Игорь Шафаревич Будущее России Шафаревич Игорь Ростиславович - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Игорь Ростиславович Шафаревич Русский народ в битве цивилизаций 19 3823.02kb.
Игорь Ростиславович Шафаревич Трехтысячелетняя загадка 23 4730.57kb.
Игорь Шафаревич Россия в постиндустриальном мире Шафаревич Игорь... 1 245.8kb.
Игорь Ростиславович Шафаревич Русофобия 15 1657.72kb.
Игорь Ростиславович Шафаревич Что такое патриотизм 1 59.26kb.
Игорь Шафаревич Арьергардные бои марксизма 1 306.69kb.
Игорь Шафаревич Две дороги к одному обрыву 3 476.94kb.
Игорь Шафаревич Русофобия: десять лет спустя 2 515.85kb.
Игорь Шафаревич Нация и стандартизированная культура 1 34.44kb.
Игорь Инов – переводчик и пропагандист чешской литературы в России. 1 21.86kb.
Настоящая машина для серьёзного бизнеса. Мерседес, бмв или Лексус? 1 143.02kb.
Игорь Шафаревич Нация и стандартизированная культура 1 34.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Игорь Шафаревич Будущее России Шафаревич Игорь Ростиславович - страница №2/6

Основные принципы западной цивилизации


Многие задавались вопросом: чем же объясняется колоссальный рост силы и продуктивности западной цивилизации? Благодаря имеющимся глубоким исследованиям ответ сейчас более или менее ясен. Можно попытаться сформулировать те основные принципы, на которых эта цивилизация базируется. Как мне кажется, можно выделить два наиболее важных. Первое — это постоянно культивируемая и развиваемая с разных точек зрения концепция власти и силы. Она проявилась и в захватах эпохи Великих географиче­ских открытий. Ранней формулировкой принципов новой цивилизации считается произведение итальянца Пико делла Мирандолы, жившего в XVI веке, «Речь о достоинстве человека». В нем, как часто говорят, отражена психология нового человека, освобождающегося от рабства и покорности авторитетам, чувствующего себя господином Вселенной. Действительно, там Пико заявляет следующее: «Человек может общаться со всеми уровнями Вселенной, может познать последние законы всего, приобрести власть над этим всем: над людьми и вещами, совершать чудеса, недоступные самой природе». Но путем к такому господству он считает магию и знание некоторых тайн, которые были открыты еще древними мудрецами и дают власть над миром.

Как бы выполняя эту программу, наука XVII века поставила себе целью открытие законов природы. Именно тогда появились этот термин и это понятие как бы некоторых центральных тайн мира, из которых можно потом вывести все другие его свойства. Многие принципы науки были сформулированы и предсказаны анг­личанином Фрэнсисом Бэконом в начале XVII века — экспериментальность науки, создание научных коллективов и так далее. Сам он особенных открытий не совершил. Но под его громадным влиянием находились величайшие ученые Англии следующих поколений— Ньютон, Гук, Галлей и другие, объединенные в так называемое Лондон­ское королевское общество. Бэкон считал, что эксперимент — это насилие или пытка, при помощи которой человек может вырвать у природы ее тайны. Интересно, что и Галилей сравнивал эксперимент с «испанским сапогом», в который нужно зажать природу, чтобы она открыла свои тайны. Наука есть некая битва между человеком и природой. Бэконом был сформулирован лозунг: «Победить природу». Целью он объявлял установление власти над природой, чтобы распоряжаться ее силами. Ему же принадлежит формулировка принципа «Знание — сила». Оба эти лозунга всюду висели еще во времена моей молодости.

Наконец, последние, итоговые системы западной философии — Шопенгау­эра и Ницше — тоже основывались на концепции воли и власти. Последние политические воплощения этого принципа мы видим в немецком национал-социализме и современной политике США.

Вторым основным принципом западной цивилизации является полное подчинение чувств и обыденного опыта интеллекту и логике — то, что называется чистым рационализмом. Колоссальные успехи естественных наук были связаны с опорой на гипотезы, не только не извлеченные из опыта, но и принципиально непроверяемые. Типичный пример — это всем известный так называемый первый закон Ньютона, на самом деле сформулированный впервые Декартом, согласно которому тело, на которое не действуют никакие силы, совершает равномерное и прямолинейное движение. Конечно, не­ограниченное прямолинейное движение предполагает бесконечное пространство, которое мы никак наблюдать не можем, как и тело, на которое не действуют никакие силы, мы также не можем наблюдать. Аристотель, например, посчитал бы подобные высказывания пустым набором слов, так как они утверждают нечто о том, чего нет.

Однако такие абстракции оказались очень плодотворными. Этот чисто реалистический подход, естественно, сближает науку и технику. Ведь логическое рассуждение, распадающееся полностью на выражения типа: «из а следует б», может быть смоделировано машиной, в которой движение колесика «а» вызывает движение колесика «б». Возникшая на этом пути наука не способна понять и анализировать то, что не подобно машине. И все время возникает идея, что мир — это огромная машина. Еще в XVII веке Кеплер писал: «Моя цель показать, что мировая машина скорее подобна не Божественному организму, но часовому механизму». Термин «мировая машина» — а писали они по-латыни: «machina mundi» — встречается с самого зарождения новой науки.

И объектами новой науки были величины, точно измеримые в числах, а законы природы понимались как математиче­ские соотношения между этими числами. Все развитие научно-технической революции было связано с постоянным вытеснением живого техникой. Технический прибор всегда считался надежней, и до сих пор считается надежней, чем то, что называется «человеческим фактором». Техника становится ближе и понятнее, чем живое. А в новом поколении уже и компьютер вытесняет даже традиционный способ человеческой коммуникации книгу. Эти концепции привели к колоссальным успехам в астрономии и физике.

Под влиянием их возникло убеждение, что таким же принципам подчиняются и живые существа, и человеческое общество. Примером такой, как называют ее, «социальной инженерии» и была попытка построить в нашей стране коммунистическое общество по разработанному задолго до того плану. Другой такой же попыткой было искусственное введение капитализма. Западная цивилизация создала и новую политическую систему — демократию, основанную на выборах, борьбе партий. Сначала в Англии и США она основывалась на очень узком избирательном праве для состоятельных людей, и заведомо только для мужчин. Потом круг имеющих голос расширялся.

Эта система также основывалась на некоторой абстракции, положении о равенстве всех людей, которого нет, в особенности в материальном и социальном положении. Но эта система способствовала стремительному развитию капиталистической экономики и научно-технической революции. Уже в ХХ веке западная цивилизация привела к некоторым кризисным явлениям. Например, представление о борьбе с природой, стремление ее победить — к экологиче­скому кризису. Об этом будет подробнее сказано позже. Благодаря этому к западной цивилизации выработалось в некоторых случаях отрицательное отношение, как к чистой носительнице зла. Например, на Западе иногда это формулируют так, что белая раса— а это, собственно, другой термин для определения западной цивилизации — есть раковая опухоль на теле человечества.

Но нельзя забывать, что в период своего расцвета она создала изумительное по красоте искусство: живопись Рафаэля и Рембрандта, скульптуру Микеланджело, музыку Баха и Моцарта, драму Шекспира, романы от Сервантеса до Диккенса и так далее. Во всем этом чувствуется какая-то «божественная красота», никак не укладывавшаяся в образ раковой опухоли. Ведь была же причина, почему петровские реформы были приняты Россией сравнительно легко. Сравнительно, например, с таким явлением, как раскол. Я думаю, тогдашних дворян Запад привлекал не только тем, что показывал, как можно вкусно есть и сладко пить. Ведь это они имели и в своих поместьях в достаточных количествах. Видимо, более чутких из них привлекало новое для них искусство, новые грандиозные философские учения Спинозы и Лейбница, может быть, не всеми до конца понятая, но ощущаемая новая, прекрасная наука. Таков же был путь, которым Запад подчинял себе многие страны, появился слой людей, как бы зачарованных западной культурой. И это оказывало часто более сильное действие, чем огнестрельное оружие, самолеты и атомные бомбы.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Хороший клев бывает либо до того, как вы начали ловить, либо после этого.
ещё >>