II. содержание курса Введение в изучение Истории Древней Руси - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве»? «Слово о полку... 1 25.3kb.
Входное тестирование по истории России для 10-11 класса Вариант 1... 4 261.92kb.
Цикл занятий "Путешествие по Древней Руси. "Добрыня и Змей" 1 52.07kb.
Рефераты, курсовые, дипломные работы тема внешняя политика Древней... 1 254.95kb.
Внеклассное мероприятие по истории «Знатоки Древней Греции» 1 90.42kb.
Воинские традиции древних славян и Руси 1 86.77kb.
Урок по теме «История Древней Руси» 1 154.39kb.
Программа элективного курса «Из истории православной иконописи» 1 42.04kb.
Экономическая мысль средневековой Руси 1 100.56kb.
«Дни славянской письменности» 1 102.33kb.
Культура Древней Руси. IX xiii вв. От язычества к христианству 1 202.89kb.
Второе ополчение 1611–1612 гг и избрание новой династии 1 252.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

II. содержание курса Введение в изучение Истории Древней Руси - страница №8/9


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Конец XVI - начало XVII в. - время Смуты, жесточайшего по­литического, социального, духовного, нравственного кризиса, охва­тившего русское общество и поставившего его на грань распада.

В 1 вопросе необходимо дать общую картину исторической обстановки в России после смерти Ивана IV (1584 г.). Опричная политика не разрешила до конца разногласия внутри господствующе­го класса. Противоречия обострились и в связи с прекращением за­конной династии. Старший сын Ивана Грозного был убит им в при­падке гнева (1581 г.), младший сын Дмитрий был еще мал, поэтому на престол вступил средний сын Федор Иванович (1584-1598 гг.). Понимая, что престол переходит Федору, Иван Грозный создает при нем регентский совет, в состав которого вошли: Борис Годунов, Никита и Федор Романовы (брат и племянник первой жены Ивана IV), И.П.Шуйский.

Личность царя Федора привлекала внимание многих исследовате­лей и писателей. Используя работы известных русских историков, вос­создайте его исторический портрет. Расскажите о времени правления Федора Ивановича «Блаженного». Какое место в административно-государственном аппарате при нем занимал Борис Годунов?

Осветите обстоятельства загадочной смерти Дмитрия Ивановича, младшего сына Ивана Грозного, в Угличе (1591 г.). Это событие получи­ло в стране широкий резонанс. Какими личностными характеристиками обладал, по мнению современников и историков, царевич Дмитрий? Ко­му смерть молодого царевича была выгодна и почему? Какие версии его смерти существуют и рассматриваются историками?

Во 2 вопросе раскройте особенности внутренней и внешней по­литики Российского государства в конце XVI столетия. Следует обра­тить внимание на тяжелейший экономический кризис, получивший в истории название «поруха 70-80-х гг. XVI в.», который повлек увели­чение налогового гнета, рост цен (в 4 раза), голод. В этих условиях произошло установление крепостного права в государственном мас­штабе. Какие меры правительства привели к закрепощению крестьян? Осветите основные этапы закрепощения русского крестьянства, начи­ная с Судебника 1497 г. Каковы были последствия введения государ­ственной системы крепостного права в России?

В 1589 г. в России было учреждено патриаршество (первый -патриарх Иов). Каково значение этого события?

3 вопрос посвящен времени самодержавного правления Бори­са Годунова (1598-1605 гг.), который являлся фактическим прави­телем еще при жизни царя Федора Ивановича, неспособного к. са­мостоятельной политической деятельности. Необходимо осветить причины династического кризиса, приведшего в 1598 г. к власти Б. Годунова, в самом характере которого, по мнению СМ. Соловьева, «заключалась возможность начала Смуты». Как описывают его противоречивую личность, драматическую судьбу отечественные историки и писатели (Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, СФ. Плато­нов, А.С. Пушкин, А.К. Толстой)?

Борис Годунов первым из русских царей сделал попытку сближения с Западной Европой: приглашение иноземцев на рус­скую службу, предоставление им права беспошлинной торговли, освобождение от налогов; 18 московских дворян было отправлено на учебу за рубеж (ни один не вернулся). Не осуществилось жела­ние Годунова открыть в Москве университет.

Почему конфликт власти и общества, обострившийся в годы опричнины, получил дальнейшее развитие в период правления Б.Годунова? Почему, несмотря на предпринятые им меры, не про­изошло сословного примирения?

Раскрывая 4 вопрос, обрисуйте назревший к началу XVII в. социально-экономический и политический кризис (народные бедст­вия, обострение борьбы в верхах, нарастание недовольства в дерев­не и городе).

Взрывная ситуация, переживаемая государством, резко обост­рилась в 1601 г. Серия неурожаев привела к страшному голоду, ко­гда «народ ел траву, сено, трупы животных», по словам современ­ника, «люди поедали друг друга». Какова причина появления «ли­хих людей» в России? В чем была причина восстания под предво­дительством холопа Хлопка, венчавшее «голодные бунты»?

Политическая ситуация в стране еще больше обострилась на­чалом самозванческого движения (5 вопрос). Раскройте истоки и истинную сущность феномена самозванчества.

Социальное напряжение достигло своего апогея. Народное недовольство, долгое время сдерживаемое в своих рамках, нашло повод вырваться наружу, тем более что теперь вести о Дмитрии, идущем свергать Годунова, оказались правдой.

Привлекая оценки, как отечественных исследователей (В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников и др.), так и за­рубежных (Ч.Даннинг), дайте исторический портрет первого само­званца в России.

Какую роль в появлении самозванчества вообще играла Речь Посполитая? Обратите внимание на личность и судьбу Марины Мнишек. Кем она была? Честолюбивой авантюристкой, стремив­шейся к власти и величию, или послушной исполнительницей воли изощренных политиков? Аргументируйте свой ответ. Чем можно объяснить быстрое воцарение Лжедмитрия I в Москве, а затем его такую же быструю гибель? Акцентируйте внимание на недовольстве различных слоев русского общества (как врагов, так и недавних сторонников Лжедмитрия).

Приступая к 6 вопросу, дайте характеристику действиям в со­циальной и политической сферах Василия Шуйского (1606-1610 гг.), ставшего русским царём после смерти Б.Годунова. Вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Обратившись к тексту, проанализируйте обязательства, данные Шуйским. Почему проводимая им политика способствовала даль­нейшему развалу государственности и нарастанию социальной на­пряженности в 1606-1607 гг.? Расскажите о восстании народных масс под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Почему очень часто это движение называют крестьянской войной? Выдели­те цели, требования, основные движущие силы восставших. Опи­шите поэтапное продвижение Болотникова к Москве, выделяя ос­новные сражения с царскими войсками (у города Кромы, под Ель­цом, осада с. Коломенское, калужско-тульский период). В чем за­ключалась идеологическая борьба двух враждебных лагерей? Какое значение имели «листы» Болотникова?

В чем состояли причины поражения восставших?

Раскрывая 7 вопрос, необходимо охарактеризовать обстанов­ку, в условиях которой в России в 1607 г. появился второй самозва­нец - Лжедмитрий II («Тушинский вор»). Какие версии существуют о его личности, происхождении. Проведите сравнительный анализ устремлений первого и второго самозванцев: в чем заключается разница между ними? Какова роль поляков Марины Мнишек, в ча­стности, в продвижении Лжедмитрия II?

Охарактеризуйте систему двоевластия, сложившуюся в 1608 г. с момента обоснования самозванца в Тушино.

В феврале 1609 г. правительство В.Шуйского заключает дого­вор со Швецией, обещавшей оказать военную помощь России вза­мен на ее отказ от претензий на Балтийское побережье. Как этот факт отразился на дальнейших русско-польских отношениях? Какие последствия имела польская интервенция в Россию? Расскажите о летних событиях 1610 г. в Москве. Почему сын польского короля Сигизмунда III Владислав был приглашен на российский престол?

8 вопрос. В условиях появления нового самозванца Лжедмит­рия II, открытой польской интервенции в обществе зреет идея все­народного ополчения. Расскажите о первом народном ополчении, созданном в Рязанской земле под руководством П.Ляпунова, И.3аруцкого в 1611 г. и втором - 1612 г., возглавляемом К.Мининым и князем Д.Пожарским. При освещении этих событий сделайте историко-биографические портреты лидеров ополчений; покажите социальный состав и тактику их участников. Какова роль «Совета вся земли» в деле сплочения всех патриотически-настроенных сил?

Раскройте решающую роль народных масс (символ верности Родине - подвиг крестьянина Ивана Сусанина) и русской право­славной церкви (патриарх Гермоген) в деле освобождения России от польской и шведской интервенции.

Началом преодоления Смуты считается Земский собор 1613 г., когда на российский престол был избран Михаил Романов. Почему был избран именно он? Какая из причин кажется вам основной?


СЕМИНАР 10. Социально-политическое развитие России в середине XVII в.
ЗАНЯТИЕ 1

1. Экономические последствия Смуты и положение крестьян в первой половине XVII века.

2. Крепостное хозяйство и развитие крепостного права после Уложения 1649 г., городские бунты и восстание С.Разина.

3.Городские ремесла и начало возникновения мануфактур. 4. Торговля и начало формирования всероссийского рынка.


ЗАНЯТИЕ 2

5. Сословная структура России, первые Романовы и Земские соборы.

6. Эволюция центрального и местного управления. 7.Спор между «царством» и «священством». Дело патриарха Никона.

8. Преемники царя Алексея Михайловича: внутренняя полити­ка. Московские восстания 1682 и 1698 гг.


ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1.

2. Буганов В. И., Преображенский А/А., Тихонов Ю. А. Эво­люция феодализма в России. М., 1980.

3. Булгаков М.Б. Структура посадского самоуправления на государственной и мирской службах в XVII в. // Отечественная ис­тория. 2005. № 4.

4. Зеньковский СЛ. Русское старообрядчество. М., 1995.

5. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михай­ловича. СПб, 1906. ( Репринт.), М., 2001.

6. Кристенсен СО. История России ХУП в. Обзор исследова­ний и источников. М., 1989,.

7. Кром М.М. - В. Кивельсон. Картографии царства: Земля и ее значения в России XVII в. // Отечественная история. 2008. № 6.

8. Лисейцев Д.В., Рогожин Н.М. Россия после Смуты - время выбора // Отечественная история. 2008. № 5.

9. Маньков А. Г. Законодательство и право России второй по­ловины XVII в. СПб., 1998.

10. Маньков А. Г. Уложение 1649 г. Кодекс феодального пра­ва России. Л., 1980.

11. Нефедов С А. Первые шаги по пути модернизации России: реформы середины XVII века // Вопросы истории. 2004. № 4.

12. Новохатко О.В. Управленцы среднего звена в XVII в.: не­формальные контакты служилых по отечеству и приказных // Оте­чественная история. 2005. № 3.

13. Повесть о боярыне Морозовой. М., 1991.

14. Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина ХУП в. Очерки истории. М., 1982.

15. Пушкарев Л.Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творче­ства. М., 1984.

16. Сазонова Н.И. Об исправлении богослужебных книг при патриархе Никоне (на материалах Требника) //Отечественная исто­рия. 2008. № 4.

17. Сахаров А. М. Образование и развитие Российского госу­дарства в ХГУ-ХУП вв. М., 1989.

18. Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. // Отечественная история. 2008. № 1.

19. Скрынников Р.Г. Церковь и государство на Руси 1Х-ХУП вв. СПб., 2000.

20. Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в ХVI - ХVII вв. М., 2002.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Смута, называемая современниками еще и «московским» или «литовским разорением», закончилась. Она оставила тяжелые по­следствия, которые ощущались во всех сферах жизни.

В 1 вопросе следует обратить внимание на длительность вос­становительного периода (до 50-х гг. XVII в.). Смута явилась мощ­ным откатом назад и деревни, и города. Многие русские города и села были опустошены и обезлюдели. Больше всего пострадали центр, юг и запад Московского государства. Но при этом отметьте, что сельское хозяйство всё еще оставалось основой экономической жизни страны.

Постепенно Россия выходила из хозяйственного кризиса. К концу 20-х - началу 30-х гг. крестьяне начали возвращаться в свои родные места. Осваивались запущенные и залежные земли, своди­лись под пашню леса.

Сохраняются традиционные формы ведения хозяйства (нату­ральный характер, барщина, малопроизводительный труд крестьян, трехполье). В то же время появляются новые тенденции в развитии' помещичьих хозяйств: начало помещичьего предпринимательства, ориентация на рынок и т.д. Рассмотрите эти особенности на приме­ре хозяйств боярина Б.И.Морозова, боярина Н.И.Романова и др.

2 вопрос посвящен проблеме усиления феодально-крепостнических порядков, сдерживающих генезис капитализма и по­рождающих почву для дальнейших социальных конфликтов. Проис­ходит дальнейший рост феодальной земельной собственности и уси­ление крепостного гнета. Каково значение Соборного Уложения 1649 г. в процессе юридического оформления крепостного права в России? При ответе обратитесь к «Хрестоматии по истории России».

XVII столетие называют «бунташным веком», высшей фор­мой проявления которого стала крестьянская война под предводи­тельством С. Разина.

За 20 лет (1630-1650 гг.) в России восстания прошли в 30 крупных городах. Охарактеризуйте наиболее массовые и масштаб­ные городские выступления середины XVII в. («Соляной бунт» и «Медный бунт»).

Воссоздайте исторический портрет Степана Тимофеевича Ра­зина. Каковы причины перерастания разбойничьих «походов за зи­пунами» в антифеодальное, массовое движение, представляющего серьезную угрозу существующей государственной системе?

Охарактеризуйте причины, основные этапы, социальный со­став участников войны. Обращаясь к Хрестоматии, дайте оценку «прелестным письмам» Разина.

В чем заключаются причины поражения восставших, каковы последствия и историческое значение крестьянской войны?

При освещении 3 вопроса необходимо проследить процесс распро­странения ремесла и перерастания его в мелкотоварное производство.

Главной отличительной чертой социально-экономического развития страны в XVII в. является появление мануфактур. Отметь­те характерные особенности мануфактурного производства и спе­цифику его развития в России.

В 4 вопросе расскажите о развитии внутренней и внешней тор­говли в стране. Какие процессы привели к усилению торгово-промышленной специализации, началу формирования всероссийско­го рынка? Отметьте роль и значение ярмарок, теперь собиравшихся постоянно. Какие крупные русские торговые центры играли важней­шую роль в установлении торговых связей с внешним миром?

Охарактеризуйте положение купеческого сословия в XVII в.

Какое значение для формирования внутреннего рынка имели Торговый устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г.?

5 вопрос. Следует отметить внутренние и внешние факторы, способствовавшие формированию новой социальной структуры российского общества. Отметьте значение Соборного Уложения 1649 г. в процессе формирования сословной структуры общества, в определении прав и обязанностей сословий. Выделите основные сословия, дайте сравнительный анализ их положения до и после Уложения 1649 г.

Характерными особенностями функционирования социальной сферы стали, с одной стороны, сословная обособленность, с другой - движение к сословной однородности. В качестве примера проана­лизируйте процессы и условия консолидации господствующего класса (боярство - дворянство), крестьянства (крепостной крестья­нин - холоп), положение и сословные привилегии духовенства, по­садских людей.

Главная задача периода царствования Михаила Федоровича Романова - преодоление последствий Смутного времени, что со­провождалось укреплением центральной власти, борьбой против сословной разобщенности. Определите роль сословно-представительных органов (Земского собора и Боярской думы) в системе государственного управления. Рассматривая время правле­ния Алексея Михайловича, отметьте характерные особенности про­цесса абсолютизации царской власти в России. Почему в это время земские соборы утрачивают свое значение?

В 6 вопросе дайте характеристику органам центрального и местного управления. Какие принципы являлись основой функцио­нирования приказной системы? Какую тенденцию отражали изме­нения в местном управлении?

Покажите формирование бюрократического государственного аппарата, рост государственных податей и повинностей, консоли­дацию дворянства и рост его привилегий. Дайте оценку отмене ме­стничества в 1682 г., какое влияние оно оказало на отношения внут­ри дворянского сословия?

7 вопрос посвящен процессам, затронувшим духовную жизнь общества в середине XVII в. Расскажите о «собинном друге» царя патриархе Никоне, о его головокружительной карьере и превраще­нии из близкого друга царя в непримиримого врага.

Никон стал зачинателем церковной реформы, проведению которой противились представители ревнителей древнего благочестия, и которая впоследствии стала причиной церковного раскола 60-х гг. ХУЛ в.

Раскройте сущность движения, названного старообрядчест­вом. Какие формы борьбы с новыми порядками использовались старообрядцами? (В качестве примера охарактеризуйте события, связанные с Соловецким монастырем). Какая роль в разрешении или развязывании религиозного конфликта принадлежала протопо­пу Аввакуму?

Каковы были последствия церковного раскола? Можно ли считать его формой социального протеста народных масс и почему?

Отвечая на 8 вопрос, осветите период царствования Федора Алексеевича и регентство царевны Софьи. Охарактеризуйте острую борьбу придворных группировок (сторонники Нарышкиных и Милославских). Какую роль в этих конфликтах играли стрельцы? Рас­скажите о восстании в Москве 1682 г., в результате которого к вла­сти пришла царевна Софья. Каковы последствия московского вос­стания 1698 г.? Какие факты свидетельствуют о начале формирова­ния абсолютной монархии в России в конце XVII в.?


СЕМИНАР 11. Внешняя политика России в XVII вв.
ЗАНЯТИЕ 1

1. Международное положение России после Смуты и русско-польская (Смоленская) война.

2. Продвижение на юг и «Азовское сидение». 3.Воссоединение Украины с Россией.

4. Война России с Речью Посполитой и Швецией.


ЗАНЯТИЕ 2

5.Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

6. Крымские походы.

7. Азовские походы.

8. Присоединение Сибири и Дальнего Востока.
ЛИТЕРАТУРА

1.История Сибири. Т. 1. Л., 1968.

2. Миллер Г.Ф. История Сибири. М., 1999.

З.Нефедов С.А. Еще раз о спорных вопросах русской военной истории середины XVII века // Вопросы истории. 2005. № 8.

4. Никитин Н.И. Землепроходец Семен Дежнев и его время. М.. 1999.

5.Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII века. Начало освое­ния Сибири русскими людьми. М., 1987.

6. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с тата­рами в XVII в. М., 1948.

7.Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII века. М., 1972.

8.Пронштейн А.П., Мининков Н. А. Крестьянские войны в России XУ1-ХУН вв. и донское казачество. Ростов н/Д., 1983.

9. Пузанов В.Д. Русские полки «иноземного строя» в Сибири в XVII веке // Вопросы истории. 2006. № 7.

10. Россия, Польша и Причерноморье в ХУ-ХУШ вв. М., 1979.

11. Русское население Поморья и Сибири /период феодализ­ма/. М., 1973.

12. Смирнов Н.А. Россия и Турция в XVI - XVII вв. Т. I. М, 1946.

13. Юзефович Л.А. «Как в посольских обычаях ведется...» Русский посольский обычай конца XV - начала XVII вв. М.,1988.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

После Смуты в России была ослаблена не только центральная власть, но и было неустойчивым международное положение. В 1 во­просе необходимо проследить последствия Столбовского мира 1617 г. и Деулинского перемирия 1618 г. Польша не отказалась от претензий на Московский престол, Швеция считала свою задачу по изолирова­нию северо-запада Руси от Балтийского региона выполненной. Россия была заинтересована как можно дольше во внешнеполитической ста­бильности. Фактически внешнеполитический курс страны определял патриарх Филарет, отец Михаила I, вплоть до своей смерти в 1633 г. Основные силы были нацелены на поддержание авторитета царской власти, восстановление дипломатических отношений с Востоком и Западом. Постепенно формируется внешнеполитические приоритеты: присоединение украинских и белорусских земель, возвращение к ре­шению вопроса о выходе на Балтику, формирование надежной грани­цы на юге, освоение сибирского региона.

Необходимо рассмотреть предпосылки, причины и ход не­удачной для России Смоленской войны. В чем, на ваш взгляд, было положительное значение Поляновского мирного договора?

Во 2 вопросе следует рассмотреть особенности освоения Ди­кого поля и продвижения русских границ на юг в Среднем Подонье и на левобережье Днепра. Дайте характеристику особенностям сло­бодского заселения и засечным чертам, организуемым правительст­венными мерами. Почему служилое сословие было заинтересовано в освоении южных земель? Какую роль в охране русских рубежей играет донское казачество? Охарактеризуйте политику самодержа­вия по отношению к казакам. Почему, на ваш взгляд, захват турец­кой крепости Азова и «Азовское сидение» 1637 - 1642 гг. не было использовано Москвой для выхода на Черное море? На материале литературных памятников, описывающих «Азовское сидение», рас­скажите о ходе этих событий. Какие проблемы внутреннего состоя­ния Российского государства выявил Земский собор, принимавший решения по оказанию помощи донским казакам в Азове.

В 3 вопросе охарактеризуйте положение малорусского насе­ления во владениях Речи Посполитой на Украине накануне нацио­нально-освободительной войны под руководством Б. Хмельницко­го. Расскажите об основных этапах противостояния Украины и ко­ролевской власти, победах, поражениях и договорах, заключавших­ся между повстанцами и поляками.

Почему, на ваш взгляд, втягивание в длительную войну было невыгодно для России, какие аргументы стали решающими, под­толкнувшими русское правительство встать на защиту украинского народа? Проанализируйте основные пункты решений Земского со­бора 1653 г. и Переяславской рады 1654 г. Какие внутриполитиче­ские события в России не благоприятствовали всемерной поддерж­ке украинского народа?

В 4 вопросе рассмотрите основные этапы войны с Речью По­сполитой (1654 - 1656) и Швецией (1656 - 1661) и проанализируйте результаты Андрусовского перемирия 1667 года й Кардисского ми­ра 1661 года для России. Андрусовское перемирие, а в дальнейшем «вечный мир» с Польшей 1686 г., способствовали постепенной ин­теграции части Украины и Белоруссии в состав России. Проследите особенности внутриполитической борьбы на Левобережной Украи­не в 50 - 60-е гг. XVII в. и как они влияли на русско-украинские и русско-польские отношения.

В 5 вопросе рассмотрите причины, ход и основные события русско-турецкой войны 1677 - 1681 гг. Османская империя не со­гласилась с включением Левобережной Украины в состав России и претендовала на эти территории, включая Киев. Русско-османская война проходила в условиях военно-политического доминирования Османской порты в Юго-Восточной Европе в этот период. Речь Посполитая была ослаблена, турки надеялись на колебания среди ук­раинской казацкой старшины. Рассмотрите военно-политические события, связанные с осадой Чигирина в 1677 и 1678 гг. Каковы были условия и последствия 20-летнего перемирия, заключенного в Бахчисарае 13 января 1681 г.? Как этот договор повлиял на русско-крымские отношения, социально-экономическое развитие Слобод­ской Украины и Подонья? Какие международные факторы европей­ской политики оказывали воздействие на русско-османские отно­шения в этот период?

В 6 вопросе рассмотрите русско-крымские отношения второй половины XVII в. Дайте характеристику (политическую, социально-экономическую, культурную и военную) Крымского ханства, его отношениям с Портой, Россией, Речью Посполитой и украинским казачеством. Какое значение Россией придавалось Изюмской и Бел­городской оборонительным чертам, торговым путям в Причерно­морье? Как историки оценивают материальный ущерб от набегов крымцев для экономики России XVII в.? Выявите внутренние и внешние причины, приведшие к организации крымских походов князя В.В. Голицина в 1687 - 1689 гг. В чем, на ваш взгляд, были причины неудач этого военного мероприятия?

В 7 вопросе рассмотрите тесно связанные с крымской политикой России попытки осадить и захватить крепость Азов в 1695 - 1696 гг. Расскажите об организации азовских походов и роли в них молодого Петра I. Успех азовских походов привел к заключению в 1697 г. рус­ско-австро-венецианского союза, направленного против Османской империи. Стремление России расширить круг антиосманской коали­ции вызвало в дальнейшем организацию Великого посольства в 1697 г. Какое значение имела победа России в азовских походах?

В 8 вопросе остановитесь на причинах, особенностях и значе­нии продвижения русских землепроходцев в Сибирь. Какую поли­тику проводила центральная власть по отношению к аборигенному населению Сибири? Дайте этнокультурную характеристику полиэтничного населения Сибири, особенностям их взаимоотношений с казаками и землепроходцами. После разгрома Сибирского ханства в 80-х гг. XVI в. освоение Сибири продолжалось на протяжении всего XVII в. В 1628 г. русские казаки землепроходцы дошли до Енисея, в 1632 г. были уже в Якутии. В 1641 г. экспедиция Ивана Москвитина вышла к Тихому океану, в 1643 - 46 гг. началось освоение Приаму­рья. В конце 40-х гг. Семен Дежнев открыл Чукотку, а Федот Попов - Камчатку. В 1688 г. в Нерчинске была определена граница с Ки­тайской империей. К концу столетия численность русского населе­ния Сибири достигала 150 тыс. человек. Дайте портреты-зарисовки наиболее известных землепроходцев, определите их вклад в гео­графическое изучение Северной Евразии. В чем было различие ме­жду европейской конкистой в Америке и русским освоением Сиби­ри? Каково было значение присоединения и освоения Сибири и Дальнего Востока для развития Русского государства в ХVII в.?


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Экономическая проблема: как у всех отнять, чтобы каждому прибавить. Хенрик Ягодзиньский
ещё >>