I. задачи философии права глава I наука о праве и философия права - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
5 Раздел I. Общие проблемы философии права Глава 1 1 32.75kb.
Вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по философии права 1 32.96kb.
7 раздел I. Вопросы теории и истории социологии права глава Социология... 1 48.76kb.
Тема Теория права как юридическая наука 1 216.14kb.
Вопросы к экзамену по истории и философии науки 1 41.23kb.
Вопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически... 1 35.04kb.
Семинара «Актуальные проблемы истории, теории и философии права»... 6 1276.52kb.
Философия истории немецкой исторической школы права 14 1611.56kb.
Вопросы по курсу: «Философия права» 1 20.62kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Основные институты трудового права... 1 30.48kb.
Учебное пособие для студентов 2 класса Сергиев Посад 6 1133.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

I. задачи философии права глава I наука о праве и философия права - страница №2/2

один из крупнейших философов Нового времени, выдающийся ученый-юрист, математик, историк, физик, изобретатель. В основе философии Лейбница — учение о живых неделимых первоэлементах бытия — монадах, и о "монаде монад" как их всеобщем единстве. В теории познания Лейбниц — представитель линии рационализма, обосновывал теорию врожденных идей и принцип предустановленной гармонии. Философско-правовые положения Лейбница основывались на требовании формирования всех гражданских отношений в соответствии с духом взаимного согласия и нравственного совершенствования. Он считал, что цель правоведения нельзя ограничить одним земным существованием человека: надо иметь в виду и его будущую бессмертную жизнь; нельзя исключить из области естественного права устремления души к вечной жизни и ограничиваться одними внешними действиями. В соответствии с нравственным духом своей философии права Лейбниц выдвигал идеал, согласно которому весь человеческий род должен составлять как бы одну общину под управлением Бога.

30 Кант Иммануил (1724—1804) — великий немецкий мыслитель, основоположник немецкой классической философии. Согласно Канту, всеобщность и необходимость знаний, составляющих фундамент науки, определяется способностью познания человека. Задача философии заключается в установлении границ этой способности, в которой Кант выделяет три основные формы: чувственность, рассудок и разум, единство которых обусловлено единством самосознания субъекта. Учение о морали и праве Кант относил к области практической философии, предметом которой является свободная воля человека. Право, по Канту, — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта оказало исключительно большое влияние на философскую и политико-правовую мысль XIX и XXвв.

31 право установленное, право определяющее.

32 Там же, Qu, XCI, Art. 2: "Причастность предвечного закона к разумным созданиям".

33 Там же. "В-третьих утверждается, что неразумным живым существам предвечный замысел причастен тем же образом, что и разумным созданиям. Но поскольку эти разумные создания обладают пониманием и рассуждением в отношении этой причастности, то причастность предвечного замысла разумным созданиям и называют законом, ибо закон есть нечто разумное ... У созданий же неразумных рассуждений нет, и, следовательно, о законе можно говорить только по аналогии.

34 Фр. Гармс. Понятие, формы и обоснование философии права, 1889, с. 76-77.

Гармс Фридрих (1819—1880) немецкий философ, представитель раннего неокантианства.

Неокантианцы — представители некантианства — философского течения последней трети XIX — начала XX в., стремившиеся решать современные им проблемы в области общественных и естественных наук с позиций кантовской теории познания. Неокантианство включало в себя так называемое физиологи­ческое направление (Ф.А.Ланге, Г.Гельмгольц); психологическое направление (Л.Нельсон); реалистическое направление (А.Риль, О.Кюльпе); Марбургскую школу (Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер); Баденскую школу (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Ласк). В России начала века неокантианство наряду с религиозной философией и марксизмом — одно из наиболее влиятельных философских те­чений. Представителями русского некантианства были А.И.Введенский, С.И.Гес-сен, И.И.Лапшин и др. Н.Н.Алексеев испытал очень значительное влияние не­окантианства.



35 Эйдетические изыскания — исследования в области "эйдосов" — чистых умозрительных форм вещей. Термин "эйдос" восходит к Платону, в философии которого он выступает как синоним "идеи" — всеобщей первоосновы и образца вещей. В феноменологической философии Гуссерля "эйдос" — это чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции. "Эйдетические изыскания" — вид особого методологического приема, так называемой редукции. Посредством эйдетической редукции достигается устранение фактических элементов исследуемого объекта так, чтобы можно было воспринять его "эйдос" благодаря обнаружению в нем типической структуры. Примерно в этом смысле говорит об эйдетических изысканиях Н.Н.Алексеев.

36 Бергбом. Юриспруденция и философия права, 1892.

Бергбом Карл Магнус (1849—1927) — немецкий правовед, представитель по­зитивистского направления в теории права. Так называемое "возрождение есте­ственного права" в конце XIX и начале XX столетия шло преимущественно под знаком этического и кантианского понимания естественно-правовой доктрины.

37 Бользано (в современной транскрипции — Больцано) (Bolzano) Бернард (1781—1848) — чешский философ, математик, богослов. Его философские воззрения характеризует сочетание своеобразного атомизма — учения о непрерывно взаимодействующих и изменяющихся простых субстанциях с учением о "чистых понятиях" в духе платонической философии. Больцано предпринял обширное историко-критическое исследование логических учений, в ходе которого выступил с критикой психологизма в логике (попыток объяснить логические законы особенностями человеческой психологии). Дал собственное оригинальное изложение дедуктивной логики. В области социальной этики защищал идеи равенства и прогресса, утверждая в качестве высшего морального принципа принцип всеобщего блага.

38 Брентано Франц (1838—1917) — немецкий философ, непосредственный предшественник феноменологии Э.Гуссерля. С учетом достижений немецкой классической философии, Брентано опирался на содержание докантовской философии, прежде всего — Аристотеля. Основанием для принципиального различия физического и психического мира, по Брентано, является интенциональность психических феноменов, под которой понималась изначальная направленность сознания на объект. В основе понятия истины, согласно Брентано, лежит переживание очевидности.

39 Гуссерль Эдмунд (1859—1938) — один из крупнейших немецких философов. Выступил с резкой критикой психологизма и релятивизма в науке. Гуссерль стремился найти последние самоочевидные логические принципы сознания, тем самым очистив его от эмпирического содержания. Это возможно с помощью серии "редукций" — особо организованных мыслительных операций, посредст­вом которых достигается чистое "Эго" — далее неразложимое единство сознания. Сознанию имманентно присуще свойство "интенциональности" — изначальной направленности на предмет. Феноменологию Гуссерль определял как науку о чистом сознании в процессе переживания интенциональных актов. Это пережи­вание Гуссерль называл "усмотрением сущности". Феноменологическая тради­ция, восходящая к учению Гуссерля, — одна из господствующих в современной зарубежной и отечественной философии.

40 Фикционизм — философское учение о фиктивной природе идеальных объектов, порождаемых разумом в процессе своей деятельности. Восходит к учению об идеях чистого разума, развитого И.Кантом в "Критике чистого разума". Согласно Канту, разум в процессе своей деятельности порождает идеи, которым ничего не соответствует в чувственной действительности. Однако Кант признавал необходимость этих идей для разума, которой не может отстраниться от них. К числу фиктивных идей неокантианцы относили и право.

41 "Анналы философии".

42 Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что все положительное (позитивное) знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия, согласно учению позитивистов, в качестве особой науки о всеобщей сущности бытия не имеет смысла. В лучшем случае за ней сохраняется лишь методологическая функция. У истоков позитивизма в середине XIX в. стояли О.Конт, Дж.Ст.Милль и Г.Спенсер. Вторая форма позитивизма связана с деятельностью Венского кружка и логической школы в период между первой и второй мировыми войнами. В настоящее время традиции позитивизма продолжает аналитическая философия, которая наряду с феноменологией и персонализмом является наиболее влиятельным течением мировой философии. Позитивистская методология активно применялась такими представителями русской философии права, как С.А.Муромцев, Н.М.Коркунов, Г.Ф.Шершеневич и др. Определенное влияние позитивизма испытал также П.И.Новгородцев.

43 "Философия в начале XX века".

Ласк Эмиль (1875—1915) — немецкий философ-неокантианец, ученик Рик­керта. Занимался проблемами теории познания и теории ценностей.

44 Э. Ласк. Логика философии.

А. Койре. Декарт и схоластика. Бонн, 1923. — В этой книге впервые новейшее учение о логосе ощутило свою связь с древностью, опознало древность защи­щаемых им традиций.

45 Э. Гуссерль. Философия как точная наука. "Логос", т. V. (1910—1911).

46 В. Дильтей. Существо философии, современная культура. Часть I, разд. VI, 3-е изд., 1921. С. 65: "Функции философии охватывают телеологическую структуру философствующего субъекта и общества. Есть виды деятельности, в которых личность обращена в себя и в то же время воздействует на окружение; таково воздействие религиозности и поэзии. И философия есть деятельность, возникающая из потребности отдельного духа в сознании своих действий, в своем внутреннем формировании и обосновании своих поступков, в упрочении своих отношений с человеческим обществом в целом, и в то же время функция, заложенная в структуре общества и необходимая для полноты его жизни: а следовательно, существующая единообразно во множестве умов и объединяющая их в общественный и исторический контекст".

Дильтей Вильгельм (1833—1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель "философии жизни". Центральным в учении Дильтея является понятие жизни как способа бытия человека, как своеобразной культурно-исторической реальности. В отличие от наук о природе, задача философии как науки о духе, по Дильтею, — понять "жизнь", исходя из нее самой. В связи с этим он выдвигает метод "понимания" как непосредственного постижения жизни. Целостность исторических образований Дильтей рассматривает через призму целостности человеческой личности. Работы Дильтея оказали большое влияние на философию XX в., особенно на экзистенциализм и философскую герменевтику.

47 Сократ (ок. 470—399 г. до н.э.) — великий древнегреческий философ. Выступал против релятивизма софистов, утверждая, что философия должна быть способом постижения человеком истины. "Познай самого себя" — основной принцип философии Сократа. Знание Сократ отождествлял с добродетелью, утверждая, что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политико-правовые взгляды Сократа основывались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления, гражданам.

48 Платон (427—347 до н.э.) — великий древнегреческий философ, первым разработавший последовательно идеалистическое учение. Согласно учению Пла­тона, истинное бытие составляет мир идей, которые являются сущностью и порождающим образцом мира вещей. Мир вещей имеет два начала — иде­альное бытие и материальное инобытие (иное бытия). Соотношение между сверх­природным бытием и природным инобытием представлено как соотношение между умом и необходимостью, бытием и становлением, образцом и подобием, вечностью и временем, космосом умопостигаемым и космосом зримым, идеей и телом. Сущность государства Платон выводит из всеобщей природы бытия. Важнейшая черта идеального государства, по Платону, — справедливость, ко­торая конкретизируется в трех добродетелях: в мудрости, мужестве и умерен­ности. Носителями этих добродетелей являются три сословия, выделенные в платоновском проекте государственного устройства: сословие философов-правителей, стражей; ремесленников и земледельцев. Важнейшие произведения Платона — диалоги "Парменид", "Теэтет", "Софист", "Пир", "Государство", "Законы" и др.

49 Руссо Жан Жак (1712—1778) — французский философ, писатель, один из крупнейших представителей французского Просвещения. Руссо ставил природное состояние человека выше тех качеств, которыми наделяет его культура, подчер­кивая противоречия между естественным и общественным состоянием человека. Определяя высшее благо, как гармонию человеческой деятельности с установ­ленным Богом нравственным порядком, Руссо считал наилучшим дообществен­ное состояние людей. От природы все люди равны и свободны, источник нера­венства людей Руссо видел в установлении частной собственности. Гармония частного и всеобщего интереса в общественной жизни достигается, согласно Руссо, посредством "общественного договора", результатом которого является установление неделимого и неотчуждаемого суверенитета народа и появление единого нравственного и коллективного существа — государства, обладающего жизнью, волей и законами.

50 Монтескье Шарль (1689—1755) — французский философ, писатель, исто­рик, представитель французского Просвещения. Согласно Монтескье, всеобщие законы истории определяются комплексом социальных факторов (характер про­изводства, обычаи, собственность, принципы правления, религия), а также та­кими естественными факторами, как климат, почва и состояние земной поверх­ности. Монтескье разработал учение о природе законов, о разделении властей и политической свободе личности, которое значительно обогатило философско-правовую мысль и содействовало ее дальнейшему развитию.

51 Хомяков Алексей Степанович (1804—1860) — русский философ, поэт и публицист. Основатель славянофильства. В центре его учения — воззрение о "соборности", которое трактуется как всеобщий принцип бытия, описывающий множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство. Со­борность — основа жизни Церкви, ею должна определяться жизнь человека, его познание и творчество, а также устроение общества. В качестве альтернативы рациональному знанию Запада Хомяков выдвигал знание, основанное на вере, — "живое знание", "живознание". Учение о соборности стало главной предпосыл­кой историософии Хомякова.

* Ср.: Н. Н. Алексеев, Общая теория права, Симферополь, 1919, стр. 1 и след.

** Laband. Das Staatsrecht des deutschen Rechts, 1895, Vorwort zur 2 Auflage.2

* Я понимаю здесь "установленность" шире, чем мыслит так называемая государственная теория права. И "установленность" путем договора не решает вопроса о материальных определениях права. На самом деле, если мы признаем, вместе с естественно-правовой теорией, что договор является единственным ис­точником права, следует ли из этого признания, что правом будет любое содер­жание, установленное договорным путем, — даже нелепое, безнравственное, вред­ное? Или же только определенные по содержанию договоры будут правом? Го­сударственная теория является одним из видов теории правового установления, — и для нее встает тот же самый вопрос: является ли правом любое государственное установление, раз оно установлено, или же только некоторые материально опре­деленные волеизлияния государства следует признать правом?

** С. R. v. Ihering, Geist des romischen Rechts. 2. Aufl.,4 1866, § 3.

*** Таково "общее социологическое учение о праве", как его пытается строить J. Kornfeld, Allegemeine Rechtslehre und Jurisprudenz, 1920. S. 6: "Die allgemeine Rechtslehre muss, um nicht irre zu gehen, von den subjektiven Begriffsbildungen und Definitionen, die in irgend einer besonderen Rechtsordnung, sei es seitens der Gesetzgebung, sei es seitens der Jurisprudenz, stattfinden, absehen. Wollte sie Erkenntnisse nicht unmittelbar aus den sozialen Vorgangen schopfen, sondern aus Begriffen und Urteilen, die von irgendwelchen einem besonderen Rechtsgebiete angehorenden Personen aufgestellt und formuliert wurden, ableiten, so wiirde sie ebenso fehlgehen, wie jede Jurisprudenz notwendigerweise entgleist, welche ihre praktischen Unterweisungen aus irgendwelchen von den Rechtsquellen ihres Gebietes nicht rezipierten Begriffen schopfen will..." В соответствии со сказанным Корнфельд считает задачей "общей социологической теории права" показать, "dass jedes einzelne positive Recht, seine Rechtsregeln und Rechtsverhaltnisse in der Wirklichkeit gegebene Exemplare allgemein giltiger soziologischer Erfagrungsbegriffe sind..." (S. 65).5

* Очень ясно формулировано это в вышецитированном сочинении Корн­фельда, S 4. "Jurisprudenz hat es somit nicht mit den uberall gleichbleibenden begrifflichen Wesengeiten des Rechtes und seiner Bestandteile, sondern mit einer oder der anderen stofflichen Ausgestaltung eines besonderen Rechtes zu tun... Der allgemeinen Rechtslehre hingegen erscheint jede einzelne historisch gegebene Rechtsordnung in ihrer Ganze als Exemplar einer allgemeinen Vorstellung vom positiven Rechte uberhaupt, und alle besonderen, in welcher Rechtsordnung immer vorkom-menden Rechtsregeln und Rechtsverhaltnisse als Specialisierungen allgemeiner, das ist fiir alle menschlichen Erfahrungen giltiger Begriffe".6

* Кроме предшествующих цитат для иллюстрации названной метаморфозы может служить еще и следующая: "Ebenso wie ein bisher enwa als Unicum in der Natur beobachtetes Ding oder Vergaltnis von der Naturwissenschaft sub specie generis zu beurteilen ist, muss auch die allgemeine Wissenschaft von Rechte in jeder, wenn auch vereinzelten, Rechtserscheinung eine Verwirklichung eines generellen Vorstellungsobjektes, das in unabsehbahrer Zahl wiederkehren kann, erblicken" (S. 4).7 В общей социологической теории права, "gandelt es sich um Erklarung der rechtlichen Erscheinungen im Sinne ihrer Einreihung in die gesamte Erfahrungswelt, um logische Einordnungen des Wissens vom Rechte in das menschliche Gesamtwissen"... (S. 11 -12).8 Едва ли можно лучше выразить превращение опытной науки, социологии, в философию права с ее особыми, превосходящими эмпирию задачами. Насколько стремления эти вообще присущи "общей теории права" ср. мою книгу " Общее учение о праве", стр. 25 и сл.

** См. об этом ниже, последняя глава.

*** Ср., напр.: Д. Магеровский, Советское право и методы его изучения, "Со­ветское Право", № 1, 1922, стр. 28: "Не установив логического содержания норм действующего права, мы не в состоянии подойти и к анализу тех социальных отношений, которые регулируются правом, ибо мы не будем иметь критерия для отличия социальных отношений, нормируемых правом, от социальных отноше­ний, правом не нормируемых, и, таким образом, у нас не будет отправной точки зрения для намечения предмета изучения". Однако этот "намечивающий" предмет изучения, метод, автор считает методом вспомогательным, имеющим только техническое значение.

* Как это было, например, во взглядах на естественное право древнейших греческих философов и поэтов. Ср. П. И. Новгородцев,9 Политические идеалы, вып. 1.

** "Jus naturale est, quod natura omnia animalia docuit; nam jus istud non humani generis proprium, sed omnium animalium, quae in terra, quae in mari nascuntur, avium quoque commune est. Hinc descendit maris atque feminae coniunctio, quam nos matrimonium appellamus; hinc liberorum procreatio, hinc educatio; videmus enim cetera quoque animalia, feras etiam istius juris peritia censeri. Jus gentium est, quo gentes humanae utuntur. Quod a naturali recedere facile intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc solis hominibus inter se commune sit.." "Jus civile est, quod neque in totum a naturali vel gentium recedit, nec per omnia ei servit; itaque cum aliquid addimus vel detrahimus juri communi, jus proprium, id est civile efficimus." Digest a Justiniani Augusti, recognovit Th. Mommsen vol. I, p. 1 - 2.13

*** S. Isidori Hispalensis, Etymologiarum, Lib. V, cap. IV, § 1 (ed. Migne, Patrologia latina, v. 82). "Jus naturale est commune omnium nationum, et quod ubique instinctu naturae, non constitution aliqua habetur, un viri et feminae conjunctio, liberorum susceptio et educatio, communis omnium possessio et omnium una libertas, acquisitio eorum, quae in coelo, terra marique capiuntur".14

* R. W. Carlyle and A. J. Carlyle, A History of Mediaeval Political Theory in the West, vol. I, p. 43: "The impression which these passages leave upon us is this: that the writers have present to their minds some primitive circumstances, some primeval or natural institutions of the human race, as distinguished from even the oldest and most universal describes the jus naturale as that which is held "instinctu naturae, non constitutione aliqua..."15

** Ср. E. Jung, Das Problem des naturlichen Rechts, 1912, S. 43, 55.16

*** Ср. выше.

**** Е.Н. Спекторский,17 Идея социальной физики, т. I - II; Н. Н. Алексеев. Науки естественные и общественные в историческом взаимоотношении их мето­дов. Москва, 1911; Ф. В. Тарановский. Энциклопедия права, 1923, стр. 162.

* См. об этом вышецитированное сочинение R. W. and A. J. Carlyle.

** "Potentia ordinata" и "potentia absoluta". См. Duns Scoti, Opera, editio nova, Parisiis, 1893, T. 10: "Quaestiones in Primum Librum Sententiarum, Lib. I; Dist. 34, p. 714.23

*** Ibid., p 745.

**** "Ideo dicunt Juristae, quod quis potest hoc facere de facto, hoc est, de potentia sua absoluta, vel de jure, hoc est, de potentia ordinata secundum jura. Ibid., p 714. Комментатор при этом прибавляет: "Dicit Doctor, quod illud, quod dicimus de potentia absoluta, Juristae dicunt de facto; et quod dicimus de potentia ordinata, ipsi dicunt de jure. Id enim possumus, quod de jure possumus." Commentarius, 2, C., p. 747.24

* "La justice, la loi, c'est се qui plait a Dieu" — так можно характеризовать эту точку зрения, пользуясь словами Ch. Jourdain, La philosophie de S. Thomas d'Aquin, t. II. Paris, 1858, p. 103. Иными словами, это есть учение последователь­ного правового номинализма, которому противостоит правовой реализм Фомы Аквинского. "Saint Thomas", — как говорит названный автор, — s'etait eleve avec toute l'energie de la conviction la plus sincere contre les systemes qui font dependre de la volonte arbitraire de Dieu la creation et l'ordre du monde. Cette opinion justement repoussee par le docteur Angelique, Duns Scot la renouvelle hardiment, et il la transporte d'abord dans la morale, sur le terrain meme ou elle offense le plus la raison"...26

** Thomae Aquinatis, Summa theologica, Coloniae 1639, Primae secundae partis vol. I, Qu. XC, Art. I: "Lex quaedam regula est et mensura actuum, secundum quam inducitur aliquis ad agendum, vel ab agendo retrahitur... Regula autem et mensura humanorum actuum est ratio, quae est principium primum actuum humanorum". У Фомы само понятие воли значительно совпадает с разумом. Ср. Ibid., Qu. ХСIII, Art. IV.

*** Ibid., Qu. XCIII, Art. 1. "Respondeo dicendum, quod sicut in quolibet artifice praeexistit ratio eorum, quae constituuntur per artem: ita etiam in quolibet gubernante oportet, quod praeexistat ratio ordinis eorum, quae agenda sunt per eos, qui gubernationi subduntur. Et sicut ratio rerum fiendarum per artem vocatur ars vel exemplar rerum artificiatarum, ita etiam ratio gubernantis actus subditorum rationem legis obtinet... Deus autem per suam sapientiam conditor est umiversarum rerum, ad quos comparatur, sicut artifex et artificiata... Est etiam gubernator omnium actuum et motionum, quae inveniunter in singulis creaturis... Unde sicut ratio divinae sapientiae, in quantum per eam cuncta sunt creata, rationem habet artis, vel exemplaris, vel ideae: ita ratio divinae sapientiae moventis omnia ad debitum finem, obtinet rationem legis. Et secundum hoc lex aeterna nihil aliud est, quam ratio divinae sapientae, secundum quod est directiva omnium actuum et motionum"...28

**** Ibid., Art. 2.

***** Ibid., Qu. XCI. Art. 2: "Participatio legis aeternae in rationali creatura".32

****** Ibid. "Ad tertium dicendum, quod etiam animalia irrationalia participant rationem aeternam suo modo, sicut et rationalis creatura. Sed quia rationalis creatura participat eam intellectualiter et rationaliter: ideo participatio legis aeternae in creatura rationali proprie lex vocatur: nam lex est aliquid rationis... In creatura autem irrationali non participatur rationaliter: unde non potest dici lex nisi per similitudinem"...33

******* Fr. Harms. Begriff, Formen und Grundlegung der Rechtsphilosophie, 1889. S. 76 - 77.34 Гармс был одним из немногих, пожалуй, единственным из неокан­тианцев, который поднял критическую философию права до учения о логосе.34

* И тем не менее термин "естественное право" находит отклики в разно­ образных философско-правовых сочинениях XIX века, характеристику которых можно найти в известном сочинении Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, 1892.36

** Нельзя не указать на то, что некоторая непрерываемая нить соединяла старые воззрения на природу логоса с новейшими идеями, выросшими на почве критического идеализма. Нить эту легко нащупать в учениях западной христи­анской философии, влияние которой на судьбы неокантианской школы непра­вильно было бы излишне преуменьшать. В частности, два самостоятельных хрис­тианских мыслителя XIX века олицетворяли в себе старый схоластический спор о природе логоса: Бользано 37 с его учением об особой природе логического и Брентано 38 с его склонностью усматривать в логическом условное и даже фик­тивное. Под влиянием первого родилось новейшее учение об идеях, как оно развивается в современной феноменологии, у Гуссерля 39 и его школы. Влияния второго, создавшего целую школу философов (Marthy, Kraus) непосредственно сливаются ныне с фикционизмом 40 и прагматизмом, возникшим на почве не­окантианской школы. Ср. в особенности Kraus, который начал отмечать свою близость к философии Vaiginger'a и стал сотрудником созываемых этим последним философских конгрессов, а также участником журнала "Annalen der Philosophic".41

*** Из немногочисленной относящейся сюда литературы нужно указать на небезызвестную статью покойного Е. Lask'a, о Философии права, помещенной в юбилейном сборнике в честь Куно Фишера "Die Philosophie im Beginn des XX. Jahrhunderts".43

**** Очень интересные характеристики категорий "логического" можно найти у того же Е. Lask, Logik der Philosophie,44 а также в известных произведениях Гуссерля. И тот и другой, повторяем, испытали непосредственные влияния Боль­зано, через которого устанавливается связь новых учений о логосе с древними, — связь, которая в значительной степени утеряна была в сознании новейшей фило­софии. В этом отношении поворотным пунктом нужно считать глубоко интерес­ную книгу A. Koyre, Descartes und die Scholastik, Bonn, 1923. В этой книге впервые новейшее учение о логосе ощутило свою связь с древностью, опознало древность защищаемых им традиций.

* Ed. Husserl, Philosophie als strenge Wissenschaft, "Logos", Bd. V (1910-1911).45

** Разумеется, воззрений этих придерживаются далеко не все современные сторонники феноменологии. Существует большая разница между воззрениями Гуссерля, как они выражены в его названной статье, и взглядами одного из наиболее выдающихся представителей феноменологической школы, Макса Ше­лера, который далеко не склонен считать философию "точной" наукой.

* Не могу не привести по этому поводу прекрасных слов W.Dilthey, Das Wesen der Philosophie, Kultur der Gegenwart, Teil I, Abt. VI, 3. Aufl. 1921. S. 65: "Die Funktionen der Philosophie beziehen sich auf die teleologische Struktur des pilosophierenden Subjektes und auf die der Gesellschaft. Es sind Leistungen, in denen die Person sich in sich selbst wendet und zugleich nach aussen wirkt; hierin sind sie denen der Religiositat und der Dichtung verwandt. So ist Philosophic eine Leistung, die aus dem Bedurfnis des einzelnen Geistes nach Besinnung uber sein Tun, nach innerer Gestaltung und Festigkeit des Handelns, nach fester Form seines Verhalntisses zum Ganzen der menschlichen Gesellschaft entspringt, und sie ist zugleich eine Funktion, welche in der Struktur der Gesellschaft gegrundet und fur die Vollkommenheit des Lebens derselben erforderlich ist: sonach eine Funktion, die gleichformig in vielen Kopfen stattfindet und diese zu einem gesellschaftlichen und gistorischen Zusammenhang verbindet".46

<< предыдущая страница  



Меняю чувство юмора на повод для смеха.
ещё >>