Храмовая архитектура Кубани - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок «Земля отцов моя земля» 1 8.6kb.
Архитектура ЭВМ и принципы фон Неймана Термин «архитектура» 1 53.78kb.
Викторина по истории Кубани «Знатоки истории Кубани» Викторина проведена... 1 80.77kb.
Спортивная жизнь Кубани Банников, А. М. 100 выдающихся спортсменов... 1 251.13kb.
Рассказ о том, как радиолюбители Кубани решают проблемы радиолюбительства... 1 61.61kb.
Закон краснодарского края о краевой целевой программе "культура кубани 2 457.84kb.
Тема урока Кол часов 1 160.59kb.
Об оценках голодомора 1933 года 1 101.22kb.
Статья для газеты «Молодежный вестник Кубани» «Знакомство дошкольников... 1 63.26kb.
1. 5 Архитектура операционной системы 4 861.83kb.
Программа вступительного испытания (собеседование) по дисциплине... 1 17.99kb.
Урок русской литературы в 9`-м классе по технологии «Развитие критического... 1 216.14kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Храмовая архитектура Кубани - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

Краснодарский край

город Усть-Лабинск

улица Энгельса, 61

Конкурс на лучший урок по курсу



«Основы православной культуры»
Тема: Храмовая архитектура Кубани

Из опыта работы учителя изобразительного искусства

высшей категории

Каревой Натальи Николаевны

МОУСОШ № 6

2007 год


Тема: Храмовая архитектура Кубани

Цель урока: составить у учащихся представление о православном храме и его

разновидностях.



Задачи: - обратиться к истокам храмового строительства на Кубани;

- сосредоточить внимание учащихся на преемственности религиозных и нравственных традиций казачества;

- сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой Родины.

Оборудование: 1. Иллюстрации картин русских художников, фото храмов и

соборов России.

2. Иллюстрации библейской скинии и походного храма казаков.

3. Фото церкви св. Покрова Богородицы на Тамани.

4. Фото останков мужского Лебяжьего монастыря.

5. Старый Войсковой собор в Екатеринодаре.

6. Белокаменный Александро-Невский собор (разрушенный и восстановленный).

7. Фото храма Сергия Радонежского, часовен города


Ход урока
1. Храм как явление общественной жизни россиян

Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее на что они способны. (демонстрация слайдов №2,3,4,5,6,7)

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церкви, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека. Ибо это дом Божий.

Внутреннее помещение церкви очень красиво. На стенах - росписи, фрески, иконы. Церковная утварь, одежда священнослужителей тоже привносит декоративно-символический элемент в создание особенной атмосферы. Единство архитектуры, изобразительного искусства, музыки, содержания Священных книг – всё это составляет синтез храмового искусства. (демонстрация слайдов № 8,9,10)

Никто никого не обязывает ходить в храм. Идущие туда никаких поощрений не получают. Напротив, в церкви христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, на восстановление храма. Но почему же люди идут в храм? Потому что храм – это общий дом Бога и верующих в него. Это место, специально предназначенное для встречи с богом и для соборной молитвы. Помнят православные христиане: «Кому церковь – не мать, тому Бог – не отец».

Бывает, ходит человек много лет мимо храма, может и не замечать его вовсе, но наступает момент, когда ему приходится задуматься о смысле собственной жизни, о Боге, о вечности. И он направляется в храм.


-- Каково же назначение храма? (демонстрация слайдов № 11,12)

1. Для встречи с Богом каждого человека

2. для соборных молитв

3. для совершения богослужений

4. для совершения таинств Православной церкви (крещения, исповеди, причащения, миропомазания, елеосвящения, венчания)
2. Разновидности храмов

У слова ХРАМ несколько синонимов - СОБОР, ЦЕРКОВЬ, ЧАСОВНЯ.

Все эти слова также означают место, где собираются верующие во Христа для молитв, таинств, богослужений. (демонстрация слайда № 13)

СОБОР – это главный храм города, в котором имеется несколько других храмов. Богослужения в нём совершаются духовенством нескольких храмов. В торжественные дни в соборе, как правило, богослужение совершают высшие духовные лица.

ЧАСОВНЯ – небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Строили часовни у дороги, так как по народным представлениям дорога считалась местом обитания злых духов. Прах умершего у дороги становился «часовым», «стражем» родного селения. Часовня или столб с иконой святого охраняли людей от нечистой силы.

ЦЕРКОВЬ - это специальное здание, в котором совершается литургия и прочие церковные службы. Как правило, церковь посвящалась какому-нибудь святому, и самым большим местным праздником – престольным – считался день почитания этого святого по церковному календарю.

Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божьей Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь архангелов или чудотворных икон.
- Какие храмы вы знаете, кому или чему они посвящены?

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Усть-Лабинске

Храм Рождества Богородицы в Воронежской

Храм Архистратига Михаила Архангела в Двубратском

Храм Христа Спасителя в Москве

Церковь в честь Воскресения Христова в Железном


(демонстрация слайдов № 14,15,16)

Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается размеров, пропорций, украшений и цветового оформления, формы купольных завершений и их количества.

Храм как дом Божий не был придуман людьми. Библия рассказывает, что пророк Моисей получил во время пребывания на горе Синай в божественном откровении образ СКИНИИ, ставшей прообразом храма Божия. СКИНИЯ (с греч.— шатёр, переносная палатка) – это был храм израильтян в пустыне, которых Моисей выводил из египетского плена в землю обетованную.

Согласно библии, сам Господь определил способ сооружения Скинии. Это свидетельствует о том, что в храме ничто не может быть случайным: устроение, назначение, украшение, цвет – всё имеет духовное происхождение и глубокий символический смысл.

Храмы чаще всего строятся в виде корабля и креста. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника – звезды. Купол на храме напоминает о небе. На куполе ставится крест потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

Если смотреть на храм по вертикали, то сам он – символ земного начала, купол – небо, крест – символ святости. Белый цвет стен храма означает возрождение к иной, преображенной жизни. Бурый цвет стен храма символизирует кровь Христа, жертвенность во имя спасения и преображения мира.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:


  • 2 главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

  • 3 главы – три лица Святой Троицы;

  • 5 глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов;

  • 7 глав – семь таинств и семь вселенских соборов;

  • 9 глав – девять чинов ангельских;

  • 13 глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов;

  • иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, стоится колокольня. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника, - «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
3. Первые храмы на Кубани.

Кубань – земля древняя. Летопись упоминает, что в 1073 году преподобный Никон, игумен Киево-Печерский, удалился на остров Тмутараканский (Таманский) и соорудил там церковь Пресвятой Богородицы. Благодатью Божьею и молитвами преподобного Никона возросло то место, и образовался там славный монастырь, во всём подобный Печерскому. Ко времени колонизации Россией предгорий Кавказа никаких следов от христианской Таматархи не осталось.


Чтец 1:

О, если б вдруг они заговорили

Часовни, церкви, храмы и соборы,

То колокольным звоном возвестили,

Что родом все они из Межигорья,

Что древний Межигорский монастырь

И церковь Покрова почти два века

Святыней чтил чубатый богатырь,

А в немощи – пристанище калекам.
Казачья вольница осталась не удел,

Когда царица, свет Екатерина,

Огнём и силой разметала Сечь,

Кого пустила по миру, кого - по миру.

Заглохла Межигорская обитель:

Ценнейших книг возы, церковное добро

Отправлены в Полтаву, Киев, Питер.

Примолкла степь. Прощай, Днипро!


Чтец 2:

Если б мы понимать научились

Звон Кубанских колоколов,

Мы бы их рассказать попросили

О дальнейшей судьбе казаков.

Усомнишься ль в их удали, силе,

Сечевик – это храбрость и стать.

(слайд №17)

Повелела им Екатерина

У Кавказа границу держать.
Власть монаршая, ты укротила

Гордый нрав боевых казаков,

Только эта царская «милость»

Лучше участи батраков.



(слайд № 18)

Под знамёна к своим атаманам

Вновь спешит запорожцев семья.

Ждёт нелегкая служба в Кубани

И … обещанная земля.
Чтец 3:

Чтил казак и царя, и Отечество,

Ну, а веру – превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать,

Целину поднимать суждено.
В конце 18 века на одной из окраин Российской империи прочно осело несколько десятков тысяч людей исключительно глубокой религиозности, необычайной твёрдости в вере и преданности святому православию. Все 38 куреней, которые были и в Запорожье, распределились по своим местам и начали свою жизнь с сооружения храма.
(демонстрация слайда №19)

Чтец 4:

Я – самый первый на Кубани храм –

Казачья скиния, а попросту – палатка,

Переселенцам сам Потёмкин в дар

Меня вручил для веры и порядка.
Окутаны столбы тугою парусиной,

Иконостас расписан на холсте…

Стал Карасунский кут заветной Палестиной

Чубатым рыцарям, как братьям во Христе.


Мой православный крест, как луч зари

В краю язычников, магометан и староверов

Первопроходцам-казакам опорой был,

В лишеньях душу грел святою верой.


Чтец 5:

Самым старым казачьим поселением на Кубани является станица Таманская. 25 августа1792 года на бывших княжеских холмах Тмутаракани высадился первый отряд казаков. А что было дальше, так представил поэт Иван Варавва:


Предание гласит, что следом церковь,

Что привезли из Запорожской Сечи

На множестве возов больших быками,

К прибытию сюда архиерея

Станичники-казаки всей громадой,

Как было, без гвоздей, опять собрали.

На каменный фундамент посадили,

Колокола старинные подняли

И сверху утвердили купола.

Сработан был храм мастером умелым

В годину Наливайко и Пелея

Без скоб и без единого гвоздочка,

И назывался храм Святого Покрова.
(демонстрация слайда № 20)

Чтец 6:

Вслед за деревянной выросла на Тамани и белокаменная церковь, опять же во имя Покрова Божьей Матери, построенная на средства казаков при активном попечении черноморского войскового судьи Антона Андреевича Головатого. «…Вокруг оной родючего дерева сад, обнесенный каменною оградой. На северных же воротах имеет быть построена колокольня, и положен в ней мраморный камень, свидетельствующий деяния князя Глеба.» Церковь была снабжена дорогими и сосудами и книгами, привезенными из запорожской церкви и свято сохраненными казаками. Особенно красивым был в ней иконостас с деревянной резьбой, позолотой и хорошей живописью. (слайд № 21)

Из письма черноморского казака своему другу: «Кругом песок и пустыня, и только одна церковь на веселом месте, осененная деревьями, с оградой и плодовитым садом служит образцом привязанности к вере Черноморцев. Она при хорошей наружности, просторна, светла, имеет доброй живописи иконостас и богатую утварь.»

Построенная церковь, выполнена в дорическом стиле и напоминает античный храм. Это было четырёхугольное здание, построенное из местного строительного материала – известняка и ракушечника и со всех сторон обнесено мраморной дорической колоннадой. Вместо купола был сооружен 8-гранный стеклянный фонарь.


(демонстрация слайда № 22)

Чтец 7:

24 июля 1794 года Указом Екатерины II учреждён Черноморский казачий мужской монастырь Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь. Он унаследовал традиции запорожского Киево-Межигорского монастыря. Располагался на острове в устье рек Бейсуг и Бейсужек при их впадении в Лебяжий лиман. Императрица предчувствовала на десятилетия вперёд: много будет убитых, израненных, увечных в борьбе за Кавказ.

Декабрист Павел Александрович Катенин писал из «тёплой» ссылки:

Цепь пресловутая всепетого Кавказа

Непроходимая, безлюдная страна,

Притон разбойников, поэзии зараза!

Без пользы, без красы, с каких ты пор славна?

Творенье божье ты иль чёртова проказа?

Скажи, проклятая, зачем ты создана?

В мужской монастырь по старинному запорожскому обычаю уходили воины, которые уже не могли по немощи старческой держать саблю в ослабевших руках.


(демонстрация слайда №23)

Чтец 8:

Следом за мужским монастырём возникает женская Мария-Магдалинская пустынь, где временами проживало от 200 до 500 монахинь и послушниц. Поразительной красоты большой белый собор, выстроенный в византийском стиле (1849 г). Синие маковки куполов, увенчанные позолоченными крестами; серебристые пирамидальные тополя, вокруг высокая белая ограда – всё это возвышалось и царило над ровной степью. У ограды мирно пасётся монастырский скот, среди которого выделяются верблюды и ослики, придавая общему ландшафту какой-то библейский вид. Покой и тишина царили кругом, нарушаемые лишь соборным колоколом.

Монастыри разрушены и разграблены в 20-е годы прошлого века. В 1995 году по благословению Его святейшества Патриарха Московского и всея Руси на территории Кранодарской Епархии в станице Роговской Тимашевского района учреждён женский скит (малый монастырь) в память о первоклассном монастыре, располагавшемся на земле черноморского казачьего войска.
(демонстрация слайда №24)

Чтец 9:

Церкви и те погибают

От старости и от травм,

Но был на Кубани

Храм, что всем храмам храм.

В граде Екаринодаре

На площади Крепостной

Из дерева прихожане

Собор возвели Войсковой.

Пожалованы царицей

Дары и три тыщи рублей.

Найдены книги, ризница

Святых Межигорских церквей.

Храм Воскресенья Господня!

Величественней не найти.

Будто бы Запорожье

Воскресло в Кубанской степи…

Средств никаких не жалели,

Чтоб помянуть старину.

Паства о славе радела,

С юга прикрыв страну.

Вмещал собор черноморцев

До тысячи человек.

Знамёна казачьего войска

Хранил он, без малого, век.

Здесь молодость присягала,

На верность Отчизне клялась.

Здесь песнь войскового хора

Под звон колокольный лилась.

А службы вёл сам Россинский,

Священник и педагог.

Достойный сын юга России,

Да рано призвал его Бог…

В некрополе рядом с храмом,

Который истлел давно,

Первые атаманы

Спят непробудным сном.
Чтец 10:

С 1802 по 1879 год просуществовала преогромная деревянная Воскресенская церковь. (слайд №25)

А в 1872 году в Екатеринодаре закончено строительство белокаменного Александро-Невского собора. Перенесена туда богатая церковная утварь и регалии. С этого времени духовным центром Кубанского казачьего войска и местом проведения самых торжественных церемоний становится Александро-Невский Собор работы местных архитекторов, братьев Ивана и Алексея Черников. Войсковая святыня разрушена в 30-х годах прошлого века.

(слайд № 26)

В начале 2003 года было принято решение возродить собор.

В декабре того же года был проведён чин закладки войскового собора, а в июне 2005 Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий 11 во время своего пастырского визита на Кубань совершил освещение его куполов и крестов. 28 мая 2006 года в Краснодаре прошло торжественное освящение Войскового собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. Обряд освящения провёл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
4. Возрождение храма

Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: «Если храмы восстанавливаются, значит, это кому-нибудь нужно», причём не кому-то далёкому и неведомому, а нам с вами. (слайд № 27)

Старый усть-лабинский храм уже давно не вмещал всех прихожан, и было принято поистине историческое решение возводить новый. И вот в нескольких метрах от старого на большой, словно специально сохраненной для него площадке началось строительство. За 2002 год выполнен значительный объем строительно-монтажных работ, возведена колокольня храма высотой 23 метра. 8 мая 2003 года в Усть-Лабинске побывал Его высокопреосвященство Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. На месте строительства нового храма владыка Исидор отслужил молебен, в ходе которого были освящены крест, купол и колокол будущего храма, после чего колокол был установлен на колокольню. Архитектор Свято-Сергиевского храма Горшин Николай Михайлович.

(слайд № 28)

Даже одного взгляда на его стены достаточно, чтобы понять, как необычен и прекрасен замысел его создателей. Переступив его порог, словно теряешь ощущение времени и пространства. Работы по художественной росписи храма вела группа специалистов из Москвы под руководством академика Андрея Ахальцева. Роспись во вновь возводимом храме Преподобного Сергия Радонежского сюжетная и орнаментальная. Четыре крупные монументальные композиции на стенах посвящены житию почитаемого на Руси святого и Богородице. Практически готов иконостас.

Более 20 художников со всех концов необъятной России ещё в августе 2006 года приехали в наш город. Одни, чтобы писать лики святых, другие, чтобы рисовать орнамент. Росписью храма занимались не только приезжие, но и устьлабинцы. К Рождеству роспись храма была завершена.

(слайд № 29)

И вот настало время освящения…

Уже с раннего утра к церкви начали приходить люди. У многих из них в руках были цветы, потому что для каждого православного человека открытие храма – настоящий праздник.

Чин освящения нового храма и первую Божественную Литургию совершил специально приехавший в наш город Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

Сотни усть-лабинцев внимали голосу Владыки в новом святилище. Все присутствовавшие не переставали удивляться божественной красоте величественного здания.
- Какие ещё храмовые постройки есть в нашем городе?

Часовня Пресвятой Троицы в центре города,

часовня в честь иконы Св.Николая Угодника находится на въезде в Усть-Лабинск со стороны Воронежской,

часовня в горпарке на месте сгоревшего деревянного Свято-Никольского храма и памятный камень. (слайд № 30)


Заключение

В 1988 году в России отмечалась знаменательная дата – Тысячелетие Крещения Руси. С этого момента, можно считать, ведется отсчет духовного обновления общества и на Кубани.



На рубеже нового тысячелетия и нового века призывно звучат слова праведного Иоанна Кронштадского, пророчествовавшего задолго до 1917 года: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви – Матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время.» Почти целый век понадобился для того, чтобы страна, сделавшая атеизм своей государственной «религией», повернулась лицом к святыням прошлого. В 1988 году в Краснодарской и Кубанской епархии русской Православной церкви было 76 приходов, а к 2000 году – 185 приходов.




От гениальности до тривиальности только один шаг. Станислав Виткевич
ещё >>