И г у м к 255-летию села Рекомендательный указатель - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Историческая игра, посвященная 255-летию города Гусь-Хрустальный... 1 66.62kb.
300-летию Красного Села посвящается… 1 68.79kb.
Методическая разработка внеклассного мероприятия Сценарий открытого... 1 79.5kb.
Юлий Борисович Харитон 4 Раздел I. Публикации трудов и статей 5 Ю. 4 405.26kb.
Указатель иллюстраций 2 Указатель графиков 4 Список использованных... 13 2417.07kb.
Закона от 29. 12. 2006 г. №255-фз «Об обязательном социальном страховании... 1 52.32kb.
История села Чернышева 1 27.17kb.
Указатель литературы (2003 г.) Тольятти 2004 1 383.47kb.
Указатель литературы к 180-летию Эдуарда Мане, французского художника... 1 92.49kb.
Указатель к книжкам Собрания Морских законов и постановлений за 1850... 1 100.51kb.
Биография 1 Происхождение и ранние годы 2 Служба в Ковно 3 Гродненский... 1 50.56kb.
Завдання ІII етапу з російської мови для шкіл з українською мовою... 1 120.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И г у м к 255-летию села Рекомендательный указатель - страница №1/1



МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

И С Т О Р И Я
С Е Л А У С Т Ь – И Г У М
К 255-летию села

Рекомендательный указатель

литературы

Александровск, 2010

История села Усть-Игум: К 255-летию села: Рек. указ. литературы/ Сост. С.И. Лущикова. – Александровск, 2010.- С. 14: фото.
Составитель: С.И. Лущикова

Компьютерный набор: Н.В. Рубцова; О.И. Чадова



ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы еще очень плохо знаем свою родную историю. Обычно довольствуемся общеизвестными фактами. Не знаем, а часто и не хотим знать своих предков, прошлое населенного пункта, в котором проживаем, не храним того, что досталось нам от предыдущих поколений. А в итоге отсутствие исторической памяти, также как и исторических памятников, приводит к духовной нищете, при которой человек живет одним днем.

Усть-Игум – одно из старейших поселений Александровского района. Старше его только Верх-Яйва и Послудное. Точкой отчета служит 1753 год. В этот год была построена пильная мельница, или говоря современным языком, лесопилка. Из книги «Хозяйственное описание Пермской губернии» узнаем, что в 1800 г. здесь строили суда-коломенки для перевозки по рекам грузов.

Длительное время селение оставалось очень маленьким по количеству дворов и жителей. Даже в 1869 г. в нем насчитывалось только 25 дворов и 109 жителей. Рост начался после сооружения здесь в 1890 г. кирпичного завода (затем завод «Огнеупор»). Увеличение числа жителей привело к появлению в 1896 г. церкви. Селение получает статус села. В 1913 г. в Усть-Игуме возникает кредитное товарищество, а в 1914 г. – потребительское общество. С 1930 г. в селе существовал колхоз «Уральский рабочий», разукрупненный 1 мая 1935 г. Наконец в 1943 г. здесь появляется Усть-Игумский леспромхоз (позднее лесопункт). К сожалению, в последующие годы, после ликвидации леспромхоза и завода «Огнеупор» (январь 1964 г.), жизнь в Усть-Игуме начинает замирать. Правда, есть надежда, что это старинное село не разделит участь древнейшего поселения края Яйвинского острожка (он же с. Нижне-Яйвинское, д. Посад) и получит второе дыхание.

Евгений Милов


От составителя
Данный рекомендательный указатель литературы «История села Усть-Игум» посвящен 255-летию села. Это первое библиографическое издание об Усть-Игуме.

Указатель литературы не претендует на исчерпывающую полноту, так как носит рекомендательный характер.

Целью указателя является знакомство с историческим прошлым села. Познакомиться с прошлым, узнать настоящее села помогут книги и статьи из местных газет «Боевой путь» и «Рабочая жизнь». Литература, включенная в указатель, снабжена краткими аннотациями.

Рекомендательный указатель «История села Усть-Игум» предназначен молодым читателям, краеведам, учителям, а также тем, кто интересуется историей и интересными фактами из жизни села.




ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

Усть-Игум. Село при впадении речки Игум в Яйву. Возникло в 1753 г. с постройкой здесь пильной мельницы (лесопилки). Первоначально

Усть-Игумский завод. С 1893 г. – село.

Название заимствовано у речки, та в

свою очередь, получила его от тюркс-

кого личного имени Игем.




Краткий историко-топо-нимический справочник // Желтые страницы. Пермский край. 2006/07. – С. 816.




Селу Усть-Игум – 255 лет// Боевой путь. - 2008.- 4 сент.- С.12: фото.

16 августа 2008г. усть-игумцы справляли день рождение родного села.


Старикова Г. Селу жить и развиваться// Рабочая жизнь.- 2008.- 27 авг.- С.4: фото.

Селу Усть-Игум – 255 лет.


Атепаева И. Подарок к празднику// Рабочая жизнь.- 2008.- 21 авг.- С.2: фото.

К 255-летию села Усть-Игум АМЗ отремонтировал дороги в селе и на подъезде к нему.


Кузнецова Л. Культура на селе жива: Усть-Игуму – 255 лет// Боевой путь.- 2008.- 21 авг.- С.9.
Сертаков С. Уважаемые жители Усть-Игума!// Боевой путь.-2008.- 14 авг.- С.5, 10.

Поздравление с 255-летием от главы Александровского муниципального района Сертакова С.В.


День села// Рабочая жизнь.- 2007.- 20 сент.- С.1.

254 года селу Усть-Игум.


Селиверстова О. У села есть меценаты// Боевой путь.- 2007.- 18 окт.- С.14.

Мероприятие, посвященное 254-летию со дня основания села Усть-Игум.


Петров С. Нужен ли кому-нибудь наш Усть-Игум? Нужен!// Боевой путь.- 2006.- 23 нояб.- С.5.

Встречи в Усть-Игуме с кандидатом в депутаты Законодательного собрания Пермского края Р.Сабировым.



История села Усть-Игум: Альбом.- Александровск, 2000.- 39с.: фото, карты, ксерокопии статей.
Половников Ю. У нас богатейшая история// Боевой путь.- 2004.- 17 июня.- С.22, 24: фото.

История села Усть-Игум.


Половников Ю. Яйвинский острожок// Боевой путь.- 2003.- 11 дек.-С.28: фото; 18 сент.- С.26.; 28 авг.- С.22; 8 мая.- С.11, 12.

Исторические данные о возникновении Яйвинского острожка, находящегося на территории Усть-Игума.


Поселок Усть-Игум// География Александровска.- Березники, 2002.-С.202-206.

История села Усть-Игум.


Саначева Л. Деревне Булатово – 420 лет// Боевой путь.- 1999.- 10 июля.- С.14.

О народном празднике жителей села Усть-Игум в деревне Булатово.


Сдает позиции село// Боевой путь.- 1998.- 11 апр.

Из истории села Усть-Игум.


Иванова Н. Село как село. Не более: Взгляд со стороны// Боевой путь.- 1993.- 11 сент.- С.3.
Милов Е. Усть-Игуму – 235 лет// Боевой путь.- 1988.- 16 февр.
Шумилов Е. Населенные пункты пригорода// Боевой путь.- 1980.- 1, 20 мая; 7, 24, 26 июня.

Краеведческий словарь, в который включены исчезнувшие селения пригорода Александровска, в т.ч. Усть-Игума.




ВСЕВОЛОДО - ВИЛЬВЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ


п/п

Название населенного пункта

Численность населения, чел.

Число хозяйств

Расстояние

от адм. центра поселения (района) км

1.

Всеволодо-Вильва п.

(административный центр поселения)

3629

-

12

2.

Большая Вильва д.

12

6

8

3.

Булатово д.

10

6

20

4.

Гарнова д.

17

6

19

5.

Гора д.

5

4

15

6.

Гремяча д.

1

1

31

7.

Зачерная д.

2

1

24

8.

Ивака п.

16

8

11

9.

Ивакинский карьер п.

394

144

5

10.

Карьер-Известняк п.

2126

874

4

11.

Напалково д.

2

1

20

12.

Тунегово д.

8

5

23

13.

Усть-Игум д.

14

8

19

14.

Усть-Игум с.

707

233

18

15.

Шумково д.

4

2

20

Всего:




6947

1299






Село Усть - Игум



Мальцев В. На повестке дня проблема села Усть-Игум// Боевой путь.- 2006.- 9 февр.- С.4-5.

Сход жителей с. Усть-Игум по вопросам местного самоуправления.


Белецкая Л.Н. Вот такой у нас глава! // Боевой путь.- 2005.- 18 авг.-С.5.

О главе сельской администрации с. Усть-Игум Овчинниковой О.П.


Тютикова Н. Глава села// Боевой путь.- 2002.- 25 июля.- С.6.

Об О.П. Овчинниковой.


Семакин В. Встречи будут постоянными// Боевой путь.- 1998.- 28 нояб.- С.3: фото.

Глава местного самоуправления города С.Сертаков на встрече с жителями с. Усть-Игум.


Саначева Л. Чтобы обеспечить жизнь села// Боевой путь.- 1998.- 26 сент.- С.4: фото.

Интервью с главой сельской администрации О.П. Овчинниковой.


Губина С. Повышая активность депутата// Боевой путь.- 1983.- 20 авг.

Деятельность Усть-Игумского сельсовета.



Деревни села Усть - Игум



Булатово – деревня на речке Усолке, пр. Яйвы. Уже существовала в 1579 году. В ней тогда жил Сенька Булатов с братом Ярком. С ХVII в. до 1941 г. д. Булатово было селом. Булатово расположено в 2-х км от села Усть-Игум, до города 36 км.

Гарнова – деревня на речке Игум.

Гора – деревня известна с 1800г. В 1869г. имела 9 дворов и 39 жителей.

Гремяча – деревня на речке Гремяча, пр. Яйва. Известна с 1795 г. Название дано по речке. Словом «гремяч» в народе называли родники, ключи.

Зачерная – деревня. Находится на р. Черной. Черными в народе зовут реки, которые берут начало из болот и имеют темный цвет воды из-за растворенных в ней органических веществ (более мелкие речки в таких случаях называют Чернушками). Известна с 1800г. В 1869 г. в ней было 99 дворов и 53 жителя.

Напалково – деревня расположена на речке Игум. Известна с 1869г. В тот год в ней было 3 двора, 18 жителей.

Усть-Игум – деревня. Расположена на реке Яйва, при устье речки Игум. Известна с 1800г. В 1869 г. она имела 9 дворов, 57 жителей. В 1980 г. в деревне было 12 дворов, 27 жителей. Памятников истории и культуры нет.

Тунегово – деревня на р. Яйва. Известна с 1795 г. Тунег - дохристианское коми имя. От него произошла фамилия Тунегов. Зародившаяся в Кайгородском уезде.

Шумково – деревня, находится на речке Игум. Отмечена в 1869 г. В тот год в ней было 9 дворов и 57 жителей. Название от фамилии Шумков.

по материалам городского архива.


ПРИРОДА СЕЛА

Река Игум (левый приток длиной 20 км) в нижнем течении реки Яйва.

Течение реки Игум быстрее, дно иловатое, берега несколько возвышенные.

Значительно крупнее Игума речка Усолка (левый приток, 52 км), которая

впадает в реку Яйву близ села Булатово. В ее бассейне много солевых источников. Течение реки умеренное. Дно глинистое и песчаное, местами каменистое. Берега возвышенные, песчано-глинистые. Исторически это место было началом русского заселения.

Здесь был установлен окруженный частоколом Яйвинский острожек.

К сожалению, до нас следов этого укре-

пления не сохранилось.


География Александровска.- Березники, 2002.- С. 43.
Саначева Л. Травы Усть-Игума: Природа нашего края// Боевой путь.- 2007.- 23 авг.- С.13: фото.
Урушева Л. Плачут кедры в Усть-Игуме// Боевой путь.- 2004.- 22 июня: фото.

О пренебрежительном отношении к природе.


Жуклинское и Тунеговское болото: Охраняемые ландшафты регионального значения// Особо охраняемые природные территории Пермской области: Реестр.- Пермь, 2002.- С.38, 46.
Реки, подлежащие очистке после молевого сплава// Вайсман Я. И. др. Живая вода Прикамья.- Пермь, 1983.- С.137.

Река Игумка.


Игум: (Географические названия рассказывают) // Календарь-справочник Пермской области. 1962.- Пермь, 1961. – С.185.

О названии реки Игум, левом притоке р. Яйва, также упоминается село Усть-Игум, расположенное при впадении реки в Яйву.


Аверин И. На реке Усолке// Боевой путь.- 1960.- 13 июля.

Одна из самых замечательных рек нашего пригорода.



Особо охраняемые природные территории.

Болото Жуклинское
Находится от города Александровска на юго-запад 32 км. От станции Расик на северо-запад – 33 км. От села Гремяча на запад 2 км. От села Жуклино на юг – 0.5 км, в левобережной пойме реки Яйва.

Площадь 726 га. Ботанический природный резерват местного значения. Основание болота сложено аллювиальными отложениями реки Яйвы, перекрытыми торфяными отложениями. Болотная растительность незинного и переходного типа. Встречается ельник. Из болотной растительности – сабельник болотный, черника, брусника, голубика, клюква и др.



Болото Тунеговское

От города Александровска на запад в 26 км, от железнодорожной станции Копи на запад – 28 км, от села Тунегово на запад – 0.5 км, в левобережной пойме реки Яйва.

Площадь 406,5 га. Ботанический природный резерват местного значения. Территория болота сложена аллювиальными отложениями реки Яйва, перекрытыми торфяными отложениями. На территории болота обнаружен дремляк зимовниковый, занесенный в Красную книгу Среднего Урала. Лесная растительность – ельник, сосняк. Из травянистой болотистой растительности встречаются – вахта трехлистная, бузульник сибирский, клюква, черника, брусника, голубика.

География Александровска. – Березники, 2002. – С. 87-88.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО



Захарова А. А люди у нас хорошие: Резонанс// Боевой путь.- 2002.- 11 июля.- С.10.

О проблемах колхозников рассказывает управляющая Усть-Игумским отделением СПК «Колхоз Вильвенский» А. Захарова.


Шавшуков Н. Кто даст ответ? // Боевой путь.- 2001.- 13 окт.- С.5.

По архивным материалам. Характеристика колхоза «Красная звезда».


Семакин В. На ферму приехал депутат// Боевой путь.- 1998.- 23 мая.

Об условиях труда и жизни животноводов Усть-Игума.


Романов А. Они не бастуют, хотя им труднее всех// Боевой путь.- 1996.- 6 марта.- С.4.

О женщинах-животноводах с. Усть-Игум.


Зырянов О. На горизонте бескормица// Новое время.- 1994.- 6 сент.- С.1.

В Усть-Игумском отделении ассоциации «Вильвенская» идет резкое сокращение стада.



ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО



Селиверстова О. Ей леса незримые шумят// Боевой путь.- 2007.- 13 сент.- С.5.

О лесничем Усть-Игумского лесничества Александровского сельского лесхоза С. Лепихиной.


Селиверстова О. Он сказку в быль лесную превратил…// Боевой путь.- 2007.- 7 июня.- С.5.

Об Усть-Гумском предпринимателе Н. Манаеве и его предприятии «Рост», занимающееся заготовкой леса.


Саначева Л. Лесу нужен заботливый уход// Боевой путь.- 1999.- 18 сент.- С.5.

О восстановительных работах Александровского, Булатовского лесничеств.




ОБРАЗОВАНИЕ



Школа № 9 с. Усть - Игум

(МОУ «СОШ № 9»)

«Приезжайте друзья,

Ведь у нас юбилей,

Хоть живешь далеко

И, конечно, не молод.

Пусть сто лет уже прошло,

Ну, а адрес все тот –

Усть-Игум,

деревянная школа…»
Р.А. Торопицина

Тютикова Н. Праздник 100-летия школы в селе Усть-Игум: Торжество в Усть-Игуме// Боевой путь.- 2004.- 1 июля.- С.8, 27.
«День рождения школы»: Школа № 9 села Усть-Игум// Боевой путь.- 2004.- 1 июля.- С.8.
Овчинников Е. Этапы большого пути: К 100-летию Усть-Игумской школы// Боевой путь.- 2004.- 10 июля.- С.11.


КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛА



Сельская библиотека им. Ф.Ф. Павленкова
«Архивы свидетельствуют: Усть-Игумская сельская библиотека была основана в 1912 г. при волостном правлении на средства Ф. Павленкова, петербургского книгоиздателя и мецената. В то время она насчитывала 541 экз. книг и обслуживала 299 читателей…»
Лимонова Л. Такой авторитет// Боевой путь.- 1998.- 11 апр.- С.6.

В 1912 г. на средства Ф.Павленкова была основана Усть-Игумская сельская библиотека.


Овчинникова Г. В стране фольклора// Боевой путь.- 1996.- 30 марта.-С.2.

О работе Усть-Игумской сельской библиотеки.



Шелюпинина В. Статус гласит: (Культурные памятники - наше достояние)// Боевой путь.- 1998 .- 11 апр.- С.6.

Павленковские библиотеки г. Александровска.



Народное творчество Торопицыной Р.А.
Торопицына Р. Не думала и не мечтала: (Показ изделий по ткачеству в г. Пермь: (выставка «Узоры Прикамья»))// Боевой путь.- 2006.- 9 февр.-С.22.

Торопицына Р.А. и ее изделия.



Иванова Н. Глаза боятся, руки делают// Новое время.- 1995.- 11 мая.- С.2.

О народном творчестве Руфины Торопициной, жительницы с. Усть-Игума.


Саначева Л. Судьбы своей простое полотно// Боевой путь.- 1998.- 10 окт.- С.12: фото.

О народном творчестве мастерицы-рукодельницы.




ИСТОРИЯ



Герб рода князей Голицыных
Князья Голицыны происходили из литовского княжеского рода Гедиминовичей, поэтому в верхней части их герба помещен герб великого княжества Литовского.

В 1757 г. баронесса Анна Александровна Строганова (1739-1816) вышла замуж за генерал-поручика и камергера князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1806), который в доставшейся ему части строгановского имения основал Архангелопашийский и Нытвенский заводы. В совместном владении князей Голицыных и Шаховских до 1864г. находился Кусье-Александровский завод.



История построения кирпичного завода князя Голицыных

В 18 км в устье реки Игум был построен кирпичный завод князя Голицына, на котором постоянно работало 250 человек. В зимний период на работу для добычи глины и ее подвозки брали временных рабочих 80 человек и с лошадьми 200 человек. Изготавливали огнеупорный кирпич высокой керамической стойкости весом от 800 граммов до 176 кг. По заказу всех металлургических предприятий по Каме, ее притокам и Волге вплоть до Астрахани. Продукция отправлялась на баржах, которые строили местные умельцы по 15-16 штук в год, водоизмещением от 100 до 300 тонн. Кроме белого кирпича завод продавал кварцевый песок высокого качества, который шел на изготовление стекла, гальки, охры и шамотный порошок, молотую огнеупорную глину. Вся продукция упаковывалась в бочки. При заводе была смоляная мастерская, где работало 15 модельщиков. Вся продукция грузилась на баржи до вскрытия рек, во время половодья баржи отправлялись. Сопровождали баржи два лоцмана. После реализации продукции баржи в Усть-Игум не возвращались, их продавали на месте.

Шахты, где добывалась глина, находились в Завернихах в 7 км от завода. Добыча глины шла только зимой при естественной вентиляции. Труд на заводе и шахте был очень тяжелый. Рабочие работали на заводе по 12 часов, в шахте – 10 часов.

При заводе имелись продовольственные склады, минуя торговлю, рабочие могли приобрести все от дегтя и мыла до всевозможных сладостей. На заводе было 4 печи для обжига кирпича, каждая вмещала по 50 тысяч штук. По заводу была проложена узкоколейная железная дорога, по которой перевозилась продукция от складов.

Изготавливался на заводе и красный кирпич, но для местных нужд. Глину для этого кирпича брали в районе кладбища. Карьеры заваливались сразу после отработки.

За всю историю завод горел 2 раза. В 50-60-е годы продукция завода стала дорогой из-за бездорожья, и он стал нерентабелен. В 1962 г. после второго пожара завод стал цехом Александровского кирпичного завода и выпускал шестигранную плитку. В 1966-1967 г.г. оборудование с завода было вывезено и завод «Огнеупор» был закрыт В Усть-Игуме произошла массовая миграция.



География Александровска. – Березники, 2002. – С. 202-205.


ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Во время Великой Отечественной

Войны усть-игумцы отправили на фронт 500 мужчин, из них 288 так и остались лежать на полях сражений. В 1983 г. в селе был открыт памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Вялкова Т. Из истории Усть-Игума// Фонды архива как источник изучения района: Науч. Практич. конференция.- Александровск, 2008.- С.78.
Великой победе – 60! Под таким девизом в течение учебного года шла работа в школе № 9 по нравственно-патриотическому воспитанию// Боевой путь.- 2005.- 19 мая.- С. 25: фото.
Торопицына Р. Письма не вернувшихся с войны // Боевой путь.- 2005.- 21 апр.- С.11: фото.

О братьях Л.И. и Г.И. Торопицыных.


На охране Ладожского неба// Боевой путь.- 2000.- 19 февр.- С.5.

Об участнике войны Е.В. Тунеговой.


Загвоздкин Н. Завещанная мужем доброта// Боевой путь.- 1985.- 1 мая: фото.

Об участнике Великой Отечественной войны Д.Г. Вялкове.


Загвоздкин Н. Они приближали Победу// Боевой путь.- 1984.- 21 июня.- С.2: фото.

Об односельчанах, не вернувшихся с войны – Батуреевич Г.С., Тунегов М.И.



Участник Великой Отечественной войны

Загвоздкин Николай Иванович
Загвоздкин Н.И. Судьба крестьянского сына. - Александровск, 2004. -239 с.: ил.
Загвоздкин Н.И. Я прошел по лезвию ножа// Боевой путь.- 2004.- 21 окт.- С.24-25.

К 60-летию Великой Победы.


Загвоздкин Н. Солдаты России ничего не просили: Шла война народная// Боевой путь.- 2001.- 21 июля.- С.18.

Воспоминания автора статьи о войне.


Загвоздкин Н. Паны дерутся, а чубы трещат у солдат// Боевой путь.- 2001.- 9 июня.- С.18.

Воспоминания автора статьи о военных событиях 1944г.


Загвоздкин Н. С фронта – в Москву// Боевой путь.- 2001.- 19 мая.- С.8: фото.
Загвоздкин Н. Смерть Коли Коробкина// Боевой путь.- 2001.- 14 апр.-С.8.

Воспоминания участника войны об освобождении Смоленска.


Загвоздкин Н. До смерти оставалось 10 секунд: (Светлой памяти старшего лейтенанта Якимова посвящается) // Боевой путь.- 2001.- 3 марта.- С.8.
Загвоздкин Н. 23 месяца войны: К 55-летию Великой Победы// Боевой путь.- 2000.- 22 апр.- С.4, 17.

Ветеран войны и труда вспоминает о войне и о Победе.


И на него войны хватило: К 45-летию Победы// Боевой путь.- 1990.- 10 мая: фото.

Ветеран войны Н. Загвоздкин.



ПАМЯТНЫЕ МЕСТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.
Святое место Усть-Игума/ /Боевой путь.- 2005.- 17 нояб.- С.9: фото.

Восстановление обелиска-памятника павшим односельчанам.


Андреевский А. Священную память храня// Боевой путь.- 1983.- 7 нояб.- С.4: фото.

На открытии памятника погибшим землякам выступали фронтовики Ф. Овчинников и Н. Загвоздкин.


Зырянов О. Поднялся памятник: (Воинам ВО войны, не вернувшимся в родные места) // Звезда.- 1983.- 2 нояб.

Любов А. Обелиск героям-односельчанам// Звезда.- 1983.- 7 авг.

О памятнике павшим на фронтах ВОВ.


Зырянов О. Сынам России: Памятник солдатам-землякам// Боевой путь.- 1983.- 6 авг.

Об открытии памятника в Усть-Игуме землякам, погибшим на фронтах ВОВ.


Историко-революционные памятники// Памятники истории и культуры Пермской области.- Пермь, 1976.- С.133.

С. Усть-Игум. Могила неизвестного участника гражданской войны.


Памятники в честь революционных событий// Памятники истории и культуры Пермской области.- Пермь, 1971.- С.109.

О памятниках в с. Усть-Игум.



Памятник деревянного зодчества.

Булатовская церковь. Село Булатово.
Булатово – древнее селение. Уже по первой переписи Перми Великой в 1579 году, Булатово упоминается деревней, а по второй переписи 1623-1624 г.г. в Булатово было 11 дворов, а в 1751 г. Булатово называется погостом и принадлежит по управлению Строгановским вотчинам к Орловскому присуду.

Булатовское село на речке Усолка, левом притоке реки Яйвы, Яйвинской волости, от волостного правления находящегося в Усть-Игуме, отстоит в одной версте, а от уездного города в 86 верстах. В селе находится деревянная православная церковь, построенная в 1869 году. В Булатовской церкви находится особо чтимая местным населением икона св. Николая Чудотворца, на поклонение которой ежегодно стекались по нескольку сот человек. В церкви хранится дар братьев баронов Строгановых - наипрестольный серебреный крест, пожертвованный в 1745 г. Церковь была обшита железом, оштукатурена и расписана масляными красками. Осенью 1930 года храм был закрыт, утварь разграблена, ценные иконы уничтожены. С 1957 г. использована под зерносклад В-Вильвенского совхоза. В 1989-1990 г.г. при реставрации церкви д. Булатово был найден клад (40 медных монет) – церковная касса.

Свято-Никольскую церковь удалось восстановить прихожанам в 1993 г. и освятить заново.

Главным занятием жителей было земледелие, заготовка и сплав леса по Яйве и Каме, а так же работы на рудниках и соляных промыслах. По сведениям 1895 г. дворов 19, жителей обоего пола 90 человек. В 1929 г. был организован колхоз «Уральский рабочий». В него входили с. Усть-Игум, Булатово, Гора, Гляден.

Колхоз существовал до 1950 года, а с 1944 г. центром была д. Гляден. По переписи 1941 г. в д. Булатово была мельница. В 1948 г. в колхозе были 2 машины.

В 1935 году государственным актом за колхозом было закреплено 2132,02 га земли. На 1 января 1940 года по годовому отчету значилось 49 дворов, 66 человек трудоспособного населения от 16 и старше, 21 подросток от 12 до 16 лет. В колхозе было 2 полеводческих бригады, в них работало 40 человек, 1 огородная бригада, в ней работало 3 человека, 1 животноводческая, где работало 13 человек.

В 1980 году в д. Булатово было 18 дворов, 41 человек, из них 16 мужчин и 25 женщин. Общее количество жилых домов 14, из них построены до 1918 г. – 2 дома.

В 1918-1941г.г. – 6 домов; в 1946-1970г.г. – 6 домов

В период 90-х годов в церкви была еще найдена икона святой богоматери, расшитая бисером и золотой ниткой. Икону Николая Чудотворца подарила жительница д. Тунегово – Шерстобитова Таисья Ивановна и находится сейчас в церкви. 2 старинные иконы 400 лет, подарены на открытие церкви Соликамским музеем.

В основном, в своем рассказе я опиралась на данные областного архива, т. к. в 1999г. мы отмечали 420 лет д. Булатово и искали материал. Соляный источник есть в д. Гора, в войну туда ездили по Игумке за соляным раствором на лодке.

В настоящее время церковь не работает, т.к. нет священника. Церковь не охраняется. В деревне проживает 7 человек. Ничего в деревне нет, только старые дома, смотрящие в небо заколоченными окнами.
Овчинникова Г.В. Памятник деревянного зодчества. Булатовская церковь. Село Булатово// Памятные места и туристические маршруты г. Александровска: Материалы III гор. Краев. Конференции.- Александровск, 2004.- С.24-26.

Булатовское село на реке Усолке, левом притоке реки Яйвы, Яйвинской волости, от волостного правления, находящегося в Усть-Игуме, отстоит в одной версте, и от уездного города в 86 верстах. В селе находится деревянная православная церковь, построенная в 1869 г. В Булатовской церкви находится особо чтимая местным населением икона св. Николая Чудотворца, на поклонение которой ежегодно великим постом стекается по нескольку сот человек. В церкви хранится дар братьев баронов Строгановых - напрестольный серебряный крест, пожертвованный в 1745 г. Селение очень древнее: уже по первой переписи Перми Великой, в 1579 г. Булатово упоминается деревней. Главное занятие жителей – земледелие, заготовка и сплав лесов по Яйве и Каме, а так же работа на рудниках и соляных промыслах.


Указатель к карте СоликамскогоУезда Пермской губернии, составленный по сведениям Соликамской Земской управы, лит. источникам и личным наблюдениям на местах. – Екатеринбург, 1897. – С.49-50.

Дорога к храму// Загвоздкин Н.И. Судьба крестьянского сына.- Александровск, 2004.- С.177-219.
Загвоздкин Н. Богоборцы и их жертвы// Боевой путь.- 2002.- 15 авг.-С.11.

Воспоминания автора статьи о закрытии в 40-е годы Свято-Никольской церкви д. Булатово, с. Усть-Игум.


Семакин В. Николай Загвоздкин «Сам удивляюсь, как это удалось все сделать»// Боевой путь.- 1993.- 2 окт.- С.3.

О восстановлении Булатовской церкви в с. Усть-Игуме.


Загвоздкин Н. Спасена колокольня// Боевой путь.- 1990.- 30 авг.

О восстановлении памятника архитектуры ХVII в. – Булатовской церкви.


Глаголев О. В этом срубе есть сердце и вены//Боевой путь. – 1990.- 21 июля.

О возрождении Булатовской церкви.


Нижне-Яйвинская Никольская церковь// Пермская летопись с 1263-1881 г.г.: Пятый период. Ч.2: 1695-1701/ Сост. В. Шишонко.- Пермь, 1887. - С. 493-494.


Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………..........................1

От составителя...……………………………………………………...............................1

ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА....……………………………...........................2-3

ВСЕВОЛОДО-ВИЛЬВЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ …………………….…3-4

С. Усть-Игум………………………………………………………………......................….…4

Деревни села Усть-Игум………………………………………………….......................…..4-5

ПРИРОДА СЕЛА.…………………………………………………………………………….5-6

Особо охраняемые природные территории Усть-Игума…………………………………....6

Болото Жуклинское………………………………………………………………………...….6

Болото Тунеговское………………………………………………………………………….6-7



СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО…………………………………………………………………....7

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО…………………………………………………………………….....7

ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………………………………..... 8

МОУ «СОШ № 9» села Усть-Игума………………………………………………………....8



КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛА…………………………………………………………….....8

Сельская библиотека им Ф.Ф. Павленкова………………………………………….....….8-9

Народное творчество Торопицыной Р.А. ……………………………………………….......9

ИСТОРИЯ…………………………………………………………………………………….....9

Герб рода князей Голицыных…………………………………………………………….......9

История построения кирпичного завода князя Голицына………………………….…..9-10

ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ………………………………....10-11

Участник Великой Отечественной Войны Загвоздкин Н.И………………………......11-12



ПАМЯТНЫЕ МЕСТА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ……………………….…....12

Памятник деревянного зодчества – Булатовская церковь. С. Булатово………….…12-14








Будь альтруистом, уважай эгоизм других! Станислав Ежи Лец
ещё >>