И целеустремлённности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебные вопросы: Развитие научных представлений о человеке. 1 168.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

И целеустремлённности - страница №3/4


В. Обучение Самостоятельному Выбирату Направления

Возросшая способность чувствовать, которая появляется в результате Радикс Интенсива, это возросшая способность жить. Второй жизненно важный аспект программы обучения Радикса касается применения способности чувствовать в более широком контексте жизни человека. Для того чтобы реализовать свой потенциал и достичь своих разумных целей, чувства необходимо не только раскрыть, пережить и выразить их необходимо организовать и направить. Энергия даже расширенного сознания должна найти надлежащее созидательное русло, в противном случае она рассеется и ни к чему не приведет. Научится чувствовать чрезвычайно важно, но одного этого не достаточно для жизни. Животные тоже живут чувством и инстинктом, а целеустремлённость необходима для истинно человеческого уровня существования.

Когда мы учимся чувствовать, мы освобождаем себя, постепенно разблокируем и раскрываем свою творческую энергию, когда мы учимся целеустремлённости, мы пере- фокусируемся и направляем эту энергию на службу себе. Радикс Интенсив построен вокруг раскрытия, позволения и исследования своих глубочайших чувств; обучение целеустремлённости, однако, построено вокруг принятия решения относительно того, что для вас правильно и исполнения этого, часто, несмотря на свои чувства. Целеустремлённость это функция более высокого порядка, чем чувствование. Она требует не только способности чувствовать, но и способности думать, концептуализировать, планировать. Именно целеустремлённость, а не чувство даёт человеку возможность контролировать свою жизнь, давать ей направление и смысл. То, как мало жизней имеют направление и смысл, свидетельствует о том, какое небольшое количество людей научились целеустремлённости. Большая часть из того, что выглядит как целеустремлённое поведение в человеческом существовании, не является истинно целеустремлённым. Вместо этого - принудительное достижение целей, которые не были сознательно выбраны человеком, но были навязаны ему другими. Принудительное достижение целей это искажение целеустремлённости, которое необходимо раз - учить так как оно блокирует и чувство и целеустремлённость. Чувство блокируется, так как человеку необходимо сделать себя нечувствительным, чтобы преследовать цели, которые не существенны для него, целеустремлённость блокируется, так как насилие, которое человек совершает над собой в процессе принудительного достижения цели формирует сопротивление самому процессу достижения цели, часто очень мощное сопротивление. Это сопротивление подрывает и истинную цель, и её искажённую форму. Это крупнейший блок на пути успешного овладения целеустремлённостью.

Пример: - для женщины студентки работа по самостоятельному выбору направления оказывается сложной и неприятной. В упражнение «Воображаемое будущее», в котором студенты исследуют различные возможности, которые им может предложить жизнь, она очень сопротивлялась выполнению этого упражнения, назвав его «глупым» и «бесполезным». Несколькими месяцами раньше она уволилась с надёжной работы преподавателя колледжа и переехала в другой штат, чтобы заняться освобождением своего тела и чувств и затем найти работу в движении по раскрытию потенциала человека. Она заявила, что больше не желает выполнять задание, которое требует большой силы воли. В возрасте после 35, без мужа, детей или карьеры у неё не было ничего, что могло бы связывать женщину её возраста с будущим. Её воображаемое будущее могло бы открыть только черную пустоту. Вместо того чтобы посмотреть в лицо этой пустоте и своей потребности построить что-то в своей жизни, чтобы заполнить её, она нашла рациональное объяснение своему сопротивлению и ушла в здесь-и-сейчас своего тела и чувств – распространённый паттерн. Обучение целеустремлённости разработано для того, чтобы научить её строить именно то, чего не хватает такой, как у неё жизни – будущее. Но это требует смелости, желания знать реальность и смотреть ей в лицо, и готовности работать, чтобы построить жизнь, использовать силу воли, для того чтобы определить и стараться достичь своих собственных целей.

Во всём западном мире, принудительное достижение целей, которые запрограммированы в нас обществом, ослабевает, и всё больше и больше людей отказываются от ценностей, убеждений, и стиля жизни, которые их родители считали «хорошими». Религия, брак и семья, профессиональная этика теряют свою хватку. Безопасность, богатство, статус и власть больше не мотивируют так успешно, как они это делали раньше. Серия Интенсивов часто вызывает ускорение этой перемены убеждений и ценностей, что ведёт к тому, что студенты начинают задаваться вопросами относительно направления их жизней. Отбросить социально навязанные убеждения, ценности и жизненные цели, которые они подразумевают – это необходимый шаг в обучение целеустремлённости, как иначе можно установить свои собственные? Но это опасная, обреченная на провал реакция – уйти от потребности иметь цели, потребности организовывать свою жизнь во времени, иметь направление в жизни. Целеустремлённый человек сам должен определить и выбрать это направление. Лучший синоним для целеустремлённости, как мы используем этот термин - это самостоятельный выбор направления. Чтобы избежать недоразумений, связанных с принудительным достижением цели, которое у некоторых людей ассоциируется с термином целеустремлённость, мы начали называть семинары и группы по работе с «целеустремлённостью» - группы по «Самостоятельному Выбору Направления».

Поиск и Направление

Жить целеустремлённо не означает строить свою жизнь вокруг заранее продуманного, четко определённого конечного результата. Жить целеустремленно даже не обязательно означает, что ты знаешь, куда ты движешься в жизни; это часто означает, что человек ведёт определённый, разумно направленный поиск. Искать, тем не менее, не означает бродить бесцельно. Если разумно не направлять поиск, то можно пропустить области, которые следует исследовать. Таким образом, поиск, как любая целенаправленная деятельность имеет направление, т. е. он движется к цели и со временем приносит успех. Найти цели, которые человек может искренне достигать уже само по себе подходящая цель для целеустремлённого человека.

Целеустремлённый человек это не тот, кто тщательно планирует сою жизнь на месяцы и годы вперёд. Чрезмерное планирование, на самом деле, одна из главных форм «неудавшейся целеустремлённости», цель которой - рассеять тревогу о будущем, выбрав заранее определённый жизненный путь. Природа жизни такова, что будущее невозможно предсказать, лишь иногда частично увидеть мельком. Жизнь полна сюрпризов, новых возможностей и вариантов, которые невозможно было предвидеть. Жизнь тем и интересна, что мы можем воспользоваться чем-то новым и непредвиденным. В мире тайн, которые можно исследовать и чудес, которыми можно наслаждаться человек, который ведёт четко спланированное существование, воздвиг вокруг своей жизни рамки, которые жестко ограничивают его свободу и сужают возможности, которые приготовила ему жизнь.

Человек, который живёт без направления, также ограничивает возможности, уготованные для него жизнью, но по-другому. Он увлекается тем, что интересно в моменте, и это уводит его сначала в одном направлении, затем в другом, по мере того как то, что интересовало его в прошлом месяце, в прошлом году вытесняется снова и снова чем-то новым. Такая жизнь никуда не ведёт; она тратится на то, что человек ходит взад вперёд и кругами на ограниченном участке существования. Творческий, блестящий молодой человек в 25, который посвящает себя жизни из чувств в здесь-и-сейчас, становится жалким неудачником в 50, без единого значимого достижения, которое продемонстрировало бы, как он сумел реализовать свой замечательный потенциал. Зрелые мужчины, которые сталкиваются с действительно интересными и значимыми вызовами и решениями в «здесь-и-сейчас» своей повседневной жизни - это мужчины, у которых были дальновидность и дисциплина, которые им удалось сохранить на протяжении жизни, чтобы двигаться в направлении, которое привело их туда, где были эти вызовы и решения. Цели и задачи накладывают ограничения на то, что человек делает в настоящем. Иметь направление означает видеть эти ограничения. Когда необходимые ограничения установлены, студент целеустремлённости концентрируется на настоящем, на жизни в «здесь - и - сейчас» в рамках установленных ограничений. Таким образом, изо дня в день от недели к неделе его жизнь постоянно движется в направлении долгосрочных целей, которые он для себя установил. В той степени, в какой ему это удаётся, его жизнь находится «в колее» и куда-то движется. Когда цели и задачи, определяющие направление были выбраны верно, это направление приведёт человека к самореализации, к реализации его жизненного потенциала.
Концептуальный и Социальный Панцирь

Обучение чувствованию направлено на то, чтобы помочь студенту освободиться от мышечного панциря, хронических паттернов напряжения в теле, которые блокируют поток жизненной силы, лежащей в основе чувствования. Подобным образом, обучение целеустремлённости направлено на то, чтобы помочь студенту освободится от другого вида панциря, который находится в моделях мышления и поведения. Этот второй панцирь проявляется в представлениях о себе, которые создал студент, в его ценностях и убеждениях, в его взаимоотношениях, в его привычках и стиле жизни, и его работе. Любая (а часто все) из этих областей жизни ограничены и искажены такими способами, которые выражают и являются продолжением паттернов мышечного панциря студента. Люди часто формируют стиль жизни, ценности и убеждения, находят друзей, любовные взаимоотношения и работу , идя на поводу у своих эмоциональных защит. В таком случае мышечный панцирь представляет лишь самую глубокую внутреннюю линию защиты. Внешняя линия вплетена во всю структуру жизни студента, которую он сам создал.

Вся программа обучения целеустремлённости возникла благодаря открытию, что само по себе освобождение тела от блоков, которые мешают чувствовать, не влияет на внешнюю линию защиты, хотя студент регулярно осознаёт проблемы, которые создают эти защитные механизмы. Не приносящая удовлетворения карьера, которой студент посвятил десятилетия; стиль жизни, при котором свободное время проводится в погоне за чем-то бессмысленным и самоубийственным; поверхностная дружба, которая не приносит удовлетворения, брак, в котором невозможно проявить себя, взгляд на себя и на жизнь, которые лишаю человека силы и независимости - вот несколько проблем, которые затрагиваются в обучении целеустремлённости. Это проблемы, которые требуют обдумывания, решения и действия. В то время как обучение чувствованию имеет дело со спонтанным чувством и выражением, обучение целеустремлённости имеет дело с их противоположностью, произвольным вниманием и его выражением, т. е. произвольным поведением.



Обучение чувствованию сосредотачивается на настоящем моменте времени, здесь и сейчас, тогда как обучение целеустремлённости имеет дело с жизнью студента на протяжении времени, с прошлым, которое он помнит и будущим, которое он представляет. С этим можно иметь дело только концептуально. Определяющая характеристика обучения целеустремлённости в том, что оно работает концептуально с жизнью студента на протяжении времени.

  1. Вечер Обучения Самостоятельному Выбору Направления (Целеустремлённости))¹

Двенадцать студентов и лидер собираются в звуконепроницаемой комнате для своей еженедельной встречи (Чувствование и Самостоятельный Выбор Направления). Группа встречалась до этого четыре раза и участвовала в марафоне, который длился всю ночь. Большая часть студентов включают диктофоны, которые они принесли с собой. Им рекомендовали записывать свою работу и замечания лидера, но им не разрешено записывать работу других.

Когда наступает время начала группы, несколько студентов уже используют нео-райхианские упражнения, чтобы расслабиться физически и эмоционально. Затем группа формирует круг, и после ещё нескольких упражнений, все разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. После того, как все заняли хорошее положение и почувствовали контакт с землёй и со своим телом, партнёры начинают смотреть друг другу в глаза. Не прерывая контакт глазами, они работают с фразами, которые им дал групплидер. Их просят говорить быстро, оставаясь в контакте с собой и со своим партнёром, произнося одну и ту же фразу много раз. Один из членов пары выбирается в группу один, другой в группу два.



«Первая группа», говорит: «Делай то, что тебе говорят».

Вторая группа отвечает: « Оставь меня в покое».

Группа работает с этим, и затем с похожими фразами, меняя партнёров и роли три или четыре раза. Им рекомендуют говорить уверенно, но не драматизировать и не блокировать чувства. Некоторые пары становятся громкими и гневными, другие спокойно настойчивыми. Один не может заявить уверенно, при этом не улыбаясь, за что получает замечание от партнёра, который говорит ему: «Ты боишься не улыбаться».

После каждой группы предложений, от партнёров требуется смотреть друг другу в глаза, не разговаривая. Иначе многие ослабили бы или свели на нет эффект упражнения на самоутверждение, быстро погрузившись в разговор.

Последние предложения направлены скорее на позволение себе, чем на утверждение себя. «Вторая группа, скажите своему партнёру своими словами: «Я могу показать тебе свою боль, я могу позволить тебе видеть, когда мне больно. Я мог бы позволить себе поплакать с тобой». Первая группа, ваш ответ подтверждает разрешение, которое ваш партнёр даёт себе. Отвечайте: «Я принимаю твою боль. Я хочу, чтобы ты показал, что ты чувствуешь». Вы можете изменять слова, сохраняя при этом смысл. Позвольте себе полностью осознать это чувство, и посмотрите, можете ли вы сказать правдивые фразы». Студенты выполняют это. В двух парах студент начинает плакать во время упражнения.

Во время других встреч группа работала с фразами, которые дают разрешение на гнев, страх, любовь, доверие, радость, сексуальные чувства. Во время первых встреч группы, «позволяющие» фразы были в основном деревянными и неискренними, но теперь они более настоящие. Большинство членов группы больше чем один раз погружались в глубокое чувство в присутствии других, и это придало смысл их работе с «позволениями».

_______________________

¹ Описание типичной еженедельной работы группы, которую проводил автор в семидесятые годы.

Затем группа садится в круг. Прошло всего двадцать минут с момента начала группы, но студенты уже в большем контакте с собой и друг с другом. Следующие пятнадцать минут посвящаются краткому шерингу. Тема - контракты, которые студенты составили для того, чтобы помочь себе изменится так, как они хотят, но также включают и другие важные события. Есть сообщения о смене работы, о ссоре студента со своими родителями и как он с этим справился, и примирение между супругами. Женщина средних лет выполнила контракт пойти на уроки вождения, молодой человек рассказал о двух попытках устроить свидание, одно из которых оказалось успешным, и женщина, которая отстояла себя, отказавшись «обслуживать» мужа сексуально в те моменты, когда сама не хотела заниматься сексом. Замкнутый молодой человек смотрел в глаза каждому человеку, с которым он общался в течение недели. Одна студентка не выполнила решение сбросить три фунта, другой студент продолжил бросать курить.

Большинство членов группы реагируют на сообщения с интересом, высказывая одобрение студентам, которые выполнили контракты, которые, по мнению, группы трудные. Тем, кто не выполнил контракты, уделяется меньше внимания. Студентке, которая дважды до этого не выполняла контракты, говорят, что ей нужно поработать над проблемой с контрактами в группе. Участники понимают, что, либо она не знает, чего хочет и заключает неправильные контракты, либо она выработала обречённый на провал паттерн поведения, чтобы не позволять себе получать то, чего она хочет. Ей либо нужно больше работать над тем, чтобы выяснить чего она действительно хочет, или изменить обречённый на провал паттерн, или и то и другое.

«Я приму контракт от того, кто хочет работать над проблемой человеческих взаимоотношений», говорит лидер. ( Практически половина времени работы группы сосредоточена на выбранной проблемной области, как например тело, сексуальность, умение отстоять себя, проблемы с работой, или человеческие взаимоотношения.)

Молодой человек по имени Кенни просит поработать. Он включает свой диктофон, и затем начинает говорить. Он описывает свою проблему – стеснительность с женщинами. Ему трудно подойти к тем, кто ему нравится, и получить то, чего он хочет, от тех, с кем он идёт на свидание. Он говорит, что хочет стать более уверенным в себе, способным отстаивать себя, не чувствовать себя таким подавленным, когда его попытки проваливаются и ему отказывают. У Кенни - действующий контракт приглашать, по крайней мере, двух девушек на свидание. Это помогло ему действовать, не смотря на свой страх, но страх не уменьшился. Благодаря свиданиям он начал лучше осознавать свою проблему стеснительности, когда он на свидании с девушкой.

Лидер просит Кенни найти партнёра для работы, по возможности женщину с которой он может почувствовать себя стеснительным. Кенни должен подойти к женщине (или мужчине), которую он выбрал и попросить её или его поработать с ним, оставаясь открытым тем чувствам, которые могут в результате этого подняться, сохраняя контакт через глаза во время взаимодействия и какое-то время после него. Человек, которого он просит, должен таким же образом принять или отклонить просьбу Кенни, в соответствии с тем, что человек чувствует, не считая, что это его долг или обязательство.

Он просит Тину, невысокую, привлекательную, искреннюю молодую брюнетку. Уже в этом Кенни проявляет смелость, так как Тина не уважает мужчин, которые кажутся слабыми, и она отказывала Кенни раньше.

«Да, я хотела бы поработать с тобой сегодня вечером, Кенни», отвечает она на его вопрос.

Лидер говорит Кенни и Тине сесть лицом друг к другу, прикасаясь коленями, в центре круга, сформированного другими. Сначала их просят закрыть глаза и дышать глубоко и свободно «в свой живот», чувствуя при этом своё тело. Через какое-то время он говорит им открыть глаза и молча посмотреть друг на друга. «Продолжайте убирать свои защиты. Примите то, что вы чувствуете себя уязвимыми. Позвольте, чтобы вас увидели, и затем позвольте себе видеть. Будьте в контакте с собой и осознавайте присутствие своего партнёра.



«Тина, ты слишком осторожно дышишь. Просто позволяй воздуху свободно выходить».

Через мгновение лидер просит Кенни начать, работая над предложениями Брандена. «Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я …»¹

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я нервничаю.

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я боялся, что ты не захочешь со мной работать.

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я считаю тебя очень привлекательной.

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я не знал, как произвести на тебя впечатление.

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я хотел произвести на тебя впечатление.

«Я хочу, чтобы ты знала обо мне, что я чувствую, что ты начинаешь сердиться прямо сейчас.

«Задержись на этом, Кенни», говорит лидер, «Дыши более полно, и начни: «Если ты сердишься на меня…» Кенни продолжает:

«Если ты сердишься на меня, то я разочарован.

«Если ты сердишься на меня, то я расстроен.

«Если ты сердишься на меня, то я не достучался до тебя.

«Если ты сердишься на меня, то меня это немного обижает.

Кенни говорит ещё несколько предложений, отмечая, что если Тина сердится, он отвечает тем, что чувствует себя обиженным и разочарованным.



«Теперь Тина», говорит лидер, «скажи ему, что ты чувствуешь. Начинай предложение с «Когда я смотрю на тебя, я чувствую…»

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую раздражение.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что защищаюсь.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что у тебя нет силы – это не правда.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что ты прячешь свою мужскую силу.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что ты хочешь, чтобы о тебе заботились.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что ты хочешь, чтобы я заботилась о тебе.

«Когда я смотрю на тебя, я как бы злюсь.

«Когда я смотрю на тебя, я чувствую, что ты меня привлекаешь, пока мы не начинаем сближаться.

«ОК, подожди Тина. Теперь я хочу, чтобы Кенни поработал с «Когда ты смотришь на меня, я чувствую…» Осознавай её внимание, когда ты работаешь».

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что на меня нападают.

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что меня не правильно понимают.

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что меня судят.

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что мне не нравиться быть здесь.

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую себя отвергнутым.

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что меня пристально рассматривают и делают вывод, что я хочу.

____________________

¹Использование незаконченных предложений как в этом упражнении взято из работы Натаниеля Брандена. Смотрите: Branden, Nathaniel, THE DISOWNED SELF. Los Angeles: Nash Publishing Co., 1971

«Когда ты смотришь на меня, я чувствую, что чтобы я не сделал, этого будет недостаточно, чтобы угодить тебе».
«Быстро перейди к «Моя мама всегда…»

«Мама всегда была расстроена.

«Моя мама всегда жаловалась.

«Мама всегда ворчала.

«Моя мама всегда ожидала чего-то от меня.

«Мама всегда была критична.

«Мама всегда была раздражена из-за меня.

«Мама всегда была вспыльчива.

«Мама всегда была несчастна.

«Мама всегда ворчала на Отца.

«Теперь поработай с «Отец всегда был…»

«Отец всегда отсутствовал.

«Отец всегда молчал.

«Отец всегда сохранял мир.

«Отец всегда успокаивал Мать.

«Отец всегда был за газетой.

«Отец всегда пил.

«Отец всегда уединялся.

«Достаточно пока о твоём отце. Вернись к своей матери. Посмотри, как она смотрит на тебя неодобрительно. Не забывай смотреть ей в глаза. Начни с предложения: «Когда я смотрел в сердитое лицо матери…»

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, мне было страшно.

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, я чувствовал себя в ловушке.

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, я дрожал.

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, я не мог пошевелиться.

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, я хотел исчезнуть.

«Когда я смотрел в сердитое лицо матери, я ненавидел её.

«Сделай глубокий вдох и продолжи криком «ЕСЛИ БЫ Я МОГ КРИКНУТЬ НА СВОЮ МАТЬ, ТО Я, ВОЗМОЖНО, КРИКНУЛ БЫ…»Теперь громко и быстро».

«ЕСЛИ БЫ Я МОГ КРИКНУТЬ НА СВОЮ МАТЬ, ТО Я, ВОЗМОЖНО, КРИКНУЛ БЫ: «ОСТАВЬ МЕНЯ В ПОКОЕ».

«ЕСЛИ БЫ Я МОГ КРИКНУТЬ НА СВОЮ МАТЬ, ТО Я, ВОЗМОЖНО, КРИКНУЛ БЫ: «Я НЕНАВИЖУ ТЕБЯ».

«ЕСЛИ БЫ Я МОГ КРИКНУТЬ НА СВОЮ МАТЬ, ТО Я, ВОЗМОЖНО, КРИКНУЛ БЫ: «НЕ БУДЬ ТАКОЙ ВОРЧЛИВОЙ».

«ЕСЛИ БЫ Я МОГ КРИКНУТЬ НА СВОЮ МАТЬ, ТО Я, ВОЗМОЖНО, КРИКНУЛ БЫ: «Я ДЕЛАЮ ВСЁ, ЧТО В МОИХ СИЛАХ».

«Подожди Кенни, переключись на разговор с Тиной «ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ…»

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «ТЫ ТОЧНО ТАКАЯ, КАК МОЯ ЧЁРТОВА МАТЬ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «НЕ КАСТРИРУЙ МЕНЯ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «ТЕБЕ НЕ ЧА ЗАЧТО НА МЕНЯ СЕРДИТЬСЯ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «ПРЕКРАТИ СУДИТЬ МЕНЯ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «ПОЗВОЛЬ МНЕ БЫТЬ СОБОЙ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛ НА ТЕБЯ, Я МОГ БЫ КРИКНУТЬ: «МНЕ НАДОЕЛО СТАРАТЬСЯ УГОДИТЬ ТЕБЕ».

«Теперь Тина, кричи в ответ. Используй то же самое предложение: «ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ...» Сделай несколько вздохов, затем громко и быстро. Кенни, впускай это». Тина собирается и начинает:

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «Я НЕ ТВОЯ ЧЁРТОВА МАТЬ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «Я ХОТЕЛА БЫ, ЧТОБЫ ТЫ БЫЛ СОБОЙ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ СТАРАЛСЯ УГОДИТЬ МНЕ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ УГОДИТЬ СЕБЕ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «ПОЧЕМУ БЫ ТЕБЕ НЕ БЫТЬ СОБОЙ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «СКАЖИ СВОЕЙ МАТЕРИ, ПУСТЬ ОНА ОСТАВИТ ТЕБЯ В ПОКОЕ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «НЕ ПРЕНОСИ НА МЕНЯ ЧУВСТВА К СВОЕЙ МАТЕРИ».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «МЕНЯ ЗОВУТ ТИНА».

«ЕСЛИ БЫ Я КРИЧАЛА НА ТЕБЯ, Я МОГЛА БЫ КРИКНУТЬ: «ТВОЯ МАТЬ КАСТРИРОВАЛА ТЕБЯ, А НЕ Я».

«Остановись на мгновение», говорит лидер. (И с Кенни и с Тиной он вступает после того как основная сила их гнева прошла, что видно из уровня громкости и горячности). «Оставайтесь друг с другом через глаза, позвольте своему дыханию расслабиться, опуститесь в свои животы». У Тины в процессе этого заметно смягчается выражение.

«О.К. Тина», говорит лидер, «начни «Ещё я хочу сказать тебе …»

«Ещё я хочу сказать тебе, что ты слишком стараешься.

«Ещё я хочу сказать тебе, что тебе не нужно так стараться.

«Ещё я хочу сказать тебе, что я увидела в тебе много смелости.

«Ещё я хочу сказать тебе, что тебе удалось достучаться до меня – частично, в любом случае.

«Хорошо, теперь продолжи с: «Мне нравится в тебе то, что…»

«Мне нравится в тебе то, что у тебя голубые глаза.

«Мне нравится в тебе твоё тепло.

«Мне нравится в тебе то, что ты делаешь то, что ты боишься делать.

«Мне нравится в тебе то, что ты растёшь.

«Мне нравится в тебе то, что ты восприимчивый.

«Мне нравится в тебе то, что ты внимательный к другим.

«Мне нравится в тебе то, что ты высокий.

Кенни в замешательстве и ему немного неловко от этих позитивных выражений чувства со стороны Тины, и ясно, что она действительно имеет их в виду.



«Остановись теперь. Кенни, поработай с: «Если бы я стеснялся в твоем присутствии…» Впусти это чувство, всё время осознавай присутствие Тины и говори ей».

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, я бы не знал, что сказать.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, я бы – я иногда действительно стесняюсь в твоём присутствии.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, я бы не знал, что с этим делать.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, я бы ненавидел это.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, мне бы хотелось с этим справиться.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, я бы чувствовал неловкость.

«Если бы я стеснялся в твоем присутствии, у меня было бы ощущение собственной неполноценности.

«Остановись. Перейди к: «Одна из вещей, из-за которых я, возможно, стесняюсь в твоём присутствии…»

«Одна из вещей, из-за которых я бы –»

«из-за которых я, возможно - продолжай говорить «возможно, стесняюсь в твоём присутствии».

«Одна из вещей, из-за которых я, возможно, стесняюсь в твоём присутствии, это то, что я боюсь тебя.

«Одна из вещей, из-за которых я, возможно, стесняюсь в твоём присутствии, это то, что ты мне нравишься.

«Снова остановись, но оставайся с этим чувством. Я хочу немного изменить предложение. Поработай с «Я стесняюсь когда…»

«Я стесняюсь, когда ты смотришь на меня.

«Я стесняюсь, когда мы можем сблизиться.

«Я стесняюсь, когда я ощущаю твою привлекательность.

«Я стесняюсь, когда ты замечаешь что-то во мне.

«Я стесняюсь, когда хочу к тебе прикоснуться.

«Я стесняюсь, когда я начинаю испытывать сексуальное влечение к тебе.

«Я стесняюсь, когда ты замечаешь, что я смотрю на тебя.

«Хорошо. Оставайся с чувством стеснительности. Позволь себе погрузиться в него, и замечай, что ты делаешь, когда ты стесняешься. Что происходит в твоём теле и в твоей голове? На этот раз я хочу, чтобы ты поработал с тем, из чего состоит стеснительность. Позволь себе чувствовать, когда ты это говоришь. Но говори предложения быстро без усилий, я не хочу, чтобы ты слишком анализировал и осторожничал. Поработай над предложением: « Когда я стесняюсь, я…»

« Когда я стесняюсь, я задерживаю дыхание.

« Когда я стесняюсь, я краснею.

« Когда я стесняюсь, я становлюсь принужденным.

« Когда я стесняюсь, я начинаю обращать чрезмерное внимание на то, как ты на меня можешь отреагировать.

« Когда я стесняюсь, моё тело напрягается.

« Когда я стесняюсь, я ухожу вовнутрь вместо того, чтобы идти вовне».

«Повтори это».

« Когда я стесняюсь, я ухожу вовнутрь вместо того, чтобы идти вовне».

«Остановись. Позволь этому осесть. Теперь продолжай с предложением. «Быть стеснительным хорошо потому, что…»

«Быть стеснительным хорошо потому, что…» (лидеру) «Это как пытаться найти что-то хорошее в том, что у тебя высыпание на коже или в том, что тебя переехал грузовик.

«Давай Кенни, ты уже достаточно долго в группе, чтобы знать, что такие паттерны реакции всегда выполняют какую – то роль. Теперь придумывай, предполагай, выдавай бессмыслицу, если не можешь найти чего-то со смыслом, но продолжай говорить предложения, и говори их Тине. Попробуй сформулировать «Из-за стеснительности я…» Кенни начинает уныло:

«Из-за стеснительности я чувствую себя дерьмово.

«Из-за стеснительности я не могу переспать с девушкой.

«Из-за стеснительности я чувствую себя слабым и неадекватным.

«Я хочу услышать что-то позитивное, что тебе даёт стеснительность».

«Стеснительность парализует меня.

«Это позитивное?»

«Подождите. Стеснительность парализует меня, когда я собираюсь рискнуть.

«Стеснительность предупреждает меня о том, что то, что я собираюсь сделать рискованно.

«Стеснительность не позволяет мне подойти к тебе, когда меня могут отвергнуть – и подождите», Кенни говорит с восторгом нового понимания-

«Стеснительность не дает мне двигаться вперёд, когда меня могут принять, когда ты можешь ответить на мои ухаживания».

«О. К. теперь скажи ей: «Если ты ответишь на мои ухаживания…»

«Если ты ответишь на мои ухаживания, это будет исполнение того, о чем я мечтал но…

«Если ты ответишь на мои ухаживания, это уже не будет фантазией, это будет реальностью.

«Если ты ответишь на мои ухаживания, мне будет страшно.

«Если ты ответишь на мои ухаживания, мне нужно будет быть готовым к продолжению.

«Если ты ответишь, я надеюсь я готов.

«Если ты ответишь, думаю я готов, но мне также страшно.- И мне за это стыдно».

Видно, что для Кенни это признание действительно болезненно. «О. К.», говорит лидер, «это важно. Я хочу, чтобы ты продолжил, допустим, она отвергнет твои ухаживания. Откройся этому чувству. Твоё предложение: «Если ты отвергнешь меня…»



«Если ты отвергнешь меня, это больно.

«Если ты отвергнешь меня, это ужасно.

«Если ты отвергнешь меня, я снова потерпел неудачу.

«Если ты отвергнешь меня, мне будет тяжело эмоционально перенести это. «Если ты отвергнешь меня, я сожмусь.

«Если ты отвергнешь меня, я буду чувствовать поражение и боль.

«Теперь вернись к «Из-за стеснительности…». Если хочешь, можешь повторять то, что ты сказал раньше. Я хочу собрать всё, что ты знаешь о стеснительности; О.К. …»

«Из-за стеснительности я не могу быть отвергнутым.

«Из-за стеснительности меня не могут принять.

«Из-за стеснительности я не иду на сильный эмоциональный риск.

«Стеснительность (язвительно) защищает мою тонкую кожу.

«Из-за стеснительности я не иду на риск, на который я действительно хочу идти – и в этом проблема.

«Часть тебя хочет идти на риск. Не отказывайся от той части себя, которая не хочет этого. Продолжай».

«Из-за стеснительности я не вовлекаюсь в ситуации, с которыми мои эмоции говорят, я возможно, не справлюсь.

«Из-за стеснительности я не могу расширить возможности, которые мне предлагает жизнь.

«Из-за стеснительности я не могу жить в полной мере.

«Из-за стеснительности я не могу испытать сильную боль, и сильное наслаждение.

«Стеснительность выражает мой страх жить более насыщенной жизнью, чем сейчас. Боже, я ненавижу то, что я такой.

«Хорошо, продолжи с «Быть стеснительным плохо по тому, что…»

«Быть стеснительным плохо по тому, что из-за этого я упускаю то, чего я действительно хочу.

«Быть стеснительным плохо по тому, что я не могу получить удовольствие, когда провожу время с девушкой, которая приятна.

«Скажи это по-другому».

«Быть стеснительным плохо по тому, что я становлюсь стеснительным в моменты, когда есть возможность близости с кем-то, и это мешает развитию отношений – это самое худшее – а это должно быть приятное, счастливое время, когда мы узнаём друг друга».

« Хорошо, продолжай».

«Быть стеснительным плохо по тому, что я не только не получаю то, чего хочу, но и чувствую себя ужасно.

«Быть стеснительным плохо по тому, что из-за этого я чувствую себя немужественным, слабым неудачником.

«Быть стеснительным плохо по тому, что это без необходимости сужает возможности в моей жизни.

«Сделай паузу, Кенни. Дыши глубоко в живот. Чувствуй сейчас своё тело до ступней, когда ты работаешь. Смотри на Тину и сохраняй контакт с собой. Используй предложение: «Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии это…»

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии это дышать, когда ты смотришь на меня.

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии это помнить, что близость трудна и для тебя.

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии это принять то, что я боюсь и не критиковать себя за это.- Да это кажется важно.

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии это признаться тебе в том, что со мной происходит, вместо того, чтобы пытаться скрыть то, что мне страшно.

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии, это тренироваться быть в «сейчас» с тобой. Когда я стесняюсь, я начинаю предвосхищать и я не в «сейчас».

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии, это больше заботиться о том, как лучше узнать тебя, и меньше о том, как затащить тебя в постель.

«Одна из вещей, которую я мог бы сделать, чтобы быть менее стеснительным в твоём присутствии, это позволить себе больше узнавать о том, что значит быть «стеснительным», что делают моё тело и жизненная сила, чтобы возникло чувство стеснительности.

«О. К. это важно, но немножко уводит в голову, ты можешь продолжить в этом направлении, когда будешь работать с кассетой. Я хочу, чтобы ты сейчас оставался с теми чувствами, которые поднялись в результате работы с Тиной. Оба, начинайте больше дышать. Возьми руку Тины и посмотри ей в глаза. Ты говорил важные вещи. Осознавай, как она привлекательна для тебя. Проецируй теперь через чувство стеснительности. Открывай, как ты мог бы себя чувствовать, если бы тебе удалось полностью преодолеть стеснительность, не становясь безразличным или нечувствительным, а – как ты сказал немного ранее, направляясь вовне, к ней, а не внутрь в свою застенчивость. Как это могло бы быть. Смотри на неё, осознавай её присутствие, иди ей на встречу и работай с предложением, «Если бы я преодолел стеснительность с тобой…»

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, я не знаю, чтобы я чувствовал.

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, это могло бы быть замечательно.

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, у нас действительно мог бы возникнуть контакт.

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, мы действительно могли бы узнать друг друга.

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, между нами действительно могла бы возникнуть близость». С этим предложением Кенни переполняют чувства. Его выражение наполняется восхищением, дыхание ускоряется, на глазах выступают слёзы.

«Если бы я преодолел стеснительность с тобой, между нами действительно могла бы возникнуть близость – мы бы могли просто быть друг с другом. Сейчас кажется, что это так просто, просто быть с кем-то, кто тебя привлекает». Кенни начинает всхлипывать. «Сейчас это так просто – почему порой это бывает так трудно? Почему я делаю это таким трудным, Тина?»

Тина смотрит Кенни в глаза, и слёзы сочувствия выступают у неё из глаз, когда Кенни позволяет себе заплакать. Тина раскрывает объятия и Кенни начинает рыдать. Когда он заканчивает один из участников приносит им коробок с салфетками. Какое-то время никто ничего не говорит. Затем лидер: «Тина, ты хочешь что-нибудь сказать? Не торопись.

Тина высмаркивает нос, затем смотрит на Кенни и готовиться говорить.

«Кенни, тебе действительно удалось это сегодня вечером. Я так сопереживала тебе в твоей работе, и этот прорыв в конце, казалось, тебе удалось пробиться через стену страха и застенчивости в новое пространство. Когда ты попал туда, ты был настоящим. Ты был открытым и уязвимым – и в то же время мужественным, то, как ты пошел на что-то трудное и рискованное. Я чувствовала такой контакт с тобой. Для меня не удивительно, что ты заплакал, с таким уровнем чувства – казалось, ты открылся до самой сердцевины. Я так тронута – я больше не могу ничего сказать».

Через мгновение, Джордж, тихий мужчина примерно тридцати лет говорит: «Твоя работа так много для меня значила, Кенни. Я всегда был стеснительным с женщинами. Когда ты дошел до того, что стеснительность предупреждает тебя о риске – защищает тебя от риска или отвержения, или может даже больше того, риска приятия, я испытал настоящее переживание «ага». И затем, мне показалось, ты посмотрел на этот риск и пошёл на него с Тиной – вот как я понимаю то, что произошло. То, что вы вдвоём сейчас сделали, вызывает у меня хорошие чувства.

По правилам группы обратная связь даётся в виде формулировки чувств, позитивных или негативных, в ответ на проделанную работу и тем, кто работал. Эти формулировки выражают чувства слушателей, и не принимают форму вопросов, объяснений или советов. Другие чувства, высказанные Кенни, показывают сочувствие ему и его проблеме стеснительности. Два человека отмечают, что Тина была отличной слушательницей, и в том, чего удалось добиться Кенни немало её заслуги.

«На твоей кассете много материала, с которым ты можешь работать», комментирует лидер. «Я думаю, что на данный момент это твоя самая значительная работа, Кенни. Сейчас у нас десятиминутный перерыв – оставайтесь с теми чувствами, которые вы открыли. После перерыва я хочу немного поговорить о стеснительности».

Кенни выглядит по-другому после своей работы - он возбуждён, в контакте, светиться. Он остаётся рядом с Тиной во время перерыва, и несколько членов группы подходят, чтобы предложить свои комментарии о его работе. После того, как группа вновь собирается большинство студентов включают свои диктофоны.

----------------------------------------------

«С точки зрения динамики стеснительность - это эмоция по типу страха. Она вызывает движение жизненной силы вовнутрь. Это переживается как усиление самоанализа, наряду со страхом расширения вовне к другому человеку. Кенни сказал: «Одна из вещей, которые я делаю, когда стесняюсь - это иду вовнутрь, когда нужно идти вовне». Но развернуться вовне страшно – здесь и появляется страх. Когда мы стесняемся, мы переживаем нашу примитивную эмоциональную оценку, что идти вовне в этой ситуации рискованно. И ни какое интеллектуальное объяснение не изменит это чувство. Его можно притупить, загнать глубже или сделаться менее чувствительным к нему, но это в действительности не меняет базового чувства.

«Что же мы будем делать? Один шаг «взять себя в руки» и заставить себя пойти вовне в своём поведении усилием воли. Кенни делал это, когда требовал от себя приглашать девушек на свидания. Я уважаю это, как вы знаете – у меня много уважения к человеческой воле, и к человеку, который требует от себя делать трудные вещи, которые он знает, ему следует делать. – Но проблему стеснительности нельзя решить усилием воли – этим её можно только компенсировать, так чтобы не позволять стеснительности разрушить возможность социального контакта.

«Чего стеснительный человек хочет так это изменить чувство стеснительности. Так как чувства автономны и их нельзя изменить усилием воли, он оказывается в затруднительном положении. Что я могу сделать, чтобы чувствовать себя менее стеснительным? Вот вопрос. Хотя нет простого ответа, вы наблюдали направление ответа в работе Кенни сегодня вечером, когда он позволили себе пойти на эмоциональный риск близости, когда он по-настоящему открылся перед другим человеком.

«Отметьте ту роль, которую сыграла воля в том, что сделал Кенни. Ему нужно вызваться участвовать в работе - это требует акта воли, который у многих из вас вызывает трудности. Затем он попросил Тину работать с ним, и это было действительно значительное проявление воли. Для него Тина привлекательна, и она временами была с ним довольно резка. Поэтому благодаря силе воли оно поставил себя в ситуацию, которая была трудной, рискованной и абсолютно верной для работы со стеснительностью». И это то, что может сделать сила воли – но это всё, что она может сделать. Когда ты уже в ситуации, воля должна уступить место чувствам. Она не может вызвать чувства, она может лишь помешать им. Для того, чтобы чувства доверия, открытости и близости, которыми Кенни хотел заменить свою стеснительность, могли развиваться, его воля не должна была мешать им, чтобы чувства могли развиваться по-своему, со своей скоростью. Поступая таким образом, чувства могут усилиться, чтобы преодолеть блоки. Если это произойдёт, это переживается как нечто болезненное – поэтому Кенни заплакал – но также как облегчение, когда преграда на пути к близости, которую Кенни носил с собой все дни своей жизни, исчезает, и появляются новые чувства.

«Когда такие преграды исчезают, человек меняется. Насколько Кенни изменится, и каким образом, мы увидим в последующие недели. И мы узнаем, как много дополнительной работы необходимо Кенни в этой области, чтобы закрепить происходящие перемены. В одном я уверен, что он действительно изменился на уровне чувствования».

«Он теперь будет менее стеснительным?» - спрашивает один из участников.

«Я знаю чего ожидать из прошлого опыта, но не хочу говорить Кенни, каких переживаний ожидать. Как ты себя чувствуешь прямо сейчас, Кенни?»

«Я сейчас пребываю в эйфории, словно я могу сделать что угодно. Я чувствую силу – ни следа стеснительности, чувствую, что она под контролем».

«Не ожидай, что эйфория сохранится на неопределённое время, но ожидай, что произойдет важная перемена, которую тебе удастся сохранить и расширить, продолжая в том - же направлении.

«Мне нужно что – то сказать», говорит другой член группы. «Из всего, что было раньше сказано здесь о чувствовании и целеустремлённости, мне никогда не удавалось действительно понять это. Теперь вдруг всё стало ясно из того, что ты сказал о работе Кенни. Целеустремлённость Кенни, то направление, которое он сам выбрал, привело его в эту группу, заставило его работать сегодня вечером, помогло ему показать свою проблему стеснительности, помогло ему попросить Тину работать с ним. Он делал всё это, несмотря на свои чувства, потому, что он знал, что это правильно для него. Затем, вовремя работы он престал стараться, перестал действовать из воли, просто последовал за чувствами и ассоциациями в упражнении, принимая все, что поднималось – и у него произошёл прорыв в чувствовании».

«Хорошо сказано; «обучение целеустремлённости, ведущее к открытию чувств». Лучше всего, когда работа с целеустремлённостью включает и чувства и концепции, которые интегрируются в этой работе. Вначале, желанию сформировать близкие взаимоотношения противостоит стеснительность. И нужно использовать волю вопреки лежащим в основе проблемы чувствам, прежде, чем эти чувства можно будет проявить и начать с ними работать, как мы сделали в случае с Кенни. Когда чувства открываются на благо целеустремлённости, это обеспечивает интеграцию и высвобождение энергии или силы, которые раньше были в конфликте. Честно говоря, нам ещё много нужно узнать о технической стороне этого, но мы учимся каждый день. – Давайте продолжим. Кто хочет работать?

Тучная молодая женщина по имени Марта, которой не удалось выполнить свой контракт сесть на диету, просит поработать над её проблемой «отсутствия силы воли», которая ей необходима для того, чтобы заставлять себя делать те вещи, которые ей необходимы, как например, сесть на диету. После того, как она включает свой диктофон, она продолжает говорить о проблеме, и соглашается провести небольшой эксперимент, который предлагает лидер, чтобы исследовать чувства, связанные с описанной проблемой. Лидер собирается использовать технику, которая сочетает аспекты Гештальт терапии и Трансакционного Анализа. Марте помогают определить и испытать эго- состояния, связанные с её «родителем» и её «ребёнком», как описано у Эрика Берна. Затем она делает упражнение из Гештальт терапии, в котором эти две фракции её личности разговаривают друг с другом, как в упражнении «собака сверху-собака снизу». Марту просят говорить в настоящем времени в обеих ролях. В роли родителя она будет в основном использовать второе лицо. («Почему ты это сделала?», «Что с тобой) В роли ребёнка она в основном будет говорить от первого лица. («Я не хочу; я не виновата».) В роли родителя она сидит на стуле, разговаривая сверху вниз с ребёнком, который сидит на подушке на полу. В роли ребёнка она сидит на подушке, разговаривая снизу вверх с фигурой родителя на стуле. Основное отклонение от Гештальт работы - в большем акценте на дыхании, реакциях тела, демонстрирующих Райхианское образование ведущего. Работа Марты обнаруживает молодую женщину, которая совсем себе не нравится. Она становится «критичным родителем», подробно излагающим ребёнку длинный список «её» неудач, слабостей и недостатков, в родительском «что с тобой происходит» тоне. Ей намного труднее стать ребёнком. Её первая реакция – она смотрит вниз, задерживает дыхание и стискивает зубы и говорит как можно меньше. Когда её просят дышать, смотреть вверх и смотреть в лицо обвиняющего родителя, она выражает вину, обиду и негодование. «Ты всегда критикуешь меня, чтобы я не делала».

Упражнение продолжается десять минут, переходя от роли ребёнка к роли родителя. Постепенно, отношение родителя несколько смягчается, и, по мере того, как ребёнок переходит от негодования к обиде, и к попытке отстоять себя, ведущий завершает эксперимент. Обратная связь группы неоднозначна. Один студент раздражён Мартой. «Ты застряла в своей обиде и не позволяешь проявиться гневу». Другой проявляет сочувствие. «Мне всё время приходиться бороться с этим чувством никчемности».

«Марта», говорит ведущий, «ты не закончила». Я хочу, чтобы ты продолжила этот эксперимент в парном упражнении с «контрактами», которое мы будем делать дальше. И я хочу, чтобы вы все поработали с контрактами так же, как это сегодня вечером делает Марта. Но прежде чем мы начнём, я дожжен сказать несколько предложений о контрактах и силе воли.

«Марта хотела работать с проблемой силы воли, потому, что ей не удавалось добиться собственной цели придерживаться диеты, и она переживает эту проблему как недостаток силы воли. Для некоторых людей, которых мы видели, это объяснение кажется оправданным, студент, который никогда не доводит до конца ничего, что представляется трудным – школа, работа, взаимоотношения, что угодно. «Воля» это что – то, чему учишься на протяжении жизни, и некоторые люди приходят к нам, так и не усвоив этого. Пред ними тоже стоит трудная задача. Но у Марты проблема в другом.

«Так случилось, что я знаю, что Марта окончила первоклассный Институт Искусств, где была одной из лучших в классе. Для этого нужна самодисциплина. Ещё важнее то, что годами она зарабатывала, работая независимым фотографом. Она никак не смогла бы добиться этого, не будь у неё чертовски много силы воли по сравнению с большинством людей. И это должно быть очевидно, что у полных людей сильная воля, о чём свидетельствуют их достижения.

«Почему тогда у Марты возникает проблема с волей в одной области и не возникает в другой? Мы увидели ответ в её работе. Основные части её личности находятся в состоянии войны по некоторым вопросам, включая диету. Её «родитель» пытается навязать акт воли, а её «ребёнок» бунтует. Таким образом «родитель» заключает контракт о диете, а «ребёнок» нарушает его.

«Как ей удалось окончить школу искусств и преуспеть как фотографу? – Её «ребёнок» хотел этого, так же как и её «родитель». Помните «ребёнок» у Берна это творческая, эмоциональная экспрессивная часть личности. Марта может преуспеть в тех вещах, которых очень хочет её «ребёнок». А вот когда она пытается навязать родительское «ты должен»…вопреки своему «ребёнку», её сила воли рано или поздно перестанет действовать,- а также, кстати, воля всех остальных.

«Поэтому контракты, которые мы заключаем здесь, должны быть приемлемы для всей личности: «родителя», «взрослого» и «ребёнка», если использовать удобную классификацию Бёрна. Мы говорили это раньше, но Марта, должно быть, не поняла этого. Её ребёнок был подавлен и не доступен для работы с контрактом.

«Теперь я хочу, чтобы вы все проделали упражнение с контрактами в парах из Гештальт терапии, примерно как это сделала Марта. Посмотрите, какие чувства вызывает любой контракт у вашего ребёнка, взрослого и родителя. Пусть каждый из них по очереди говорит с остальными двумя. Помните, родитель говорит во втором лице, и рассматривает, что вам следует сделать, что ответственно и морально, соответствует вашим ценностям и принципам. Ваш взрослый это рациональный компьютер, и он рассматривает, является ли контракт целесообразным и выполнимым, и если нет, то как его сделать таковым. Ваш ребёнок задаёт важный вопрос: «Будет ли это весело? Какое количество краткосрочного наслаждения, и какое количество воздержанности, боли и работы это повлечёт. Уважайте своего ребёнка – слышишь, Марта? У него есть право вето, нравится это остальной части твоей личности или нет. И твоему ребёнку необходимо взвесить, сколько удовольствия есть сейчас в твоей жизни от других вещей при принятии нового контракта. – Партнёры, ваша задача помочь тем, кто говорит установить и сохранить три роли.

«Теперь, к работе. Встаньте, потянитесь и посмотрите, кого вы попросите быть вашим партнёром. Затем найдите своего партнёра и место, где вы будете работать в этой или следующей комнате. Проделайте цикл дыхания, поддерживая контакт через глаза, прежде чем вы начнёте. Вы будете работать десять минут, затем ваш партнёр десять. Добейтесь четкого заявления любого контракта, который вы решите принять. Я вам подам сигнал через десять минут, когда будет время партнёрам меняться, и через двадцать минут у нас будет короткая сессия обратной связи по контрактам.

Большинству студентов во время сессии удаётся создать контракт, которым они удовлетворены. Марте нет. Она сообщает, что осознала, как много она перерабатывает, и решила не брать на себя дальнейших обязательств, пока так много работы, если лидер не посоветует в качестве задания продолжить то, что она сделала.

«Я не хочу давать тебе «задание», Марта, хотя у меня есть идея. Если тебе кажется, что это будет весело, используй диктофон и продолжай разговор между своим родителем, взрослым и ребёнком дома. Твой родитель и ребёнок могли бы продолжить диалог. Затем слушай свои записи, и записи своей работы сегодня вечером, и спрашивай себя, относишься ли ты к себе с уважением. Честно говоря, я бы скорее хотел увидеть, как ты работаешь над проблемой принятия себя, чем над проблемой веса или недостатка силы воли. Но ты знаешь, что если ты делаешь это потому, что я говорю тебе, или твой собственный «критичный родитель» говорит тебе, твой ребёнок может саботировать твою работу. Поэтому пока следуй за ребёнком. Поиграй с записями, если у тебя есть желание, в противном случае, не беспокойся».

Другой член группы высказался. «Меня беспокоит, когда вы используете эти концепции «эго-состояний» из Трансакционного Анализа. Две недели назад вы говорили нам критически посмотреть на концепции Фрейда о id-ego-superego. Не является ТА триумвират ребёнок – взрослый – родитель тем же самым?»

«Конечно, во многом да. И обе концепции порой полезны, у них реальная, но ограниченная сила. Личность человека сложна, и её трудно разложить на понятия, и я буду задействовать любую концепцию, которая имеет какую-то силу и техническую пользу, пока не найду нечто лучшее. Сейчас я немного увлекаюсь ТА, состояния эго по Берну кажутся мне интересными и ценными, я с ними экспериментирую. Меня немного беспокоит объективизация состояний эго как независимых сущностей до той степени, в которой это обычно делается в ТА; я наблюдаю за этим. Но заметьте, что я использую техники из Брендана, Гештальт терапии, ТА, столкновения – и все остальное – в моём собственном понимании (так, как я это вижу), а не их. Я не эксперт в ТА, Гештальте или Переоценочном Консультировании, и никогда не делал вид, что это так. Я заимствую у них эти техники, которые, мне кажется, помогут нам добиться наших целей в «обучении намерению». Я думаю, что Бранден, Пёрлз и Берн во многом помогли мне сегодня вечером.

«Теперь потянитесь и у нас короткий перерыв, и найдите себе партнёра для работы со-доверенным лицом. Я предлагаю вам найти кого-то в группе, с кем вы ещё не работали в парной работе, если это возможно. Когда вы нашли партнёра, возьмите мат и расположите его для работы. Мы скоро начнём, через десять минут».

Техника Доверенного Лица

После перерыва, группа собирается в пары для того, что с эмоциональной точки зрения является для большинства из них самым трудным за сегодняшний вечер. Работа с доверенным лицом соединяет Райхианскую технику работы с телом с работой над избранной проблемной областью. Она вызывает эмоциональную разрядку, которая имеет концептуальную направленность, и в тоже время очень интенсивна для многих студентов в процессе.

В начале, член каждой пары, который будет работать, ложиться на спину на мат (двух дюймовый, сверхпрочный матрас) и расслабляется, брыкаясь, ударяя телом и крутя головой из стороны в сторону. Затем он сгибает колени, чтобы ступни плоско стояли на мате, закрывает глаза, и начинает дышать «в живот», т. е. диафрагмально, рот слегка приоткрыт. Он делает это в свободном постоянном ритме, в то время как партнёр массирует ему кожу головы и лоб. Ещё через пять минут, партнёр садится сбоку от мата на уровне талии того, кто работает. Он останется там на протяжении получаса работы, если только ему не понадобиться защитить того, кто работает, чтобы тот не причинил себе вреда, ударяя руками или ногами о пол во время разрядки. В этом случае, он будет использовать большую подушку, которую будет подкладывать под ступни или под кулаки, по необходимости. Через полчаса они поменяются ролями.

Усевшись рядом, партнёр наблюдает за дыханием того, кто работает, следя, чтобы оно было свободным и полным, приводящим в движение живот и грудную клетку с каждым вдохом. Партнёр не разговаривает, но прикасается к грудной клетке или животу, если там блокируется дыхание, или к губам, если работающий блокирует звуки, после того, как начал их издавать. Позже он также может помочь расслабить те части тела, которые становятся неподвижными, удерживая чувство, и дать несколько осторожных словесных указаний, которые были оговорены заранее. Во время упражнения не разрешается комментировать или разговаривать.

Ведущий ходит посреди шести пар, наблюдая за дыханием, помогая одному из участников расслабить зубы, проверяя скорость, глубину и подвижность грудной клетки и живота во время дыхательных движений. Постепенно работающие становятся более «заряженными», это выражается в нарастании возбуждения, о чем ярко свидетельствует изменившийся звук дыхания. Группа готова работать.

«Хорошо, теперь», говорит лидер, «отпускайте любые фантазии или мысли, которые у вас были. Отпускайте слова и образы, и внимательно слушайте то, что я говорю. Я хочу, чтобы вы отправились назад в подростковый период, и поработали над незавершёнными эмоциональными вопросами со своими родителями или теми взрослыми, с которыми вы жили тогда. Я бы предложил десятый класс – отрегулируйте время плюс минус несколько лет, если вам кажется это необходимым, но не больше. Если у вас было двое родителей, или людей исполняющих их роли, выберите сегодня вечером того, с которым у вас меньше незавершённых вопросов. Мы дойдём до второго в следующей сессии. После того, как вы полностью выразили свои чувства, ваш партнёр скажет вам поменять роль, и вы будете отвечать от лица своего родителя. Затем вы снова будете говорить от себя, и обычно это является завершением. Откройте глаза, когда вам скажут, отпустите образ, не отрезая свои чувства, и поговорите со своим партнёром о своей работе.

«В последний раз, когда мы работали с текущими незавершёнными вопросами с родителем, многие из вас не позволили полностью проявиться родительским чувствам, когда вы говорили от их лица. Это становится сложнее, чем дальше в прошлое вы идете, поэтому обратите на это внимание. Позвольте себе «быть» ими, и говорите то, что вам кажется, они чувствуют, не поверхностное пустословие, а находящиеся под этим чувства. Дойдите до самых истоков. Партнёры, если это необходимо, помогите им немного в этом.

«Держите глаза закрытыми и удерживайте образ, пока вам не скажут отпустить его. Те, кто упустит его, просто продолжайте возвращать его. Затем, когда мы скажем вам выйти из образа, откройте глаза, посмотрите на своего партнёра, и возвратитесь в здесь-и-сейчас. Оставайтесь со своими чувствами, но отпустите образ. Выразите свои чувства своему партнёру, не прячьте их, но не погружайтесь снова в образ, не смотрите на своих родителей и не разговаривайте с ними. Вместо этого выразите свои чувства по поводу своей работы и то, как вы её теперь понимаете. Партнёры, не позволяйте им отсекать свои чувства, когда они закрывают глаза, и не позволяйте им удерживать образ.

«Вы знаете, что когда вы работаете, вы должны позволять себе выражать свои чувства как не вербально, так и словами. Позвольте телу двигаться, выражайте звуки. Начните непринуждённо и начинайте говорить, когда вам скажут. Говорите. Позвольте потоку течь. Принимайте и выражайте любое чувство по мере того, как оно приходит. И будьте готовы к тому, что вас удивит то, что это может быть. Не программируйте себя, ничего не ожидайте, просто уступите тому, что есть, позитивному, негативному, слабому, сильному. Пойдите в это и дайте этому выражение. Не блокируйте это и не форсируйте. Просто позвольте этому прийти.

«Сейчас некоторые из вас заблокировали своё дыхание, пока я говорил. Партнёры, вы должны за этим следить. Работающие, позвольте своему дыханию быть свободным, полным и регулярным. Отпустите сейчас слова и образы и погрузитесь в своё тело, и своё дыхание. Оставьте это время и место, но прислушивайтесь к моему голосу и тому, что я говорю.

«Вы примерно в десятом классе средней школы. Сегодня вы не в школе, а дома – возможно сегодня выходной. Джек, ты не ходил в среднюю школу; тебе приблизительно пятнадцать лет. Вы все одеты в ту одежду, которую вам нравилось носить по дому в том возрасте.

«Выберите комнату, в которой вы себя помните. Если не помните, придумайте. Создайте комнату. Как она выглядит? Есть ли там цвета запахи? Есть ли там ковёр? Мебель? Окна? Занавески, гардины? Это ваша комната? Смотрите на неё. Чувствуйте её запах. Хорошая ли сегодня погода? Светит ли в ваше окно солнце? Вы лежите на диване или в своей кровати? Можете представить, что вы сидите или стоите, если хотите.

«Один из ваших родителей заходит, чтобы поговорить с вами. Вы знает который. Какие чувства у вас это вызывает? Сейчас он подходит к вам. Во что одет ваш родитель? Смотрите на эту одежду. Замечайте волосы, глаза, и – больше всего выражение. Что вам выражают? Впускайте это и переживайте в полной мере.

«Теперь полностью переживайте своё ответное чувство. Как только я остановлюсь, я хочу, чтобы вы начали говорить. Продолжайте видеть своего родителя. Говорите всё, что есть, всё, что вы действительно чувствуете, и позвольте себе выразить это чувство. Начинайте говорить сейчас.

Некоторые студенты начинают говорить тихо, другие вообще не начинают пока их партнёры не побуждают их, прикасаясь к их губам. Несколько начинают очень эмоционально. Через несколько мгновений сцена превращается в бедлам. У четырёх из шести студентов происходит сильная эмоциональная разрядка. Один брыкается, стучит и выкрикивает проклятия, другой кричит: « Я ненавижу тебя», в то время как двоё рыдают. Один из них - это Джордж, который признался в своей стеснительности во время работы Кенни. Тина - его партнёр.

«Я всегда любил тебя, Папа», говорит Джордж тихо, всхлипывая. «И я знаю, что я для тебя важен. Мне хотелось бы, чтобы ты не был таким замкнутым. Мама вечно ворчит на одного из нас, а мы никогда не разговариваем. Я знаю, что ты гордишься мной и усердно работаешь, чтобы мне помочь. Я знаю, что вы оба с мамой экономите, чтобы я мог пойти в колледж. Но я хочу от тебя другого, эмоциональности и прямоты. Я тоже не знаю, как это делать, ты должен мне показать. Я должен догадываться о твоих чувствах, ты никогда не хочешь их выражать.

«Ты бы заплакал, если бы позволил себе, папа, как я это делаю сейчас? Было бы тебе за это стыдно? Тебе казалось, что это было бы неправильно, посмотреть мне в глаза и сказать об этих чувствах? ТЫ МОЖЕШЬ ОТЛОЖИТЬ ЭТУ ЧЁРТОВУ ГАЗЕТУ И СКАЗАТЬ МНЕ О СВОИХ ЧУВСТВАХ? Пожалуйста, посмотри на меня, папа».

«Стань своим отцом теперь, и ответь Джорджу», даёт указание Тина, которой лучше других удается ухватывать сигналы.

Джордж блокируется на минуту, и Тина прикасается к его губам. Затем он начинает и меняется ролями.

«Не дави на меня, Джордж. Я не знаю, чего ты от меня хочешь. Я делаю всё, что в моих силах. Это правда, я замкнут; но я не знаю, как быть другим. Я боюсь своих чувств, сын. Плакать? Да я бы мог заплакать, если бы они переполнили меня. Но я не плачу, Джордж, никогда. Мне было бы стыдно за это. Единственный раз, когда я плакал, будучи взрослым, это когда твой маленький брат умер вскоре после рождения. Твоя мама и я, оба плакали, и мы не хотели, чтобы ты слышал. Я приглушил плач подушкой. Наверное, я думал, что тебя это расстроит. Я не знал, что ты стоишь за дверью спальни, и боишься войти. Наверное, ты думаешь, нам нужно было поплакать всем вместе. Может быть и так. Это была семейная трагедия, не только наша, но и твоя.

«Если бы ты принял меня, Джордж. Ты заставляешь меня чувствовать так, словно мне чего-то не хватает, словно я не соответствую. Я тот, кто я есть, сын, разве ты не можешь этого принять? Раньше ты боготворил меня, когда был мальчиком, а теперь всё, что я чувствую от тебя это то, что я неудачник. Меня возмущает это. Не подвергай меня этому. Я всегда вел честную, ответственную жизнь; я работаю и выполняю свои обязанности. Я горжусь тем, что я не плачу, не жалуюсь и не уклоняюсь от своего долга. Но мне приходиться замыкаться, я бы не смог достичь успеха не будь у меня этого места внутри меня, кода я ухожу. Как ты не можешь понять?»

«Переключись снова на Джорджа», даёт указание Тина.

После того, как главная сила разрядки произошла для большинства студентов и после того, как они поменялись ролями и вернулись, лидер заговорил.

«Партнёры, найдите подходящее время, чтобы попросить ваших партнёров открыть глаза и вернуться в сейчас. Пусть они будут в контакте с вами через глаза. Помогите им выйти из образа, не отсекая чувства. Пусть они расскажут вам о своих чувствах через глаза, продолжая дышать».

Партнёры следуют инструкциям с различным уровнем успешности. Марта глубоко плачет, когда выражает свои чувства партнёру. Ещё двое из тех, с кем произошла разрядка, остаются в чувстве с открытыми глазами. У остальных трёх это вызывает некоторые трудности. Двое из них переходят от чувств в интеллектуальный режим действия, как только они открывают глаз, и это типично для их работы. Один не отпускает образ, зажимает глаза и кричит: «Пожалуйста, люби меня, Папа, мне нужно, чтобы ты любил меня». Ведущий помогает его робкому партнёру убедить его открыть глаза. «Отпусти образ, Марк, и посмотри на Джинни. Смотри на неё, продолжай дышать. Держи глаза открытыми и смотри на Джинни, Марк. Оставайся с ней через глаза. Расскажи ей о своём отце, позволь прийти чувствам, но здесь, с нами в этой комнате.

«Затем Джинни: «Пусть он продолжает смотреть на тебя и говорит с тобой, Джинни, и пусть сохраняет контакт через глаза. Настаивай на этом – он может это сделать». Марк с неохотой открывает глаза, осознаёт присутствие партнёра и начинает с ней разговаривать.

После периода работы с открытыми глазами, который длиться приблизительно пять минут, работающие снова закрывают глаза и партнёры подходят к их ступням.

«Разведите их ноги достаточно широко, чтобы вы могли удобно сидеть на коленях между лодыжками, партнёры, положите ладони своих рук на ступни их ног. Бетти, сними с Марты носки; я хочу, чтобы вы прикасались к их коже. Не надавливайте и не массажируйте сейчас, просто прикасайтесь. Осознавайте, как дышит ваш партнёр, и дышите вместе, вы делаете вдох, когда они делают выдох.

«Работающие, ваши глаза закрыты, и вы дышите размеренно и свободно, чтобы ваш партнёр мог следовать вашему ритму. Сейчас отпустите все мысли, фантазии. Отпустите образы и слова. Отпустите другие времена, места, людей. Примите ту работу, которую вы проделали, куда бы она вас ни привела. Примите то, что на данный момент работа закончена. Осознавайте своё тело, которое лежит на мате в этой комнате, в это время. Осознавайте своё дыхание, и прикосновение вашего партнёра. Представьте себе, что каждый раз, когда вы делаете вдох, ваша жизненная сила течёт к вашему центру, к солнечному сплетению; каждый раз, когда вы делаете выдох, она течёт к периферии, к глазам, ступням и к вашему партнёру. Партнёры, войдите в свой центр, когда поток направляется к вам, затем чувствуйте, когда вы расширяетесь на выдохе. Не позволяй себе снова погрузиться в фантазию, Марк. Оставайтесь с телом и дыханием, все».

Потом партнёрам предлагается помочь работающим подняться с матов. Работающие должны снова посмотреть на своих партнёров, осознать цвета и формы в комнате. Можно обнять и поблагодарить партнера.

Затем партнёры ложатся и делают такое же разогревающее упражнение. Те, кто до этого работали должны прийти в себя, если есть такая необходимость, прежде чем они начнут ассистировать в роли партнёра.

После того, как вторая группа выполнила упражнение с доверенным лицом, ведущий просит всех студентов потянуться, закрыть глаза, и отправиться с ним в «путешествие», которое он описывает. Они отправляются на пляж, каждый отдельно в своём воображении, сосредотачиваясь на прикосновении, запахах, звуках, и зрительных образах. Они плавают, вытираются полотенцем, загорают. Затем они снова возвращаются в настоящее, встают, потягиваются, складывают в стопку маты, на которых они работали и снова собираются всей группой в круг. На технику с доверенным лицом ушёл практически один час.

«У нас есть несколько минут для обратной связи об этом, если хотите», говорит лидер. Непременно расскажите о любых проблемах, которые у вас возникли в процессе».

«Мне не нравится, когда меня из неё вот так вытягивают», говорит Марк. «Я чувствую незавершённость, и контроль, и это вызывает у меня возмущение».

«Ты сопротивляешься, когда нужно начинать, и когда нужно заканчивать, Марк», говорит ведущий. «Научиться выходить из этого также важно, как научиться входить. И не заставляй своего партнёра или меня выводить тебя из этого – это твоя ответственность.

«Ты чувствуешь незавершённость, так как у тебя не произошло полной разрядки, а не произошло этого потому, что ты держишься за старые чувства. По моим ощущениям ты держишься как за боль, так и за гнев. - Мы это проходили, я не критикую тебя за это, Марк; я держался за боль годами. Но старайся отпускать болезненные фантазии в работе с доверенным лицом. Ты мог бы оставаться в этой фантазии два часа. Ты был бы истощён эмоционально, но не чувствовал бы завершённости, не было бы чувства которое возникает, когда разрядка завершена».

«Что ты подразумеваешь под «завершена»», спрашивает Джинни. «Марк много плакал. Если бы он проплакал ещё один час и был бы полностью истощён, почему это не было бы полной разрядкой?»

«Потому, что всё его тело не было бы задействовано в этом, Джинни. Только часть его разрядилась бы. Он по-прежнему блокирует глазной сегмент.

«Но он плакал со слезами», запротестовала Джинни.

«Не слёзы, а фантазия сигнализирует о блоке глазного сегмента. То, что он уходит, «находится в голове». Плач Марка станет полной разрядкой, когда он заплачет с открытыми глазами, воспринимая партнёра в здесь и сейчас. Это означает полностью принять боль, позволяя себе испытать, что с ней происходит сейчас, соотнося её с настоящим, с тем, что происходит у него перед глазами. Блокируется интеграция чувства с восприятием. У всех, кто отсекает чувства, когда открывает глаза, есть эта проблема. Это по меньшей мере четверо или пятеро из вас. Если вам нужно закрывать глаза во время секса, чтобы испытать полный оргазм , это то - же самое. Существует разрыв между восприятием и чувствованием.

«Это очень важный момент. Помните мужчину, о котором я вам рассказывал, который приходил на сессию каждую неделю, чтобы освободиться от гнева на свою жену. Когда в третий раз он вошёл в фантазию, его глаза при этом были закрыты, он кричал, стучал, и выкрикивал ругательства, я детально расспросил его том, какие у него отношении с женой дома. Оказалось, что он c ней очень робкий. «Поэтому я прихожу сюда, избавляться от всего этого», сказал он мне. Это не то, чем мы здесь занимаемся. Чувства - это не мусорное ведро, которое нужно опустошать еженедельным катарсисом. Вы здесь для того, чтобы развить свою способность к чувствованию и целеустремлённости. Ваша цель относительно чувствования должна быть высвободить блоки, которые мешают чувству, чтобы вы могли переживать и выражать его в повседневной жизни надлежащему человеку, в надлежащей степени в надлежащее время. Это означает, что чувствование интегрировано с восприятием, не блокирует его и не блокируется им. И это означает, что когда вы открываете глаза, вы не отсекаете чувства, и переживание сильных чувств не отсекает глаза. Я сказал моему студенту, что он научится выражать своей гнев напрямую своей жене, если он решится остаться в контакте со мной, и этот принцип касается всех вас. – Но я проповедую вам, а я хочу получить обратную связь».

«Сегодня у меня была лучшая за весь месяц разрядка», сказала Марта. «Проведённая ранее работа в группе подготовила меня к этому».

«Что произошло с тобой, Кенни?»

«Я говорил со своим отцом. У меня не было разрядки, но появилось другое отношение – как будто отождествление было сломлено. Теперь я знаю, что я не буду таким как он. – Я этого боялся. Мне было грустно из-за его замкнутости, но сегодня вечером я не застрял в этом как раньше. Может быть, мне было слишком хорошо сегодня, чтобы снова входить в это, как я делал это обычно».

«Может быть, ты просто что-то понял сегодня вечером», засмеялась Тина.

Ещё два студента поделились обратной связью о своих сессиях. Затем группа встала в круг, ещё несколько глубоких вздохов, и каждый из студентов встретился глазами с остальными членами группы. Затем группа подошла к концу. Половина из них вместе отправились в местное кафе перекусить.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Следует писать так, как говоришь, и не говорить так, как пишешь. Шарль Сент-Бев
ещё >>