I. общие проблемы философии науки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к кандидатскому экзамену по общенаучной дисциплине «история... 1 48.68kb.
Кандидатского минимума по истории и философии науки философия науки. 1 110.01kb.
Докладов по разделу «Общие проблемы философии науки» 1 35.36kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия... 1 85.61kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки для... 1 34.1kb.
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... 1 260.1kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия... 3 434.53kb.
Предметная сфера философии науки. Наука в культуре современной цивилизации 6 1097.86kb.
Литература. Раздел «Общие проблемы истории и философии науки» 1 93.74kb.
Программа по философии и методологии науки раздел Предметная сфера... 1 123.6kb.
Методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена... 1 239.85kb.
Учебный план магистра по направлению 521800 искусствоведение 1 77.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

I. общие проблемы философии науки - страница №1/1

ВОПРОСЫ ДЛЯ СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ
отрасль науки

17.00.00 «ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ»
I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Наука в системе культуры

1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт и особая сфера культуры.

2. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Ценность научной рациональности.

3. Природа науки и критерии научности. Идеалы научности. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

4. Сциентизм и антисциентизм.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

5. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).

6. Развитие логических форм научного мышления в средневековых университетах.

7. Становление науки Нового времени. Становление опытной науки и теоретического видения, как новой способности мышления. Становление науки как социального института.


Основные концепции современной философии науки

9. Поиск эмпирических оснований науки в логическом позитивизме. «Венский кружок». Б. Рассел. Л. Витгенштейн.

10. Критический рационализм и теория фальсификации К. Поппера.

11. Теория научных революций. И. Лакатос. Т. Кун..

12. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
Структура научного знания

13. Эмпирический и теоретический уровни познания, критерии их разделения. Структура эмпирического познания. Структура теоретического знания. Математизация теоретического знания.

14. Основания науки. Идеалы и нормы исследования, их социокультурная опосредованность. Научная картина мира, ее функции. Философские основания науки

15. Методы научного познания и их классификация.


Динамика науки

16. Научные традиции и научные революции. Понятие научной парадигмы.

17. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Прогностическая роль философского знания.

18. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Особенности современного этапа развития науки

19. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

20. Особенности и основные черты потснеклассической науки.

21. Роль современной науки в преодолении глобальных кризисов и перспективы научно-технического прогресса.


II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Специфика социально-гуманитарного познания

22. Сходство и различие наук о природе и наук об обществе.

23. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания.

24. Экзистенциально-ценностные измерения социально-гуманитарного познания.


Категории социально-гуманитарного познания

25. Ценности их природа и роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.

26. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени.

27. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном познании. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Понятие хронотопа.


Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

28. Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарному познании.

29. Экзистенциальная истина. Релятивизм, субъективизм и историзм в социально-гуманитарном познании.

30. Вера в структуре социально-гуманитарного познания. Конструктивная роль веры. «Философская вера» (К. Ясперс).



Методы социально-гуманитарного познания

31. Специфика методов социально-гуманитарного познания. Герменевтический метод. Объяснение, понимание и интерпретация в структуре герменевтики.

32. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Роль традиции и дистанцирования в интерпретации текстов.
Раздел III. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Искусствоведение как наука

33. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности.

34. Структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение.
Искусствоведческое исследование, его жанры и формы

35. Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи. Особенности теоретического и исторического исследования.

36. Искусствоведческое исследование как текст. Требования к диссертационному исследованию.
Основные этапы формирования и развития искусствознания

37. Особенности античной и средневековой мысли об искусстве.

38. Ренессанс как поворотный этап в истории развития европейского искусства и искусствознания.

39. Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману.

41. Современный этап развития искусствоведческой науки.
Искусствознание в отечественной культуре ХХ века
42. Создание Петербургского института истории искусств. И.Э.Грабарь. «Истории русского искусства». «История живописи…» А. Бенуа.

43. Методологические искания в советском искусствознании. Борьба с формализмом и разработка эстетической программы «социалистического реализма».

44. Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке (сравнительно-исторический, формально-стилистический, иконографический, иконологический, социологический). Системный подход в искусствознании. Влияние культурологии на искусствоведение.

45. Советское музыкознание. Новая методология (марксизм-ленинизм, исторический, классовый и социологический подход к искусству). Ведущие теоретические концепции в советском музыкознании

46. Музыкально-теоретическая концепция Б.Л.Яворского.

47. Музыкально-теоретическая концепция Б.В.Асафьева.

48. Театральная мысль Серебряного века. Символистская концепция театра. Театральная революция 20-х гг. и мысль о театре.

49. Новые направления театральной мысли в 50-х гг. Осмысление творческого наследия Вс. В. Мейерхольда, А.Я.Таирова, М.А.Чехова, М.А.Булгакова.

50. Кино как предмет междисциплинарного исследования (эстетика, история, социология, философия, педагогика, лингвистика, психология, семиотика, культурология). Рефлексия о кино в границах отношений между модерном и постмодерном.
Музыка как предмет философии

51. Специфика философского подхода к исследованию музыки. Предмет философии музыки. Основные аспекты и проблемы философии музыки.


Философские концепции музыки

52. Музыка как выражение глубинных основ бытия. Два подхода к пониманию музыки: классический (рационалистический) и неклассический (иррационалистический).

53. Античное учение о «гармонии сфер». Теория музыкального этоса. Критика теории музыкального этоса в античной философии.

54. Средневековые философские теории музыки. Боэций. Классификация музыки. Августин. Трактaт «De music».

55. Музыка как субъективное выражение Духа в философии Г. Гегеля.

56. Неклассические концепции музыки. Музыка как выражение иррациональных начал бытия. А. Шопенгауэр. Ф. Ницше.

57. Теургийный смысл музыки в символизме. Омузыкаливание искусства. Искусство как «символ Божественного Преображения» в концепции А.Ф. Лосева. Музыка в философии А. Скрябина.

58. Оппозиция гуманизма и эстетизма в философии искусства Х. Ортеги-и-Гассета. «Musicalia».

59. Социология музыки Т. Адорно.
Феноменология музыки

60. Методологические возможности феноменологии в исследовании музыки. Понятие музыкального феномена в работах А.Ф. Лосева. «Строение художественного мироощущения», «Музыка как предмет логики».


Музыкальная герменевтика

61. Формирование герменевтических стратегий в искусствознании. Ф. Шлейермахер. В. Дильтей.

62. Экзистенциально-герменевтическая парадигма. М. Хайдеггер. Г. Гадамер.

63. Музыка как язык. Музыкальная герменевтика Э. Ганслика. «Филология музыки» Г. Кречмара.



64. Интерпретация музыки. Возможности и границы постижения авторского замысла.




Дураки жалуются, что их принимают за дураков. Жильбер Сесброн
ещё >>