И медико-социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «содружество» города чебоксары чувашской республики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учреждение оказывает помощь несовершеннолетним детям, имеющим проблемы... 1 280.15kb.
Директор моу для детей 1 47.34kb.
Учреждения социальной сферы Тульской области мбу центр психолого-медико-социальн... 1 140.75kb.
Роль гражданского общества в интеграции медико-социального подхода... 1 55.38kb.
На 2010-2011учебный год 18 3074.95kb.
Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений... 1 59.14kb.
Города Чебоксары Чувашской Республики 1 361.04kb.
Руководство Дроздова Ирина Анатольевна Директор 4 459.21kb.
Учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико... 1 120.42kb.
Учебное пособие для студентов психологических факультетов и факультетов... 9 2159.46kb.
Мбоу «Центр пмсс «Содружество» г. Чебоксары 1 119.3kb.
Программа государственного экзамена  для направления подготовки... 3 359.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И медико-социальной помощи «центр психолого-медико-социального сопровождения «содружество» - страница №1/3



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ «СОДРУЖЕСТВО»

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары

_________________ Т.Н.Удина


Приказ № 54

от «30» сентября 2011 г.



Рабочая блочно-модульная программа

дополнительного образования детей и взрослых

(индивидуально-ориентированная, диагностико-коррекционно-развивающая)

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Уровень образования: общеобразовательный

Ступень образования: среднее (полное) общее

Срок реализации: один учебный год


Автор-составитель: педагог-психолог высшей категории

Удина Татьяна Николаевна



Чебоксары

2011 год
ВВЕДЕНИЕ

Неужели если человек дожил до 85 лет,

у него высшее образование,

и он имеет достойных доход –

у него высокое качество жизни?

А как быть с внутренней гармонией?

Неизвестный автор
Вот уже на протяжении почти двадцати лет, в отрасли образования происходят процессы модернизации и трансформации, результатом которых становятся, так называемые, «новые правила игры» и, тем самым, создаются предпосылки для устойчивого социально-экономического развития регионов. Внутри самих региональных образовательных систем тоже происходят институциональные изменения, то есть изменения норм, правил и отношений, регулирующих и характеризующих деятельность образовательных учреждений и участников образовательного процесса. Особенно активно этот процесс стал протекать благодаря реализации федерального приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), а также региональных комплексных проектов модернизации образования (РКПМО).

В Чувашской Республике модернизация системы образования уже принесла и продолжает приносить свои плоды, особенно в сфере среднего образования, и это высоко оценивается не только на уровне региона, но и федеральными лидерами1. Ежегодно в послании Государственному Совету Чувашской Республики Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров уделял и уделяет внимание тем аспектам развития сферы образования, которые станут приоритетными и позволят Чувашской Республике и далее наращивать потенциал для социально-экономического развития региона. Эксперты отмечают, что «Чувашия – пример того, как при слаборазвитой экономике и низких доходах можно занять относительно лучшие позиции в интегральных рейтингах благодаря социальным показателям. По индексу развития человеческого потенциала республика занимает 38-е место, в плюс срабатывают более высокое долголетие и возросший охват образованием молодежи. По индексу качества жизни она находится в середине рейтинга (42-е место), как и по индексу инновативности, для региона поздней урбанизации это можно считать достижением (прим. авт.- здесь и далее курсивом выделено автором). По индексу демократичности Чувашия замыкает первую двадцатку субъектов РФ, что говорит о реальных преимуществах политического развития, в течение длительного периода отмечаемых экспертами».

В системе приоритетов развития региона, обуславливающих инновационный прорыв, прописанных в Концепции инновационного развития Чувашской Республики до 2020 года, отрасль образования выделена первой и указывается, что «необходима модернизация в образовании, как по содержанию, так и в технологии процесса обучения. Предполагается внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования на всех уровнях. Общее, профессиональное и дополнительное профессиональное образование призваны развивать инновационный потенциал личности. Одним из приоритетных направлений системы образования Чувашской Республики должно стать создание инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения в Чувашии. Человек, продуцирующий новые идеи, должен встречать понимание и поддержку со стороны государства, общества, что требует формирование новых жизненных установок личности, современного мышления у молодого поколения. Возрастание роли человеческого капитала, как инновационного потенциала общества, обусловливает интенсивное опережающее развитие сферы образования, создания системы «пожизненного образования», способной решать задачи формирования профессиональной элиты, выявления и поддержки наиболее одаренных и талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых». Целевое стратегическое направление в сфере образования Чувашской Республики в том же документе определяется как «воспитание инновационно - активной личности, создание культуры обучения», к 2010 году предполагается создать многоуровневую систему кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Высокое качество образования является показателем КАЧЕСТВА ЖИЗНИ населения любой страны, так как именно здесь начинается и продолжается в течение всей жизни формирование человеческого капитала страны.

Россия открыла шестой десяток в списке стран мира, составленном ООН по целому ряду критериев, в совокупности названных “качеством жизни в них”.

Первое место уже, который год подряд в этом перечне занимает Норвегия. Второе, третье, четвертое и пятое, соответственно, - Швеция, Канада,Бельгия и Австралия. На шестом месте - США. Исландия - на седьмом, Нидерланды - на восьмом, Япония занимает девятое место, замыкает первую десятку Финляндия.

Во второй десятке - страны, жизнь в которых не так хороша и безоблачна, как в государствах первой десятки, но все-таки на достаточно высоком уровне для XXI века. В ней места с 11 по 20 достались соответственно Швейцарии,Франции, Великобритании, Дании, Австрии, Люксембургу, ФРГ, Ирландии, Новой Зеландии и Италии. Замыкает список на 173 месте Сьерра-Леоне. Согласно данным ООН, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР, а также во многих государствах Африки сейчас уровень жизни ниже, чем в конце “холодной войны” (т.е. в конце 80-х- начале 90х гг.). Люди там живут беднее и умирают раньше. Официально список ООН называется “списком стран, в которых лучше всего жить”. При его составлении учитывались такие факторы, как уровень образования, продолжительность жизни и доход на душу населения.

«КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» - собирательное понятие, обозначающее количественный уровень и разнообразие тех материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества. При всем диапазоне уровней качества жизни в рамках одного социума представляется возможным выделение среднестатистического качества жизни (его "медианы"), определяемого экономическим и культурным потенциалом общества, а также достигнутой в его рамках производительности общественного труда, дополненной более или менее равномерным распределением его результатов…

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ состоит из многих моментов, а самое главное - от того, КАК себя человек ощущает. Если он внутренне счастлив и свободен, если он радуется любой мелочи, которой вокруг масса, если ему хочется творить, любить, думаю, это и есть высокое качество жизни! Понятно, что качество и уровень жизни - не одно и то же… И как часто в погоне за более высоким уровнем жизни теряется его качество. Кто-то считает, что качество жизни - это правильный образ жизни, правильное и сбалансированное питание, отсутствие болезней и т.д. Но почему-то все забывают о самом главном - о внутреннем мире. Человек то, что он о себе думает. Что внутри, то и снаружи. Счастье - это составляющая качества жизни? А культура? А удовлетворенность своей жизнью? Как много, оказывается, у этого понятия лиц. И это далеко не все. Так что же такое - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ? У каждого ответ на этот вопрос свой.

В настоящее время в России принят Федеральный государственный образовательный стандарт по начальной школе и готовится новый проект стандартов по средней и старшей школам, в которых выдвигаются на первый план такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность быть открытым, способным свободно выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Несомненно, что развитие данных качеств должно способствовать тому, что у выпускников школ будет сформирована готовность достигать того КАЧЕСТВА ЖИЗНИ, которое они могут себе пожелать.

Обратимся к Стратегии развития образования в Чувашской Республики до 2040 года. Как сказано во введении к данному документу, она призвана «обеспечить взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами развития экономики и образования, осуществление среднесрочной и краткосрочной образовательной политики на основе сохранения базовых ценностей образования XXI века в эпоху глобализации», а также согласованность действий всех уровней власти, представителей бизнеса и общественности. Особенностью данного документа является тот факт, что в нем описаны не только достижения и стратегические ориентиры развития республиканской системы образования, но и приведен «образ будущего мира», главными характеристиками которого, как считают многие ученые, будут скорость и непредсказуемость технологических изменений, жизнь в «новых» городах, проблемы национальной и языковой идентичности, а также универсализация трудовых функций и образа жизни людей. Но как смогут выпускники школ подготовиться к этому? Хватит ли у них уверенности в себе? Хорошо ли они знают свои психологические ресурсы, чтобы быть конкурентоспособными в жизни и в учебе? Могут ли им помочь их родители и педагоги? Или они тоже нуждаются в специальных знаниях?
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить КАЧЕСТВО ЖИЗНИ не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

К таким сферам относятся:



  • трудовая жизнь;

  • сфера развития способностей людей;

  • семейная жизнь;

  • быт и поддержание здоровья;

  • .жизнь нетрудоспособных;

  • досуг;

  • окружающая среда;

  • жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Особую сферу жизни людей образует забота о будущем.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — показатель общего благополучия человека, который является более широким, чем чисто материальная обеспеченность, которая больше характеризуется понятием «уровень жизни». КАЧЕСТВО ЖИЗНИ может зависеть, например, от состояния здоровья, содержания решаемых проблем, свободы от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо́льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, по определению ВОЗ,– «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».
Изучение качества жизни позволяет определить факторы, которые способствуют улучшению жизни и обретению ее смысла.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать для оценки качества жизни следующие критерии:


Критерии

Составляющие

Физические

Сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых

Психологические

Положительные эмоции, мышление. изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания

Уровень независимости

Повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения

Жизнь в обществе

Личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность

Окружающая среда

Благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология (загрязнители, шум, населенность, климат)

Духовность

Религия, личные убеждения

Ведущей методологией становления качества жизни является футуродизайн. Подход футуродизайна основан на футурологическом моделировании и прогнозировании эволюции технологий, социальных и культурных изменений в обществе будущего и ориентирован на проектирование инноваций, адекватных будущему и актуальных для него.

Зачем нужен футуродизайн? Он, прежде всего, приводтит к тому, что у человека происходит:


  • Мобилизация интуитивно-эмоциональных ресурсов мышления

  • Поиск оптимального баланса управления и самоорганизации

  • Превентивное решение социально значимых проблем (в том числе, глобальных)

  • Формирование альянсов с другими людьми как паттернов сетевых сообществ

В связи с этим особого внимания требуют вопросы погружения старших подростков в обсуждение проблем самореализации в условиях глобального мира. Программа «Качество жизни» может выступить вспомогательным звеном, опорой для формирования конкурентоспособности в жизни и учебе у старших подростков, испытывающих потребность в помощи по планированию собственной жизни, имеющие разногласия с родителями и педагогами по поводу собственных способностей и их реализации.

Методологической основой программы стали философские теории социализации личности и соционический подход к изучению психологических ресурсов личности.

Анализ изученной нами литературы показал, что теоретическая разработка проблем социализации впервые стала осуществляться в рамках западной социологии. В гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие, социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, который благодаря хорошему знанию своих сильных и слабых сторон становится конкурентоспособным.

В российской социальной философии значимый вклад в теорию развития личности внес Л. Выготский, который подчёркивал социальный характер воспитания личности. Современными российскими учеными, занимающимися проблемами социализации, являются Г. Андреева, Е. Ануфриев, В. Добреньков, И. Кон, А. Мудрик, В. Ядов и другие. В их интерпретации социализация определяется как процесс становления личности, интеграции индивида в общество и различные типы социальных общностей.

Теоретические разработки, касающиеся проблем идентификации «Я» в становлении личности, многочисленны; среди них можно выделить работы А. Адлера, У.Джеймса, Д. Парфита, 3. Фрейда, Ю. Хабермаса, М. Хайдегтера, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Юнга, в отечественной – В. Абраменковой, М. Бахтина, В. Мухиной, Л. Поповой.

Соционический подход представлен работами таких ученых и исследователей, как К. Юнг, Аушра Аугустинавичюте, Э.Кречмер, А.Личко, Майерс Бриггс, А.Гуленко и др.

Преимущество соционического подхода по сравнению с другими системами описания личности в том, что соционика предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. У каждого из нас есть свои слабые и сильные стороны. Соционика расскажет вам о них. Это зоны неуверенности, по которым каждый человек может и должен обращаться за помощью к другим и, не стесняясь, оберегать себя от перегрузок.

Соционика объясняет, почему не нужно стремится к тому, чтобы «выковать» из себя идеального человека, развивая в себе в равной мере абсолютно все качества.

Соционика поможет вам понять, почему не ладятся отношения с партнером и как это исправить. Ведь для каждого конкретного случая есть парадигма взаимодействия, разработанная на основе конкретного знания о возможности двух типов. Соционический подход позволяет выявить суть конфликта поколений, раскрыть особенность наших взаимоотношений с родителями и детьми

Процесс формирования конкурентоспособности происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в старости, но наиболее благоприятным временем является все же детство и юность. Именно этот возраст охватывает программа «Качество жизни». Поскольку благоприятной средой для формирования конкурентоспособности являются семья и школа, программа предполагает блоки для родителей и педагогов.


ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Развитие временной перспективы у детей старшего школьного возраста.

  2. Фасилитация жизненного самоопределения старших подростков в поликультурном информационном обществе

  3. Информирование родителей и учителей о психологических проблемах старших подростков, возникающих в условиях глобального развития мира и обучения взрослых навыкам оказания детям посильной помощи и поддержки.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Способствовать:



  • личностному, социальному и познавательному развитию старших подростков: формированию ценностных идеалов, развитию навыков проектирования жизненной стратегии, укреплению уверенности в себе, самостоятельности в постановке жизненных целей, критичности при столкновении с деструктивными влияниями, ответственности за качество своей жизни;

  • повышению коммуникативной компетентности, освоению ролевого поведения у подростков, устранению склонности к ксенофобии;

  • актуализации позитивного личного опыта родителей и педагогов в области анализа ресурсов развития старших подростков;

  • повышению личной (профессиональной) компетентности родителе (педагогов) по вопросам влияния на жизненные предпочтения старших подростков и выбор путей их достижения.


ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Программа «Качество жизни» направлена на три целевые группы:



  • Учащиеся школ старшего звена (9-11 класс), испытывающие потребность в помощи по планированию собственной жизни, имеющие разногласия с родителями и педагогами по поводу собственных способностей и их реализации;

  • Родители подростков, имеющие разногласия с детьми по поводу их способностей и траектории жизненного пути;

  • Педагоги, участвующие в воспитании и обучении подростков, которые испытывают трудности в планировании собственной жизни, в осознании и реализации своих способностей.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа дополнительного образования «Качество жизни» является блочно-модульной. Она включает в себя три содержательных блока, разработанных для трех целевых групп:



  1. БЛОК ДЛЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ «ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: Я ВЫБИРАЮ ОПТИМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ» направлен на актуализацию их способностей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию и самореализации. Он включает в себя 36 учебных часов занятий, которые содержательно объединены в 3 модуля. Каждый модуль составляет по 12 учебных часов.

  2. БЛОК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ БУДУЩЕГО»

  3. БЛОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К «ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»

Блоки для родителей и педагогов ориентированы на актуализацию их личностных ресурсов, позитивного жизненного опыта с целью выстраивания адресного влияния на жизненное самоопределение детей, в том числе с учетом собственных ожиданий. Эти блоки предусматривают по 8 учебных часов, каждый из которых включает в себя по 2 модуля. Направления работы блоков для последних двух целевых групп схожи по содержанию, а также в некоторой степени перекликаются с содержанием блока для детей.

Количество участников в каждом блоке(модуле) индивидуально, но не должно превышать 10–12 человек.

Порядок формирования групп: группы формируются педагогом-психологом или администрацией школы на основании предварительной диагностики.

Форма обучения: очная; занятия для детей проходят в форме диагностических сессий, мини-лекций и в тренинговом режиме, также предполагаются индивидуальные консультации в виде коуч-сессий, а встречи со взрослыми – в форме диагностических сессий, мини-лекций и групповых коуч-сессий. В отдельных модулях предполагаются домашние задания. Для всех целевых групп разработаны диагностические сессии на начальном и конечном этапах модуля с использованием анкет, тестов и рефлексивных методик.

Сроки реализации программы: количество встреч рассчитано на один учебный год.

Режим проведения занятий зависит от содержания модуля. В целях достижения эффективных результатов работы занятия с детьми преимущественно проводятся в режиме погружения, предпочтительно в конце недели или в каникулярное время.

Встречи с родителями и педагогами осуществляются преимущественно в режиме погружения в вечернее время или в выходные дни.


СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ «КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»

Каждый блок состоит из тематически самостоятельных и, в то же время, взаимодополняющих модулей. Каждый модуль имеет самостоятельные цели, поэтому они могут использоваться самостоятельно или в составе других модулей в зависимости от запроса целевой группы.



следующая страница >>



Здоровый сон удлиняет жизнь и сокращает рабочее время. В. Шкардун
ещё >>