И. Менделеева Вожатство как международная субкультура - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экологическая субкультура детства как источник экологического опыта... 1 45.88kb.
Детская субкультура 1 21.01kb.
«Молодежные субкультуры» 1 18.09kb.
Семинар по теме «Формы культуры». Сейчас мы вместе должны определить... 1 93.65kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура... 4 655.2kb.
Интернет как субкультура 1 306.31kb.
Панк как субкультура 1 219.19kb.
Схема движения участников егэ от места сбора (мбоу лицей №6) 1 27.44kb.
Д. И. Менделеева. Разнообразие и классификация тюльпанов 1 22.05kb.
Д. И. Менделеева Ификрат: полководец и реформатор военного дела IV... 1 72.48kb.
Д. И. Менделеева. Секции детско-юношеских спортивных школ единоборств 1 31.42kb.
1 о субкультуре 1 Понятие субкультуры Прежде чем говорить о субкультуре... 1 232.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И. Менделеева Вожатство как международная субкультура - страница №1/1

А. Кокотов,

ТГСПА имени Д. И. Менделеева



Вожатство как международная субкультура

Субкультура в социологии и культурологии трактуется как часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, сюда же относят социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни.

Прародителем субкультуры принято считать фэндом — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Существует внешнее сходство понятия субкультуры с явлением фанатства, однако последнее чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами. Субкультура же не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах). В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы». В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды «Готическая лолита» и «Готический аристократ» уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого.

Анализ жизнедеятельности вожатского сообщества можно рассматривать как своеобразный вариант молодежной субкультуры неофициального типа с позитивными социокультурными установками (в противопоставление категориям «андеграунда», «антикультуры» и т.д.), которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства творческого и профессионального самовыражения.

Вожатство – достаточно распространенное занятие для современной молодежи. Практически каждый третий в определенный момент хочет попробовать себя в этой роли. Но, безусловно, не все становятся настоящими вожатыми, чувствующими свое призвание к занятию этим родом деятельности. А для тех, кто чувствует в себе силы и желание отдать всего себя вожатству, существуют отличные школы вожатых, где научат всем премудростям общения с детьми всех возрастов, тому, как построить организационные моменты и многим другим составляющим этой профессии.

Стоит отметить, что вожатство является достаточно сложным видом деятельности. Ведь эта работа связана с постоянным общением с детьми, причем, с большим их количеством, причем всегда с разными. А ведь у каждого ребенка свой характер, а найти подход нужно ко всем. Важно, чтобы каждому ребенку было интересно в отряде, чтобы каждый, даже самый злостный сорванец и нарушитель порядка поддавался влиянию вожатого. Для всего этого вожатый должен обладать недюжинной выдержкой, глубоким талантом, способностью веселиться тогда, когда не хочется, умением притягивать внимание и авторитетно влиять на каждого ребенка из отряда. А это дано далеко не каждому.



Но вожатство – это еще и весело. И при всей тяжести этой работы, она всегда приносит удовольствие. Развлекать детей, доставлять им радость и не давать скучать, а затем видеть их неподдельный интерес, благодарность и привязанность – все это вызывает чувства, которые не передать словами. За время, которое вожатый проводит с детьми, они становится родными друг другу, а расставание в конце смены несет много душевных расстройств, но вместе с тем и приятных воспоминаний – о веселых происшествиях, играх и всем прочим, чем наполнена лагерная жизнь. Потому вожатство – это не просто работа, это дело, которое призвано даровать детям радость и счастье, это колоссальный труд, который делает мир детей ярче, эмоциональнее, интереснее.

Вожатство – это возможность ярко проявить такие положительные качества как доброта, креативность и взаимопомощь, а также развить в себе многие качества: такие как общительность, ответственность, пунктуальность. Условия лагеря ведут к активному росту личности человека, такой бесценный опыт пригодиться в приобретаемой профессии и дальнейшей жизни.




Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого. Лукиан из Самосаты (II в. н.
ещё >>