И целеустремлённности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебные вопросы: Развитие научных представлений о человеке. 1 168.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И целеустремлённности - страница №4/4

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Так проходит типичная сессия в еженедельной группе по «Чувствованию и Самостоятельному Выбору Направления». Существует, конечно, множество вариаций. В работе с доверенным лицом, например, вместо работы с «незаконченными делами» с супругами или родителями, студенты иногда персонифицируют аспекты своей личности, между которыми есть противоречия, по очереди играя каждую роль. Ещё одно, подобное Гештальт терапии, упражнение с доверенным лицом, когда человек «становится» частью тела, симптомом болезни или телесным расстройством и говорит за них от первого лица в настоящем времени. Есть несколько других. Формат, дыхание, и работа с телом одинаковы во всех случаях.

Работа с доверенным лицом расширила силу и эффективность групп по целеустремлённости двумя способами. Она служит отличным переходом от невербальной работы в здесь-и-сейчас по раскрытию чувств к концептуальной вербальной работе, сосредотачиваясь на жизни студента во времени. И она даёт возможность проделать гораздо больше работы. Вместо того, чтобы работать глубоко только над своими проблемами, скажем, раз в три групповые сессии, студент может работать в каждой сессии когда используется техника с доверенным лицом. Обычное время для работы в парном упражнении с доверенным лицом, когда оба партнёра работают по очереди, час. Это оставляет большую часть сессии для техник, включающих всю группу в обычные два, два с половиной, три часа еженедельной группы.

Как и работа с доверенным лицом, групповая работа меняется от сессии к сессии. Иногда даются «Интенсивы», иногда отводится время для открытого столкновения. Телесные техники, соревнования, сражения на подушках, и т. д. используются, чтобы группа не стала слишком интеллектуальной и не ушла «в голову». Фокус всегда на том, чтобы поддерживать поток чувств, когда проводится работа с понятиями. Работа с целеустремлённостью может проводиться эффективно, когда чувства остаются открытыми. В противном случае, она становиться бесплодной и чисто теоретической.

В определённый период работа с целеустремлённостью уделяла больше внимания, чем сейчас, долгосрочному планированию жизни. По мере приобретения опыта, мы стали больше сосредотачиваться на краткосрочных целях или «контрактах», которые составляются и пересматриваются регулярно в группе. Немногим студентам удаётся с самого начала вести спланированную наперёд жизнь, и они легко отклоняются от долгосрочных планов. Маршрут к долгосрочной цели, таким образом, разбивается на выполнимые краткосрочные сегменты, складывая которые неделя за неделей, человек идёт к долгосрочной цели. Таким образом, долгосрочную цель не оставляют, но фокусируются на том, что студент сделает сегодня вечером, завтра, на этой неделе. Долгосрочное планирование как таковое, проводится и пересматривается на семинарах по самостоятельному выбору направления, или, если студент предпочитает, он делает это самостоятельно в качестве домашней работы. Студенту, который хочет пересмотреть свою жизнь и долгосрочное планирование самостоятельно, рекомендуют уехать на выходные в уединённое место, если возможно. Его обеспечивают материалами, которые помогут ему в выполнении этого задания.

Семинары по самостоятельному выбору направления задействуют техники, которые помогают студентам пересмотреть их прошлое, соприкоснуться с тем, чего они хотят в будущем, из этого определить жизненные цели и разработать план, который обеспечивает направление к этим целям. Акцент на том, чтобы продолжать чувствовать во время планирования. Вот некоторые из используемых техник:



На смертном одре. Это парная работа с доверенным лицом, в которой студент ярко представляет себе, что с ним произошел несчастный случай, и он вскоре умрёт. С закрытыми глазами он должен поговорить с человеком, по своему выбору, о своей жизни, и что он с ней сделал. Он должен сказать о тех вещах, которым он рад, что он сделал или не сделал, и о тех вещах, о которых он сожалеет или относительно которых был не прав. Во время той части упражнения, которая проводится с открытыми глазами, он старается увидеть разницу между теми вещами, которым он рад и теми, о которых он сожалеет или был не прав, чтобы понять эти различия и из них сформировать некоторые принципы для своей жизни.

Фантазия о будущем. В этом упражнении, вся группа лежит с закрытыми глазами, и им помогают представить себе день в будущем. Обычно используются периоды через пять лет, один год, три месяца. Фантазия касается той перемены в жизни, которую они собираются совершить, на пример, поменять работу, создать или разорвать отношения, переехать, сбросить двадцать фунтов и т. д. Им помогают создать образ настолько полно и реалистично насколько это возможно, проецируя себя в будущую сцену, сперва, если они не совершат перемену. Затем образ создаётся ещё один раз, проецируя рассматриваемую перемену. Цель в том, чтобы создать, насколько это возможно, образ того, какой может быть их жизнь, если они совершат перемену или нет.

Цели. В этом упражнении студенты формируют группы по три человека, садятся на стулья или подушки. Два человека сидят лицом друг к другу, один из них будет работать. (Каждый будет работать по очереди). Третий член группы следит за дыханием и выражением того, кто работает по мере того, как он даёт ему предложения Брандена из короткого списка, предложения касаются желаний, целей и возможностей для перемены. Вот некоторые из иногда используемых предложений:

Одна из вещей, который я хочу от жизни это…

То, о чем я всегда мечтал это…

Прежде чем я умру, я хочу…



(Криком): Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ …

(или) Я НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ…

Один из способов, которым я хотел бы измениться …

Было бы хорошо, если бы я…

Возможно, будет весело если я …

Если бы мне представился шанс, я бы…



(Криком) Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО…

Если я брошу эту работу…

Если мы расстанемся…

Если мы переедем…

Полезно завершить предложением:

(имя партнёра), думаю, что сейчас я, возможно, могу сделать…

Это возвращает студента от разнообразных образов, которые оно рассматривал к настоящим более практичным возможностям. В свою очередь это подготавливает его к сессии планирования.

В результате записей и работы по планированию возникает план, хотя не все студенты решают подготовить формальный план. Тем, кто решает это сделать, рекомендуется использовать простой формат документа на одну страницу, со списком нескольких (обычно от двух до пяти) жизненных целей вверху, и коротким списком (от двух или трёх до шести или восьми) целей на 90 дней, указанным ниже. Короткие планы, воплощающие суть цели человека, более эффективны, чем длинные. План должен быть кратким выражением того, чего человек хочет и как он этого добьётся. Как и в еженедельной работе с контрактами эти цели должны быть приемлемы для нашего «родителя», «взрослого», и «ребёнка». Это говорит о том, что они должны выражать наши ценности, принципы и долгосрочное видение жизни («родитель»); должны быть осуществимы, должна быть ясность относительно того, как эти цели будут достигнуты («взрослый»), и должны приносить эмоциональное удовлетворение («ребёнок»). Упражнение с ролевой игрой, в котором три состояния эго персонифицируются и каждый пересматривает черновик плана – один из способов сделать это.

Когда план окончательно принят «родителем», «взрослым» и «ребёнком», студенту следует сделать копию и повесить её там, где он может её видеть, и часто к ней обращаться. Он должен помнить о целях, которые он взялся достичь. Если ему не удается достичь цели, перед ним открывается два пути. В любой момент он может пересмотреть цель и внести изменения, и внести соответствующие поправки в свой план, или он может предпринять шаги, чтобы вернуться на путь, ведущий к этой цели. Чего ему не следует делать, это игнорировать тот факт, что он поставил перед собой цель, которую ему не удаётся достичь. Если ему не удаётся создать такой план, по которому он может жить, или жить по плану, который он составил, то это проблема, с которой необходимо работать в группе.


  1. Обязанности при Самостоятельном Выборе Направления

Студенту в группе по самостоятельному выбору направления не говорят, какие у него должны быть цели, но ему необходимо иметь цели. Ему не дают готовых ценностей и принципов, но ему необходимо открыть, какие принципы и ценности управляют его жизнью, критически проанализировать их и заменить их по собственному выбору, если они окажутся ошибочными. Никто не даёт ему направление в жизни, он сам должен его найти. То, что он участвует в группе, воспринимается как свидетельство того, что он хочет, чтобы у его жизни было направление, какое направление, может открыть лишь он сам. Единственные принципы, на которых настаивают в программе по Самостоятельному Выбору Направления - это признание человеком ценности своей жизни, и право каждого на свободу в следовании этой ценности. Индивидуальная свобода означает, что каждый взрослый человек имеет право независимо выбирать свои цели, и свободно, без принуждения обмениваться идеями, товарами, услугами в их достижении. Это - базовые принципы человеческой жизни, и они воспринимаются как аксиома в разумном свободном обществе. И тогда все, что не противоречит этим двум фундаментальным принципам, должно быть оставлено на рассмотрение и выбор самого индивида.

Когда люди выбирают свои собственные принципы, ценности и цели, сами принимают решения, от которых зависит их жизнь, они берут на себя ответственность и принимают риск, сопряжённый этими решениями. Если принципы плохие, ценности неверные, или цели неподходящие, результат может быть намного хуже, чем когда принимаются обусловленные обществом цели. В этом риск самостоятельного выбора направления.

Научиться чувствовать это само по себе - подходящая цель, утверждение основного жизненного процесса, выражением которого является чувствование. «Обучение чувствованию» это негативный процесс, обучение тому, как остановить происходящее действие, т. е. прекратить блокировать и сдерживать. Это обучение тому, как отпустить произвольный контроль, когда человек свободно выбирает это. Отпустить произвольный контроль означает, какие бы чувства не присутствовали, они поднимутся. Поэтому вопрос не в том, какое чувство поднимется во время Интенсива, или каким чувствам научат, человек учится выражать то, что есть.

В отличие от этого, обучение целеустремлённости в группе по самостоятельном выбору направления действительно требует рассмотрения того, «к какой цели - устремлённость». Недостаточно того, что студент научится выбирать цель, двигаться к ней и жить по набору принципов. Если цели, принципы, ценности, которые он выбирает не подходящие или не верные, студент может оказаться в худшей ситуации, чем он был до этого. Обучая студента определять направление в жизни, мы не можем игнорировать тот факт, что в то время как некоторые направления ведут к чувству удовлетворения, другие ведут к катастрофе.

Поэтому есть соблазн при обучении выбору направления, пропагандировать определённые цели, которые согласуются с твоими собственными, т. е. которые кажутся приемлемыми и правильными для учителя. Почти каждая религия и социальное движение проделали это, наши группы по обучению самостоятельному выбору направления этого не делают. Наш подход к проблеме ограничивается тем, что мы улучшаем процесс выбора целей. Вместо того чтобы навязывать одобренные нами цели студенту, наша цель в том, чтобы внести ясность и отточить те средства, которыми студент пользуется при оценке и выборе своих собственных. Это обязательно означает, что студент подвергнет то, что он избирал ранее внимательному рассмотрению, и, возможно, отвергнет это, но его не заставляют поступать таким образом.

Г. Устранение противоречия между Чувствованием и Самостоятельным Выбором Направления (Целеустремлённостью)

Цели «Обучения Чувствованию» и «Обучения Самостоятельному Выбору Направления» во многих аспектах противоречащие. Таблица 1 приводит список целей, которые могут быть у студентов того и другого.

Таблица 1

Сопоставление целей «Обучения Чувствованию» и «Обучения Самостоятельному Выбору Направления (Целеустремлённости)», как это преподносится в программе Радикс Института.



ОБУЧЕНИЕ ЧУВСТВОВАНИЮ

ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ

Освободить блоки, мешающие чувствованию

Определить и сохранить своё собственное направление в жизни

Приобрести большую спонтанность

Улучшить самоконтроль

Научиться лучше:

• давать и принимать любовь

• справляться с гневом и страхом

• смеяться и плакать



Научиться лучше:

• прояснять собственные ценности и принципы

•выбирать собственные цели

•эффективно достигать своих целей



Более глубоко чувствовать

Достигать большего смысла

Добиться лучшего контакта с другими

Развить умение действовать самостоятельно

Раскрыться эмоционально

Разумно направлять энергию

Приобрести большую эмоциональную свободу

Приобрести большую интеллектуальную ясность

Научиться лучше любить

Научиться лучше работать

Научиться получать более глубокое удовольствие от жизни

Научиться лучше реализовывать свой потенциал

Дихотомия между чувствованием и целеустремлённостью расщепляет нашу культуру. У людей есть сильная тенденция выступать «за» одно и «против другого». Но от какого из наборов целей в Таблице 1 мог бы отказаться человек, желающий жить полноценной жизнью? Человеку для жизни требуются оба.

Необходимо развить новую полную способность к целеустремлённости и установить правильное отношение к чувствованию, чтобы человек мог полностью реализовать свой потенциал. Чувствование без целеустремлённости - это жизнь, без направления или цели, и, как таковая, она не в полной мере человеческая. Человек без цели фундаментально бессилен без контроля над своим окружением, так как контроль - это выражение целеустремлённости. Люди со слабой целеустремлённостью могут расцветать в благоприятной среде и могут жить там с и изяществом и радостью. Маленькие дети, островитяне Южного Моря и (возможно) хиппи - относительно более чувствующие и эмоционально свободные и менее целеустремлённые. В результате, они могут вести свободную форму существования, как это делают животные, когда природа благосклонна к ним, но они становятся беспомощными и несчастными, когда обстоятельства становятся трудными, а окружение суровым.

В цивилизованном мире, люди со слабой целеустремлённостью должны жить как паразиты на тех, у кого сильная целеустремлённость. Вещи, которые необходимы цивилизованному человеку для жизни – еда, жильё, коммуникации, транспорт, наука и технологии, инструменты знания и выживания, искусство, как источник красоты и вдохновения - всё это создано целеустремлёнными людьми.

С другой стороны, слепая «целеустремлённость», которой жестко следуют, ограничивает и, в конечном счете, подавляет способность чувствовать. Это эндемическая болезнь успешных, цивилизованных людей. Открытость, теплота, спонтанность, близкий человеческий контакт - это отражения свободного эмоционального выражения в «здесь и сейчас», качества, которые утрачены человеком, который проводит свою жизнь в упорной погоне за будущими целями. Волевая деятельность, не соотнесённая с чувствованием, становится механической и безрадостной по мере того как её исполнитель хронически сдерживает свободное движение созидательной энергии своего тела. Со временем способность к спонтанной эмоции может быть практически уничтожена.

Так как воля достигается блокированием потока радикса, сдерживая таким образом естественное чувство, чувство может начать восприниматься как угроза, которая может мешать цели, как враг которого необходимо покорить и уничтожить. Жизнь оборачивается против себя, потому что идти против чувств, значит идти против жизни. У других - потеря способности открыто и свободно выражать чувства вызывает печаль. Тогда те, кто открыто и свободно выражают чувства, глупо идеализируются.

Целеустремлённость - это источник власти человека над своим окружением. Те, кто способен двигаться к долгосрочным целям становятся правителями окружения, способными контролировать его во времени и подчинять его своим целям. Когда люди, у которых есть воля работать над достижением долгосрочных целей, общаются с теми, у кого её нет, первые начинают управлять вторыми. Даже если эти цели трагичны и те, кто их преследует настолько заблокированы эмоционально, что они утратили любовь к жизни и способность радоваться, они будут управлять теми, кто живёт в «здесь и сейчас». У счастливого любящего примитивного человека нет шансов при встрече со строгим безрадостным миссионером, потому, что последний проявляет более сильную волю, которую до него создало и сформировало общество целеустремлённых людей и наделило его ей. Целеустремлённость - это мощнейший инструмент человечества, его великое достижение и (пока) её великое бедствие. Человеческая цивилизация, лучшее и худшее в ней - это результат деятельности целеустремлённого человека.

Когда поток радикса оборачивается против себя, чтобы контролировать себя в акте воли, человека начинает противостоять самому себе, часть его энергии идёт на то, чтобы блокировать и направлять остальную энергию. Поток радикса, который лежит в основе чувства, проходит по плазме тела большими пульсирующими волнами. Он не ограничивается нейронными проводящими путями. Воля, посредством которой энергия чувства направляется и контролируется, действует через центральную нервную систему и произвольные мышцы. Мышцы сокращаются в функциональных группах высоко избирательным образом, необходимым для того, чтобы направлять поток радикса в желаемом направлении.

Поток радикса по плазме тела - это процесс жизни, и он переживается как чувство. Его ограничение, даже навязанное самим собой, это блокирование наиболее фундаментального жизненного процесса и ограничение чувствования. Для человека стимул жить - это радость жизни, и она основывается на его способности чувствовать. Чрезмерный контроль значительно огранивает чувствование, чтобы уничтожить радость жизни и в конечном итоге стимул к жизни. Ирония волевой деятельности заключается в том, что она может помочь человеку достичь сложной долгосрочной цели, и в то же время уничтожить его способность радоваться этой цели, когда она достигнута. Как много успешных американцев среднего класса находятся именно в такой ситуации?

Сегодня в мире бунт против целеустремлённости; люди начинают осознавать последствия хронического блокирования чувствования. «Чувствование, не целеустремлённость» могло бы быть девизом не только хиппи, но большей части интеллектуального и творческого сообщества. Это движение привлекательно для всех, кто испытал высвобождение чувства и самой жизни в нашем образовательном процессе, в сравнении с тем затвердевшим и притуплённым качеством людей, которыми управляет непрерывная погоня за наживками успеха, богатства и власти.

Та форма, которую принял этот бунт, безрассудна, и направлена против источника любого важного достижения человека. Чувствование - это функция, которая объединяет человека с другими животными, в то время как целеустремлённость это новый, не получивший полного развития результат эволюции на этой планете. Отказаться от целеустремлённости ради чувствования, означает отказаться от того, что является характерным исключительно для человека. Несмотря на «благие намерения», конечным итогом отказа от целеустремлённости не может быть ничего кроме одичания в истинном и уродливом смысле этого слова – когда люди отказываются от разума чтобы вернуться к уровню и способу существования своих до-социальных предков.

Человек - это целеустремлённое животное, он не может уйти от своей судьбы. Что ему необходимо сделать, так это развить свою несовершенно функционирующую способность к целеустремлённости до уровня, которого на данный момент смогли достичь лишь некоторые незаурядные мужчины и женщины. Поступая таким образом, человек не приносит в жертву чувствование, он приобретёт его, но в новой форме. Он восстановит свою повреждённую до-социальную способность чувствовать, усилит эту способность, но на другом уровне. Развития чувствования можно достичь, не отказываясь от способности жить целеустремлённо, но утверждая и расширяя её.

Чувствование и целеустремлённость можно примирить, они могут дополнять и расширять друг друга, а не отрицать. Для этого требуется, чтобы чувствование подчинялось целеустремленности, чтобы энергия, которая лежит в основе чувствования, двигала человека к долгосрочным целям. В то же время для этого требуется, чтобы целеустремлённость функционировала ради чувствования, это ведёт к тому, что человек ведёт жизнь, которая, в конце концов, приносит ему удовлетворение, то есть, имеет смысл и доставляет глубокую радость. Во время Интенсива у студента формируется один конкретный пример «целеустремленности на службе чувствованию», так как Интенсив это спланированная деятельность, цель которой - увеличенная способность чувствовать. Целеустремленность служит чувствованию в большей мере, привнося перемены в жизнь студента, которые в конечном итоге делают его жизнь более эффективной и счастливой.

Итак, целеустремлённость должна стать приоритетом и определять направление в жизни, но это направление должно вести к глубокому и продолжительному удовольствию, удовольствию, которое одновременно и эмоционально (глубоко прочувствованно) и интеллектуально (основано на правде или знании реальности). Такое удовольствие приходит к тем редким людям, которые научились согласовывать чувствование и целеустремлённость и в результате реализовывать свой потенциал, как в чувствовании (переживать, быть в отношениях, и получать удовольствие) так и в достижении (знать, действовать, достигать).

Студент, который записывается на программу «нового обучения» в Радикс Институте стремится к примирению чувствования и целеустремлённости, которого до нынешнего момента удавалось достичь лишь нескольким успешным людям. Ему не следует недооценивать сложности курса, который он начинает. Двойная программа создаст невероятный толчок к переменам. Студент может испытать неуверенность и тревогу по мере того как убираются интеллектуальные и эмоциональные защиты, и ему «некуда спрятаться». Вынужденный посмотреть на себя и на свою жизнь открытыми глазами, он обнаружит, как это сложно самому планировать свою жизнь, и как сложно придерживаться своего плана. Но он также увидит, что возможно - делать и то, и другое, и что со временем, приложив усилия, он может этому научиться.

Он также начнёт открываться мощным новым уровням чувствования в результате разблокирования и освобождения потока радикса на Интенсиве. Эти чувства иногда будут воодушевляющими, иногда пугающими, часто такими, что с ними трудно справиться. Работа с Самостоятельным Выбором Направления даст студенту инструмент, чтобы направлять высвобожденную энергию, организовывать свою жизнь, чтобы она двигалась в выбранном направлении. Тем не менее, требуются время и опыт, чтобы научиться пользоваться этим инструментом эффективно.

Успешно прорабатывая каждый новый момент в Радикс обучении, он проходит интеграцию на новом уровне, становясь возможно более честным и менее зависимым, более пробуждённым или в большем контакте со своими чувствами, более эффективным на работе или приобретая большую ясность в своих интеллектуальных убеждениях. Чувствование не приносится в жертву целеустремлённости, и целеустремлённость не отбрасывается при встрече с сильным чувством. Чувствование, тем не менее, постепенно начнёт служить целеустремлённости, чтобы обеспечивать желание и мотивацию для преследуемых целей, и в качестве награды за их достижение. В тоже время целеустремлённость будет служить чувствованию, определяя направление, которое в конечном итоге принесёт эмоциональное удовлетворение.



Постепенно, шаг за шагом, у студента возникнет новое отношение к себе и к своей собственной жизни, при котором чувствование и целеустремлённость действуют вместе, а не противоречат друг другу. Совершая эти шаги, студент начнёт, возможно, впервые, осознавать возможности, которые ему предлагает жизнь.







<< предыдущая страница  



Телереклама хороша уже тем, что ее никогда не прерывают.
ещё >>