Христианизация киевской руси и её геополитические перспективы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Искусствоведение» 031501. 65 Очная форма обучения Искусство средневековой... 1 65kb.
Иеромонах Петр (гайденко) Заметки о состоянии христианской жизни... 1 270.44kb.
Тема. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси 1 314.83kb.
Тема недели: Реализация в регионах задач и поручений Президента Украины... 1 40.52kb.
Столицей Древнерусского государства был город 1 74.14kb.
Тема государство и государственное управление в киевской руси. 18 1839.68kb.
История отечественного государства и права Государственный строй... 1 120.91kb.
Тема государство и государственное управление в киевской рус 21 1965.18kb.
Примерный перечень вопросов к экзамену 1 33.41kb.
Экзаменационный тест по дисциплине «Отечественная история» Время... 1 79.95kb.
Учебник для вузов. М., 2002. Гл. 1, § Геополитика: Учебно-методический... 9 449.32kb.
Русь в VIII начале XII века 1 105.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Христианизация киевской руси и её геополитические перспективы - страница №1/1

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ

И ЕЁ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Заяц М., студент гр. КЭС-09;

Гомаль В.П., к.филос.н., доцент каф.

социологии и политологии ДонНТУ

На территории Киевской Руси господствовало язычество. Но славяне были знакомы и с другими вероисповеданиями: иу-даизмом, католицизмом, православием. Таким образом, население Руси находилось под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, в первую очередь – христианского и мусульманского.

Киевская Русь, по своему геополитическому положению, находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в кото-ром господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в ко-тором исповедовали ислам, православной Византией и католи-ческими государствами Западной Европы. Однако, начиная с Олега, Киевская Русь предпочитает сближение с Византией. Она воевала в союзе с Византией против арабов – (поход 960 года). Вместе с ромеями («Рум») русы ходили на Крит в 911-912гг, 949 и 960-961 гг., в Лангбардию – в 934 году, к берегам южной Франции в 935 году, на Сицилию в 964 году и т. д. В этот пери-од формируется необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой ре-лигии, так как оно отражало демократический быт древнесла-вянского общества, исчезающий под натиском общегосударст-венного феодализма.

Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные поли-тические, экономические, культурные связи Киева и Константи-нополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императо-ра. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические сооб-ражения.

Принятие православия открывало дорогу для брака Вла-димира с сестрой византийского императора принцессой Анной и, таким образом, еще в большей мере закрепляло дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Друж-ба с Византией не только открывала дорогу к расширению тор-гово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря.

Владимира привлекал и тот момент, что Византийская церковь разрешала исполнение религиозного обряда на нацио-нальном языке. Для него было важным, чтобы крещение и свя-занное с этим заимствование византийской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную

63 Украина на стыке эпох: от язычества – к православию

церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направ-лены реформы Владимира, имевшие целью изменение культур-ных основ Киевской Руси.

Но процесс христианизации протекал противоречиво. Ес-ли киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, со-единила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестите-ля, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языче-ский по происхождению праздник масленицы.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от ма-гометанской и языческой Азии, поначалу сблизив ее с христи-анской Европой. Однако принятие христианства имело и нега-тивные последствия: в дальнейшем православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации, ибо с падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального хри-стианского мира. Именно этим обстоятельством может быть от-части объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с татаро-монголами, турками и другими завоевателями.



Литература

1. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и ми-фов. Л.,1986.



2. Политология. Учеб. Пособие для вузов / Сост. и ред. Н. Са-зонов. – Харьков: 2001.




Не признавая кого-либо де-юре, мы тем самым признаем его де-факто. Хуго Штейнхаус
ещё >>