы и вопросы-переспросы;

4)      продолжение недосказанности (подхваты).

 Классификация интервью

В зависимости от особенностей композиции, формы выражения интервью, выделяются несколько его видов: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета.

Остановимся подробнее на некоторых из них.



Интервью-диалог – это наиболее распространённый вид интервью, формально выраженный цепочкой вопросов и ответов, чередующиеся между собой.

Текст интервью-монолога формально не расчленён, в начале его даётся вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идёт развёрнутый монолог интервьюируемого. Такое построение вовсе не свидетельствует о том, что в процессе беседы интервьюер не задавал вопросов или не перебивал говорящего, просто автор посчитал излишней разбивку текста не реплики. На страницах газет этот вид интервью встречается реже по сравнению с интервью-диалогом, поскольку длинный фрагмент текста затрудняет чтение. В такой форме часто даются рекламные интервью политиков, интервью-отчёты руководителей предприятий и так далее.



Коллективное интервью берётся сразу у нескольких лиц, в основном, это так называемые «круглые столы», когда на вопросы отвечает то один, то другой собеседник; не все реплики интервьюируемых перемежаются журналистскими вопросами, могут быть единства типа «вопрос – ответ 1 – ответ 2». Однако возможен и такой вариант, когда на интересующий журналиста вопрос отвечают несколько человек и их мнения сравниваются; формально ответы каждого из интервьюируемых часто оформляются в виде отдельных блоков.

Отличительной чертой интервью-зарисовки является наличие авторских комментариев, отступлений и т.д. Интервью-зарисовка даёт возможность журналисту не только задавать вопросы, но и высказывать своё мнение, комментировать факты, о которых идёт речь, рассказывать об обстановке, в которой проходила беседа, давать краткие характеристики своего собеседника, несколькими штрихами создавать его портрет.



Анкета представляет собой массовый вид интервью, это своеобразная заочная беседа с читателями, социологический опрос, отражающий общественное мнение по какому-либо вопросу.

 Стилистика проблемного интервью:

1)      свободная схема построения беседы;

2)      официально-деловой стиль ведения беседы;

3)      нейтральность языка реплик журналиста;

4)      способы связи реплик традиционны: использование модальных слов, реже – повторы и вопросы-переспросы;

5)      образ автора – интервьюера как традиционно вежливого, образованного человека, способного сделать свои выводы, подвести итоги, прокомментировать и проанализировать факт или явление.

 В проблемных интервью журналисту необходимо:

1)      прекрасное общее знание предмета обсуждения;

2)      формулировать вопросы так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа;

3)      первый вопрос должен сразу втягивать партнёра в беседу.

 Характерные для проблемных интервью вопросы:

1)      открытые (по форме), в которых называется тема или предмет, предполагающие возможность пространного ответа;

2)      вопросы о фактах, мнениях;

3)      вопросы-утверждения.

 Стилистика портретного интервью:

1)      центр внимания – личность интервьюируемого;

2)      композиция импровизированной беседы;

3)      речевая позиция автора, связанная с темой, личностью собеседника, языковой компетенцией и языковым обликом говорящих, определяется интервьюером;

4)      в зачине указываются участники интервью, место действия, обстоятельства, при которых проходило интервью, некоторые подробности происходящего, обозначается тема беседы.

 В портретных интервью журналисту необходимо:

1)      заранее собрать информацию об объекте у его знакомых, родных, коллег, друзей и т.д.;

2)      заранее оговорить с объектом время, отводимое для разговора;

3)      постараться осветить личность героя с разных сторон;

4)      подготовить вопросы;

5)      уточнять моменты, которые не до конца понятны;

6)      термины, имена, цифры, даты записать точно;

7)      заранее договориться о контрольном звонке для уточнения деталей.

 

Подготовка к интервью. Технология получения интервью.

 Иметь: знания о подготовке к интервью, технологии получения интервью, об алгоритме написания сочинения в жанре интервью.

 Уметь: готовится к интервью, получать интервью, устанавливать контакт и сотрудничество с интервьюируемым, быть коммуникабельным, корректным, анализировать свои действия, создавать интервью.

1.      Работа с текстом.

- Прочитайте юмористический рассказ А.П. Чехова «Моя беседа с Эдисоном и ответьте на вопросы: удалось ли интервью корреспонденту? Почему? С каким мнением друг о друге расстались собеседники?

 Моя беседа с Эдисоном.

Я был у Томаса Эдисона. Это очень милый, приличный малый. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими «фонами».

- Я русский! – отрекомендовался я Эдисону. – Много наслышан о ваших талантах. Хотя ваши изобретения и не вошли ещё в программу наших средне-учебных заведений, но, тем не менее, ваше имя часто упоминается в газетных «смесях».

- Очень рад, но предупреждаю вас, что дать вам денег взаймы не могу, ей-богу, не могу!

- Я и не прошу! – сконфузился я от такого неожиданного афронта.

- Вы извините, но я читал и слышал, что брать у всех взаймы – национальная особенность русских.

- Помилуйте, что вы!

Посидели, поболтали.

- Ну, что изобрели хорошенького? – спросил я. – Чай, чертову пропасть наизобретали всякой всячины! Например, что это за висюлька?

- Это гастрономофон… Вы ставите перед этим отверстием раскалённый уголь… закручиваете этот винтик, придавливаете эту штучку, отмыкаете ток и за сто, двести миль отсюда получаете отражение угля в увеличенном виде. На отражении вы можете варить и жарить всё, что вам угодно…

- А что это за мантифолия?

- Это пластинка для расследования мыслей. Стоит только приложить её ко лбу испытуемого, пустить ток – тайны разоблачены…

- Ааа… Впрочем, у нас это проще делается. Залезешь в письменный стол, распечатаешь письмо, раз, два, три и – всё, как на ладони! У нас бишопизм в сильном ходу!

И таким образом я осмотрел все новые изобретения. Мои похвалы так понравились Эдисону, что, прощаясь со мной, он не вытерпел и сказал:

- Ну, таки быть уж, бог с вами! Нате вам взаймы.

 2.      Анализ текста.

- Почему и над кем мы смеёмся, читая рассказ?

- Какие ошибки допустил журналист?

 3)      Если таковы специальные корреспонденты, то каково же «лицо» печатного органа? Каким вы представляете его себе?

 4)      Что можно сказать о чертах характера журналиста, обнаружившихся во время беседы, о его поведении?

 3.      Составление совета начинающему журналисту.



Перед интервью:

1)      Четко сформулируй для себя: почему ты (или редакция) заинтересовался именно этим человеком?

2)      Что ты о нём знаешь?

3)      О чём нужно и можно спросить? О чём нельзя?

4)      Каким временем для беседы он располагает?

5)      Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они?

6)      Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.

 Во время интервью:

1)      Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

2)      Скорректируй вопросы, исходя из заданной речевой ситуации.

3)      Соотнеси отведённое время и объём получаемой информации.

 После интервью:

1)      Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что остаться «за кадром».

2)      Обрати внимание на собственную позицию: Не «давишь» ли ты на собеседника? Не находишься ли на первом плане?

3)      Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта.

 V. Составление памятки сочинения в жанре интервью.



Памятка.

1.      Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

2.      1) Наметьте тему беседы; в соответствии с этим составьте вопросы; продумайте их последовательность.

2) Проведите беседу; запишите её основное содержание.

3) Прочитайте запись; определите основную мысль интервью; озаглавьте его.

3.      Напишите вступление (зачин) и заключительную часть (концовка).

4.      Прочитайте все написанные вслух, отредактируйте.

5.      Проверьте черновик. Обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге.

6.      Аккуратно перепишите сочинение.

 Вопросы стандартные и нестандартные

Начинающие журналисты часто ломают голову над содержанием вопросов для интервью, особенно, с известной личностью. Голову жалко, а ломать её больно, поэтому, не мудрствуя лукаво, составляется списочек, состоящий из вопросов, затёртых до предела. В результате получается «никакое» интервью.

Стандартные «избитые» вопросы.

- Что вы цените в человеке больше всего?

- Кто вы по знаку зодиака?

- Ваше любимое блюдо?

- Ваши творческие планы?

- Ваша мечта…

- Ваш жизненный принцип…

- Расскажите какой-нибудь курьёзный случай из своей жизни.

- Чего вы боитесь?

- Как проводите свободное время?

- Какую музыку вы слушаете? (Ваши музыкальные предпочтения?)

- Ваш любимый литературный (кино) герой?

- Ваше хобби.

- Вы довольны своей жизнью?

- В чём, по-вашему, смысл жизни?

- Вы считаете себя счастливым человеком?

- Каким вы были учеником?

- Почему ваша (песня, группа, книга, фильм) так называется?

- Ваше отношение к религии?

- История создания вашей группы (проекта).

- Какие взаимоотношения в вашей группе?

- Пожелания нашим читателям.

- Что для вас «любовь»?

- Ваше отношение к поклонникам.

- Кем вы мечтали стать в детстве?

- Почему вы играете именно эту музыку (поёте именно эту песню)?

- Совет начинающим (музыкантам, писателям, спортсменам…)

- Как вы достигли нынешних успехов?

- Было ли у вас в детстве прозвище?

- Влияет ли на ваше настроение погода?

- Ваш любимый анекдот?

- Самый лучший подарок для вас…

 Вопросы нестандартные

- Как бы вы нарисовали радость?

- Чувствуете ли вы себя независимым?

- Вы можете позволить себе быть честным?

- Значит, я могу рассчитывать на вашу откровенность?

- Чтобы вы сделали, если бы о вас захотели вытереть ноги?

- Что вас может обидеть?

- Считаете ли вы свою жизнь карточным домиком?

- Насколько ваш успех – ваша заслуга?

- С кем из героев мультфильмов вы себя ассоциируете?

- Перед кем вы в долгу?

- Кто в долгу перед вами?

- Ваше отношение к ненормативной лексике?

- Что вы видите на праздниках с трибуны (на концертах со сцены)?

- Кого вы видите по утрам в зеркале?

- Какой человек привлечёт ваше внимание в толпе?

- Каких врагов вы уважаете?

- В музее Мадам Тюссо вы видите себя. Ваша реакция?

- Вы производите впечатление человека, который (смотря по человеку…). Это так?

- Кому вы завидуете?

- Серьёзный вопрос: что вы можете сказать о (имя, фамилия того, у кого берёте интервью)?

- Вы можете вспомнить эпизод детства, сыгравший решающую роль в вашей жизни?

 Понятное дело, чтобы добиться с вопросами такого плана успеха, к интервью нужно досконально готовится и продумать, в какой момент будет задан тот или иной вопрос. Кстати, при тщательной подготовке можно использовать и «затёртые» вопросы. Главное понимать, ради чего ты к человеку обращаешься с вопросами.

 VI. Выполнение вариативных творческих заданий.

1.      Представьте себе, что редакция солидного издания (какого?) поручила вам взять интервью у Томаса Эдисона. С чего вы начнёте подготовительную работу? Составьте план своих действий. Сформулируйте вопросы, которые может задать сотрудник уважаемого издания всемирно известному учёному Эдисону. (Избегайте журналистских штампов типа: Ваши творческие планы? Каково ваше хобби? Какой вопрос вы задали бы себе сами? и подобное). Спрогнозируйте предполагаемые ответы Эдисона.

2.      Почему А.П. Чехов избрал приём нарочитого столкновения всемирно известного учёного и заурядного сотрудника не самого популярного издания? Пофантазируйте: что будет напечатано в газете о состоявшемся интервью? Что напишет Эдисон в своём дневнике об этой встрече?

3.      Вы получили редакционное задание: взять интервью у известного всем человека для рубрики «Кто есть кто» («Человек недели», «Человек года»). О ком вы будете писать? Почему? Продумайте и опишите ход вашей встречи, свои вопросы.

4.      Если вы любите смотреть телепередачи и слушать радио, обратите внимание: часто ли журналисты обращаются к жанру интервью? Почему? Интересные ли получаются результаты? Определите достоинства и недостатки какой-нибудь передачи-интервью, объясните их причины. Кого из мастеров интервью вы знаете? Почему их работа привлекает всеобщее внимание? Напишите заметку о таком профессионале.

5.       Сделайте вырезку какого-либо интервью из газет, дайте его стилистический и композиционный анализ.

 Возьмите интервью у старших товарищей о их выборе профессии или о чём-то памятном, значительном в их жизни, или у одноклассников об их увлечениях, интересах, участии в соревновании, походах, поездках, о встречах и т.д.


 

 




Чем лучше пивная, тем хуже жена; чем хуже жена, тем лучше пивная. Генрих Манн
ещё >>