«игра как средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей... 1 96.08kb.
Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного... 8 1630.35kb.
Методические рекомендации по проведению игр для детей младшего школьного... 1 77.81kb.
Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста... 1 76.34kb.
«Информационные технологии в личностном развитии детей дошкольного... 1 153.24kb.
Занятие по теме: «Развитие ненасильственных способов поведения у... 1 130.64kb.
М. В. Телегин Теория и практика диалогического воспитания детей старшего... 14 4092.82kb.
Ролевая игра в обучении иностранному языку 1 38.1kb.
Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на... 9 1086.1kb.
Подвижная игра как средство развития воображения у детей дошкольного... 1 187kb.
«Развитие артистизма у детей младшего школьного возраста в хореографическом... 1 73.34kb.
Книга для учащегося «Enjoy English 4», мяч, аппликативный материал... 1 58.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«игра как средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста» - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет Иностранных языков
Кафедра Английского языка
«ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Курсовая работа

студента 4 курса ОЗО

Беляковой Светланы Владимировны

Научный руководитель

________________________________

Дата сдачи «___» июня 2011г.

Дата защиты «___» июня 2011г.

Оценка ________________

Научный руководитель _________________/ __________________/

Таганрог


2011г.

Содержание.
Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста...................................................................................................6

  • Психологические особенности детей младшего школьного возраста......................................................................................................................6

  • Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку в свете модернизации российского образования.....................................................12

Глава 2. Игровые технологии в обучении учащихся младшего школьного возраста иностранному языку................................................................................18



  • Игры в обучении иностранному языку...................................................18

  • Классификация игр...................................................................................25

Заключение ….....................................................................................................33


Список литературы …........................................................................................36
Приложения …....................................................................................................38

Введение.
Растущий интерес к изучению иностранных языков — примета нашего времени. Люди всё яснее осознают, что изучение иностранного языка — не филантропия, а приобретённые знания, необходимые любому специалисту в XXI веке. Параллельно с ростом интереса к изучению иностранных языков увеличивается и потребность в квалифицированных преподавателях. Сегодня профессия преподавателя иностранного языка — престижная специальность, однако требования, предъявляемые со стороны учащихся и их родителей к тем, кто обучает, достаточно высоки. Преподаватель иностранного языка должен не только отлично знать свой предмет, но и работать по определённой программе и методике, продумывать и систематизировать процесс обучения.

Но какой бы ни была методика, с какой бы возрастной группой ни работал преподаватель иностранного языка, на каком бы этапе обучения ни находились его ученики, без игровых заданий не обойтись.

В настоящее время большой интерес вызывает использование игр на уроках иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения особенно при обучении младших школьников. По мнению М.Ю. Курбатовой, «игра легко вписывается в урок и доставляет учащимся удовольствие. Игры для детей в младшем школьном возрасте очень важны, особенно при обучении их английской грамматике» [Курбатова, 2006: 45].

Ведущим видом деятельности у детей пяти-семи лет является игра. К восьми-десяти годам она заменяется учебной деятельностью, но роль игры остается по-прежнему велика. Малышей привлекает школа, но наиболее естественными для них являются игровые моменты деятельности, непосредственное общение со взрослыми и предметная наглядность. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию деятельности на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания [Мухина, 1999: 142].

Игровой метод обучения — интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся и может использоваться на любой ступени обучения языку. Игра – объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, представляющий ребенку возможность ознакомления с традициями поведения окружающих его людей [Сафонова, Соловова, 2006: 250].

Цель нашей работы – изучение игры как средства обучения иностранному языку.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач: изучить и проанализировать современную теоретическую, методическую литературу по проблеме; определить влияние игры на процесс овладения иностранным языком младшими школьниками.

Объект исследования – процесс овладения иностранным языком младшими школьниками путём вовлечения их в игру.

Предмет исследования – условия влияния игр на овладение младшими школьниками иностранным языком.

Гипотеза: если при обучении младших школьников иностранному языку систематически использовать игры, то процесс овладения иностранным языком будет более эффективным.

Для доказательства гипотезы воспользуемся следующими методами: изучение литературы, анализ и синтез, систематизация.

Работа состоит из введения, теоретической части, списка использованной литературы, заключения и приложения.

Во введении представлен методологический аппарат исследования. В теоретической части мы определили понятие «игра» и ее влияние на овладение иностранным языком младшими школьниками, а также психологические особенности младшего школьного возраста. В заключении подведены итоги работы, сделаны выводы.

Актуальность данной работы состоит в том, что несмотря на изобилие методической литературы в данном направлении, многочисленные научные статьи, большинство преподавателей иностранного языка в повседневной педагогической практике сталкиваются с проблемами, связанными с мотивированным и «достаточным» (соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта) овладением иностранным языком учащимися младшего школьного возраста.



1. Особенности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей и родителей), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт в этом мире в процессе деятельности.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений, преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Учебная деятельность, являясь сложной и по содержанию, и по структуре, складывается у ребенка не сразу. Требуется немало времени и усилий, чтобы в ходе систематической работы под руководством учителя маленький школьник постепенно приобрел умение учиться. О сложности этого процесса свидетельствует тот факт, что даже в условиях целенаправленного, специально организованного формирования учебной деятельности она складывается не у всех детей. Учебная деятельность имеет определенную структуру, куда входят мотивы учения, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценка. Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Всем известно, что основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения является для младших школьников отметка. Однако на протяжении младшего школьного возраста (от 1-го к 3-му классу) увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать на уроке новое», «нравится, когда учитель ведёт урок интересно»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что «у некоторых детей к концу младшего школьного возраста эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер» [цит. по: Дубровина, 2004: 282].

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом обучения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной активной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учитель. Постепенно соответствующие умения приобретают и сами учащиеся. В этом процессе у них формируется самостоятельная учебная деятельность. «Как показывает практика, научить младшего школьника выделять учебную задачу достаточно легко, важно только помнить о вероятности возникновения затруднений у учащихся и обращать специальное внимание на регулярное выделение учителем на уроках соответствующих учебных задач. В случае систематических неудач рекомендуется использовать игровые ситуации, помогающие ребенку освоить необходимое, но пока недостаточно понятное ему учебное задание» [цит. по: Бардин, 2004: 285].

Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия. Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, действия, позволяющие изображать заданные образцы тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний и др.). Другие учебные действия характерны для работы внутри данного учебного предмета, третьи — для воспроизведения лишь отдельных частных образцов. Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий.

К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. У младших школьников наиболее частым является прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучивания: многочисленные стихотворения, правила, слова, выражения и пр. Поэтому для младшего школьника задание «выучить материал» зачастую означает «запомнить его дословно». К дословному воспроизведению побуждает ребенка и еще недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти. Следует отметить, что заучивание наизусть требует определённого времени, и не все школьники способны достаточно хорошо закрепить в памяти изучаемый материал, поэтому для выполнения данной учебной задачи необходим многократный повтор учебного материала.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Необходимо отметить, что вовлечённость учащегося в активную деятельность, заинтересованность его в ходе урока и оценке результата его трудов являются непосредственным условие концентрации внимания школьника на учебном материале.

В младшем школьном возрасте память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Как уже говорилось выше, теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой.

В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, необходимо использовать на уроках такие формы деятельности, которые максимально приближены к естественной для них ситуации. Что же это за ситуация? Конечно же — игра, игра в любом её проявлении. По мнению С.А. Лысиче, «игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей». Игра соответствует естественным желаниям и потребностям учащегося младшего школьного возраста , а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря игре активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. А.А. Леонтьев считает, что «игра не только учит, изменяет, воспитывает, но и ведет за собой развитие. Где игра – там эмоции, а где эмоции, там активность, внимание, воображение и, конечно, работает мышление».

В игре заложено всё, о чём говорилось выше: деятельность (практическая и речевая); мотивированность; отсутствие принуждения; обучение и воспитание в коллективе; развитие психических функций и способностей; «учение с увлечением».

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная работа, заключающаяся в организации полноценной активной учебной деятельности, в которой учащийся является не объектом, претерпевающим над собой действия учителя, а полноправным заинтересованным участником «событий».


1.2. Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку в свете модернизации российского образования.
Основными задачами модернизации российского образования являются повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием решения этой задачи до 2010 года являлось введение государственного стандарта общего образования. «Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению)» [Днепров, Аркадьев, 2004: 3]. На основе данного документа был разработан и принят к исполнению базисный учебный план общеобразовательных учреждений, который среди ряда других изменений предусматривал переход к 4-летнему начальному образованию и обучению иностранному языку со 2-го класса.

Данные изменения в нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса потребовали и пересмотра методических приёмов в обучении иностранному языку. Если раньше обучение иностранному языку начиналось с 10-11 лет, то теперь фактически те же самые знания необходимо «вложить» в голову детей 7-9 лет. Методические издания «запестрели» статьями по данной проблеме, были изданы многочисленные учебные пособия для раннего обучения иностранному языку, появились различные курсы переподготовки педагогических работников. Однако это не принесло ожидаемых результатов. Среди преподавателей и методистов велись и до сих пор продолжаются непрерывные споры о продолжительности урока иностранного языка для детей младшего школьного возраста, о критериях оценивания их знаний, умений и навыков.

«Уроки этого периода специфичны. Их специфика вытекает и из возрастных особенностей учащихся, и из задач, стоящих перед этим периодом, и из его содержания, и из того психолого-педагогического факта, что этот период начинает учение.» [Пассов, Кузовлева, 2009: 534] Именно от того, какую основу заложит преподаватель в своих учеников на начальном этапе обучения, зависит дальнейший процесс овладения обучающимися иностранным языком.

Все ученики приходят в школу с разными, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению учебным материалом: некоторые учащиеся быстро овладевают новыми знаниями, другим учёба даётся с большим трудом. Если ученик не может удержать в памяти более двух слов, не умеет имитировать, плохо различает звуки даже родного языка, если у него не развита зрительная память, языковая догадка, способность к языковой абстракции, то всё обучение иностранному языку будет чрезвычайно затруднено. Естественно, что в процессе обучения все учащиеся развиваются, овладевая определёнными знаниями, умениями и навыками. Но как сделать так, чтобы дети с разным начальным уровнем развития достигли необходимого «минимума» и даже, если это возможно, большего? В этом и заключается задача современного преподавателя иностранного языка. Необходимо отметить, что для успешного обучения иностранному языку учитель должен с первых уроков специально и целенаправленно развивать способности учащихся, в данном процессе не должно быть стихийности. Главное в данной работе — это система, обдуманная и осуществляемая педагогом планомерно и регулярно.

Какова же цель урока иностранного языка на ранней ступени? Прежде всего — это формирование речевых навыков, навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Нельзя посвятить весь урок формированию отдельного навыка, будь то лексический или грамматический навыки, так как устойчивость внимания в данном возрасте у учащихся ещё не достаточно сформирована (об этом мы говорили в первом параграфе). Но и большое количество не связанных друг с другом компонентов урока тоже не сможет увлечь учеников. Что же можно предложить преподавателю на данном этапе обучения иностранному языку? Для успешной деятельности учитель должен не просто готовиться к каждому уроку, он должен чётко продумывать каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя звенья в цепи, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на раннем этапе обучения может и должна служить игра во всех её проявлениях.

Рассмотрим ведущие задачи начальной ступени обучения иностранному языку:



  • поддержание мотивации учащихся к овладению иноязычным общением;

  • овладение основами иноязычного произношения;

  • овладение основными приёмами осуществления учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности в овладении иноязычной культурой;

  • развитие иноязычных способностей как одной из основ успешного дальнейшего учения;

  • овладение основами быстрого чтения;

  • овладение основами каллиграфии.

Данные задачи не являются преувеличением. Ранний этап обучения иностранному языку заканчивается в 11-12 лет, вместе с ним «завершается так называемый сензитивный (чувствительный) период развития ребёнка, после которого его возможности, его предрасположенность к усвоению языка резко идёт на убыль». [Пассов, Кузовлева, 2009: 547] Таким образом, на данном этапе обучения (2-4 классы) преподаватель должен успеть заложить в своих учениках «фундамент» для дальнейшего успешного обучения иностранному языку.

«К концу первого года обучения учащиеся овладевают системой транскрипционных знаков, у них формируются навыки чтения по транскрипции и, как следствие, они умеют прочитать по транскрипции любое незнакомое слово в словаре. У учащихся развивается умение читать слова, которыми они владеют на продуктивном уровне. Они также овладевают алфавитом. У них формируются навыки чтения согласных, имеющих устойчивые однозначные графемно-фонемные связи, навыки чтения сочетаний согласных, не образующих новый звук, согласных, имеющих разное звучание в зависимости от позиции в слове, а также некоторых сочетаний согласных, образующих новый звук (согласных дифтонгов)». [Пассов, Кузовлева, 2009: 549] У учащихся на данном этапе обучения формируются лексические, грамматические, произносительные навыки, расширяется поле восприятия. Учебный материал должен «прокручиваться» учащимися через все виды речевой деятельности, для того, чтобы обеспечить более прочное его усвоение. В данном случае на раннем этапе обучения незаменимым помощником выступает игра, которая поможет сделать обучение не только мотивированным, но и более доступным для усвоения.

Необходимо отметить, что при всей своей непринуждённости, игра является делом серьёзным. Если игры используются на уроке только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них и для учащихся, и для самого преподавателя минимальна. Такие функции у игры, конечно, есть, но они второстепенные, не главные. Учитель должен чётко осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке иностранного языка игра — это всего лишь оболочка, форма; а прямое её назначение — это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Главным элементом игры на уроке иностранного языка является игровая роль, помогающая воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. «Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной». [Пассов, Кузовлева, 2009: 563] Кроме того, игра обладает, несомненно, и развивающей функцией, так ка она пробуждает эмоции, а там, где эмоции, там появляется активность, внимание, воображение и мышление.

В каких же целях следует использовать игры на уроке иностранного языка? Е.И.Пассов и Н.Е.Кузовлева выделяют шесть основных целей [Пассов, Кузовлева, 2009: 564]:



  • развитие необходимых способностей и психических функций;

  • развитие определённых речевых умений;

  • формирование определённых навыков;

  • развитие умения общаться;

  • познание фактов культуры;

  • непроизвольное запоминание речевого материала.

Специфика игры заключается в том, что учебные задачи перед учащимися выступают не в явном виде, а маскируются, делая процесс обучения более интересным. Играя, ребёнок не ставит перед собой никакой учебной задачи, но в результате игры он получает определённые знания, умения и навыки. Ставить перед учащимися цель — отдохнуть, переключиться тоже нет никакой необходимости: игра сделает своё дело!

Как же организуются игры на уроке иностранного языка? На уроке может быть проведено несколько игр, связанных между собой единым сюжетом. Однако возможен и такой урок, где проводится одна большая игра; для такой игры каждый учащийся получает (выбирает) свою постоянную роль. Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы действий учеников, то это зависит от скрытой учебной цели. Если, например, учебной целью является формирование определённого навыка, то учащимся предлагается и поясняется речевой образец, и в процессе игры ученики отрабатывают данный образец; напротив, если необходимо развить умение высказываться, то речевой образец можно не задавать, а предложить детям зрительные опоры (например, картинки или фотографии).

Важно, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Для этого необходимо не только самому быть увлечённым, но и владеть определённым запасом (банком) всевозможных вариантов игр, применяемых на уроках иностранного языка. Формы игр чрезвычайно разнообразны. На уроках раннего обучения иностранному языку можно использовать весь арсенал, накопленный опытом людей: и лото, и домино, и загадки, и конкурсы, и шарады, и всевозможные жизненные события — оборудование квартиры, сборы в поход и т.п. Более подробно на играх в обучении иностранному языку и их классификации мы остановимся во второй главе нашей работы.

Итак, рассмотрев особенности обучения детей младшего школьного возраста иностранному языку, необходимо отметить, что в настоящее время школе нужны грамотные педагоги, владеющие современными методами обучения иностранному языку, способные работать творчески и увлечённо, умело превращая урок в игровую деятельность, направленную на повышение качества иноязычного образования.




следующая страница >>



Его силой были его знания, а слабостью — его всезнание. Сидни Смит
ещё >>