Ibs, фостас, Москва G - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Устав Клуба выпускников ibs(проект) 1 31.14kb.
Интегрированная дыхательная система ibs вертикальный пневмоприводный... 1 38.62kb.
Ж/д переезд Москва-Рованиеми-Москва 1 24.24kb.
Москва- варшава Весь мир! 1 28.8kb.
Справочник по правописанию и литературной правке. Москва, 1997. 1 20.87kb.
Варианты проезда Москва-Тверь-Москва Бюджетный 1 47.57kb.
Руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Вечерняя Москва... 5 391.21kb.
Конкурс на лучшее произведение в жанре научной фантастики "Если сегодня... 1 20.06kb.
Жиряков Сергей Вячеславович Москва: Открытое шоссе 21-2-61 167-55-72... 5 687.24kb.
Хозяйственная деятельность 4 футбол 5 Коммерсантъ (Москва) 12. 1 108.34kb.
День первый — 3 сентября 2011 г 5 568.33kb.
При производстве кирпича 1 85.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ibs, фостас, Москва G - страница №1/1


Секция “Стандарты и управление проектами”


Проектирование структуры подразделений информационной службы как часть стандарта предприятия

Циперман Григорий Наумович

IBS, ФОСТАС, Москва

G_Tsip@ibs.ru
Рассматриваются основные принципы построения структуры службы управления развитием информатизации предприятия. Определяются ответственность и функциональность службы, следующие из того, что управление отделяется от производственной функциональности (создание систем и эксплуатация). Предложенная в докладе классификация функций ИТ-подразделения может лечь в основу классификации стандартов предприятия в области управления организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия. Эти стандарты должны образовать норматив по управлению жизненным циклом информационно-управляющей системы предприятия

1. Современный взгляд на роль информационных технологий

Исторически сложилось, что для информационных технологий (ИТ) в управлении предприятием отводилась сервисная, вспомогательная роль. Это было обусловлено прежде всего существовавшим к началу 90-х годов уровнем развития теории и практики ИТ. Основные усилия в области ИТ в то время были направлены на автоматизацию отдельных функций на рабочих местах сотрудников предприятий. Соответственно, основная цель этих процессов формулировалась как облегчение работы при выполнении рутинных операций, ускорение выполнения работ и повышение качества конечного результата.

Революционные изменения, произошедшие в последнее десятилетие, связанные в первую очередь с удешевлением вычислительной техники, приближением вычислительных мощностей к рабочим местам сотрудников и развитием программного обеспечения, привели к переосмыслению роли ИТ в деятельности современных предприятий. В настоящее время ИТ рассматриваются как рычаг для оптимизации бизнес-процессов предприятия на основе сквозной автоматизации составляющих их бизнес-функций. С этим связано появление специализированных инструментов для построения аналитических систем и систем поддержки принятия решений на всех уровнях управления предприятием (SAS, Oracle Express, Business Object и др.), а также интегрированных систем управления предприятием (SAP R/3, Oracle Application, BAAN и т. д.).

Таким образом, цель применения современных ИТ на предприятии формулируется как обеспечение организационно-структурного развития для решения бизнес-задач, стоящих перед предприятием.

Другой важное изменение, приведшее к переосмыслению роли ИТ в структуре деятельности предприятия, это осознание того факта, что информация является таким же ресурсом, обеспечивающим деятельность, как и финансы, материалы и люди. В самом деле, так же как и все остальные виды ресурсов, информация обеспечивает функционирование предприятия как единого целого, определяет рычаги в управлении ресурсами и процессами, является результатом выполнения основной массы функций управления и повышает уровень капитализации предприятия.
2. Место службы управления информационными технологиями в организационной структуре

Изменение роли информационных технологий в деятельности современного предприятия с неизбежностью приводит к переосмыслению места подразделения, отвечающего за развитие ИТ, в организационной структуре.

Исходя из понимания роли ИТ как сервисной, соответствующие структуры рассматривались как вспомогательные службы, задачей которых было удовлетворять нужды основных подразделений предприятия в решении текущих проблем поддержки деятельности посредством автоматизации. При этом, естественно, на них не возлагалась ответственность за обеспечение оптимизации бизнес-процессов предприятия.

Для решения такой задачи в деятельности службы ИТ определялись три основных процесса, определяющие жизненный цикл программного обеспечения.



  • Развитие - определение направлений и методов решения обозначенных информационных проблем (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс заказа).

  • Создание решений - обеспечение комплектацией средствами ВТ и связи рабочих мест, проектирование, разработка и внедрение программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процесс разработки).

  • Эксплуатация и сопровождение - обеспечение бесперебойного функционирования и развития средств ВТ, связи и программного обеспечения (по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 - процессы эксплуатации и сопровождения).

В этой триаде со временем функции создания решений и эксплуатации начинали доминировать. Сложность создания решений и осознание ответственности за бесперебойное функционирование систем автоматизации приводили к торможению развития ИТ на предприятии: каждый шаг в развитии порождал множество проблем на этапах создания решений и эксплуатации.

Кроме того, автоматизация предприятия, в связи с разрозненным решением отдельных задач, представлялась в итоге как множество слабо связанных (информационно и функционально) между собой программно-аппаратных комплексов. Соответственно, в этом случае говорить об информации как о ресурсе, объединяющем деятельность предприятия в единый цикл, не приходилось.

Для разрешения этих противоречий в мировой практике приняты следующие принципы позиционирования в структуре предприятия службы, ответственной за развитие информационных технологий.


  • Подразделение рассматривается как основное и позиционируется на уровне финансового управления, управления по материально-техническому обеспечению, управления по персоналу, как ответственное за информационные ресурсы предприятия.

  • Руководитель подразделения (CIO - chief information officer) подчиняется непосредственно первому лицу на предприятии.

  • На подразделение возлагается ответственность как за информационно-технологическое, так и за организационно-структурное развитие, согласованное с бизнес-задачами предприятия.

  • Основная функция подразделения - это управление всем комплексом вопросов, связанных с оптимизацией бизнес-процессов, на основе внедрения современных информационных технологий в области средств ВТ, связи и телекоммуникаций и программного обеспечения.

  • Функции создания решений и эксплуатации отделяются от подразделения - ответственность остается только за планирование, организацию и контроль по этим направлениям.

3. Ответственность и основные функции

Исходя из изложенных выше принципов можно охарактеризовать ответственность и основные функции подразделения, управляющего организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия.

Ответственность:


  • соответствие бизнес-процессов целям и задачам предприятия;

  • соответствие организационно-структурного развития предприятия бизнес-процессам;

  • обеспечение функционирования развиваемой наряду с предыдущими двумя положениями ответственности организационной структуры предприятия на уровне максимально достижимой эффективности и конкурентоспособности;

  • обеспечение разработки планов и бюджетов организационно-структурного и информационно-технологического развития предприятия;

  • обеспечение успешного выполнения работ по реализации планов развития предприятия в части организационно-структурного и информационно-технологического развития.

Для определения функциональности ИТ-подразделения воспользуемся классификацией процессов, предлагаемой ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99 "Процессы жизненного цикла программных средств". В представленной ниже таблице определяются функции управления программой информатизации предприятия. В качестве осей для классификации функций выбраны этапы и организационные процессы жизненного цикла программного обеспечения, относящиеся к сфере деятельности самого предприятия.





Подготовка и определение
области
управления


Планирование

Выполнение и контроль

Проверка и оценка

Процесс
заказа


Разработка концепции, определение стратегии и тактики оргструктурного и ИТ-развития предприятия.

Разработка ТЭО.

Формирование бюджета


Планирование и организация работ по созданию и реализации концепции.

Выбор подрядчиков



Разработка и ведение описания основных бизнес-процессов и предметной области предприятия.

Контроль хода работ по созданию репозитория



Оценка актуальности концепции бизнес-целям и задачам предприятия


Процесс
Разработки



Разработка технических требований к программно-аппаратным решениям

Организация структур по управлению проектами и планирование работ

Организация обучения персонала предприятия



Координация взаимодействия с подрядчиками в проектах

Контроль хода проекта



Оценка решений на соответствие планам и требованиям

Процесс
Эксплуатации


Разработка методических материалов и регламентов эксплуатации программно-аппаратных средств

Управление отношениями с эксплуатирующей организацией

(аутсорсинг)



Оценка функционирования и анализ использования существующих программно-аппаратных комплексов

4. Заключение

Таким образом, представленная классификация функций ИТ-подразделения может лечь в основу классификации стандартов предприятия в области управления организационно-структурным и информационно-технологическим развитием предприятия. Эти стандарты должны включать в себя описание структуры подразделения, его бизнес-процессов, должностные инструкции, методы и правила моделирования процессов, правила организации тендеров и конкурсов, стандарты на документирование и т. д. Подобная классификация опирается на ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, уточняет его и, соответственно, гармонизирована с ним.



На рисунке приведена предлагаемая организационная структура ИТ-подразделения с распределением функций между структурными единицами.



- -





Нью-Йорк — город, где человеку мало проку от автомобиля и хороших манер. Миньон Маклофлин
ещё >>