Художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Фамилия, имя участника: Амирова Ксения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассказа Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича» 1 139.48kb.
Анна клевцова оркен жоямерген 50 лет назад опубликовали повесть Солженицына... 1 43.11kb.
Рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в контексте... 3 584.61kb.
Урок по творчеству А. И. Солженицына. Трагическая судьба человека... 1 66.39kb.
Павел Проценко «Один день Ивана Денисовича»: послание через полвека 1 87.46kb.
Один день Ивана Денисовича 10 1626.87kb.
Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича 10 1359.58kb.
Рассказы «Ионыч», «Студент». Пьеса «Вишнёвый сад». А. Н. Островский. 1 13.54kb.
В. Шукшин Рассказы «Чудик», «Волки» идр. А. И. Солженицын. Личность... 1 15.73kb.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича» 1 322.84kb.
Солженицын а и. «не стоит село без праведника» 1 57.31kb.
Солжени́цын александр Исаевич 11 декабря 1918 1 76.16kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Фамилия - страница №1/1

Тезисы

Тема работы: Художественный мир рассказа «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына"


Фамилия, имя участника: Амирова Ксения.
Руководитель работы: Ефимова Ирина Олеговна.
Обоснование выбора темы. Актуальность. Цель исследования. Обращаясь к выбранной теме, хочется не только подчеркнуть интерес к творчеству некогда запрещенного писателя, сколько выявить особенности художественного мира Александра Исаевича Солженицына.

Объект и предмет исследования. Для такой работы выбран рассказ "один день Ивана Денисовича".


Познавательная ценность. Представляется важным показать углублённое внимание художника слова к детали и обратить внимание на особенности его индивидуального мастерства в использовании традиционных приёмов художественной изобразительности: пространства, времени и внутреннего мира.
Социальная значимость. На основе анализа формы рассказа показать особенности его содержания. Материалом для выпускной работы послужили произведения писателя, монографии и статьи Решетовской Н.А., Паламарчука П., Горшкова А.И.
Ведущая идея. Почему же Солженицын счел необходимым обратиться к теме лагерной жизни? Почему использовал для воплощения её жанр рассказ? Отвечая на эти вопросы, нужно, прежде всего, сказать о том, что, несмотря на"оттепель", стало выясняться, что правда об истории человека и общества страшит, и страшит она именно тех, кто совершал преступления против собственного народа. Такая особенность мироощущения писателя и помогла ему создать произведение, которое стало, по словам П.Паламарчука," поворотным событием не только духовного развития каждого из нас".Автор глубоко уверен в том, что произведение на тему лагерной жизни необходимо, потому что человеку необходима правда, какой бы она ни была."Один день Ивана Денисовича"-это рассказ совершенно особенный, стал подлинным событием в жизни многих людей, можно сказать, в истории общества. Правдивое воссоздание духа времени, ощущение сложности судьбы самого писателя вызывают у читателя восхищение, которое позволяет им предлагать Солженицыну свою дружбу. Писатели, критики говорят и о другом феномене, вызванном появлением рассказа: они указывают на совершенство его художественной формы и подчёркивают такие достоинства, как лаконичность, целесообразность,"абсолютный вкус" автора.
Логика изложения темы.

1.Введение. Дух времени и судьбы как отражение художественного мира А.И.Солженицына.


2.Основная часть. Особенности художественного мира рассказа "Один день Ивана Денисовича".
2.1.Особенности изображения пространства зоны в рассказе.
2.2.Функции цвета, света, звука в создании пространства зоны.
2.3.Способы описания и восприятия времени в рассказе.
2.4.Мир лагерной жизни и внутренний мир героя.
3.Заключение. "Правда времени" в развитии личности у А.И. Солженицына.
4.Библиография.
Основные результаты и выводы.

Восприятие любого художественного произведения обусловлено тем, что писатель всегда находит способ подсказать читателю его оценку, используя возможность средств художественной изобразительности. Автор использует традиционные средства выразительности изображения:



  • обозначает время, называет события, комментирует происходящее прямо или через монолог героя, обращается к его воспоминаниям – повествованию - и оценкам;

  • вводит в структуру изображения детали-подробности (цвет, свет, звук), в том числе специфические названия, и детали-описания (интерьер).

Своеобразие художественных средств, связанных с изображением пространства зоны, заключается, прежде всего, в точности отбора автором деталей и лаконизме. Структура пейзажа и интерьера построена с учётом той же экономии средств: одна- две характеризующие детали, на основе которых выстраивается зрительный или ассоциативный ряд восприятия. Максимум объектов соответствует минимум описаний. Возникает ощущение заброшенности человека, помещённого властью в условия абсолютной замкнутости: герой

находится в пределах границ, обозначенных "сплошным забором", "колючкой", конвоем и т.п. Нахождение человека в замкнутом пространстве, помноженное на низведение его потребностей до уровня бытовых, физиологических, способно превратить его в некое функциональное существо. Таким образом, автор говорит об абсолютной безнравственности власти и выносит ей свой приговор, обвиняя её в уничтожении человеческой личности.

Детали, с помощью которых автор изображает цвет, свет, звук, точны, лаконичны, вместе с тем достаточно "объёмны" с точки зрения общего их количества в тексте. По мысли Н.А. Решетовской, этот объём является продолжением "художественной плотности", о которой говорит А.И. Солженицын как о важнейшем принципе воссоздания лагерной действительности."Плотность" изображения цвета, света, звука помогает автору создать объёмный, динамичный мир и формирует важную для него мысль: при любых условиях своего бытования в этом мире человек будет искать опору, даже если опора эта будет столь эфемерна, как цвет, свет или звук. Так, писатель, создавая цвета - светозвуковую "оболочку" лагерной жизни, усиливает как эмоциональное восприятие повествования - сострадание героям - так и "сознательность" чтения.

Анализ материалов показывает, что важнейшим средством для построения сюжета оказывается в рассказе хронология. На основе хронологии автор формирует внешний круг жизни героя. Именно в этом круге, ход событий в котором не зависит от воли и желания героев, автор выстраивает цепочку мелких, маленьких, незаметных на общем фоне, но очень значимых, жизненно важных для героя событий его собственной, внутренней жизни. Таким образом, день, который проходит перед нашими глазами, наполнен огромным количеством событий, связанных с внешней и внутренней жизнью героя, т.е. автор, создавая сюжет, вновь использует приём "уплотнения", теперь - событий во времени.

Даже приблизительный (с точки зрения материала всего рассказа) подсчёт показывает, что Иван Денисович живёт в полную силу чувств: он не остался "нейтральным" по отношению к окружающему миру, то есть с ним не произошло самого страшного, что может быть с человеком вообще,- отепления, оравнодушивания. Герой испытывает как отрицательные эмоции, и они связаны в основном с миром враждебным ему: охраной, конвоем и т.п., - так и положительные. Именно поэтому к нему тянутся другие люди, находящиеся рядом с ним в лагере. Живая душа героя, кроме всего прочего, помогает быть живыми душам многих людей.

Мы видим, что художественный мир рассказа А.И. Солженицына своеобразен. Это не просто правдивое изображение лагерного быта, а скорее, правда времени в развитии личности.

Синонимом мужества в концепции личности, предложенной писателем, становится достоинством. Так выявляется особенность авторской позиции в рассказе о лагере: она заключается в том, что человек, попавший в лагерь, не потеряет своих человеческих качеств, если его человеческое естество не разрушено "растлением" долагерной жизни, если сохранит он свою бессмертную "душу живу", если, перефразируя самого писателя, весь мир будет ощущать не как внешний, а как прожитый, "весь внутри меня".
Информационные источники.

1.Александр Солженицын: телеинтервью на литературные темы с

Н.А.Струвье. Париж, март 1976г.

Литературная газета, 27 марта 1991г.-№12


2.Паламарчук П. Александр Солженицын: путеводитель.

Литература в школе,1989г.-№5


3.Решетовская Н.А. Александр Солженицын и читающая Россия.

Москва: Советская Россия, 1990г.-с.115.


4.Русская литература ХХ века. Вторая половина. 11 класс.

Под редакцией Л.Г. Максидоновой



Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2002г.-с36-64.
5. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений.

Москва: ИНКОМ НВ,1991гю-т.3,т.5-7.




Где есть мужчина, может быть и ребенок. Магдалена Самозванец
ещё >>