И. Я. Атанасова корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Элективный курс «Бизнес курс английского языка» 1 61.61kb.
Л. М. Паскарь публикации 2006-2010 1 14.1kb.
«Грамматика английского и русского языка: сравнительный аспект» 1 164.02kb.
Выступление на шмо учителей русского языка и литературы Педагогическая... 1 70.15kb.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского... 3 461.12kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
Справочник Под редакцией доктора философских наук, профессора Л. 44 6895.83kb.
«Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах... 3 413.31kb.
Словари русского языка Школьный этимологический словарь русского... 1 30.47kb.
Урок французского языка в 10 классе. Ноябрь 2012 Тема урока: «Песня... 1 56.61kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка 1 51.87kb.
А. М. Горького Информационно-библиографический отдел 8 587.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И. Я. Атанасова корректировочный курс русского языка (грамматический аспект) пособие-справочник - страница №13/13


УПРАЖНЕНИЯ

44. Вместо точек вставьте подходящий по смыслу постфикс -то или -нибудь.

1. Почему-… сегодня сестра задержалась на работе и пришла до­мой на полчаса позже. 3. Сек­ре­тарша вышла куда-… по служебным де­лам. 4. Получали ли вы когда-… письмо от не­зна­ко­мо­го человека? 5. Я очень надеюсь, что вы всё-таки как-… уладите этот вопрос. 6. 7. Во всей ве­роятности, я где-… забыла свой зонтик. 8. Тебя нет почему-… . 9. Нина зачем-… сегодня хо­ди­ла в библиотеку. 10. Не видели ли вы где-… мою шапку? 11. К вам пришло письмо откуда-… . 12. По­че­му-… в Петербурге по ночам разводят мосты. 13. Может быть, когда-… я приеду в ваш город. 14. Хотите с нами отправиться куда-… в го­ры? 15. Как-… утром ребята со­бра­лись на рыбалку. 16. Не приносили ли денежный перевод откуда-…? 17. Когда-… сахар даже на столах рус­ских царей и вельмож считался редкостью. 18. Ночью откуда-… при­ехали ку­рортники.


45. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу неопреде­лён­ные наречия.

1. … здесь стоял хутор. 2. … ночью зазвонил телефон. 3. … се­год­ня Антонины нет в биб­лио­те­ке. 4. После дождя в природе стало … осо­бенно весело. 5. … мы пообедали и снова при­нялись за работу. 6. Во время каникул вы ездили …? 7. В залитой солнцем степи … не­ожи­­дан­но появляются силуэты громадных зданий. 8. … ветер принёс за­пах цветущих лип. 9. Это сло­во … не говорят громко. 10. Мы с ва­ми встречались … ? 11. … на тополях желтеют по­след­ние листья. 12. На небосводе уже … прорываются весёлые лучи солнца. 13. Ваша се­стра ждёт посылку …? 14. Охотник уже собирался прилечь … до ут­ра. 15. Неожиданно … вы­ско­чи­ла огромная овчарка. 16. Сахар … очень быстро поступает в кровь.


46. Переведите предложения, употребляя неопределённые на­ре­чия.

1. Някога в това се­ло са живели баба и дядо. 2. Списанието бе­ше някъде тук. 3. Тук-там на поляната цъфнаха пър­вите теменужки. 4. Виж­дали ли сте някога и някъде такива едри ябълки? 5. Не се без­по­кой­те, все ня­как ще оправим тази работа. 6. Искам да замина някъде на юг. 7. Приятелките ми почиват ня­къде на море. 8. Вчера Тодор за­ми­на при родителите си с някаква цел. 9. Ходихте ли ня­къ­де на пла­ни­на през отпуската? 10. През юни тук-там се появяват светулки. 11. Ня­къде от­да­леч се чува музика.12. По някаква си причина днес Лилия си тръгна по-рано от работа. 13. Ня­къде на тази улица имаше слад­кар­ни­ца. 14. Дали ще се срещнем някога отново? 15. По ня­как­ва си при­чи­на Вася не дойде на концерта. 16. Отнякъде донесоха тези храсти и ги засадиха в градината.


СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ

(ПРЕДИКАТИВЫ)
Слова категории состояния обозначают состояние, не­сов­ме­сти­мое с представлением об активном производителе (в комнате жар­ко и душно) или оценку такого состояния (нам пора вставать). Они могут обозначать:

а) состояние природы, окружающей среды, обстановки: вет­ре­но, влажно, глубоко, грязно, дождливо, душно, жарко, красиво, мо­роз­но, просторно, прохладно, пусто, пыльно, свежо, солнечно, сыро, темно, теп­ло, тесно, тихо, уют­но, чисто, шум­но и др.



Днём в пустыне жар­ко. Се­годня на улице морозно. В квар­ти­ре тихо и уютно.

б) физическое и психическое состояние человека и животных: боль­но, боязно, весело, гадко, горько, грустно, досадно, дурно, жал­ко, жаль, жутко, жуть (б. страх), кисло, лень, неохота, обидно, охо­та (б. желание), приятно, противно, слад­ко, смешно, совестно, страш­но, стыдно, тоскливо (б. тъжно, мъчно), тошно, тяжело, хо­лод­но, щекотно (б. гъдел) и др.



С моря подул ветер, и ребятам ста­ло холодно. От чего-то ма­тери вдруг стало грустно. Мальчику лень да­же пошевельнуть паль­цем.

в) оценку ситуации с точки зрения необходимости, возмож­но­сти, долженствования (модальности): возможно, довольно, должно, до­статочно, можно, надо, надобно, невозможно, нельзя, необходимо, нуж­но, полно, угодно и др.



Больному нельзя выходить на улицу. Мож­но мне сказать пару слов? К следующему занятию нам надо на­пи­сать сочинение.

г) положительную или отрицательную оценку ситуации: вер-но, глу­по, грех, грешно, легко, неверно, неправильно, плохо, правильно, пре­­красно, прелестно, смех, срам (б. позор), стыд, трудно, хорошо, чу­­десно и др.



Было трудно работать и учиться, но никто не жа­ло­вал­ся. Не легко найти хорошего друга. Грех забывать пожилых ро­ди­те­лей.

д) оценку обстановки с точки зрения слуховых и зрительных вос­приятий: слышно, видно, заметно и др.



В тёмную ночь в двух ша­гах ничего не видно. В коридоре ти­хо, не слышно ничьих шагов.

е) оценку состояния временных и пространственных от­но­ше­ний: время, высоко, глубоко, далеко, досуг (б. свободно време), мелко (б. плитко), недосуг, некогда, низко, поздно, пора, рано, узко, широко и др.



Да­ле­ко ещё до конца учебного года. Мне недосуг прочитать эту книгу. По­ра сдавать контрольные работы преподавателю.

Некоторые слова категории состояния подобно качественным на­речиям могут об­ра­зо­вать омонимические формы степеней срав­не­ния.



Георгию стало весело, а Аркадию – ещё веселее. Валерию се­год­ня радостно, а Варваре – ещё ра­дост­нее.
УПРАЖНЕНИЯ

1. В следующих предложениях найдите слова, обозначающие сос­тояние окружающей сре­ды.

1. В полдень на улице жарко и безлюдно. 2. Внутри пещеры сыро и прохладно. 3. На дворе морозно и ветрено. 4. Завтра бу­дет дож­дливо. 5. В аудитории оказалось пусто. 6. Вчера было тепло и сол­неч­но, а сегодня – пасмурно и холодно. 7. На стройке было пыльно и гряз­но. 8. По утрам возле реки туманно.


2. В следующих предложениях найдите слова, обозначающие фи­зическое и психическое сос­тояние человека.

1. Марии сегодня весело. 2. Ребёнку скучно на собрании. 3. Когда вышли из метро, Тане стало хо­лодно. 4. Оле жарко в тёплом сви­тере. 5. Женщине стало дурно от жары. 6. Гале вчера было груст­но. 7. В зоопарке детям интересно. 8. Вам будет неудобно оставаться здесь. 9. Легко на сердце от песни весёлой. 10. После разлуки с любимым девушке стало невыносимо больно. 11. Сегодня нам охота пой­ти на концерт.


3. В следующих предложениях найдите слова, выражающие оцен­ку ситуации с точки зрения необходимости, возмож­но­сти, дол­жен­ствования (модальности).

1. Ей нужно узнать результаты экзамена. 2. Мож­но мне выйти на балкон? 3. Вам необходимо купить билет на автобус на завтра. 4. Ни­­ко­му нельзя опаздывать на заседание. 5. Тебе нужно сходить в по­ли­клинику. 6. Для библиотеки вам необходимо приобрести ма­лень­кую сумочку. 7. Можно здесь закурить? 8. Детям нельзя смот­реть этот фильм. 9. Мне сегодня невозможно прийти на занятие. 10. Бабушке на­­­до на­деть очки.


4. В следующих предложениях найдите слова, обозначающие по­ложительную или отрицательную оценку ситуации и оценку об­ста­новки с точки зрения слуховых и зрительных вос­приятий.

1. Хорошо, когда люди понимают друг друга даже и без слов. 2. Плохо заблудиться в тайге. 3. Нельзя оставлять друга в беде, пра­виль­но? 4. Снег пошёл хлопьями, и впереди ничего не видно. 5. Вес­ной в этих горах прекрасно! 6. Здешняя природа на редкость красива, прав­да? 7. Из-за сильного ветра не слышно голоса матери. 8. За такого че­ловека не грех заступиться. 9. Не срам пить за столом, срам пить за стол­бом (В. Даль). 10. Грешно вам так говорить. 11. Глубокий снег по­крыл дорогу: не заметно следов автомашин. 12. Смех оправдываться го­родским транспортом.


5. В следующих предложениях найдите слова, обозначающие оценку вре­менных и пространственных отношений.

1. В этой квартире нам будет близко до университета. 2. Пора сжать пше­ницу. 3. Первокурсникам далеко до окончания универ­си­те­та. 4. Туристам долго ходить до турбазы. 5. Вставать вам ещё рано. 6. Дети плещутся возле берега моря, там, где мелко. 7. Всем пора ухо­дить домой. 8. Поздно воз­вращаться об­рат­но, пошли дальше. 9. До Бо­га далеко, до царя высоко (погов.). 10. На этой неделе у нас эк­за­ме­ны, некогда съездить к родителям.


6. Определите, к какой части речи относятся выделенные сло­­­ва:

а) к существительным или словам категории состояния:

1. Нам давно пора идти по домам. Осенняя пора – любимое время года Пушкина. 2. В конце учебного года школьникам лень учиться. Лень хуже болезни. 3. Не делай этого – большой грех. Грех обманывать родителей. 4. Николаю охота смотреть спортивные те­ле­пе­редачи. Охота на тигров – опасное дело. 5. Сейчас не время от­ды­хать. Время – вещь необычайно длинная. 6. Солнечное тепло под­дер­жи­вает жизнь на Земле. На улице мороз, а мне тепло в дублёнке и са­погах. 7. Мне жаль потерянного времени.



б) к наречиям или словам категории состояния:

1. В дискотеке с друзьями было весело. Ребята весело играют на дворе. 2. Грустно вспоминать об этой истории. Девушка грустно смот­рела на уходящий поезд. 3. Михаил Иванович тяжело вздохнул. Как мне тяжело в чужом городе! 4. Подул ветер, и нам стало хо­лод­но. Соседка холодно ответила на моё приветствие. 5. Тебе не жарко в зим­нем пальто? В полдень солнце жарко припекает. 6. Студентка лег­ко ответила на все вопросы преподавателя. Не так легко найти хо­ро­ше­го друга. 7. В зоопарке детям всегда интересно. Учитель инте­рес­но рассказывает о поездке в Россию.



в) к прилагательным или словам категории состояния:

1. В квартире тесно для нашей большой семьи. Шерстяное пла­тье мне тесно. 2. В студенческом общежитии шумно. Студен­чес­кое общество на собрании многолюдно и шумно. 3. Снежное поле пу­с­то. После матча на стадионе пусто. 4. На кухне вкусно пахнет ва­ни­лью. Мороженое в этой кондитерской очень вкусно. 5. В аквариуме всем интересно. Сочинение Ольги интересно. 6. В омуте опасно ку­пать­ся. Это заболевание опасно для детей. 7. Идут экзамены, и в аудиториях тихо. Сегодня море тихо и спокойно.


7. Замените безличные глаголы словами категории состояния по модели темнеет – становится темно.

1. Подул северный ветер, и сразу похолодало. 2. В июне рано све­тает. 3. В полдень на площади обезлюдело. 4. Зимой рано темнеет. 5. В лесу сыреет от густого тумана.. 6. Ве­­чером в поле пустеет. 7. В го­рах уже потеплело. 8. Надвигается гроза, и в комнате по­тем­не­ло.


8. Закончите предложения, употребляя подходящие по смыслу сло­ва категории состояния.

1. В зимнем лесу … . В весеннем лесу … . 2. В осеннем лесу … 2. Сегодня на улице … . Вчера на улице было … . Завтра на улице бу­дет … . 3. По утрам возле моря … . По утрам возле озера … . По ут­рам возле реки … . 4. Днём в пу­сты­не … . Ночью в пустыне … . У́т­ром в пустыне … . 5. В воскресенье на рынке … . Во среду на рын­ке … . В четверг на рынке … . 6. Днём на пляже … . Ночью на пля­же … . У́тром на пляже … . 7. Летом в горах … . Зимой в горах … . О́сенью в горах … .



Слова для справок: морозно, пасмурно, холодно, тепло, сол­нечно, ветрено, жарко, прохладно, тихо, многолюдно, спокойно, при­ятно, оживлённо.
9. Вместо точек вставьте существительное или ме­сто­име­ние в нужном па­де­же.

1. … будет трудно жить на Севере. 2. … лень работать в та­кую жару. 3. В этой дискотеке … очень душно. 4. … всегда грустно рас­ставаться с друзьями. 5. .. тяжело таскать тяжёлый че­модан. 6. … на­до подумать об этом предложении. 7. Можно … записать ваш электронный ад­рес? 8. … на­до читать книги на русском языке. 9. От этих слов … ста­ло обидно. 10. … пора уходить.


10. Переведите, используя слова категории состояния охота, пора, грех, лень, время, смех, жаль.

1. Сега не е време да обсъждаме грешките си. 2. За децата е време да спят. 3. Грехота е да не помогнете на майка си. 4. Време е за вечеря. 5. Мързи го даже да стане от стола. 6. Жал ми е за загубеното време. 7. Нямам желание да ходя там. 8. Иска ми се да отида на лов. 9. Вре­ме е да тръгваме за летището. 10. Грехота е да не опитате тортата. 11. Жалко за момчето. 12. Смешно е да се оправдавате с брат си.


11. Переделайте предложения, употребляя слова категории сос­тояния с модальным зна­чением можно, нужно, надо, необ­ходи­мо, нельзя, невозможно.

1. Мать должна поехать в санаторий. 2. Подруга не сможет при­ехать к празднику. 3. Ирина закончит дипломную ра­бо­ту в срок. 4. Свет­лана должна подать заявление в деканат. 5. Студентам раз­ре­ша­ет­ся от­кла­ды­вать экзамен по болезни. 6. В здании запрещается ку­рить. 7. Лидия должна купить словарь. 8. Мо­гу ли я ответить на ваш вопрос? 9. Студенты обязаны посещать практические занятия. 10. За не­делю я не смогу перевести текст.


12. Переведите предложения, используя слова категории сос­тоя­ния.

1. Може ли да поз­въня вкъщи? 2. Днес детето не трябва да хо­ди на училище, защото е празник. 3. Зоя може да участва в конкурса. 4. Антонина трябва да пропусне тренировката, защото има тем­пе­ра­ту­ра. 5. Може ли да прегледам вестника? 6. До утре трябва да проверя кон­тролните работи на сту­дентите. 7. Тук може да се купят билети за ав­тобуса. 8. Може ли да отидем на цирк? 9. Тряб­ва да купим на детето ма­ратонки. 10. Николай не може да участва в състезанието. 11. Мо­га ли да задам въпрос на лектора? 12. Трябва да се научиш да работиш с ком­пютър. 13. Мо­же ли да изляза за малко? 14. Утре момчето не бива да ходи на басейна.


13. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу сло­ва ка­те­гории состояния.

1. … на море в середине июля. 2. В тайге по-осеннему быстро ста­новится … . 3. В лесу вдруг ста­ло на редкость … и … . 4. … мне рас­смотреть этот альбом? 5. Уже поздно, и детям … спать. 6. Река глу­бокая, её … перейти вброд. 7. По вечерам отдыхающим … по­гу­лять вдоль мо­ря. 8. Здесь … пройти к музею? 9. Река обмелела, и в ней стало … для кораблей. 10. В летнем пла­тье девушке будет … 11. В семье … жить дружно. 12. … переходить улицу на красный свет.



Слова для справок: красиво, приятно, темно, охота, светло, мож­но, пора, холодно, неудобно, нужно, необходимо, надо.
14. Выделенные слова замените простой формой сравни­тель­ной степени.

1. Внутри тоннеля было прохладно. 2. На празднике города ве­село. 3. В дискотеке было шумно. 4. На мо­ре с друзьями интересно. 5. Воз­ле кухонной плиты жарко. 6. На собрании было скучно. 7. В спор­тив­ном зале просторно. 8. В палатке было тесно. 9. В кафе возле мо­ря было приятно. 10. Утром в аудитории тихо. 11. В ресторане тепло и уют­но. 12. Солнце взошло, и в комнате стало светло. 13. Летом в де­­ревне многолюдно, а зимой спокойно.


15. Переведите предложения, употребляя слова категории со­с­тояния в срав­ни­тель­ной степени.

1. Оловни облаци покриха небето и в стаята стана по-тъмно. 2. През нощта е за­душ­но, но сутрин става по-хладно. 3. Хайде да тръг­нем заедно, ще ни бъде по-весело. 4. С но­ви­те маратонки ми е по-лес­н­о да вървя. 5. Мъглата се разсея и в гората стана по-светло и по-топ­ло. 6. От же­­га­­­та на болния му стана по-зле. 7. В този кръжок е по-ин­те­ресно. 8. В на­­шия кабинет е по-сту­дено, отколкото в аудиторията. 9. За­ня­тия­та за­почнаха и в коридорите стана по-тихо. 10. През лятото в парка е по-мно­голюдно и по-шумно, отколкото през зимата.



СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

ТВЁРДАЯ ОСНОВА.

МЯГКАЯ ОСНОВА.

ОСНОВА НА Г, К, Х.

ОСНОВА НА Ж, Ч, Ш, Щ С УДАРЕНИЕМ НА ОКОНЧАНИИ.

ОСНОВА НА Ж, Ч, Ш, Щ С УДАРЕНИЕМ НА ОСНОВЕ

ОСНОВА НА Ц..

ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ФОРМЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

СКЛОНЕНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА -ИЙ, -ЬЕ, -ЬЯ, -ЬИ.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА -ОВ (-ЕВ).

СКЛОНЕНИЕ РУССКИХ ИМЁН, ОТЧЕСТВ, ФАМИЛИЙ И НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ.
МЕСТОИМЕНИЯ
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.


НАРЕЧИЕ
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ НАРЕЧИЯ.

НАРЕЧИЯ МЕСТА.

НАРЕЧИЯ ВРЕМЕНИ.

НАРЕЧИЯ ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ.



НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ НАРЕЧИЯ.
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (ПРЕДИКАТИВЫ).




стр.

стр.



<< предыдущая страница  



Желания — половина жизни; безразличие — половина смерти. Халиль Джебран
ещё >>