Икт как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского я - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Использование икт как средство повышения качества знаний учащихся... 1 138.95kb.
«…едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить» Н. 1 278.68kb.
Мбоу кривошеинская сош» Организация проектной деятельности на уроках... 4 382.23kb.
Методические рекомендации по формированию учебно логических умений... 3 472.86kb.
1. методологические основы курса 1 174.47kb.
Литература для учителя и учащихся Примерные краткие планы занятий... 2 438.8kb.
Гимназия №1 г. Островец Гродненской области Алехно А. М. Развитие... 1 446.39kb.
Конкурс проводится в соответствии с положением об областном краеведческом... 1 258.79kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Формирование познавательной самостоятельности у школьников на уроках... 1 43.69kb.
Левашова Наталья Николаевна Учитель английского языка 1 95.44kb.
Перечень азс, принимающих талоны и смарт-карты ООО «пк «Эталон Плюс» 1 114.28kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Икт как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе - страница №1/1

f:\тёща\сканированные копии\папка 5\20.jpg


f:\тёща\сканированные копии\папка 5\21.jpg

Клименко Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназии №8 г. Тихорецка


ИКТ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

В условиях модернизации школы решать проблемы образования без применения современной техники и оборудования сегодня просто невозможно. Урок становится более насыщенным, информативным, интересным, а сам процесс обучения – интерактивным и для учителя, и для ученика. Информационно-коммуникационные технологии сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. В организации проектной деятельности учащихся ИКТ играют ведущую роль. При этом тип урока, формы работы учащихся, темы проектов зависят, в первую очередь, от возрастных особенностей школьников. Например, в обучении пятиклассников чрезвычайно велика роль эмоционального фактора, а применение ИКТ позволяет его актуализировать.

Какие чувства испытывает школьник, лично принимавший участие в подготовке и проведении интегрированного урока русского языка «Сочинение по музыкальному произведению (П.И Чайковский «Вальс цветов»? Радость творчества, волнение, переживание, гордость, надежду… Надежду на то, что у него всё получится. Ведь это они, пятиклассники, защищая проекты «Легенды о цветах», использовали мультимедийные презентации, пригласили одноклассников на заочную экскурсию в музей натюрморта, размышляли о таком сложном философском понятии, как красота; успешно анализировали лирическое стихотворение; учились работать в группах, собирать необходимую информацию, пользоваться компьютером и программой Power Point, оформлять результаты работы. А ведь у них ещё всё впереди. Далее шаг за шагом на уроках русского языка ученики пробуют в качестве проектов создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений. Учитель на данном этапе выступает организатором проектной деятельности.

Конечно, ребята постепенно взрослеют и им хочется самим создавать что-то новое. Ведь «творческий процесс», по словам представителей современной трансперсональной психологии К. и Н. Роджерс, «есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды его испытал, уже не сможет жить без этого». Творчество не только «выражение себя», но и «усиление себя». В 7 классе во время подготовки к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины. Княгиня Трубецкая» у ребят одной группы возникла идея провести урок-путешествие и показать дорогу Е.И. Трубецкой в Сибирь с помощью электронной карты. В качестве основы они использовали карты Российской империи 19 века и карту с изображением Сибирского тракта. Исходный материал участникам проекта пришлось дополнять, изменять, чтобы он полностью соответствовал пути декабристок. Так, с помощью программ Photoshop, Gimp ребята обозначили Петербург, Читу и, наконец, Нерчинск – последнюю точку пути, соединив их линиями, добавили текст. Авторы проекта использовали и звуковое оформление: на уроке ребята услышали и звон колокольчиков на ямщицкой тройке, и завывание метели. Одно дело просто назвать начальную и конечную точку пути, и совсем другое увидеть на интерактивной доске огромную страну и буквально на краю света Читу и Нерчинск. При этом особенно выделили и Иркутск, где княгиню Трубецкую едва не остановили. Инсценирование эпизода «Встреча Екатерины Ивановны Трубецкой с иркутским губернатором» тоже стало одним из представленных проектов (не будем забывать, что это урок литературы, урок живого слова).

Проект, как правило, вытекает и развивается из конкретной ситуации и предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний. Эта ситуация может возникнуть в процессе работы над какой-либо учебной темой, когда обнаруживается дефицит знаний, что вызывает желание глубже исследовать создавшуюся проблему. Вот как мои ученики в процессе проектной деятельности с помощью ИКТ создают собственные электронные пособия. К уроку в 10 профильном социально-гуманитарном классе «Буквы И и Ы после приставок на согласный» ребята с помощью flash-анимации и PowerPoint подготовили проекты «Электронный словарь иноязычных приставок» и «Синонимия русских и иноязычных приставок», при этом наглядно показав, что заимствованными словами следует пользоваться только в том случае, если в русском языке нет слов с соответствующим значением. Также вполне успешно одна из групп с помощью материалов ФЦИОР создала проект «Тренировочные упражнения», причем сделав его задания дифференцированными. Интересными были проекты «Принципы русской орфографии», «Роль иноязычной лексики в русском языке», сопровождавшиеся мультимедийными презентациями. Материал был собран весьма ценный, поэтому ребята решили разместить его на школьном сайте, предложив для обсуждения вопрос «Нужна ли реформа русской орфографии?». Также материалы всех проектов представляют собой и электронное пособие для подготовки к ЕГЭ (часть С) по теме «Состояние современного русского языка», которое может быть использовано как учащимися, так и учителями.

Использование ИКТ очень актуально и во внеурочной работе по русскому языку и литературе. Результатом проектной деятельности, как известно, должен стать продукт. Итак, выпускаем газету «Ты и твое имя» прямо во время расширенного заседания «Клуба любителей словесности» (присутствуют ученики, учителя, родители; занятие проводятся в компьютерном классе). Ребята в соответствии со своими интересами образуют творческие группы «Корреспонденты», «Корректоры», «Редакционная коллегия», «Компьютерный дизайн».

Конечно, выпуск газеты весьма ответственное дело. Она должна быть не только содержательной, но и грамотно, красиво и даже эффектно оформленной, иначе современный человек ее просто не заметит. Поэтому группа дизайнеров предварительно составила электронный макет газеты, продумав стиль, выбрав заголовок в соответствии с темой занятия, подобрав шрифт. Сами же проекты станут газетными статьями.

Во время заседания ребята защищают проекты «Из жизни далеких предков», «После крещения Руси», «Октябрь 1917 и имена», «Неизменно меняется мода (в том числе и в виде мультимедийных презентаций), подготовленные с помощью электронных образовательных ресурсов, и передают редакционной коллегии. После проверки материал сразу идет «в печать». Одна из групп, используя материалы цифровых образовательных ресурсов, представляет каталог электронных справочников и словарей по теме. Затем все ребята получают возможность в электронном «Словаре русских имен» Н.А Петровского в режиме он-лайн познакомиться с происхождением своего имени. Эта информация (выборочно) тоже передается редколлегии для статьи «Срочно в номер».

Наконец электронная версия газеты готова и выводится на интерактивную доску (использована программа Publisher). Затем весь материал помещается на заранее заготовленный бумажный макет, который размещают на стенде в кабинете русского языка и литературы. Кстати, информация по теме вызвала большой интерес учащихся гимназии, тем самым расширив их лингвистический кругозор.

Следует отметить, что в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ умения и навыки самостоятельной работы старшеклассников существенно развиваются. Речь идет об умении собирать необходимую информацию, пользоваться образовательными ресурсами сети Интернет, создавать собственные мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией, брать интервью, планировать этапы работы, исследовать.


Литература

Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие. - М.:Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,2004.



Соколова Ю.А.Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка //РЯШ.-2008.-№6.




Я не знал, что такое счастье, пока не женился, но тогда уже было поздно. Макс Кауфман
ещё >>