Похожие работы
|
И методические основы системы формирования информационно-методической компетентности - страница №1/3
![]() Романова Ольга Викторовна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень высшего образования)
(химия, уровень высшего образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Ростов-на-Дону2007 Работа выполнена на кафедре методики преподавания биологии, химии и естествознания Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
кандидат химических наук, доцент Краснова Ольга МихайловнаОфициальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Сухорукова Людмила Михайловна;кандидат химических наук, доктор технических наук, профессор
Московский педагогический государственный университет Защита состоится 22 мая 2007 г. в 12 часов 20 мин. на заседании диссертационного совета К 212.208.11 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, ауд. 253). С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу 344006 г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 17 апреля 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета - кандидат педагогических наук, доцент Л.Е. Князева ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯАктуальность исследования. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Новая парадигма образования, становление которой связано, в том числе, с информатизацией и практическим использованием информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, выдвигает в число приоритетных задач формирование профессиональной компетентности учителя в области использования информационных технологий в обучении, что, в свою очередь, требует модернизации содержания и повышения качества педагогического образования. Вопросами теории и практики подготовки учителей химии в педвузах занимаются ведущие ученые и методисты: Т.А.Боровских, О.С. Зайцев, Н.Е. Кузнецова, Е.Е.Минченков, М.С. Пак, Г.М. Чернобельская, И.А.Эльнер, и др., проблемой подготовки будущих педагогов в сфере использования информационных и коммуникационных технологий – Ю.С. Брановский, Е.В. Данильчук, А.Д. Еляков, А.П.Ершов, В.Г. Кинелев, В.А. Красильникова, И.В. Роберт, А.В. Хуторской и др. Анализ научных исследований, в которых представлены различные аспекты проблемы включения информационных технологий в учебный процесс показал, что необходима кардинальная перестройка содержания и технологий высшего педагогического образования. Актуальность данного вопроса сегодня обостряется и тем, что вузам предстоит переход к работе на основе ГОС ВПО нового поколения. Действующие образовательные стандарты построены на основе квалификационных характеристик специалистов соответствующих уровней подготовки, на традиционных для нашей системы образования требованиях к их знаниям, умениям, навыкам. Новый стандарт должен реализовать принципы европейской системы оценки качества образования - компетентностный подход к определению содержания и результатов подготовки, что требует пересмотра устоявшихся подходов, как к содержанию, так и к организации учебного процесса, его научно-методическому сопровождению и т.д. Это актуализирует проблему нашего исследования – проблему модернизации методической подготовки учителя химии в педвузе в области использования информационных технологий на основе компетентностного подхода. Особое значение приобретает вопрос повышения профессионализма учителей химии в овладении методикой использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ССИКТ) в своей предметной области, в результате которого формируются новые профессионально-значимые качества личности учителя, повышается его интеллектуальный потенциал и конкурентоспособность. В новых информационных условиях неотъемлемой частью профессиональной компетентности будущего учителя химии должна стать информационно-методическая компетентность, под которой мы будем понимать особое системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность компетенций в области химии, информационных и коммуникационных технологий, общей и частных методик обучения химии и образовательных технологий. Результаты экспериментальной и аналитической работы по изучению уровня информационной и методической подготовки учителя химии, теоретический анализ разнообразных литературных источников (монографий, диссертаций, статей, учебников, нормативных документов) позволили выявить, что значительная часть учителей химии недостаточно готова к использованию новых информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это обусловлено: 1) отсутствием в педвузах специально организованной системы подготовки будущих учителей к использованию ССИКТ в обучении химии; 2) низкой компьютерной грамотностью учителей; 3) незнанием дидактических возможностей ССИКТ и слабым владением методикой их использования в учебном процессе; 4) недостаточной материально-технической базой учебного процесса, как в школе, так и в вузе. Все сказанное подтверждает наличие объективных противоречий:
Одним из возможных путей решения этой проблемы является обеспечение функционирования в педвузе дидактической системы формирования информационно-методической компетентности будущего учителя химии, которая интегрирует в себе специальную, информационную, психолого-педагогическую и предметно-дидактическую подготовку выпускника и является компонентом более сложной системы формирования целостной профессионально-педагогической компетентности. Это во многом определяет актуальность темы заявленного нами исследования – теоретические и методические основы системы формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом вузе. Методологический аппарат исследования. Объект исследования: методическая подготовка учителя химии в педагогическом вузе. Предмет исследования: процесс формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом вузе. Цель исследования: разработка системы формирования информационно-методической компетентности будущих учителей химии в педвузе, теоретическое и практическое обоснование её необходимости, выявление условий, обеспечивающих ее эффективность. Гипотеза исследования. Становление информационно-методической компетентности будущего учителя химии как одного из важнейших компонентов современного педагогического профессионализма будет эффективным, если: 1) система содержания и технологий профессиональной подготовки в педагогическом вузе будет строиться на компетентностном подходе и будет способствовать творческому развитию будущего учителя как субъекта общекультурной, химической, информационной и методической культуры; 2) система формирования информационно-методическая компетентности проектируется как открытая, многокомпонентная динамическая система, функционирующая на протяжении всего периода обучения в вузе в специально организованной дидактической среде и в соответствии с результативно-целевой направленностью; 3) в содержание и систему вузовского обучения будут входить как составные элементы электронные средства поддержки образовательного процесса, с учетом систематического и непрерывного, педагогически оправданного использования ССИКТ. Цели, предмет и гипотеза исследования определили его ведущие задачи:
Методологическую основу исследования в самом общем плане составляют общенаучные теории и методы: теория научного познания и диалектический метод; системно-структурный подход и общенаучные принципы непрерывности и комплексности, метод моделирования. В основу исследования также положены мировоззренческие положения о креативно-творческой и социальной сущности личности педагога, о всеобщей связи явлений и процессов реального мира, основополагающие идеи развития высшего педагогического образования - гуманизации, гуманитаризации и интердисциплинарности современного образовательного процесса, культуро- и природосообразности. Теоретической основой исследования являются:
Технология исследования включает его методы, основные этапы, а также внедрение и анализ полученных результатов. Для достижения целей исследования, проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов:
Педагогический эксперимент (поисково-констатирующий и формирующий) проводился в течение 5 лет. Экспериментальная работа осуществлялась на базе факультета естествознания Ростовского государственного педагогического университета и Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»1 и его филиале (Константиновского), Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (РО ИПК и ПРО), МОУ Лицей №27 им. А.В. Суворова г. Ростова-на-Дону (областной экспериментальной площадки по внедрению информационных технологий в учебный процесс) и ГОУ СПО «Константиновский педагогический колледж» г. Константиновска Ростовской области. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап (2002-2004гг.) – был посвящен разработке общей концепции исследования на основе анализа педагогической, психологической и методической литературы; изучалось состояние проблемы и особенности функционирования педагогического опыта, формулировалась рабочая гипотеза, проводился поисково-констатирующий эксперимент. Осуществлялась опытно-поисковая работа по моделированию системы формирования информационно-методической компетентности будущих учителей химии, разрабатывались содержательно-методические основы указанной системы, методика диагностики ее эффективности. В ходе поисково-констатирующего эксперимента проводилось: 1) исследование отношения учителей и учащихся школ, студентов-химиков к проблеме информатизации химического образования; 2) выявление уровня информационно-методической компетентности будущих учителей химии; 3) посещение и анализ занятий по химическим дисциплинам в вузе с целью знакомства с опытом применения информационных технологий и отслеживания их эффективности в обучении, а также уроков, проводимых студентами в ходе педагогической практики; 4) анализ научных работ, посвященных проблемам применения информационных технологий в школьном химическом образовании, информатизации специальной подготовки учителя химии в вузе; 5) анализ содержания учебных программ специального (химического) и обще-профессионального циклов с целью определения необходимости информационно-методической подготовки студентов. Второй этап (2004-2007 гг.) был посвящен апробации и корректировке разработанной нами системы формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педагогическом университете и внедрению ее в образовательный процесс. Параллельно с этим осуществлялась оценка ее эффективности в системе требований к профессиональной подготовке будущего учителя химии. Основной особенностью этого этапа является выделение методики использования ССИКТ в обучении химии в отдельный курс. В это время активно велась разработка содержательно-методических основ курса: вычленение его концептуальных особенностей; поиск наиболее адекватных форм введения информационных технологий в подготовку будущих учителей химии в области предметной дидактики; разработка программы, тематики лекций и лабораторных занятий, содержания индивидуальных творческих заданий, тематики рефератов, рекомендуемой литературы. На данном этапе подводились итоги исследования, делались обобщающие и сравнительные выводы, результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации. Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили одобрение на научных конференциях, семинарах, совещаниях: на методологическом семинаре с международным участием «Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук» (г. Санкт-Петербург, 2004); I Российской научно-практической конференции с международным участием «Современные образовательные технологии и развитие личности» (г. Кемерово, 2005); V Международном методологическом семинаре «Естественнонаучное образование: методология, теория и методика» (г. Санкт-Петербург, 2005); VI Научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании – 2006» (г. Ростов н/Д, 2006); II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития химического образования» (г. Челябинск, 2006); межвузовской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки в образовательных учреждениях Юга России» (г. Ростов н/Д, 2006). О ходе и результатах проводимого исследования автор сообщал также на методических семинарах кафедры методики преподавания биологии, химии и естествознания Ростовского государственного педагогического университета (РГПУ) и Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (ПИ ЮФУ), студенческих научных конференциях. Внедрение научных результатов осуществлялось в процессе публикации статей, научно-методических материалов, а также путем организации опытно-экспериментальной работы на факультете естествознания РГПУ (ПИ ЮФУ). Результаты исследования внедрены в практику работы Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, МОУ Лицей №27 им. А.В. Суворова г. Ростова-на-Дону (областная экспериментальная площадка по внедрению информационных технологий в учебный процесс), ГОУ СПО «Константиновский педагогический колледж», филиала РГПУ и ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Константиновске Ростовской области. По результатам исследования опубликовано 10 работ. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
Практическая значимость исследования заключается в том, что апробирована и внедрена в учебный процесс Ростовского государственного педагогического университета и Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» система формирования информационно-методической компетентности учителя химии, которая может быть эффективно применена в условиях других педагогических учебных заведений. Разработанный курс «Методика использования ИКТ в обучении химии», являясь эффективным интегрирующим средством формирования информационно-методической компетентности учителя химии в педвузе, может быть использован в подготовке учителей других специальностей, а также в системе повышения квалификации учителей. Достоверность и обоснованность полученных научных результатов исследования обеспечена, прежде всего, методологическим и методическим инструментариями исследования, адекватными его целям, предмету и задачам, отобранным на основе всестороннего анализа современной отечественной социокультурной и образовательной ситуации и перспектив развития высшего химико-педагогического образования. Достоверность теоретического компонента исследования подтверждается критериями: практической проверки, неопровергнутостью теорией и практикой химического образования на данном этапе их развития, непротиворечивостью логики исследования, контекстуальной достоверностью. Достоверность практического компонента исследования обеспечена позитивными результатами его внедрения в практику работы факультета естествознания РГПУ (2005 - 2006 гг.) и ПИ ЮФУ(2006 - 2007 гг.). Достоверность эмпирического компонента исследования подтверждается репрезентативностью выборки, соответствием эмпирического объекта таким критериям, как однородность и представительность, а также статистической значимостью полученных экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа. На защиту выносятся:
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и шести приложений. Общий объем диссертации составляет 242 страниц. Из них 167 с. – основной текст, 19 с. – список литературы из 219 наименований. В тексте содержатся 16 таблиц, 7 рисунков (3 схемы, 3 диаграммы, 1 график). Приложение содержит 56 страниц. следующая страница >> |
ещё >> |