II. содержание курса Введение в изучение Истории Древней Руси - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве»? «Слово о полку... 1 25.3kb.
Входное тестирование по истории России для 10-11 класса Вариант 1... 4 261.92kb.
Цикл занятий "Путешествие по Древней Руси. "Добрыня и Змей" 1 52.07kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы тема внешняя политика Древней... 1 254.95kb.
Внеклассное мероприятие по истории «Знатоки Древней Греции» 1 90.42kb.
Воинские традиции древних славян и Руси 1 86.77kb.
Урок по теме «История Древней Руси» 1 154.39kb.
Программа элективного курса «Из истории православной иконописи» 1 42.04kb.
Экономическая мысль средневековой Руси 1 100.56kb.
«Дни славянской письменности» 1 102.33kb.
Культура Древней Руси. IX xiii вв. От язычества к христианству 1 202.89kb.
Второе ополчение 1611–1612 гг и избрание новой династии 1 252.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

II. содержание курса Введение в изучение Истории Древней Руси - страница №9/9


СЕМИНАР 12. Русская культура на пороге Нового времени
ЗАНЯТИЕ 1

1.Быт и материальная культура русского общества по «Домо­строю».

2. Проникновение иноземной культуры.

3. Просвещение и книгопечатание.

4. Накопление научных знаний.
ЗАНЯТИЕ 2

5.«Обмирщение» как явление культуры.

6. Русские традиции и европейские новации в архитектуре.

7. Образ человека Нового времени в литературе и изобразительном искусстве.

8. Основные итоги развития государства, общества и культуры к концу XVII века.
ЛИТЕРАТУРА

1. Аввакум. Житие Протопопа Аввакума, им самим написан­ное. М, 1991.

2. Александров В.А., Покровский Н.Н. Власть и общество. Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991.

3. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХУЬХУП столетии. Новосибирск, 1992.

4. Зеньковекий С. Русское старообрядчество. М, 1995..

5. Лихачев Д. С. Великий путь. Становление русской литера­туры ХI-ХVII вв М.,1987.

6. Лихачев Д. С, Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древ­ней Руси. Л., 1984.

7. Муравьев А. В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IХ-ХVII вв. М., 1984. С. 255-334.

8. Очерки русской культуры XVII в. Ч. 1-2. М.: МГУ, 1979.

9. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских ре­форм. Л., 1984

10. Пушкарев Д. Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам ХVII-ХVIII вв. М., 1994.

II. Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодально­го города. М., 1978.

12. Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге Нового времени. Новосибирск, 1994.

13. Русская бытовал повесть. ХV-ХVII вв. М., 1991.

14. Русское историческое повествование ХVI-ХVII вв. М., 1984.

15. Словарь книжников и книжности Древней Руси XVII в. 4.1-4. СПб., 1992-2003.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В XVII веке в русской культуре все больше проявляется черт характерных для Нового времени. Это выразилось в таких особен­ностях, как: светскость («обмирщение» культуры); открытость (углубление и качественно новый характер связей с культурами право­славного Востока и Западной Европы); ускорение темпов культур­ной жизни (духовная жизнь становится более интенсивной и разно­образной); «открытие» человека (изменение отношения к человече­ской личности); зарождение рационализма и науки.

В то же время «обмирщение» и секуляризационные процессы соседствовали с возрастанием религиозно-этических факторов ду­ховной жизни. Все это определяло «пороговый», переходный ха­рактер культуры от средневековья к Новому времени. Новое и ста­рое наиболее четко отражается в быту и материальной культуре. В 1 вопросе рассмотрите в тесной связи эволюцию материальной жизни с ее социальными формами, Проследите, как это выразилось в та­ком энциклопедическом документе русской жизни XVII в., как «Домострой». Сравните старые и новые явления в бытовой архи­тектуре, орудиях производства, одежде, питании, вооружении; вы­явите различия в материальной культуре сельского и городского населения, определите европейские новации. Как социальная струк­тура общества предопределяла материальные различия в быту и повседневной жизни, какие социальные группы способствовали за­имствованию европейского опыта?

Во 2 вопросе рассмотрите статус выходцев из Западной Евро­пы в России (численность, национальный состав, правовые приви­легии, взаимоотношения иностранцев с официальной властью, цер­ковью, русскими торговыми и служилыми людьми). Выявите, что преимущественно заимствовали прямо или косвенно как с Востока, так и Запада, какими были культурные предпочтения русских лю­дей в общении с иностранцами, каким представлялся образ ино­странца в русской официальной и народной культуре?

В 3 вопросе остановитесь на развитии просвещения и книго­печатания. Охарактеризуйте политику власти в области просвеще­ния, видных деятелей культуры (Симеон Полоцкий, Епифаний Сла-винецкий, Арсений Сатановский, Юрий Крижанич, братья Лихуды), первые высшие учебные заведения' (Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия). Объясните, почему посредни­ческую роль в распространении западной культуры в России играли выходцы из Украины и Западной Белоруссии? В чем была противо­речивость «латинствующих» деятелей русской культуры XVII в.? Дайте обзор книгоиздательской деятельности в XVII в., объясните, почему еще так были сильны традиции рукописной книги?

В 4 вопросе, на примере различных наук (география, филоло­гия, медицина, естествознание), покажите, как происходит накоп­ление, фиксация, заимствование, переосмысление донаучных и на­учных знаний, объясняющих существующую картину мира, и каким образом богословие пытается воздействовать на секуляризационные процессы и контролировать поступление научных знаний из Западной Европы? ,

В 5 вопросе обратите внимание на процессы секуляризации в русской культуре, их социальные истоки и проявление в различных видах искусства. Нарастание светских начал шло одновременно с распространением грамотности. По данным исследователей, в XVII в. грамотными были до 65 % дворян, 96 % купечества, около 40 % посадских людей, 15 % крестьян. Происходило «социальное расши­рение литературы». Растет численность служилого сословия заня­того на гражданской и военной службе государства с разнообраз­ными читательскими запросами. Появляются новые жанры в лите­ратуре: переводной рыцарский роман, авантюрные повести, поэзия, драматургия. Исторический жанр приобретает черты мемуарного повествования, если это касалось современных событий. Дайте краткую характеристику наиболее известных произведений различ­ных жанров (например, «Сказания Авраамия Палицына», «Повесть об Ульянии Осоргиной», «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Петре Златых Ключей» и др.). Охарактеризуйте барочные явления в литературе на примере творчества Симеона Полоцкого. Расскажите о просветительской деятельности Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина. Расскажите о первых шагах русско­го театра при дворе царя Алексея Михайловича. Отметьте новые явления в музыкальном искусстве. В чем заключался демократизм русской культуры XVII в., и как он проявлялся?

В 6 вопросе, на примере конкретных памятников, проследите, Какие новые явления наблюдаются в архитектуре? Как русские ар­хитектурные традиции (в частности, деревянного зодчества) сосу­ществуют с новым явлением, называемым «нарышкинским» или «московским» барокко? Приведите примеры как церковного, так и гражданского строительства. Что послужило основанием для воз­никновения барочных явлений (культурные связи, личностные эс­тетические предпочтения отдельных вельмож, общие изменения в мировоззрении и т.д.)?

В 7 вопросе, используя ,литературные и художественные про­изведения (парсуна, фреска, икона), выделите и сформулируйте наиболее типичные черты, отличавшие человека XVII столетия. При изображении человека авторы литературных сочинений особое внимание уделяли «живости» (подвижности, энергичности, дина­мизму) персонажа. Герой предстает всегда неординарной лично­стью, со своим характером, противоречиями, достоинствами и не­достатками. Самым ценным теперь становится в деятельности героя не богоугодное поведение, преисполненное «тихости» и «молитвенности», а государева служба, торговля, управление хозяйством, строительством. Святость теперь можно было обрести не только в монастыре, но и в миру. Усиливается интерес к иным культурам и странам. Мировосприятие отличается стремлением к отражению всей «пестроты» мира. В живописи начинает доминировать орнаментальность, пышность, интерес к бытовым подробностям, «мело­чам жизни». Возрастает понимание ценности человека вне зависи­мости от его социального статуса. Личность и в литературе и в жи­вописи обретает «самоценность».

Обратите внимание, как изображается человек в творчестве наиболее известного живописца того времени Симона Ушакова и других художников Оружейной палаты. Проследите аргументы ста­рообрядцев (протопоп Аввакум) и никониан по вопросам изображе­ния человека в церковном искусстве.



В 8 вопросе обратитесь к ранее изученному материалу и дайте диахронный анализ политического, социального и культурного раз­вития России к концу XVII в. Ответьте на вопрос: в чем проявляет­ся стабильность отдельных политических и социальных институтов, а в каких направлениях развиваются новации? Выявите внутренние и внешние факторы, воздействовавшие на социокультурную эво­люцию; попробуйте ответить на вопрос - была ли Московская Русь в конце XVII в. еще средневековой державой, или реформы Нового времени были начаты уже в последней четверти столетия, до пет­ровских преобразований?


<< предыдущая страница  



Германия — наше отечество, объединенная Европа — наше будущее. Гельмут Коль в 1990 г.
ещё >>