I. Беатрис Вебб: страницы биографии 36 80 § - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Беатрис вебб и английский феминизм конца ХIХ начала XX вв 1 59.57kb.
Беатрис Вебб крупный английский общественный деятель, ученый, историк... 1 62.7kb.
Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л. 1 55.3kb.
Страницы биографии Степана Щипачёва стр 1 146.36kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели урока: Образовательные... 1 169.31kb.
Огненная арба 1 37.12kb.
Творческая работа на региональный конкурс исследовательских работ 1 126.91kb.
Страницы биографии вождя 11 2310.94kb.
Р. В. Кузнецова страницы истории атомного проекта СССР в биографии и. 1 238.09kb.
Страницы военной биографии Героя Советского Союза Благодетелева Павла... 1 107.59kb.
Приложение 211-341-130 1 36.26kb.
Тьюторское сопровождение педагогической деятельности Курс: второй. 1 123.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

I. Беатрис Вебб: страницы биографии 36 80 § - страница №1/1





Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3-35

Глава I. Беатрис Вебб: страницы биографии 36 — 80

§ 1. Детские и юношеские годы 36-42

§ 2. Начало творческого пути 42 — 58

§ 3. Сидней Вебб и Беатрис Поттер: творческий тандем 58 — 70

§ 4. Беатрис Вебб - один из авторов Отчета меньшинства 70 — 80

Глава П. Беатрис Вебб и лейборизм 81 — 138

§ 1. Фабианское общество — истоки лейборизма 81 — 112

§ 2. Теория муниципального социализма и Беатрис Вебб 113 - 138

Глава III. Беатрис Вебб и суфражистское движение 139 — 184

§ 1. Из истории суфражизма 139 — 153 § 2. Формирование взглядов Беатрис на проблему роли

женщины в обществе 153 - 165 § 3. Социализм и женское движение: Беатрис Вебб

изменение взглядов 165 — 173

§ 4. Женская фабианская группа и Беатрис Вебб 173 — 184

Заключение • 185-193

Список использованной литературы 194-218

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Фигура Беатрис Вебб, безусловно, является знаковой в истории английского социалистического движения. Ее роль в разработке фабианской доктрины, составившей основу идеологии лейбористской партии, трудно переоценить. В этой связи изучение личности Беатрис Вебб, ее жизнедеятельности и роли в общественно-политической жизни Великобритании конца XIX - начала XX веков представляется интересным.

Сейчас, когда в нашей стране происходит реформирование орга-нов государственной власти, в том числе и структур местного управления, безусловно, необходимо обратиться к опыту предшествующих поколений. В этой связи, теории Беатрис Вебб в рамках работы в Фабианском обществе и лейбористской партии, ее видение устройства и деятельности местных органов власти будет небезынтересно, поскольку обогащает наши знания об истории Великобритании указанного периода. Кроме того, это тем более важно, так как идеи фабианцев не остались просто идеями. Они получили реальное воплощение в политике лейбористских правительств 50-х годов прошлого столетия. Уже это '' применение теории на практике, говорит о том, как были сильны пози-

ции фабианского учения в английском обществе XX века.

Когда рассматриваешь роль женщины в истории Великобритании викторианской эпохи, где традиционным является мировоззрение, базирующееся на теории «сепаратных сфер», согласно которой женщине отводилась роль домохозяйки, а возможность заниматься общественно-политической деятельностью отрицалась, невольно задаешься вопросом о взаимоотношениях такой неординарной женщины как Б. Вебб с суфражистским и феминистским движениями, которые в рассматриваемый ф» период достигли расцвета. В этом плане особенно интересно было бы

4 рассмотреть как она, первоначально негативно относившаяся к феми-

низму и суфражизму, эволюционировала в сторону их приятия и сочувствия. Потому такой анализ можно считать весьма актуальным.

Степень разработанности проблемы. Имя Беатрис Вебб является одним из центральных в изучении британского социализма. Именно ее работы становятся основой фабианской, а затем и лейбористской идеологии. Рассмотрим, насколько полно ее деятельность изучена в научной литературе.

В первую очередь, обратим внимание на отечественную историографию. Первые исследования, освещающие деятельность лейбористов и истории рабочего движения Великобритании, появляются в России в конце 40-х - начале 50-х гг. XX века. Методологической основой данных работ становятся труды В.И. Ленина, который был «непримиримым» оппонентом фабианцев, и Веббов в частности. В одной из своих работ он подчеркивал, что, на его взгляд, идеи фабианцев расходились с реалиями жизни1. Исходя из такой оценки теории, он критически оценивал и супругов Вебб, назвав их «...основательными учеными и основательными оппортунистами»2. Другими словами, несмотря на идеологические разногласия с Веббами, В.И. Ленин подчеркивал их значи- мость как историков рабочего движения. Не случайно именно он подготовил первый перевод на русский язык «Истории тред-юнионизма» Веббов. Такой двойственный подход к оценке деятельности Веббов сохранялся во всей советской историографии.

Первые работы по истории фабианства связаны с именами И.С. Звавича и Н.Ф. Мочульского3. Оба эти автора провели детальный

1 Ленин В.И. Вожди и рабочая масса в Англии. М.-Л., 1926.

2 Ленин В.И. ПСС. Т. 4. С. 408.

3 Звавич И.С. История английского рабочего движения в трудах Веббов и их школы // Вопросы ис- тории. 1947. №11; Звавич И.С. Лейбористская партия Англии, ее программа и политика. М., 1947; Мочуль-ский Н.Ф. Фабианское общество в период его основания // Вестник Московского университета. 1948. №7.

5 анализ деятельности лейбористской партии и в частности Фабианского

Лу» общества на протяжении всего его существования. Они ставили своей

конечной целью доказать упадничество, несостоятельность идей лейбористов, частью которых было и фабианское движение. Исходя из этой концепции, даже подбор источниковой базы, используемой в данных трудах, служит выполнению цели, подчиненной господствующей идеологии. «Веббы наотрез отрицают марксову теорию обнищания рабочего класса, — писал И.С. Звавич, — оспаривая конкретные факты из истории пролетариата примерами, почерпнутыми из истории Англии в «эпоху Виктории», т.е. во второй половине XIX века»1. Что же касается оценки личности Беатрис, то фраза В.И. Ленина «основательные ученые и основательные оппортунисты» проходит красной нитью через все работы. Эта тенденция сохраняется в отечественной историографии на протяжении 50 — начала 80-х годов. В это время появляется масса работ по истории английского социалистического движения.

Прежде всего, в этой связи стоит упомянуть труды историков, рассматривающих политическую историю Великобритании интересующего нас периода. Среди них можно назвать исследование К.Б. Виноградова2, а также сборник статей «Политическая история Англии»3.

' -г*' Кроме всех прочих проблем, авторы данных работ обращаются и к Фа-

бианскому обществу, уделяя основное внимание фактической стороне дела. Они практически не затрагивают теоретическое наследие фабианцев, но, несмотря на это, сохраняется его негативная оценка. Что касается отдельных деятелей Фабианского общества, то они лишь называются, серьезного анализа их деятельности в данных работах мы не най-

1 Звавич И.С. История английского рабочего движения в трудах Веббов и их школы // Вопросы истории. 1947. №11. С. 98.

скольку рабочий класс стал тем базисом, той благодатной почвой, на которой были взращены идеи фабианцев, автор посчитал необходимым ознакомиться с трудами, посвященными данной проблематике, и включить их в настоящий историографический обзор. Это работы В.И. Воробьева1, Л.Е. Кертмана2, сборник статей «Рабочее движение в Англии и борьба двух течений в лейбористской партии»3 и некоторые другие4. К сожалению, обращаясь к лейбористкой партии, авторы данных работ ограничивались, при общей негативной оценке, лишь упоминанием Фабианского общества.

Большой интерес для нас представляют работы, посвященные непосредственно лейбористкой партии. Это исследования таких историков как В.А. Рыжикова5 и Л.Ф. Туполевой6. Они достаточно жестко выступали против идей фабианского социализма. Так, например, Л.Ф. Туполева писала: «Фабианское общество с первых дней своего существования выступало против марксизма, против всех его главных положений; стремилось противодействовать растущему влиянию марксизма»7. Схожие суждения можно найти в любой из перечисленных работ.

' Воробьев В.И. Положение и борьба рабочего класса в Англии в 1861 — 1970 гг. Л., 1975.

2 Кертман Л.Е. Рабочее движение в Англии и борьба двух тенденций в лейбористской партии (1900 - 1914). Молотов, 1957; Кертман Л.Е. Вопросы истории рабочего движения на страницах английских журналов «The Communist Review» и «The Labour Monthly» // Вопросы истории. 1954. № 7; Кертман Л.Е. Борьба течений в английском рабочем социалистическом движении в конце XIX -начале XX вв. М., 1962.

3 Рабочее движение в Англии и борьба двух течений в лейбористской партии (1900-1914). М., 1957.

4 См., напр.: Красильников А.Н. В.И. Ленин о некоторых вопросах английского рабочего движения // Вопросы истории. 1961. № 7.

5 Рыжиков В.А. Британский лейборизм сегодня: теория и практика: Политика послевоенных лейбористских правительств Великобритании. М., 1971; Рыжиков В.А. «Ветер перемен», Англия и британские «социалисты» // Московский институт международных отношений. Ученые записки исторических кафедр. Вып. 3. М., 1970; Рыжиков В.А. «Социализм» по-лейбористски: мифы и реальность. М., 1971.

7 Немало исследований посвящено непосредственно Фабианскому

(\ti обществу и его доктрине. Здесь мы можем назвать работы

Б.Д. Дарибашева, Л.Е. Кертмана, Л.В. Мочалова, Е.Н. Чубиковой1, а также труд С. Сухоруковой2, посвященный отдельному представителю Фабианского общества Дж.Д. Коулу. Впрочем, все эти работы можно озаглавить так, как назвал свою работу Л.В. Мочалов: «Марксистско-ленинская оценка фабианского социализма», так как все авторы пытаются рассмотреть основные положения теории Фабианского общества с позиций классиков марксизма-ленинизма. Например, С. Сухорукова пишет: «фабианцы идеологически трактуют историю человеческого общества, как историю идей. Поэтому движение к социализму обуславливается наличием у людей определенных морально-этических убеждений, несвязанных именно с настоящей ступенью исторического развития общества»3.

Таким образом, мы видим, что точка зрения на Фабианское обще-, ство в отечественной историографии не менялась принципиально на протяжении более четырех десятилетий. По сложившейся традиции все исследования повторяли одну и ту же мысль, которая в концентрированном виде выглядит так: «...супруги Вебб столпы знаменитого Фаби-^' анского общества и теоретики того самого аккуратно-умеренного социализма. Тяжеловесные периоды, в которые облачены медленно плетущиеся мысли почтенных супругов Вебб, утомительное многословие,... прерывающееся пустырями общих мест и болотами застоявшейся

1 Дарибашев Б.Д. «Социализм» Фабианского общества 80 — 90-х гг. XIX века как выражение оппортунизма рабочей аристократии Англии // Уч. записки Казахского университета. Алма-Ата, 1960. Т. 47. Вып. 6; Кертман Л.Е. Новый спор о старом фабианстве // Вопросы истории. 1964. № 6; Мочалов Л.В. Марксистско-ленинская оценка фабианского социализма. М., 1976; Чубикова Е.Н. Социологическая основа фабианства. Л., 1980.

Устоявшееся мнение несколько изменяется в 80 - первой половине 90-х годов. Новую точку зрения на лейбористское движение высказывают в своих работах Н.А. Акимкина, И.И. Жигалов, Т.Н. Гелла2. Кроме того, в 80-е годы выходят три специальных работы Л.А. Галкиной, посвященные непосредственно фабианству и теории муниципального социализма . Речь, конечно же, не идет о радикальном изменении взглядов отечественных историков. Общая тенденция говорить об утопишет: «...оно (фабианство.- О.Ю.) ...построено на базе двух противоречивых элементов - стремлении к преобразованию общественных отношений, к ликвидации социального неравенства и одновременно - к сохранению основных механизмов капиталистического общества. Про-„ тиворечия между этими элементами раскалывало фабианскую доктрину...»4, или: «Фабианская доктрина была воздвигнута на фундаменте иллюзий, составляющих основу мировоззрения оппортунистического направления в рабочем движении, господствующая в Англии на протя-'**' жении многих десятилетий»5. Однако, наряду с этими критическими

замечаниями, авторы данных работ показывают и позитивные стороны

1 Членов С. Предисловие к русскому изданию «Закат капитализма» // Вебб .С, Вебб Б. Закат капитализма. М., 1925. С. 4

2 Акимкина Н.А. Очерки политической истории Великобритании XIX - XX века. Ростов-на-Дону, 1992; Жигалов И.И. Проблемы британской истории. М., 1990; Гелла Т.Н. Политическая жизнь европейского общества. Англия и Ирландия // История Европы. М., 2000. Т. 5: От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны; Гелла Т.Н. Великобритания на рубеже веков // История Европы. М., 2000. Т. 5: От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны.

3 Галкина Л.А. Гильдейский социализм: критический анализ. М., 1988; Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984; Галкина Л.А. Формирование и характер социальной доктрины фабианства. М., 1983

4 Галкина Л.А. Гильдейский социализм: критический анализ. М., 1988. С. 187

5 Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984. С. 137

9 фабианской доктрины. Так, например, Л.А. Галкина указывает, что ми-

(у4 ровоззрение фабианского социализма «не только составило костяк

идеологии лейборизма, но и оказало существенное воздействие на теоретические позиции социал-демократии других стран»1.

При этом, как мы можем убедиться, специальных исследований, посвященных непосредственно Беатрис Вебб, в отечественной историографии нет. Круг интересов историков ограничился только изучением ее работы совместно с супругом Сиднеем Веббом в рамках Фабианского общества и лейбористской партии.

Несколько иная ситуация в изучении данной проблемы сложилась в зарубежной историографии. Здесь изучение работ и деятельности супругов Вебб в целом, и в частности Беатрис, началось еще при их жизни. В первую очередь, к этому вопросу обращались их соратники. Среди книг, опубликованных на английском языке, можно назвать труды Эдварда Пиза, одного из основателей Фабианского общества2, Джорджа Коула3 и его жены Маргарет Коул, историка фабианского социализма4. На работы этих авторов наложила определенный отпечаток их принадлежность к лейбористской историографической школе. Поскольку Дж.Д. Коул, восприняв первоначально идеи фабианцев, впо-^- следствии отошел от взглядов Веббов на муниципальный социализм, в

его работах нередко встречается критика теории муниципального социализма и доктрины супругов Вебб5. В отличие от него, Э. Пиз во всем поддерживал Веббов. Он считал супругов наиболее ценным при-

1 Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984. С. 4.

2 Pease E. The History of the Fabian Society. L., 1963.

3 Cole G.D.H. The British Labour Movement (Historical). 5-th. ed. L., 1922; Cole J.D.H. A History of Socialist Through. London; New York. 1954-1960; Cole J.D.H. The Fabian Society: Past and Present. London, 1942.

* Cole M. Beatrice Webb. L., N.Y., Toronto, 1945; Cole M. The Webb's & Their Work. London, 1946; д Cole M. The Story of Fabian socialism. Stanford (California), 1961.

5 Cole J.D.H. The Fabian Society: Past and Present. London, 1942. P. 85 - 90.

10 обретением Фабианского общества1. Что же касается Маргарет Коул, то

(^ ее работы создавались после полемики вокруг фабианской доктрины

10-х гг., поэтому она была последовательной сторонницей фабианского движения и стала прижизненным биографом четы Веббов. Это становится отличительной чертой ее работ2.

Некоторые работы соратников супругов Вебб опубликованы и на русском языке. В первую очередь, это работы Д.Б. Шоу3. Характерной особенностью его работ является то, что автор не задумывал их как исследование теории Веббов о муниципальном социализме и тем более о личности Беатрис Вебб. Однако, в силу своей приверженности к идеям фабианцев (он являлся одним из руководителей Фабианского общества), Шоу касался этого вопроса.

На русском же языке опубликованы и работы оппонентов Веббов. Это относится к уже упоминаемому нами Дж.Д. Коулу. В своей работе Дж.Д. Коул критикует теорию Веббов, акцентируя внимание на том, что муниципалитеты (ячейка социализма по Веббам) не были столь демократичны, чтобы стать основой социалистического общества4. Будучи апологетом так называемого гильдейского социализма, он подвергает жесткой критике теорию супругов Вебб. На русском языке изданы и */ работы руководителя Социал-демократической федерации Х.В. Гайнд-

мана5. Несмотря на тесное сотрудничество между фабианцами и Социал-демократической федерацией, Гайндман полемизировал с Веббами по вопросам методов и способов построения социализма в Англии. Од-

1 Pease E. The History of the Fabian Society. L., 1963. P. 15.

2 Cole M. The Webb's & Their Work. London, 1946.

3 Шоу Д.Б. Безнадежность анархизма // Социализм в Англии: Сбор. стат. СПб., 1907.

4 Коул Дж. Д. Капитализм в современном мире. М., 1964. С. 9.

5 Гайндман Х.В. Единый налог или социализм для блага народа. СПб., 1910; Гайндман Х.В. Переход к социальной демократии // Социализм в Англии: Сбор. стат. СПб., 1907.

нако, ни в одной из вышеперечисленных работ нет анализа деятельно- сти Беатрис Вебб и ее роли в создании фабианской доктрины.

Теория муниципального социализма стала достаточно известной, и на нее откликнулись публицисты и социалисты разных стран. Однако, они по-разному оценивали и само движение и его теоретиков. Например, К. Маркс утверждал, что взгляды фабианцев были полной противоположностью философии научного социализма в силу их приверженности к позитивизму1. Идеи фабианцев нашли отклик и в публицистике того времени. Однако, эти издания рассказывают об обществе как таковом, не углубляясь в суть его учения. Например, это характерно для ра-

2 3

бот А. Метена и М. Беера , в которых они пытаются оценить деятельность Фабианского общества в контексте развития английского социализма. При этом жизнь и деятельность руководителей данного общества не входят в исследовательское поле авторов. Что же касается личности Беатрис Вебб, то здесь, как правило, наличествует лишь краткая биографическая справка.



К сожалению, большая часть этих работ не опубликована в нашей стране. Между тем, автору данного диссертационного сочинения удалось познакомиться с работами некоторых западных авторов: Ю. Ку- чинского, Р. Милебенда, А.Л. Мортона, А. Хатта и Д. Клугмана4, изданных на русском языке. Названные книги не содержат в себе специального исследования деятельности и теоретических воззрений фабианцев. Однако, в той или иной мере касаются и этих вопросов. Очень

1 Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений (Далее - ПСС). Т. 17. С. 637.

2 Метен А. Социализм в Англии: Современные тенденции и пропаганда. СПб., 1898.

3 Беер М. Современный английский социализм. М., 1923.

4 Кучинский Ю. История условий труда в Великобритании и Британской империи. М., 1948; Ку-чинский Ю. Положение рабочего класса в Англии. М., 1958; Милибенд Р. Парламентский социализм. Исследование политики лейбористской партии. М., 1964; Мортон А.Л. Английская утопия. М., 1956; Хатт А.

i 4^ Английское профсоюзное движение (Краткая история). М., 1954; Хатт А., Клугман Д. Исследование исто-

рии рабочего движения и Коммунистической партии в Великобритании // Вопросы истории. 1959. № 3.

12 интересно рассматривать эти труды во взаимосвязи друг с другом.

Ю. Кучинский, говоря о положении рабочего класса в Великобритании, отмечает, что фабианские идеи получили распространение и поддержку в среде рабочих, а главное, тред-юнионов1. Р. Милибенд же объясняет эту популярность фабианских идей характером социального состава профсоюзов2. Более того, он отмечает позитивную роль деятельности послевоенных лейбористских правительств, которые доказали дееспособность основных теоретических концепций фабианцев.

Но все перечисленные выше работы не являются в полной мере историческим исследованием личности Беатрис Вебб и теории фабианцев. Их авторы принадлежат к так называемой марксистской историографии, исходя из чего, работы носят идеологизированный характер.

Собственно же научное осмысление наследия Беатрис Вебб начинается уже в середине XX столетия. Фабианское общество не раз становилось объектом специального рассмотрения. Здесь, также как и в отечественной историографии, к данной проблеме обращались различные исследователи. Деятельность Фабианского общества затрагивали историки, анализирующие общие проблемы британской истории3, исследователи английского лейборизма и социализма4. Свободные от

1 Кучинский Ю. Положение рабочего класса в Англии. М., 1958. С. 58.

2 Милибенд Р. Парламентский социализм. Исследование политики лейбористской партии. М., 1964. С. 70-77.

3 См., напр: Bulmer-Thomas I. The Growth of the British System, 1924 - 1964. L., 1966. Vol. 2; Bell L. At Works. A Study of Manufacturing Town. - 2-d ed. L., 1911; Lee S.J. Aspects of British Political History, 1815 - 1914. L..&N.-Y., 2002; Liggett E. British Political Issues. Oxford, 1964; Macfarlane L.J. The Origins of the Communist Party of Great Britain and its Early History 1920 - 1927. L., 1961; McKibbin R. The Ideologies of Class: Social Relations in Britain, 1880 - 1950. Oxford, 1990; Halevy E. A History of the English People. L., 1939. Vol. I - 3; Palmer A. The Penguin Dictionary of Modern History. 1789 - 1945. L., 1983; Pelling H. A History of British Trade Unionism. 1963; Rayner R.M. British Democracy: An Introd. to Citizenship. L., 1946; Robson W.A. The British System of Government. L., 1940; Robson W.A. The Development of Local Government. L., 1948; The Last Years of Liberal England. 1900 - 1914. L.&Glasgow, 1972; ect.

"Adelman P. The Rise of the Labour Party 1880- 1945.-2-d ed. L.&N.-Y., 1986; Bealey F., Pelling H. Labour and Politics. 1900 - 1906. A History of the Labour Representation Committee. L., 1958; Beer M. A History of British Socialism. N.-Y., 1979. Vol. 1 - 2; British Labour Delegation to Russia 1920. L., 1920; British Labour Statistics. Historical Abstract. 1886 - 1968. L., 1971; Crossman R.H.S. Towards a Philosophy of Socialism // New Fabian essays. L., 1952; Essays in Labour History 1918 - 1939 / Ed. by A. Briggs. L., 1977; Harri-

13 идеологического догматизма, эти авторы, как правило, более беспри-

страстно оценивают роль фабианского социализма и его представителей. Другое дело, что вследствие обширности анализируемой тематики, данным исследованиям свойственна сжатость в изложении деятельности как фабианского общества, так и отдельных фабианцев. Кроме того, встречаются и неточности в изложении материала. Так, например, в работе Э. Лиггета «Британские политические проблемы» указывается, что авторами известного «Отчета меньшинства» являются супруги Вебб1, в то время как общеизвестно, что над этим документом работала именно Беатрис Вебб. Вероятно, эта неточность связана с тем, что в зарубеж-ной литературе деятельность супругов рассматривается, по преимуществу, в тандеме. Это очень наглядно можно будет увидеть при анализе исследований, посвященных деятельности супругов Вебб2.

Большое внимание в английской специальной литературе уделялось и самому Фабианскому обществу. Здесь и работы, освещающие основные этапы деятельности общества, и анализ научно-теоретического наследия фабианцев3. Этот интерес закономерен, поскольку именно фабианство считается родоначальником лейборизма в

> son R. Before the Socialists. Studies in Labour and Politics. 1861 - 1881. L.&Toronto, 1965; Heaky D. Power

Politics and the Labour Party // New Fabian Essays. L., 1952; Howell D. British Works and the Independent Labour Party 1888 - 1906. Manchester, 1983; MacKenzie R. British Political Parties. The Distribution of Power within the Conservative and Labour Parties. Melburn, 1955; MacRaild D.M., Martin D.E. Labour in British Society, 1830- 1914. L., 2000; McKibbin R. The Ideologies of Class: Social Relations in Britain, 1880- 1950. Oxford, 1990; The Theory and Practice of Socialism. L., 1936; Moore R. The Emergence of the Labour Party, 1880 - 1924. L., 1978; Pelling H. A History of British Trade Unionism. L., 1963; Pelling II. A Short History of the Labour Party. - 2 ed. L. & N.-Y., 1965; Pelling H. The Origins of the Labour Party 1880 - 1900; Phillips A. Fraternity // Fabian Essays in Socialist Thought. L., 1984; Pimlott B. New Politics // Fabian Essays in Socialist Thought. L., 1984; Reekes A. The Rise oh Labour, 1899 - 1951. L., 1991; Wolfe W. From Radicalism to Socialism. Men and Ideas in the Formation of Fabian Socialist Doctrines. L., 1975; Wright A. Tawneyism Revisited: Equality Wekfare and Socialism // Fabian Essays in Socialist Thought. L., 1984; ect.

1 Liggett E. British Political Issues. Oxford, 1964.

2 См. С 14-15 настоящей работы.

3 100 Years of Fabian Socialism 1884 - 1984. L., 1984; Brigges A. The Introductions of Fabian Essays. L., 1962; McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884 - 1918. Cambrage, 1962; Pease E. The History of the Fabian Society. L., 1963; Recci D.M. Fabian Socialism: A Theory of Rent as Exploitation // Journal of

•P* British Studies. 1969. Vol. 9. № 1; Weeks J. The Fabians and Utopia // Fabian Essays in Socialist Thought. L.,

1984; Yalet R.J. British Fabionism // Social Science. 1963. Vol. 38. № 1.

14 Англии1. Источником фабианской доктрины считается позитивизм и

политическая экономия Дж.С. Милля и У.С. Джевонса2, что в целом не расходится с утверждением отечественных исследователей3. Кроме того, полагают, что определенное влияние на фабианскую доктрину оказал и марксизм4, и в этом существенное отличие западной историографии от отечественной5. Хотя в последнее время, начиная с исследований Л.А. Галкиной, в отечественной науке появляется точка зрения о взаимодействии марксистской и фабианской теорий6. Также имеются и расхождения в оценке фабианской доктрины. Зарубежные исследователи показывают, что политическая теория фабианства прошла проверку временем, поскольку основные их положения с успехом использовались в деятельности лейбористских правительств 50-х гг. XX века7. Несмотря на всесторонний анализ деятельности Фабианского общества, в данной литературе не характеризуется вклад отдельных представителей фабианского общества, в том числе и Беатрис Вебб.

Особенностью зарубежной историографии является достаточно большой массив литературы, посвященной отдельным фабианцам8. В

1 100 Years of Fabian Socialism 1884 - 1984. L., 1984. P. 4.

2 См., напр.: McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884 - 1918. Cambridge, 1962. P. 7.

"=" 3 См., напр.: Туполева Л.Ф. Социалистическое движение в Англии 80-х годов XIX века. М., 1975.

С. 107 - 108; Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии. М., 1965. С. 210.

4 См., напр.: McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884 - 1918. Cambridge, 1962. P. 7; Pierson S. Marxism and the Origins of British Socialism. Itaca, L., 1973. P. XI - XII и др.

5 Туполева Л.Ф. Указ. соч. С. 108; Кертман Л.Е. Новый спор о старом фабианстве // Вопросы истории. 1964. №12. С. 112- 115 и др.

6 Галкина Л.А. К критике идеологии фабианства. М., 1984. С. 22 - 25.

7 Cole M. The story of Fabian Socialism. Stanford (California), 1961. P. 301.

8 См., напр.: Fremantle A. This Little Band of Prophets: The British Fabians. N.Y., 1960; Henderson A. George Bernard Shaw: His Life and Works. Cincinati, 1920; Henderson A. Bernard Shaw: Playboy and Prophet. N.Y., 1932; Henderson A. George Bernard Shaw: Man of the Century. N.Y., 1956; Hobsbawm E.J. Bernard Shaw's Socialism // Science and Society. 1947. Vol. 2. №4; Hobsbawm E.J. The Lesser Fabians. L., 1962; MacKenzie N., MacKenzie J. The Fabians. N.-Y., 1977; Nethercot A.H. The First Five Lives of Annie Bessant. Chicago, 1960; Shaw and Society: An Anthology and Symposium / Ed. C.E.M. Joad. L., 1953; Strauss E. Bernard Shaw: Art and Socialism. L., 1942; Underbill F.H. Fabians and Fabionism // Candian Forum. 1946. Vol. 26.

[4-r* № 302, 303; Wolfe W. From Radicalism to Socialism: Men and Ideas in the Formation of Fabian Socialist Doc-

trines, 1881 - 1889. New Heven; L., 1975; Wieler P. Wiliam Clarke: The Making and Unmaking of Fabian So-

15 том числе немало литературы посвященной и чете Вебб1. Обратим вни-

K^t мание на тот факт, что большинство литературы посвящено именно

супружескому тандему. И это при том, что устоявшейся точкой зрения является мнение о доминировании Беатрис в семейном и творческом союзе. Однако, работ, посвященных личности Беатрис Вебб и ее вкладу в разработку фабианской доктрины, почти нет. Исключение составляют лишь две чисто биографические работы2, трактат современницы Веббов М. Коул3, а также исследование С. Сеймур-Джонс, вышедшее в 1992 году4. При этом исследование Сеймур-Джонс выделим особо, так как оно написано с использованием тендерной методологии при изучении личности Беатрис Вебб. Для нас это является важным при анализе эволюции взглядов Беатрис на суфражизм.

Таким образом, анализ западной историографии позволяет говорить о периодизации зарубежной историографии. Первый период (конец XIX - начало XX вв.) — этап марксистского анализа деятельности Фабианского общества. На втором этапе, начиная с 40-х гг. XX века, появляются академические исследования. Однако, основное внимание уделяется деятельности всего общества, а не отдельным его представителям. Наконец, в последнее время возрастает интерес к биографиче-

-?/ ским работам. При этом во многих из них применяется гендерная мето-

дология.

cialist // Journal of British Studies. 1974. Vol. 14. № 1; West A. A Good Man Fallen among Fabians: A Study of George Bernard Shaw. L., 1950 и др.

1 Кроме исследований, уже упомянутых в начале историографического обзора, можно назвать: Hamilton M. Sidney and Beatrice Webb. L., 1932; Harrison R. The Life and Times of Sidney and Beatrice Webb. Chippenham, Wiltshire, 2000; MacRae D.C. The Webbs and Their Work // Political Qwarterly. 1948. Vol. 19. № 1; Nord D.E. The Apprenticeship of Beatrice Webb. Amherst, 1985; Radice L. Beatrice and Sidney Webb: Fabian Socialists. L., 1984.

Специфика избранной темы требует от автора и рассмотрения ис- ториографии женского движения в Великобритании. Мы не ставим перед собой задачи всесторонне проработать данный вопрос, наметим лишь основные проблемные поля в изучении данной тематики, а также, уделим внимание вопросу: а изучалось ли взаимоотношение суфражизма и Беатрис Вебб?

В советской исторической науке, вследствие господства марксистских установок, повышенный интерес проявлялся к изучению революционных движений. Деятельность же иных общественных движений, в том числе и суфражистских, практически полностью игнорировалась. Лишь в немногих работах, написанных в этот период, можно встретить упоминание о движении английских женщин за политическое равноправие с мужчинами1. В основном авторы данных работ упоминали о суфражистском движении как об одном из факторов, которые обострили политическую ситуацию в Англии накануне I Мировой войны и способствовали углублению кризиса английского либерализма и вытеснению либеральной партии с ведущих позиций.

В последнее десятилетие XX в., вследствие оформления в отечественной исторической науке нового направления, которое полу- чило название «гендерный подход», значительно возрос интерес к изу-чению женских движений разных стран , в том числе и Великобрита-

1 Виноградов К. Б. Дэвид Ллойд Джордж. М., 1970; Ерофеев Н. А. Очерки по истории Англии (1815 - 1917 гг.) М., 1959; Итяева Л. И. К истории суфражистского движения в Англии. // Некоторые вопросы классовой борьбы в зарубежных странах. Саранск, 1976; Кертман Л. Е. Борьба течений в английском рабочем и социалистическом движении в конце XIX - начале XX вв. М., 1962; Попкова А. В. Внутренняя политика кабинета Асквита накануне первой мировой войны (1908 — 1914 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. Л., 1974.

2 Айвазова СИ. Женское движение и политика // Массовые движения в современном обществе. М., 1990; Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. № 6; Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991. № 4; Воронина О.А. Идеология феминистского движения // США: Экономика. Политика. Идеология. 1980. № 3; Кли-менкова Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии, 1988. № 5; Феми- низм: перспективы социального знания. М., 1992; Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993; Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 - 1917). Иваново, 1994; Успенская В. И. Суфра-

17 нии1. В этих работах достаточно подробно рассматривается развитие

суфражистского движения, эволюция суфражистской идеологии, взаимоотношение с другими политическими партиями.

В английской исторической науке тема британского суфражистского движения получила широкое освещение. Практически с начала XX века в исследованиях по данной теме наметились две основные тенденции ее раскрытия: апологетическая (которую вслед за С. Холтон можно также разделить на конституциональное и милитантское направления) и критическая2.

Отличительной чертой, присущей всем исследованиям первого течения, является отсутствие глубокого исторического анализа . Это обусловлено тем, что его представителями были сами участницы этих движений. Поэтому они скорее обосновывали право суфражизма на существование, чем вели научный поиск.

жизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997; Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (феминистская мысль в США) // Вопросы философии. 1988. № 5.

1 См., например: Новикова Н. В. Суфражистское движение в Великобритании в годы первой мировой войны. Автореф. дис. ... к.и.н. Ярославль, 2000; Полкинхорн Б. Раскол в женском движении: Можно ли 1 -(• извлечь уроки из британского опыта // Адам & Ева. Альманах тендерной истории. 2002. № 4; Фролов В.П.

Первые женщины - либералки в британском парламенте (1821 - 1951 гг.) // Адам & Ева. Альманах гендер-ной истории. 2002. № 4; Школьников И.А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение // Адам & Ева. Альманах тендерной истории. 2002. № 4; Школьников И.А. Суфражизм и политические партии Великобритании, 1867 - 1918: Дис. ... к.и.н. Иваново, 2002; Шнырова О.В. Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе. Материалы международной научной конференции. Иваново, 1997; Шнырова О.В. Мили-тантский период в истории английского суфражизма // Женщина в российском обществе. 2001, №1; Шнырова О.В. Феномен милитанства в истории суфражизма // Российские женщины и европейская культура. Материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения. СПб., 2001; Шнырова О.В. Яков Прилукер — гражданин мира, радикал и феминист // Адам & Ева. Альманах тендерной истории. 2002. № 4; Школьников И. А., Шнырова О. В. Суфражизм в Великобритании и России: опыт сравнительного анализа. // Диалог женщин. М., 1998, № 6.

г Школьников И.А. Суфражизм и политические партии Великобритании, 1867 — 1918: Дис. ... к.и.н. Иваново, 2002. С. 8.



3 См.: Pankhurst S. The Suffagette Movement: an Intimate Account of Persons and Ideals. L., 1977; Pankhurst С Unshackled: the Story of How We Won the Vote. L., 1987; Pankhurst E. My Own Story. L., 1914; CV> Holton S. S. The Making of Suffrage History. // Votes for Women. / Ed. by J. Purvis, S. S. Holton. L. - N. Y.,




Лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии. Алфред Э. Смит
ещё >>