Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная категория Калининград, 2013 пояснительная записка Нас - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Астахова Елена Владимировна, учитель начальных классов\ Высшая квалификационная... 1 140.4kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 4 478.73kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 3 513.18kb.
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 3 454.85kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель истории, 1 квалификационная категория... 10 1425.11kb.
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 122.34kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
«Число и цифра 7» 1 87.9kb.
Акбарова Наиля Фанисовна, II квалификационная категория Городецкая... 10 1846.47kb.
Толерантность гармония в многообразии 1 139.25kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория... 1 145.27kb.
Программа по музыке во 2 классе, составленная на основе примерной... 1 168.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная категория - страница №1/1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 12


Рассмотрена на заседании

МО учителей ИЗО, музыки, технологии МАОУ СОШ № 12

Протокол № 5 от 16.05 .2013 г.


Обсуждена на заседании МС

МАОУ СОШ № 12

Протокол

9 от 29.05.2013 г.



Утверждена

педагогическим советом

Протокол № 9 от 29.05.2013 г.
Приказ № 85/5от 31.05.2013г.








Директор МАОУ СОШ № 12

Лопатин А.В.

_____________________ (подпись)

М.П.



Рабочая программа

«Музыка»

базовый уровень, 5 класс

/адаптированная на основе примерной

программы «Музыка»; УМК под ред.

Д.Б. Кабалевского./
Составитель:

Худоба Галина Владимировна

учитель музыки МАОУ СОШ № 12

первая квалификационная категория



Калининград, 2013

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2007 года издания.

Программа по предмету «Музыка» для 1-8 классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского.

В этой редакции программа претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в общеобразовательных учреждениях России: социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологии преподавания музыки, процессами итеграции искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением возможностей музыкального (и шире – художественно-эстетического) развития учащихся.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

• специфику музыки как вида искусства;

• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• основные формы музыки;

• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

• имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:


• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.



Учебно-тематический план


Наименование разделов/

тем


Всего часов

Формы

контроля


 

всего

теория

практика

 

Тема 1 «Связь музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

9

8

0

1 час –

контрольная работа



Тема 2 «Связь музыки и литературы. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

7

7

0




Тема 3 «Связь музыки и изобразительного искусства. Можем ли мы увидеть музыку?»

10

10

0




Тема 4 «Связь музыки и изобразительного искусства. Можем ли мы услышать живопись?»

9

8

0

1 час –

контрольная работа



Итого:

35

33

0

2


Содержание тем учебного курса – 5 класс
Раздел 1.Связь музыки и литературы.Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? –(9 часов).

Что роднит музыку с литературой? Жанр вокальной музыки в классической музыке и в русской народной песне. – 1 час.

Жанры инструментальной музыки. – 1 час. Вокальная музыка и вторая жизнь песни. Знакомство с творчеством М. Глинки – 1 час.

Фольклор в музыке русских композиторов. Знакомство с творчеством Римского-Корсакова. – 4 час. Закрепление понятия либретто

в опере. – 1 час. Закрепление понятия либретто в балете. Контрольная работа. – 1 час.
Раздел 2. Связь музыки и литературы. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? (7 часов)
Связь музыки и литературы. Роль музыки, музыкальных инструментов в стихах и песнях. – 1 час. Роль музыки, музыкальных

инструментов в сюжетах сказок. – 1 час. Музыка в баснях Крылова. – 1 час. Музыка в баснях. – 1 час. Музыка в рассказах – 2 часа.

Музыка в кинофильмах. – 1 час.



Раздел 3. Связь музыки и изобразительного искусства. Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов).

Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку. Их взаимосвязь. Музыка в граните. – 1 час.

Особенности живописи и ее связь с музыкой. Песни о гражданской войне и революции. - 2 часа. Строение симфонического

оркестра. Симфоническое звучание в произведениях и кинофильмах. – 1 час. Богатырская тема в русской музыке и живописи.

Тема подвига. -2 часа. Пейзаж в музыке и живописи (симфоническое звучание). – 1 час. Симфоническая сюита. Э. Григ – сюита

«Пер Гюнт». – 1 час. Импрессионизм в музыке и живописи. – 2 часа.



Раздел 4. « Связь музыки и изобразительного искусства. Можем ли мы услышать живопись?» (9 часов).

Можем ли мы услышать живопись? Портрет в музыке и изобразительном искусстве. – 1 час. От зрительного образа к

музыкальному. – 1 час.Музыка на мольберте. – 1 час. Музыкальная живопись. – 2 час. Образы борьбы и победы в искусстве. -

1 час. Образы борьбы и победы в искусстве. – 1 час. Полифония в музыке и живописи. – 1 час. Обобщающий урок. – 1 час.




Тематическое календарно-поурочное планирование курса «Музыка»

5 класс, базовый уровень. 2013-2014 учебный год.

УМК Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Э. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Г.Е Вендрова, И.В.Кадобнова, Г.С. Тарасов, А.Е. Трушин под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Москва « Просвещение» 2009год. 35 час. 1 час в неделю.

Учитель Худоба Г.В.

Принятые сокращения:



  • ИАД – интерактивная доска

  • ММП – мультимедиапроектор

  • ЭУП – электронное учебное пособие

  • ЭВ – электронный вид

  • ПК – персональный компьютер






Тема/Тема урока

К-во час.

Дата

Cодержание

Оснаще-ние

Тип урока

Тип и форма контроля

1.

Повторение пройденного материала в 4 классе. Что роднит музыку с литературой? Жанр вокальной музыки в классической музыке и в русской народной песне.

1




Вокализ, мелодия, аккомпанемент. Творчество С. Рахманинова. «Вокализ» Рахманинова. Учиться выделять аккомпанемент и мелодию. Работа над правильным дыханием. « Мы пойдём погулять» РНП- разучивание с вокализом. Слова и музыка помогают друг другу.

Баян, фонотека, ноты, ИАД.

Урок – повторение, изучение и первичного закрепления знаний (урок - лекция).

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный).

2.

Жанры инструментальной музыки. Повторение пройденного.

1.




Творчество П. Чайковского «Грустная песенка». Инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: песни без слов, инструментальная баркарола.

Баян, фортепьяно, фонотека, ИАД ноты.

Расширение и углубление знаний, повторение.

Слушание музыки. Интонационно - образный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение.

3.

Вокальная музыка и вторая жизнь песни. Цель- создать условия для знакомства с творчеством М. Глинки и Балакирева.

1




Знакомство с творчеством Глинки и Балакирева. Глинка романс « Жаворонок» и инструментальная пьеса Балакирева « Жаворонок». Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.

Баян, фортепьяно, фонотека, ИАД, ноты.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно - образный анализ прослушанной музыки.

4.

Фольклор в музыке русских композиторов. Цель - создать условия для знакомства с творчеством Римского- Корсакова.

1




Романс, песня, понятие оперы. Связь музыки и литературы. Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Роль сопровождения в исполнении романса и песни. Романс Римского- Корсакова « Жёлтые нивы». Слушание двух романсов А. Варламова и А. Рубенштейна на сл. Лермонтова « Горные вершины». «Мы пойдём погулять». «Свирель».

Баян, фонотека, ноты, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Двухголосие, хоровое пение, устный опрос. Образный анализ прослушанной музыки.

5.

Фольклор в музыке русских композиторов.

1




Программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад. Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных Сообщение и усвоение новых знанийисточников. Слушание, анализ: Сообщение и усвоение новых знанийсимфоническая сюита «Шехерезада» Р. Корсакова (тема Шахриара и Шехерезады). Опера «Снегурочка» Р. Корсакова «Проводы масленицы». Либретто.

Баян, фонотека, ноты, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный).

6..

Фольклор в музыке русских композиторов. Цель- создать условия для понимания взаимодействия музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Сообщение и усвоение новых знаний.

1




Р. Корсаков опера « Садко». Тема моря в опере. Женские голоса. «Колыбельная Волховы». «Заиграйте мои гусельки» -мужские голоса. История создания оперы. Либретто.

Ноты, баян, фонотека, ИАД (отрывки из фильма).

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний.

Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение.

7.

Фольклор в музыке русских композиторов. Цель- создать условия для понимания взаимодей -ствия музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них. Сообщение и усвоение новых знаний.

1




Р. Корсаков опера « Садко». « Песня Садко», « Песня Индийского гостя», « Песня Варяжского гостя» (мужские голоса). Чёткая артикуляция и синкопа в песне. «Свирель», « Калининград».

Ноты, баян, фонотека, ИАД (отрывки из фильма).

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний.

Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение.

8.

Закрепление понятия либретто в опере.

1




Д. Кабалевский опера « Судьба Тараса»(сцена сходки). Либретто. Тема войны, подвига и патриотизма в опере. Игровые моменты в песне. Связи между композиторским народным музыкальным искусством.

Баян, фонотека, ноты, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление новых знаний.

Работа сольно и по группам. Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение.

9.

Закрепление понятия либретто в балете.

1




К. Хачатурян балет « Чипполино». Темы главных героев. Сравнительный анализ. Просмотр отрывков из мультфильма «Чипполино».

ИАД, баян, ноты.

Расширение и углубление знаний, повторение.

Контрольная работа (музыкальная викторина).

10.

Связь музыки и литературы. « Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» Роль музыки, музыкальных инструментов в стихах и песнях.

1




Музыка в стихах и песнях. Пушкин « У лукоморья дуб зелёный» (стих). Песня « Весёлый музыкант»(норвежская народная)- разучивание и инсценирование. Слушание стихов и песен. «Свирель», « Калининград», « Мы пойдём погулять». Лёгкость звучания в быстром темпе. Умение находить основное зерно в текстах песен и стихов.

Фонотека, баян, ноты, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный). Работа по группам.

11.

Роль музыки, музыкальных инструментов в сюжетах сказок.

1




Музыка - главное действующее лицо в сказках. Умение находить основное зерно в литературных произведениях и в сказках. Слушание сказок. « Чонгурист» (грузинская сказка и музыкальный инструмент чонгури, народная мелодия « Чела»). Белорусская народная сказка « Музыкант - чародей» и « Мелодия» Аладова.

Фонотека, баян, ноты, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление новых и старых знаний.

Лекция. Устный опрос. Хоровое пение и двухголосие.

12.

Музыка в баснях Крылова. Басня Крылова « Квартет». А. Бородин « Квартет № 2» и вокальный квартет « Притча»

1




Творчество А. Бородина. Понятие « Квартет» в музыке инструментальной и вокальной. Понятие « а капелла», ноктюрн. Слушание: « Квартет № 2» (3 часть), « Хвалите Господа!» (духовные песнопения). Презентация. « Волшебный смычок» - инсценирование по ролям и в костюмах. Исполнение песни « Свирель».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление новых и старых знаний (повторение).

Презентация с кроссвордом и музыкальной викториной Работа сольно и по группам. Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. Фронтальный опрос.

13.

Музыка в баснях.

1




Слушание и разбор басен о музыке: « Осёл и соловей», « Кукушка и петух», « Кошка и соловей», « Соловей». « Калининград», « Свирель», « Алые паруса», « В эту ночь святую». Чистота интонирования. Лёгкость в исполнении. Умение слышать и слушать.

Фонотека, баян, ноты, басни.

Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный). Работа по группам. Беседа. Интонационно - образное сопоставление музыки и басен. Хоровое пение.

14.

Музыка в рассказах. К. Паустовский « Старый повар» и симфония № 41 А. Моцарта « Юпитер» (2 часть).

1




Жизнь и творчество Моцарта. Понятие « симфония». Слушание рассказа « Слепой повар» и музыки Моцарта в фортепьянном и симфоническом звучании. « Алые паруса», « В эту ночь святую» и другие песни о рождестве.

Фонотека, баян, ноты, рассказы, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний, повторение и закрепление старых знаний.

Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. Вокальная работа.

15.

Музыка в рассказах. К. Паустовский « Корзина с еловыми шишками» и музыка Э. Грига.

1




Жизнь и творчество Э. Грига (ноктюрн, вальс - разбор, слушание). Песни о рождестве. « Белоснежные купола», « Серебряный букет». Навыки правильного исполнения современной песни.

Фонотека, баян, ноты, рассказы, ИАД.

Сообщение и усвоение новых знаний, повторение и закрепление старых знаний.

Интонационно - образный анализ музыки. Хоровое пение. Вокальная работа.

16.

Музыка в кинофильмах. Роджерс кинофильм « Звуки музыки».

1




Творчество Роджерса. Понятие сценарий. Музыка - главное действующее лицо в кинофильме. Понятие мюзикл. Песня о нотах из этого кинофильма. Изучение нотной грамоты. Презентация « В гости к музыке».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление всего пройденного материала.

Устный контроль. Хоровое пение. Презентация (загадки, ребусы, музыкальные загадки).

17.

Музыка и изобразительное искусство. Можем ли мы увидеть музыку? Их взаимосвязь. Музыка в граните.

1




Песня Белого « Орлёнок» и скульптура Головницкого « Орлёнок». Понятие скульптура, памятник, стелла, архитектура, «застывшая музыка». Возможности музыки и камня. Песня Атурова « По долинам и по взгорьям» и памятник в честь этой песни. Истории создания двух песен и двух памятников. Умение видеть в своём воображении картины или пейзажи звучащей музыки. « Песня о маленьком трубаче» (особенности пунктирного ритма). Разучивание песни « Дети простора» (особенности кантилены).

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП.

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний (главных моментов в этой связи).

Устный контроль. Хоровое пение.

18.

Особенности живописи и её связь с музыкой.

1




«Песня о тачанке» Листова и картина Грекова « Тачанка». « Песня о маленьком трубаче» (звучащая пауза в песне). « Дети простора», « Небесная матушка» (особенности умеренно - быстрого темпа).

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукция картины.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление пройденного материала.

Сравнительный анализ двух видов искусства. Устный контроль. Хоровое пение.

19.

Особенности живописи и её связь с музыкой. Песни о гражданской войне и революции.

1




Блантер « Песня о Щорсе» и картина Васильева « Щорс со своим отрядом перед заданием». Братья Покрасс« Кавалерийская» и портрет - картина Будённого». «Портрет Фрунзе» и картина « Фрунзе на учениях». Песня « Варшавянка» и картина « Ленин на параде», «Латышские стрелки». « Песня о маленьком трубаче». « Дети простора».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин.

Сообщение и усвоение новых знаний. Закрепление пройденного материала.

Сравнительный анализ двух видов искусства. Устный контроль. Хоровое пение.

20.

Строение симфонического оркестра. Симфоническое звучание в произведениях и кинофильмах.

1




Особенности строения оркестра. Группы инструментов. Музыкальные инструменты симфонического оркестра и их звучание. Слушание – М. Равель « Хабанера». Френкель песня « Погоня» и « Последний бой» из кинофильма» « Неуловимые мстители» в симфоническом звучании.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин.

Урок - повторение. Закрепление пройденного и нового материала.

Устный контроль. Хоровое пение.

21.

Богатырская тема в русской музыке и живописи.

1




Повторение творчества Бородина. А. Бородин « Богатырская симфония № 2» (1 часть)- слушание и разбор, рассматривание картины Васнецова « Три богатыря» и картины Глазунова «Два князя». Понятие симфония. «Небесная матушка», « Мама - солнышко».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин.

Закрепление пройденного и нового материала. Расширение пройденного материала.

Устный контроль. Хоровое пение.

22.

Продолжение богатырской темы в русской музыке и живописи. Тема подвига.

1




Повторение творчества Бородина. А. Бородин « Богатырская симфония № 2» (1 часть)- слушание и разбор, рассматривание картины Васнецова « Три богатыря» и картины Глазунова «Два князя». Понятие симфония. «Небесная матушка», « Мама - солнышко». Тема подвига в симфонической музыке и в песне: « Маленький барабанщик», « Песня о маленьком трубаче».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Закрепление пройденного и нового материала. Расширение пройденного материала.

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный. Хоровое пение.

23.

Пейзаж в музыке и живописи (симфоническое звучание).

1




М Мусоргский « Рассвет наМосква- реке» (вступление) из оперы « Хованщина». Понятие оперы. Жизнь и творчество М. Мусоргского. Изобразительность во вступлении. История создания оперы (эпоха Петра 1, с которой началось процветание и расцвет Руси). Особенности ритма. Рассматривание картин. « Ангел вдохновения», «Небесная матушка».

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Закрепление пройденного и нового материала. Расширение пройденного материала.

Сравнительный анализ двух видов искусства. Устный контроль. Хоровое пение.

24.

Симфоническая сюита. Э. Григ сюита « Пер Гюнт».

1




Понятие сюиты. Слушание частей из сюиты: « Утро», « Песня Сольвейг», « Танец Анитры», « В пещере горного короля». Творчество Грига. Женские голоса. Изобразительность и эмоциональность в сюите. Рассматривание картин. « Ангел вдохновения», « Небесная матушка»- вокально - хоровая работа.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Устный контроль – индивидуальный и фронтальный. Хоровое пение.

25.

Импрессионизм в музыке и живописи.

1




Творчество К. Дебюсси. Слушание и анализ: « Празднества», « Лунный свет» из « Бергамской сюиты», прелюдии (« Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», « Девушка с волосами цвета льна»). Картина « Впечатление. Восход солнца» К. Моне. Уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Урок – комплексного применения ЗУН учащихся (урок - викторина).

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный). Сравнительно- образный анализ.

26.

Закрепление и обобщение пройденного материала за 3 четверть. Урок- концерт.

1




Загадки, ребусы, музыкальные игры. Выступления учащихся.

Фонотека, баян, ноты.

Урок - повторения и закрепления старых знаний.

Устный опрос (индивидуальный и фронтальный). Хоровое и сольное пение.

27.

Можем ли мы услышать живопись? Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1




И. Репин картина «Протодьякон» и « Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов» Мусоргского. Творчество Мусоргского и Репина. « Могучая кучка»- история создания. Основные идеи « Могучей кучки». Вокально - хоровая работа над песнями, посвящёнными Пасхе дню Победы.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Урок - повторения и закрепления новых знаний.

Сравнительно- образный анализ. Хоровое пение.

28.

От зрительного образа к музыкальному.

1




Д. Кабалевский – творчество. Учить мысленно видеть красоту вечерней крымской природы и песня « Спокойной ночи!»- разбор, анализ, разучивание. А. Цфасман « Здорово, здорово!»- праздничное слушание картин. « Нам не нужна война!», песни о героях войны - разучивание. Маршевый ритм в песне.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Сравнительно- образный анализ. Хоровое пение.

29.

Музыка на мольберте.

1




Творчество литовского композитора и художника М. П. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Слушание и разбор симфонических сюит « Море» и « Лес». Вокально - хоровая работа над песнями.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Слушание музыки. Устный контроль. Закрепление пройденных знаний. Хоровое пение.

30.

Музыкальная живопись.

1




Картина И. Левитана « Вечерний звон» не безмолвная и русская народная песня « Вечерний звон». « Ростовские звоны», « Русь святая зовёт», « Колокола России». Рахманинов вступление ко второму концерту для фортепьяно с оркестром. Виды звонов. Имитация. Выразительные возможности пения инструментов. А капелла.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Устный контроль – индивидуальный и фронтальный. Хоровое пение.

31.

Музыкальная живопись.

1




Кустодиев картина « Масленица» (« Потешные сцены») и балет И. Стравинского « Петрушка». Творчество Стравинского. Понятие балет, зрелищность, живописность, праздничность, красочность музыки и живописи.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Слушание музыки. Устный контроль. Закрепление пройденных знаний. Хоровое пение.

32.

Образы борьбы и победы в искусстве.

1




С. Прокофьев - творчество. Кантата « Александр Невский» (« Вставайте, люди русские», « Мёртвое поле», « Въезд А. Невского во Псков»).

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Сообщение и усвоение новых знаний.

Слушание музыки. Устный контроль. Закрепление пройденных знаний. Хоровое пение.

33.

Можем ли мы услышать живопись?

1




Весь пройденный материал за год.

Фонотека, репродукции.

Повторение и закрепление пройденного материала

Контрольная работа -музыкальная викторина.

34.

Полифония в музыке и живописи.

1




Маленькая прелюдия и фуга для органа И.С. Баха. П. Чайковский « Богородице Дево, радуйся!». Понятие прелюдия, фуга, орган, полифония. Вокально - хоровая работа.

Фонотека, баян, ноты, ИАД, ММП, репродукции картин

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный. Хоровое пение.

35.

Обобщающий заключительный урок.

1




Слушание по выбору. Исполнение любимых песен.

Фонотека, баян, ноты.

Урок - концерт. Повторение и закрепление пройденного материала.

Устный контроль - индивидуальный и фронтальный. Хоровое пение.


Перечень литературы и средств обучения
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

• авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);

• утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

• требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

• Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

• Метод эмоциональной драматургии;

• Метод создания «композиций»;

• Метод игры;

• Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.



В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.




Одно из очарований моды в том, что она ничему не служит. Франсуаза Жиро
ещё >>