Художественная жизнь современного лондона: институции, тенденции, проблемы репрезентации - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа III забайкальского Международного Кинофестиваля 1 33.16kb.
Сити Лондона 1 31.65kb.
Германская историография национал-социализма: проблемы исследования... 5 855.1kb.
Искуство ХХ века в музее – история или истории? 1 136.59kb.
1. Сущность, социально-экономические и политические факторы мирового... 1 187.66kb.
Выполнила 3 392.49kb.
Высшая школа менеджмента международная студенческая научная конференция... 1 262.17kb.
«основы национальной безопасности современного государства» 5 1062.05kb.
Перечень вопросов к экзамену по спецкурсу «Актуальные проблемы цивилистического... 1 43.56kb.
Организация современной антитеррористической борьбы 1 235.98kb.
«Социальные проблемы современного общества: причины их возникновения... 1 35kb.
Против стереотипов: Крэг 1 241.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Художественная жизнь современного лондона: институции, тенденции, проблемы репрезентации - страница №1/1



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
На правах рукописи

Лебедев Александр Александрович

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ЛОНДОНА: ИНСТИТУЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

(на материале изобразительного искусства, 1990-2000-е гг.)
Специальность 17.00.09 – Теория и история искусства
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов


Научный руководитель:

Кандидат культурологии, доцент



КАРПОВ Александр Владимирович
Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор



ЮРЬЕВА Татьяна Семеновна
Кандидат искусствоведения

ГАВРИЛОВ Виктор Александрович


Ведущая организация:

Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица


Защита состоится « 29 » октября 2010 года в 16.00 часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15, ауд. 200


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
Автореферат разослан 28 сентября 2010 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

Кандидат культурологии, доцент А. В. Карпов


  1. Общая характеристика работы

Диссертация посвящена теоретическому осмыслению культурно-исторических, институциональных, творческо-эстетических и репрезентативных аспектов художественной жизни современного Лондона на материале изобразительного искусства.

Актуальность исследования. Художественная жизнь современной Великобритании привлекает внимание всего мира искусства. Одним из самых ярких событий стало открытие в 2000 году музея современного искусства – Тейт Модерн, ставшего подлинным центром современной художественной жизни и лабораторией новых художественных явлений. В начале XXI века о Лондоне говорят как о столице современного искусства, сменившей на мировой арене Нью-Йорк.

Безусловно, многие ответы на сложившуюся в Великобритании ситуацию по отношению к современному искусству связаны с самими британцами, с их национальными традициями, мировоззрением и отношением к искусству. С другой стороны, важная роль была сыграна культурной политикой государства, общественными и частными инициативами в сфере искусства, меценатами, неоднократно влиявшими на направления развития художественного процесса.

С помощью взаимодействия меценатов и правительства в Великобритании были заложена система поддержки и развития искусства, открывшая дорогу молодым художественным талантам. Искусство, творческая практика, созидание и восприятие художественных ценностей воспринимаются британцами как органичная часть повседневной культуры. Великобритания являет собой очень яркий пример страны, где совокупность действий и взаимодействий различных структур и организаций привели к возведению социума на иной уровень восприятия современного искусства, что может послужить хорошим примером для других стран, в которых статус и роль современного искусства еще только претерпевает изменения в общественном сознании.

Финансирование и спонсорство позволили институциям современного искусства, в частности, коммерческим галереям заниматься просветительской деятельностью, крупные галереи пошли еще дальше – к формированию вкуса у зрителя и его эстетических предпочтений. Несмотря на очевидное манипулирование общественным сознанием, этот процесс принес свои плоды – появилось молодое поколение, заинтересовавшееся искусством, способное увидеть не только активно предлагаемое искусство, но и то, которое стало или станет актуальным и востребованным.

Иными словами, в Великобритании сложилась целая система поддержки искусства: финансовая, социальная, теоретическая, образовательная, которая сделала искусство органичной частью повседневности, и обусловило возникновение веры в необходимость и ценность современного искусства у рядового зрителя.

Степень разработанности темы. Обращение к теме, связанной с художественной жизнью современного Лондона, требует учитывать весьма разнообразный круг источников, научной и специальной литературы, в том числе – проблемы определения современного искусства и методологические подходы к его исследованию, проблемы социального функционирования системы современного искусства, проблемы взаимовлияния арт-рынка, его институций (галереи, аукционы, ярмарки, кураторы, дилеры и т.д.) и современной творческой практики, то есть исследование системы современного искусства и художественной жизни Лондона должно опираться на достаточно широкий круг теоретических и практических источников.

Непосредственно же художественная жизнь современного Лондона еще не стала предметом специального искусствоведческого исследования. В историческом же аспекте несомненный интерес представляет кандидатская диссертация Е.В. Игумновой «Художественная жизнь Лондона 1910 - 1914 гг.»1, в которой речь идет о художественной ситуации в Лондоне и становлении лондонской богемы и нового искусства. Автор обращает преимущественное внимание на влияние постимпрессионизма на творчество английский художников, а также на противостояние вортицизма и футуризма.

Отдельным аспектам современной художественной жизни Лондона посвящены обзорные статьи И. Бакштейна2 и А. Котломанова3, в которых затрагиваются проблемы политической и художественной культуры Великобритании. Рассматриваются изменения, произошедшие в музейной культурной политике, галерейно-рыночной стратегии (на примере Ч. Саатчи), а также изменения в английской поп-культуре.

С другой стороны, ряд важных выводов и наблюдений, значимых в контексте настоящей темы, содержатся в обобщающих работах, посвященных как искусству Великобритании второй половины ХХ века, так и европейскому (и шире западному) искусству этого времени.

К числу наиболее важных отечественных и зарубежных работ, посвященных искусству второй половины ХХ века, относится ряд серьезных монографий и научных статей ряда авторов (Е. Ю. Андреева, А. Боровский, Б. Тейлор, К. Хоннеф, В. Хофман и др).

Теоретическому обоснованию изобразительного искусства ХХ века посвящено исследование В. Хофмана4, в котором автор говорит о современном искусстве, опираясь на все предшествующие ему этапы и выводя близкое его родство с искусством Средних веков, Ренессанса или маньеризма. Ученого интересует прежде всего то поле, которое образуется при полярном противостоянии абстракции и натурализма. При этом пропасть между ними ему не кажется непреодолимой. Изобразительное искусство XX века рассмотрено во всем многообразии его формальных и мировоззренческих поисков.

Общий художественно-исторический и теоретический контекст искусства второй половины ХХ века представлен в работах Е.Ю.Андреевой «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века»5 и «Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века» 6.

В первой работе автор последовательно исследует смену концепций современного искусства, затрагивая его основные направления: абстрактную живопись, поп-арт, неодада, минимализм и т.д. В работе анализируется творчество ряда британских художников. В частности, подробно и со множества ракурсов исследуется творчество Дэмиана Хёрста (выявляются и объясняются ключевые черты, приемы, работы) и его коллег по колледжу Голдсмит. Во второй работе, оценивая практику, Е.Ю. Андреева анализирует ключевые художественные явления и персоналии искусства второй половины ХХ века.

Тенденции развития искусства последней трети ХХ – начала ХХI вв. нашли свое отражение в книге известного английского искусствоведа Б. Тейлора. Ракурс данной монографии, «Art today: Актуальное искусство 1970-2005» 7, делает ее крайне важным источником в контексте настоящего исследования. Исходная точка рассуждений Б. Тейлора – анализ изменений, ключевым образом повлиявших на дальнейшее развитие искусства: высокие технологии, Интернет, обострение социальных противоречий, межконфессиональные конфликты – все это породило новые тенденции в живописи и скульптуре, в кино и фотографии. Б. Тейлор отмечает, что современное искусство формируется сочетанием предумышленной непонятности артефактов вкупе с экспансией выставочной инфраструктуры8.

Несмотря на наличие ряда авторитетных исследований, творческая практика современного искусства – удел, в большей степени, художественной критики, нежели строгой науки об искусстве. Здесь выделяется сборник статей и эссе А. Боровского «Практически не изящные искусства»9. С точки зрения диссертационной работы, особую значимость являет собой раздел «StarZ», где рассматривается отврат-арт братьев Чепменов, искусство Джеффа Кунса и феномен Дэмиэна Херста. А. Боровский – один из немногих авторов, который интерпретирует современное искусство в ясной и образной форме, рассматривая при этом ключевые явления и знаковые персоналии.

Другой пласт источников объединен темой искусства Англии второй половины ХХ века ( И. Голомшток, Б. Кудрявцев, А. Bowes, М. Peppiatt, Т. Rowan и др.).

Обстоятельно рассматривает развитие английского искусства И. Голомшток в своей книге «Английское искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиена Херста»10. Монография способна служить хорошей основой в исследовании британского искусства. Все рассматриваемые художники вписаны в контекст мирового искусства, сделаны интересные выводы о значении английского искусства и степени его влияния на мир искусства в целом. Рассматривая современное искусство, автор отмечает, что выдвижение Лондона на лидирующие позиции в современном мире искусства связано с тем, что изменилась политика в сфере искусства и теперь «не сами художники, а крупные дилеры и музейная администрация стоят у штурвала и определяют курс… движения»11.

Б. Кудрявцев в монографии «Художественные музеи Лондона»12 анализирует теорию и практику музеев британской столицы: Галерею Тейт – одну из крупнейших в Англии и располагающей самой богатой коллекцией английской живописи XVI - XX вв., Галерею Института Курто, где находятся выдающиеся произведения импрессионистов и постимпрессионистов, Коллекции Уоллес, Картинную галерее Далидж-Колледжа и Галерею Кенвуд-Хауса. С точки зрения настоящего диссертационного исследования, монография Б.Кудрявцева представляет интерес в качестве источника дополнительной информации по ведущим институтам современного искусства в Лондоне.

Отдельного внимания заслуживают работы непосредственно по британскому современному искусству. Работа A. Bowes «Contemporary Art 1910-1990: Eighty Years of Collecting by the Contemporary Art Society»13 служит существенным источником информативного материала по коллекционированию современного искусства в Великобритании, давая проследить основные аспекты и принципы коллекционирования, а также выделить основные имена в британском обществе коллекционеров современного искусства.

Отдельно следует упомянуть исследования Н. Певзнера, В.П. Шестакова и К. Fox, которые, хотя и не имеют непосредственного отношения к теме диссертации, тем не менее, дают представление о национально-культурном и художественно-историческом колорите, в контексте которого развивается британское искусство.

Книга Н. Певзнера «Английское в английском искусстве»14 является интересным примером решения сложной, но постоянно возникающей проблемы – национальной специфики художественной школы. Автор последовательно пытается выявить ключевые черты, из-за которых английская живопись ассоциируется непосредственно с Великобританией и английской живописной традицией.

В 2010 году вышла в свет монография В. Шестакова «История английского искусства. От средних веков до наших дней»15. На страницах монографии дан обзор творческой деятельности Дэмиана Херста и поколения YBA. Данная монография может стать основой для комплексного исследования истории английского искусства, ключевых тенденций, направлений и персоналий.

Монография К. Fox «Наблюдая за англичанами»16 вызвала обширный общественный резонанс, в силу своей острой специфичности. Известная английская социолог проводит обстоятельное исследование, чтобы прийти к общему знаменателю, касательно черт национального характера. Приводятся результаты множества социологических исследований, выделяются типологии, выстраивается убедительная картина отличий и особенностей типично английского отношения к жизни и видения мира.



Таким образом, работ комплексно рассматривающих проблематику художественной жизни современного Лондона в отечественном искусствознании практически не существует (за исключением нескольких обзорных статей), более того, даже задач подобного рода в современном отечественном искусствоведении не ставилось. Иными словами, не существует единого исследовательского материала, объединившего в себе основные аспекты (культурно-исторический контекст и традиции, художественные институции и формы репрезентации искусства, роль живописи и тенденции ее развития) художественного бытия современного Лондона. Этот факт свидетельствует об актуальности и необходимости данного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в теоретическом осмыслении культурно-исторических, институциональных, творческо-эстетических и репрезентативных аспектов художественной жизни современного Лондона на материале изобразительного искусства.

Задачи исследования:

  1. Анализ культурно-исторических и художественных предпосылок развития современного искусства в Великобритании;

  2. Анализ и типология основных институций современного искусства в Лондоне;

  3. Рассмотрение основных тенденций развития английской живописи 1950-1980-х гг., а также экспериментальных направлений, в частности, «лондонской школы» и поп-арта;

  4. Рассмотрение и анализ роли живописи в современной художественной жизни Лондона;

  5. Выявление и анализ основных тенденций развития живописи современных лондонских художников, в совокупности стилистических и семантических аспектов;

  6. Анализ ярмарки современного искусства как синтетической формы репрезентации современного искусства в Лондоне;

  7. Анализ современной музейной и галерейной выставочной практики на примере ведущих лондонских художественных институций;

  8. Определение значимости опыта Великобритании в формировании современного художественного процесса.

Объект исследования – художественная жизнь современного Лондона (1990-2000-е годы).

Предмет исследования – культурно-исторические, институциональные, творческо-эстетические и репрезентативные аспекты художественной жизни современного Лондона. Непосредственной сферой исследования являются: институции современного искусства Лондона (музеи, галереи, ярмарки), произведения современных британских художников, лондонская выставочная практика 1998-2010-х гг.

Теоретико-методологическим обоснованием данного диссертационного исследования являются научные труды по истории и теории искусства, истории британского искусства, истории и теории художественного рынка, эстетике, философии искусства, а также фактические материалы, касающиеся художественной жизни современной Великобритании. В понимании ключевого термина «художественная жизнь» автор следует за принципами анализа художественной жизни, сформулированными Г.Ю. Стерниным. Художественная жизнь понимается как сфера «диалога между современниками и пластическим творчеством, диалогом, дающим много для понимания исторического самосознания эпохи», а изобразительное искусство является «органической частью художественной культуры своего времени, ее общих духовных устремлений, ее общественного бытия, ее жизнесозидательных усилий»17.

Методологическими принципами данной диссертационной работы являются:

  1. принципы социального функционирования искусства и понимания истории искусства как части общего историко-культурного процесса (Б.М. Бернштейн, Г. Грэм, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Т.Е. Шехтер и др.);

  2. понимание художественной жизни как актуального бытия художественной культуры и сферы творческого диалога (Г.Ю. Стернин Б.М. Бернштейн и др.);

  3. понимание современного искусства как сложного синтетического феномена, включающего в себя многообразные виды и формы творческой практики (Е. Ю. Андреева, Д. Бирнбаум, А. Д. Боровский, И. Голомшток, Б. Гройс, А.В. Карпов, А. Ковалев, В. Мизиано, Б. Тейлор, А. Фоменко, В. Хофман, Т.Е. Шехтер и др.);

  4. принципы анализа современного искусства, сформулированные в работах: Е.Ю. Андреевой, Е. Бобринской, А. Д. Боровского, А. Обуховой, Б. Тейлора, В. Хофмана , Т.Е. Шехтер и др.;

  5. понимание художественного рынка как сферы актуализации современного искусства и художественного наследия и сложной системы культурных и экономических отношений (Б. Гройс, А.В. Карпов, Ф. Мазната, Т.Е. Шехтер и др.);

  6. понимание музея как неотъемлемой и необходимой составляющей художественного процесса и жизни современного человека (N. Serota, О. Беззубова, Т.П. Калугина, М.Т. Майстровская, Л.М. Шляхтина, Т. Юренева и др.);

  7. понимание феномена художественной выставки, как составной части современного арт-рынка и неотъемлемого элемента современной художественной жизни общества (С.В. Богродский, В.В. Литвинов, Н.В. Мазный, Н.Н. Суворов, Е.О. Торопова и др.).

В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов художественной жизни современной Великобритании. Среди них следующие методы исследования:

  1. культурно-исторический метод с целью определения основных предпосылок утверждения Лондона в качестве столицы современного искусства;

  2. аналитический метод исследования деятельности художественных институций (институт художественной галереи, институт художественного музея, институт ярмарки искусства);

  3. сравнительно-описательный метод с целью выявления отличительных особенностей и общих точек соприкосновения деятельности указанных институций;

  4. метод образно-стилистического анализа произведений современной британской живописи;

  5. метод семантического анализа произведений современной британской живописи;

  6. типологический метод с целью систематизации основных институций современного искусства в Великобритании и особенностей их функционирования;

Источники исследования:

  1. Осуществленные за последние годы художественные выставки по теме диссертационного исследования в Санкт-Петербурге и Лондоне: «USA Today» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2007), «Новояз. Британское искусство сейчас» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, 2009), «Street Art» (Лондон, Tate Modern, 2008), «Art Now: The Way In Which It Landed» (Лондон, Tate Britain, 2008), «Richard Prince: Continuation» (Лондон, The Serpentine Gallery, 2008), «Sara Morris: Lesser Panda» (Лондон, White Cube, 2008), «Richard Prince» (Лондон, Gagosian Gallery, 2008), «Summer Exhibition 2008» (Лондон, Royal Academy of Arts, 2008) и др.;

  2. научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций, и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история меценатства и кураторства в Великобритании, теория и история арт-рынка, теория, методика и практика выставочно-экспозиционной деятельности);

  3. научные каталоги и пресс-релизы музейных экспозиций и галерейных выставок (Tate Modern, the Saatchi Gallery, the Gagosian Gallery, the White Cube, the Serpentine и др.);

  4. художественные произведения из собраний и частных коллекций (Tate Modern, the Saatchi Gallery, the Gagosian Gallery, the White Cube, the Serpentine и др.);

  5. специализированные отечественные и британские периодические издания, освещающие события современной художественной жизни, анализирующие современную художественную ситуацию, а также рецензирующие ключевые события и проекты: (газета «Guardian», «The Observer», журнал «Art of England», газета «The London Paper», «Художественный журнал», «Искусство», «Артхроника», «Арт Менеджер», «Тайм Аут Петербург», газета «Art Review» и др.);

  6. информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни, персональные сайты художников, музеев, галерей, фестивалей и ярмарок современного искусства (ARTinvestment.ru, OpenSpace.Ru, Tate.org.uk, GIF.ru, Redraggallery.co.uk и др.);

Научная новизна исследования. В данной диссертационной работе впервые в отечественном гуманитарном знании представлен развернутый анализ художественной жизни современной Великобритании с чётким теоретическим базисом, включающим исторические, функциональные и организационные аспекты. Материалы диссертационного исследования обогащают соответствующие разделы гуманитарных наук новыми концепциями и фактическими данными. В частности:

  • рассмотрен социальный контекст развития современного искусства в Великобритании (меценатство, государственная культурная политика);

  • обозначены и проанализированы основные институции современного искусства Великобритании;

  • проанализирована роль «Лондонской школы» и поп-арта в формировании современного художественного процесса в Лондоне;

  • проанализировано творчество художников живописи, ориентированной на поиск нового художественного языка и художников живописи, ориентированной на художественную традицию;

  • рассмотрены ключевые ярмарки современного искусства в Великобритании, приведена их типология и проанализирована их культурно-эстетическая значимость;

  • проанализированы особенности музейной выставки на примере музея современного искусства Тейт Модерн;

  • проанализированы особенности галерейной выставки, рассмотренные на примерах экспозиций ключевых британских галерей современного искусства (галерея Чарльза Саатчи, галерея Gagosian, галерея White Cube, галерея Serpentine);

  • проанализирована значимость опыта Великобритании в формировании и развитии системы современного искусства как части общего культурного процесса.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

  1. учебно-методическим материалом для семинарских занятий и практических дисциплин, связанных с областью теории и истории арт-рынка, истории и практики современного британского искусства, истории культурных связей Великобритании и России, истории и практики выставочно-экспозиционной деятельности;

  2. научно-методическим материалом для исследований, связанных с областью институций современного искусства в Великобритании;

  3. как методическая основа для практики выставочно-экспозиционной деятельности художественных музеев и галерей современного искусства.

Положения, выносимые на защиту:

  1. обоснование исторически сложившихся предпосылок для выдвижения Лондона на лидирующие позиции в мире современного искусства;

  2. выявление и анализ основных художественных тенденций развития современных лондонских художников;

  3. значение ярмарки как синтетической формы репрезентации современного искусства в английской художественной культуре;

  4. обоснование значимости опыта современного искусства Великобритании в мировом художественном процессе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 научных публикациях, в том числе в изданиях, определенных ВАК. Кроме того, результаты диссертационного исследования обсуждались на всероссийских научно-практических конференциях «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (СПб., 2008, 2009, 2010); а также на Втором Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (СПб., 2008).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений (Приложение 1 – Аннотированный перечень художественных галерей современного искусства в Лондоне, Приложение 2 – иллюстрации). Общий объем диссертации – 172 с. Библиография – 268 наименований.


  1. Основное содержание работы

Во Введении дается обоснование актуальности выбранной темы, оценивается степень ее разработанности, определяется объект и предмет, цель и задачи исследования, указывается теоретико-методологическая основа, методы, база источников исследования, его научная новизна и практическая значимость.
ГЛАВА 1 «Система современного искусства в Великобритании: культурно-исторический, институциональный и творческий аспекты» посвящена аспектному рассмотрению системы современного искусства в Лондоне, с целью выявления причин и предпосылок, позволивших Лондону повторно выдвинуться на мировой сцене актуального современного искусства.

В параграфе 1.1 «Культурно-исторический контекст развития современного искусства в Великобритании (предпосылки развития, спонсорство, культурная политика, статус художника и т.д.)» рассматривается культурная политика правительства Великобритании 1998-2000-х гг., самым серьезным образом повлиявшая на становление веры в актуальность современного искусства у рядового обывателя.

В диссертации отмечается, что культурная политика партии Маргарет Тэтчер, которая также сыграла существенную роль в художественной жизни Британии. Хотя консервативная партия и отличалась «обывательским» подходом к искусству, она подготовила почву для развития Лондона как ведущего центра современного искусства и художественной жизни. Либеральная налоговая политика воодушевила большое количество богатой публики поселиться в Лондоне, но лишь небольшое число из этих богачей предпочло вкладывать свои капиталы в искусство и, как следствие, заметного прогресса не ощущалось. Гораздо более важным фактором являлся рост финансового центра, Сити, уровня заработной платы. Новый уровень заработной платы породил целое поколение финансистов и биржевых игроков, обладающий серьезными капиталами, позволяющими делать ощутимые вложения в искусство.

Другая предпосылка развития современного искусства – деятельность нового поколения галеристов, арт-дилеров и художников. Автором рассматривается деятельность художников группы «Freeze», а также деятельность знаменитого куратора Чарльза Саатчи, который сумел собственными силами возвести подопечных ему художников в ранг представителей нового искусства, сделав их любимцами общественности, а их элитное творчество – примером для подражания.

В диссертации проанализированы оценки деятельности Ч. Саатчи художественным сообществом. Саатчи любят и ненавидят одновременно, поскольку он способен не только «зажигать» новые «звезды» современного искусства, но и полностью лишать их высокого статуса, продавая работы по демпинговым ценам, исходя из своих субъективных убеждений или личной неприязни.

Также особое внимание уделяется одному из символов нового искусства – Дэмиану Херсту. Критики разошлись во мнениях по поводу качества арт-продукции Херста. Если сторонники художника указывали на «реализм» его тематики («жизнь и смерть»), вплоть до значимости дерзкого «контента» над требованиями материала и формы, то противники описывали объекты Херста как эстетически и художественно легковесные, неспособные соперничать с полноценным эстетическим пееживанием. Пока шли споры, художник успешно строил свою карьеру, достигая все более невероятных цен за свои произведения.

Далее автор уделяет внимание феномену меценатства в английской художественной культуре, ставшего одним из истоков финансирования современного английского искусства. Меценаты и спонсоры своими капиталовложениями открыли путь для искусства в более широкие, нежели элитарные, круги. Организованные выставки мирового художественного наследия в той или иной мере повлияли на современное эпохе английское искусство, позволив создавать работы на порядок выше качеством исполнения и наполнения.

Спонсорство в современном понимании чаще всего ассоциируется с крупными компаниями и миллионерами-благотворителями. Однако, в XIX веке, когда зарождалась благотворительность современного типа, объединяющим фактором было не только могущество и власть, но и религиозные воззрения, которые самым серьезным образом отличались от воззрений большинства людей в ту пору. В России главными благотворителями были купцы-старообрядцы, в Великобритании, откуда по всему миру пошла мода на благотворительность, - квакеры и унитарианцы. Воззрения квакеров и унитарианцев настолько отличались от общепринятых христианских, что даже протестантская Англия не готова была их терпеть.

Квакеры оставались постоянной мишенью для жестоких шуток, однако именно к ним англичане обращались, когда нужно было занять денег или приобрести высококачественный товар. Подобный коммерческий успех можно объяснить, во-первых, верой британцев в то, что квакеры не будут гневить Бога обманом клиента, а во-вторых, тем, что бизнес был едва ли не единственной сферой, где квакером можно было реализовать себя и свой потенциал.

Что качается унитарианцев, то они, как и квакеры, были также лишены возможности проявлять себя где-то кроме как в предпринимательстве. Но унитарианцы, в отличие от проповедовавших предельную простоту образа жизни квакеров, не имели ничего против музыки, живописи и театра. Именно унитарианцы стали самыми знаменитыми меценатами искусства в Британии.

Меценаты сыграли существенную роль в формировании художественного вкуса и предпочтений у зрительской аудитории, их силами поколения художников знакомились с мировой художественной традицией, развивая национальную школу.



В параграфе 1.2 «Основные институции современного искусства в Лондоне» рассматриваются крупные культурные учреждения Лондона, где представлено современное искусство. Автор данной диссертационной работы видит целесообразным подразделение галерей Лондона на: публичные (доступ широкой общественности) и частные (узкий круг доступа), профитные (приносящие прибыль) и нонпрофитные (созданные с иными целями, нежели прибыль). С точки зрения классической градации, институции современного искусства в Лондоне можно разделить на:

  • институты/академии (Институт Современного Искусства, Королевская Академия Художеств);

В Институте Современного искусства проходила первая выставка инсталляции Ильи Кабакова (1989), а также этот институт считается местом рождения брит-попа (в 1950-е это было место встреч Independent Group, на одной из которых Эдуардо Паолоцци впервые показал свои коллажи).

Королевская Академия Художеств известна на весь мир одной из самых больших (по количеству художников) выставок современного искусства – Summer Exhibition. Ежегодно галеристы со всего мира просматривают работы начинающих перспективных авторов, с которыми спешат заключить контракт.



  • галереи-музеи (Тейт Модерн, Тейт Британ, Музей Виктории и Альберта, Национальная Портретная Галерея);

Тейт Модерн знаменита своим Турбинным Залом. Каждый год к зиме в этом зале открывается инсталляция, которая создается одним из ведущих художников специально для этого огромного, высотой в 30 метров, пространства. Самой запоминающейся была работа 2003 года «Проект погоды» Олафура Элиассона, который возвел достоверную симуляцию восхода солнца.

В Tate Britain, коллекция которой начинается работами 1500 года, проходили и проходят выставки современных британских мастеров. «Британский художник» - широкое понятие. Ни национальность, ни паспорт здесь совершенно не играют роли — важно, чтобы мастер был каким-то образом связан с британской культурой: жил здесь некоторое время или регулярно приезжал, участвовал в выставках или учился.

Музей Виктории и Альберта, обладающий гигантской и очень дидактичной коллекцией английского дизайна начиная с эпохи Генри IV, собирает и коллекцию современного искусства, включая работы русских художников — Тимура Новикова, Игоря Макаревича и других. Здесь регулярно проводятся выставки современного дизайна, архитектуры и кино.

Вопреки своей крайне консервативной (и свободной от зрителей) постоянной экспозиции, представляющей в основном портреты королей и королев, Национальная портретная галерея регулярно представляет современную живопись и фотографию: до февраля 2009 здесь была открыта выставка Энни Лейбовиц, после чего ее сменили портреты Герхарда Рихтера. Здесь также учреждена премия за современный фотографический портрет, Taylor Wessing, выставка номинантов которой открыта ежегодно с ноября по февраль.



  • крупные галереи с образовательными программами (Галерея Лари Гагосяна, Галерея Barbican, Центр Искусства Camden Arts);

У галереи Гагосяна два помещения: аккуратный белый зал в районе Bond Street, где показывают живопись и фотографию, и бывший склад недалеко от Британской библиотеки, где можно размещать инсталляции и крупную скульптуру. Художники галереи — классики ХХ века – Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Эд Руша, Ричард Серра, Сай Твомбли, представители нео-поп Синди Шерман, Джеф Кунс, Том Фридман и многие другие. Чаще всего это исторически проверенный материал, своеобразная частная история искусства ХХ века, к которой прилагаются разнообразные по стилю и характеру образовательные программы, что выделяет данную галерею, как заботящуюся о будущем современного искусства.

Галерея Барбикан — одно из лучших нонпрофитных пространств, представляющих ведущих художников современности. В полукруглом зале здесь чаще всего представляют образцы сложнейших видео и аудиоинсталляций, в остальных залах — весь спектр актуального искусства от цветной фотографии и комиксов до социально-политической документалистики и перформанса.

Одна из миссий центра искусства Camden Arts — поддерживать социально ангажированное искусство, обладающее эстетической значимостью. Как правило, проекты галереи всегда неожиданны и интересны, даже если это выставка известного мастера. В фокусе внимания галереи — молодые художники. Здесь есть мастерская, предназначенная для artists in residence — молодого художника, приглашенного из другой страны, чтобы в течение трех месяцев жить поблизости и создавать новый проект для галереи.


  • галереи, организующие события в мире искусства (Галерея Serpentine, Галерея Белый Куб, Галерея Whitechapel, Галерея The Hayward, Галерея Parasol Unit, Галерея South London);

Павильон галереи Serpentine посреди Гайд-парка — образец нового вида искусства, соединяющий архитектуру с принципами динамической скульптуры, демонстрирующего богатство (в самом буквальном смысле) институции современного искусства. Каждое лето на лужайке перед галереей строится дорогое архитектурное сооружение, которая стоит с конца лета до середины осени, а потом разбирается и остается в каталоге.

Галерея Белый Куб (Mansions Yard) – одного из самых влиятельных лондонских дилеров Джея Джоплина – родилась на волне интереса к YBA («молодым британским художникам») и во многом благодаря личной дружбе Джоплина с Дэмиеном Херстом, является одним из ведущих игроков на рынке современного искусства.

Галерея Whitechapel в полную силу галерея стала работать с весны 2009 года. В истории галереи есть немало выставок, которые стали историческими вехами в искусстве. Например, в 1956 году здесь прошла выставка This is Tomorrow, первый показ брит-попа; в 1978 — Art for Society, ознаменовавшая социальный поворот в искусстве.

Интересным местом для посещения является также галерея The Hayward, являющаяся практически государственной галереей, входящая в единый комплекс с Royal Festival Hall, Queen Elisabeth Hall и Saison Poetry Library. От музея отличается только отсутствием постоянной коллекции. Данная галерея может позволить себе организовывать международные выставки музейного уровня.

Институцией современного искусства в менее глобальных масштабах является Parasol Unit – нонпрофитный фонд современного искусства. Выставочная программа Parsol Unit интернациональна. В 2010 году в фокусе — художники из Ближнего Востока. Летом 2009 года была открыта инсталляция ливанской художницы Моны Хатум, работающей с образами войны.

South London Gallery — одно из лучших публичных пространств Лондона. Это муниципальная галерея, в которой имеется своя коллекция современного искусства: Сара Лукас, Кейт Ковентри, Ангус Фейрхерст и др. Основанная в позапрошлом веке с широкими просветительскими целями, в 1992 году она переориентировалась на современное искусство. С этого же времени галерея уделяет большое внимание молодому поколению художников.



  • аукционные дома (Аукционный дом Сотбис, аукционный дом Кристи) и галереи, ведущие аукционную деятельность (Галерея Haunch of Venison, Галерея Phillips de Pury);

В диссертации автор делает акцент на последних. Haunch of Vention – это коммерческая галерея основана уже в нашем десятилетии. В прошлом году ее перепродали аукционному дому Кристи, что вызвало горячий протест художественной общественности. Тем не менее, она остается дилером таких выдающихся художников, как Тони Крэг, Дэн Флэвин, Ричард Лонг, а на вторичном рынке — Дэмиена Херста.

Phillips de Pury – единственный из крупнейших аукционных домов, который специализируется только на современном искусстве. На его предпродажных выставках можно увидеть редчайшие шедевры, которые потом надолго, если не навсегда, будут скрыты от глаз публики в частных коллекциях.



  • колледжи (Голдсмит Колледж) и частные галереи.


В параграфе 1.3 «Лондонская школа и экспериментальные направления в искусстве Англии второй половины ХХ века как исток своеобразия художественной жизни современного Лондона» основное внимание уделяется рассмотрению творческой деятельности группы художников, объединенных нелегкими судьбами.

В составе шести основных участников группы лишь М. Эндрюс был лондонцем, Л. Фрейд – внук знаменитого Зигмунда Фрейда, Ф. Ауэрбах был перевезен в 8 лет в Англию из нацистской Германии, Л. Коссофф – потомок еврейских эмигрантов, бежавших от русских погромов, родители Р. Китая – бежали от погромов нацистских. Каждый из художников чувствовал себя как на чужбине, отщепенцем, включая и ирландца Ф.Бэкона с его проблемной нетрадиционной ориентацией.

Сейчас можно с уверенностью согласиться с критиками английского искусства, которые называют лондонскую школу одним из самых значительнейших моментов в развитии современного британского искусства. Представители данной группы, в силу личных жизненных и творческих биографий, смогли выйти на одну волну с современным миром, почувствовать и передать его трагическую динамику и распавшуюся с ней связующую нить.

Разумеется, лондонская школа – не единственное явление в английской художественной жизни, которое самым серьезным образом повлияло на формирование современного искусства. Другим явлением стал поп-арт, зародившийся именно в Великобритании и лишь потом переместившийся в Соединенные Штаты. В диссертации показано, что будучи интеллектуальным на английской земле, поп-арт стал эффектной ироничной и стильной промежуточной фазой в формировании ряда тенденций искусства постмодернизма.

Подводя итог, следует отметить, что выдвижение Лондона в сфере современного искусства было неизбежно в силу рассмотренных предпосылок. Однако, без поддержки и веры рядовых обывателей в значимость и актуальность современного искусства ни один из выше перечисленных аспектов (культурно-исторический, институциональный и творческий) не смог бы реализоваться сам по себе в полной мере.
ГЛАВА 2 «Живопись в современной художественной жизни Лондона: основные тенденции развития» посвящена анализу современной английской живописи, выявлению основных тенденций и ключевых имен, с опорой на живопись в культуре ХХ века и ее переосмыслении в концептуальном искусстве.

В параграфе 2.1 «Живопись в культуре ХХ века и ее переосмысление в концептуальном искусстве» дается анализ живописи в ХХ веке, перемен и характерных особенностей.

Негативные события ХХ века способствовали отходу от классического понимания и искусства, и музейного пространства. Немалую роль сыграл в этом и технический прогресс, социальные и мировоззренческие изменения. Исследователи, характеризуя роль живописи в культуре ХХ века отмечают, что «картины ХХ века становятся все более безлюдными, на их место становятся вещи или всепоглощающая пустота»18.

Человек постепенно вытесняется из пространства картины. Картина перестает быть целостным организмом, акцент смещается на передачу отдельных составных элементов художественного образа.

Однако, к концу первого десятилетия XXI века фигуративное искусство привлекает все больше внимания, и не последнюю роль сыграла уже упоминавшаяся идея политической корректности. Реализм как творческий метод получает реабилитацию в современном искусстве, порождая, таким образом, весьма парадоксальные последствия и вбирая в себя «богатый философский и объективно-духовный опыт ХХ века»19.



В параграфе 2.2 «Живопись, ориентированная на поиск нового художественного языка» рассматривается творчество Гленна Брауна, Томмы Абтс, Ричарда Райта, Декстера Дэлвуда, Найджела Кука и Майкла Фуллертона.

Под «живописью, ориентированной на поиск нового художественного языка» понимаются работы, в которых художники развивают и воплощают новые творческие идеи, где ставятся эксперименты и поднимается сложная этико-эстетическая проблематика20. Произведения данной живописи далеко не всегда вписываются в современный интерьер, тяготея к большим пространствам и специальному освещению. Более того, эмоциональное содержание подобных произведений может оказаться настолько глубинным и впечатляющим, что их трудно будет воспринимать и переживать каждодневно.

В основе выбора художников, иллюстрирующих выбранные критерии для анализа, лежит представление о том, что значимую часть современного искусства составляет искусство актуальное, то есть искусство, активно вовлеченное в современный художественный процесс (выставки, ярмарки, аукционы, упоминание в прессе, представленность в виртуальном сегменте художественного рынка). Следует учесть, что понятие актуальности искусства – это понятие динамичное и подвижное, ибо зависит от ряда факторов, в частности, от общественных запросов или дилерской политики.

Рассмотрение творчества данных художников строится не на их актуальном функционировании в контексте художественного рынка и жизни, но с точки зрения специфики художественно-образного языка и творческого метода, которые обуславливают их художественную индивидуальность или, наоборот, их стереотипность.

Самым важным моментом видится то, что, на данном этапе развития музейного и галерейного дела в Великобритании, мастер должен выделяться некой чертой или особенностью, стоять не только в так называемом «мейнстриме» (общем течении), но и быть в неком роде провидцем и предсказателем будущих тенденций. Гленн Браун соединил в своих работах маньеризм с импрессионизмом, Томма Абтс вышла за пределы геометрической абстракции, Ричард Райт вдохнул жизнь в декоративную живопись, придав ей очарование мимолетности, Декстер Дэлвуд вышел на иной уровень восприятия исторического процесса, Найджел Кук соединил академическую манеру с апокалипсическим видением мира и, наконец, Майкл Фуллертон исследовал способы созидания смыслов, используя манеру знаменитого Гейнсборо. Все художники сделали шаг в сторону от основного движения, обеспечив тем самым самое веское обоснование для помещения в ряд «поисков нового художественного языка».

В параграфе 2.3 «Живопись, ориентированная на поиск нового художественного языка» рассматривается творчество Даррена Бейкера, Майка Бернарда, Сьюзан Браун, Мартина Колкина, Дэвида Кобли, Рэйчел Дикен, Питера Бургесса, Дэвида Фаррена, Саймона Гардена и Саши Хардинг.

Сферу «живописи, ориентированной на художественный стереотип» определяют экономические законы и вкус потребителя. Творческие новации здесь применяются в гораздо более «сниженном», адаптированном виде. Они включаются в устоявшуюся и знакомую потребителю систему, чтобы сообщаемая новизна не заставляла осваивать новые художественные коды и идеи. В произведениях подобного рода не бывает высоких порывов и в них нет места экспериментам, они всегда балансируют в рамках общепризнанного вкуса. Однако, это не говорит об их низком качестве.

Формат подобных произведений был определен уже малыми голландцами, которые остановились на небольшом формате и тщательности исполнения. Эмоциональное содержание и образность коммерческих произведений соответствует переживаниям, настроениям и идеалам, которые волнуют большинство современников.

По-прежнему, высоким спросом пользуются живописцы, в той или иной мере соединившие в своем творчестве импрессионизм и реализм, или же следующие принципам лондонской школы, с узнаваемым, знакомым и оттого кажущимся более притягательным образным рядом. Покупатель все также не заинтересован в том, чтобы рушить свои классические представления в угоду какому-либо творческому таланту. Живопись, ориентированная на художественный стереотип, не должна утомлять зрителя, поэтому здесь нельзя найти революционных в художественном и эстетическом отношении работ, но нередко качество исполнения переходит в разряд эстетического, как это, на данный момент, происходит с творчеством Даррена Бейкера.


ГЛАВА 3 «Формы репрезентации современного искусства в художественной жизни Лондона 1990-2000-х годов» посвящена актуальным и специфичным формам репрезентации современного искусства в Лондоне, дается типология и анализ одной из ключевых форм – ярмарке современного искусства.

В параграфе 3.1 «Ярмарка как синтетическая форма репрезентации современного искусства в Лондоне» рассматривается ключевая и уникальная форма репрезентации современного искусства в Лондоне – ярмарка современного искусства.

Бьеннале и фестивали в Англии не распространены в классическом понимании, сравнимом с Венецией. Ареной для апробации и продажи современного искусства стали ярмарки, как наиболее демократичная и доступная форма. Ярмарки различаются по своему характеру и виду организации. Условно, с точки зрения содержательной направленности ярмарки можно разделить на: фестивальные (создающие специальную уникальную атмосферу и сопутствующие мероприятия) и специализированные (тематические, либо берущие в основу какой-либо доминирующий аспект, например, недорогое искусство, или русское и восточное искусство и т.д.). С точки зрения баланса коммерческих и просветительных задач, ярмарки могут быть разделены на: нон-профитные (когда организаторы ярмарки действуют в просветительских целях) и профитные (строгий отбор галерей-участников, опора на известные имена, гарантирующие стабильный доход от события)

Общее число проводимых в Лондоне ярмарок в год доходит до двух десятков, большая часть из них сконцентрирована на современном искусстве. Особый акцент в диссертации сделан на ярмарке Kinetica Art Fair.

Kinetica Art Fair – ярмарка, которая стоит в стороне от всех существующих ярмарок не только Лондона, но и большинства городов мира. Kinetica Art Fair предоставляет коллекционерам, кураторам, музеям и публике уникальную возможность увидеть и приобрести работы ведущих международных галерей, коллективов художников, кураторских групп и организаций, специализирующихся на кинетике, электронике и новом медийном искусстве. Основная цель выставки – это раскрутка новых имен художников и объединений, работающих в этих инновационных жанрах, а также обеспечение платформы для коммерческой инициативы в данной сфере.



В параграфе 3.2 «Выставочные формы репрезентации современного искусства в Лондоне» дается анализ состояния галерейной и музейной выставки в современной художественной жизни Лондона. Рассматриваются крупные выставочные проекты в Тейт Модерн, Королевской Академии Искусств, В Галерее «Gagosian», галерее «Белый Куб», галерее «Серпантин» и в др.

В Лондоне современное искусство широко представлено как в музейной сфере, так и галерейной, что свидетельствует о вере английских зрителей, кураторов, искусствоведов и иных деятелей искусства в актуальность современного художественного процесса.

Музейные пространства смело и интерактивно интерпретируются, давая рядовому зрителю уникальную возможность прочувствовать на себе динамику нового времени. Уровень аппаратного оснащения и информационной поддержки обеспечивают серьезное и своевременное освещение ключевых выставочных проектов и событий, что позволяет английскому зрителю отслеживать и оценивать самые последние тенденции и направления.

Классические художественные музеи в Лондоне органично включили в свое пространство современное искусство, трансформируя классическое представление зрителя о музейной выставке, как консервации и констатации прошлого, музей предложил актуальное знание о современном искусстве, вовлекая зрителя в диалог, делая зрителя своей неотъемлемой частью.

Ключевые галереи Лондона демонстрируют всесторонний охват актуальных тем современного искусства, уделяя самое серьезное внимание тем аспектам и направлениям, которые сформировали так называемое «новое классическое искусство». В сферу интересов владельцев галерей входят не только европейские художники или художники, привлекающие своей экзотичностью, но, что показательно, и свои современники-соотечественники.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования.



Опыт Великобритании в сфере современного искусства демонстрирует значимость целого ряда как художественных, так и внехудожественных факторов, совокупность которых способна породить оригинальный художественный мир и обеспечить достойное место с мировом художественно-культурном процессе:

  • значимость государственной культурной политики и традиций меценатства;

  • значимость художественной и образовательной политики основных институций искусства;

  • важность формирования поколения художников, выражающих культурное сознание современности;

  • значимость конкурентной художественной среды и многообразия форм творческого самовыражения, художественных практик;

  • значимость просвещенной зрительской среды и традиций визуального и психологического зрительского опыта;

  • значимость выставочных форм актуализации современного искусств а и художественного наследия.


ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
а) в изданиях, определенных ВАК

  1. Лебедев А.А. Лондон – столица искусства? // Обсерватория культуры: информационно-аналитический журнал. – М., 2009. – № 5. – С. 36-43, ISSN 2072-3156

  2. Лебедев А.А. Медичи наших дней: патронаж искусства в Великобритании в ХХ веке. // Искусство и образование. – М., 2009. – № 5 (61). – С. 23-33, ISSN 2072-0432

  3. Лебедев А.А. «Newspeak»: современное искусство глазами британцев. // Искусство и образование. [в печати], ISSN 2072-0432.

б) в других научных изданиях

  1. Карпов А.В., Лебедев А.А. Символизм как творческий метод в английском искусстве XIX в. (К постановке проблемы) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008. – СПб.: СПбГУП, 2008. – С. 70-75. ISBN 978-5-7621-0435-7

  2. Лебедев А.А. America today, или пособие для будущих YRA (Young Russian Artists) // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 25 января 2008. – СПб.: СПбГУП, 2008. – С. 135-139. ISBN 978-5-7621-0488-3

  3. Лебедев А.А. Галерея «Тейт Модерн» в художественной жизни современной Великобритании. // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 30 января 2009. – СПб.: СПбГУП, 2009. – С. 102-104.

  4. Лебедев А.А. «Newspeak» Чарльза Саатчи: Британское искусство сейчас. // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, 29 января 2010. – СПб.: СПбГУП, 2010. – C. 171-173. ISBN 978-5-7621-0563-7

  5. Актуальное искусство в пространстве современной культуры: глянцевая гуманность и сюрреалистическая радость бытия в творчестве Инки Эссенхай // Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. – С. 414. ISBN 978-5-94856-516-13



1 Игумнова Е. В. Художественная жизнь Лондона 1910-1914 годов : дисс. канд.искусствоведения. – МГУ им. М.В. Ломоносова, М.: 2006. – 173 с.

2 Бакштейн И. Глядя из Лондона-2. Заметки о британской политической и художественной культуре: [Электронный ресурс] // Художественный Журнал. 2001. № 41. URL: http://xz.gif.ru/numbers/41/london/ (дата обращения 20.02.2009)

3 Котломанов А. Под небом Лондона // Новый мир искусства. – 2004. – № 5 (40). – С. 2-6.

4 Хофман В. Основы современного искусства: введение в его символические формы. – СПб.: Академический проект, 2004. – 560 с.

5 Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века.– СПб.: Азбука-классика, 2007. – 484 с.

6 Андреева Е.Ю. Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. – 512 с.

7 Тейлор Б. Art today: Актуальное искусство 1970-2005. – М.: Слово, 2006. – 256 с.

8 Тейлор Б. Art today: Актуальное искусство 1970-2005. – М.: Слово, 2006. – С. 9

9 Боровский А. Практически не изящные искусства. – СПб.: Амфора, 2009. – 478 с.

10 Голомшток И. Английское Искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиана Хёрста. – М.: Три квадрата, 2008. – 250 с.

11 Голомшток И. Английское Искусство от Ганса Гольбейна до Дэмиана Хёрста. – М.: Три квадрата, 2008. – С. 228

12 Кудрявцев Б.В. Художественные музеи Лондона. – М.: Искусство, 1994. – 222 с.

13 Bowes A. British Contemporary Art 1910-1990: Eighty Years of Collecting by the Contemporary Art Society. – L.: New Amsterdam Books, 1991. – 160 p.

14 Певзнер Н. Английское в английском искусстве. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 319 с.

15 Шестаков В.П. История английского искусства. От средних веков до наших дней. – М.: Галарт, 2010. – 479 с.

16 Fox K. Watching the English. – L.: Nicholas Brealey Publishing, 2008. – 424 p.

17 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.: Галарт, 2005. – С. 4

18 Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство – СПб, 2005. – С. 74-75

19 Шехтер Т.Е. Реализм и его модификации в искусстве ХХ-ХХI веков // Современное искусство в контексте глобализации: Материалы всероссийской научно-практической конференции – СПб: СПбГУП, 2009. – С. 24

20 Совпадает с понятием «выставочное искусство», рассматриваемом в сборнике: Современное искусство и отечественный художественный рынок / под ред. Т. Е. Шехтер – СПб.: СПбГУП, 2005. – С. 39






Деньги не пахнут. Император Веспасиан, обложив
ещё >>