Хоровое пение в системе музыкально-эстетического воспитания детей - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музыкальная страна 1 383.34kb.
«Гимназия г. Болхова» 1 384.1kb.
Программа работы хорового кружка 1 291.75kb.
Супер – Шоу «Битва Хоров» 1 95.16kb.
Консультация для родителей «Учите детей петь!» 1 26.16kb.
«Проблемы эстетического воспитания детей и юношества в исторической... 1 71.31kb.
Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений... 1 120.58kb.
Научно-теоретические основы развития музыкальных способностей детей... 1 157.81kb.
Отчет о работе муниципального образовательного учреждения дополнительного... 1 294.53kb.
Методическая разработка Развитие вокально-хоровых навыков в процессе... 1 268.41kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «хоровое... 5 868.51kb.
Программа дисциплины цикла опдв по направлению подготовки бакалавров... 1 105.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Хоровое пение в системе музыкально-эстетического воспитания детей - страница №1/1

Е.Б.Сивицкая

УО «БГПУ им.М.Танка

(РБ, Минск)
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Современная концепция музыкального обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребёнка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственно-эстетические и творческие потенции ребёнка.

В системе музыкально-эстетического воспитания детей хоровое пение с его многовековыми традициями занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, способным воздействовать на эмоциональный, нравственный, интеллектуальный строй ребенка, хоровое пение способствует формированию личностных качеств, развивает музыкальные способности и художественный вкус, обогащает кругозор и повышает культурный уровень.

К идеям эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства, обращались философы, педагоги, музыканты всех эпох.

Еще в античные времена Аристоксен говорил, что “тело очищает врачевание, а душу – музыка, как искусство пения со словом ”. Пение в хоре считалось обязательным. По словам Платона, хоровое пение – “божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке”, это один из элементов образования, а слово “необразованный” трактовали, как “неумеющий петь в хоре”. Аристотель отмечал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста, т.к. хоровая музыка влияет на человеческую психику и этику. В период античности неоднократно отмечалась сила воздействия певческого искусства на душу человека и необходимость его как предмета воспитания.

В средние века считалось, что хоровое пение способно сплачивать людей, примирять враждующих, соединяя их в союзе дружбы. Певчие в хор набирались не только по вокальным данным, но и по велению души и сердца. Соответственно, этим же целям следовали в певческом воспитании детей в церковных школах. Для этого не требовалось профессионального мастерства, естественным и непредосудительным признавалась даже неспособность чисто интонировать. Методы обучения хоровому пению опирались на усвоение песнопений по слуху.

В эпоху Возрождения вопросам всестороннего развития личности средствами певческого искусства придается большое значение. Создаются консерватории, сиротские приюты, куда принимаются мальчики и девочки. Детское исполнительское творчество поднимается на новую ступень – пение в храмах. В певческих школах при католических храмах с ранних лет мальчики обучаются искусству пения.

В ХIХ веке господствующей формой существования хоровой музыки становится ее концертное исполнение. Характерной чертой является приобщение детей к высокой профессиональной культуре пения. Продолжают свою деятельность школы, консерватории, колледжи. Появляются первые труды по обучению пению Дж. Кервина (Англия), А.Хандеггера (Германия), системы музыкального воспитания К.Эйца и З.Кодая.

В ХХ веке становится популярной система шведского педагога-музыканта Э. Жак-Далькроза (ритмика, хоровое пение, художественная гимнастика, танец, музыкальная импровизация). Особой популярностью пользуется пятитомное пособие “Шульверк” К. Орфа, способствующее стимулированию музыкального творчества детей.

Отечественная музыкальная культура, являясь частью мировой культуры, столетиями развивалась как вокально-хоровая. Именно в хоровом творчестве, хоровом пении нашло отражение мироощущение, мировосприятие народа.

В древности, в средневековье смысл музыки видели в формировании у народа соответствующего взгляда на мир. Хоровое пение являлось, прежде всего, средством религиозного, нравственного воспитания. А таковым оно могло быть лишь тогда, когда следовало в установленном для него направлении, подчиняясь канонам церкви, поэтому культовое пение было строго регламентировано. Эта регламентация, освященная богословскими традициями, составляла сердцевину воспитательного воздействия музыки.

Во времена русского средневековья музыкально-певческое обучение фактически не выделялось из целей воспитания, как и само хоровое пение не имело никакого значения вне религии. Музыка еще не оформилась в относительно самостоятельное явление, не превратилось в сознании современников в искусство.

В Х веке хоровое пение являлось обязательной частью существовавшего в то время общего образования. Человек, владевший навыками чтения, письма, как правило, умел петь, чему в немалой степени способствовала практика обучения, которая строилась на распевности. Следуя наставлениям церкви, хоровая музыка должна образовывать сердца; божественное пение – премудрость, которую постигают, служа богу.

В XV – XVI в.в. меняется отношение к хоровому пению. Оно, как и прежде, рассматривается в качестве средства постижения божественных откровений. Вместе с тем во все большей степени начинают осознаваться эстетические свойства музыки. В “Степенной книге” (1563 г.) – церковное пение называется ангелоподобным, сладкоголосым. Оно дарует “сладкодушное утешение и украшение на пользу слышащим, во умиление душевное и во умягчение сердечное к богу”.

В середине XVII века с проникновением в быт полудуховной-полусветской музыки получают распространение так называемые “канты”, основанные на мелодике народных песен. Под влиянием народной музыки складывается детский репертуар. Замечательный педагог и музыкант Н. Дилецкий в 1630 г. издает свой труд «Грамматика Муссикийская», где впервые на русском языке излагаются правила певческого обучения детей, подчеркивается необходимость понимания содержания песни, выразительного ее исполнения.

В XVIII веке уделяется большое внимание улучшению качества звучания голосов хористов. В создающихся в это время специальных детских певческих школах и капеллах дети получали серьезную вокальную и музыкальную подготовку. Необходимо отметить, что постепенно с развитием хорового пения складывались и основы вокального воспитания. С детства певцы обучались правильному, свободному звучанию, чего требовал стиль церковного пения. Во второй половине XVIII века народная песня становится основой музыкальной культуры.

В XIX веке вокально-хоровое искусство в России достигает высокого уровня, появляется методическая литература по вопросам развития и охраны детского голоса.

Реформирование системы образования (1884 г.), сопровождалось довольно резким скачком численности учебных заведений и в Беларуси, особенно начальных школ. В условиях реформы образования мощным средством воспитания подрастающего поколения призвано было стать церковное пение с его огромным художественно-эстетическим и религиозно - нравственным потенциалом. В начале ХХ в. церковное пение преподавалось во всех начальных училищах, во многих из них были организованы хоровые коллективы. Для обеспечения учебных заведений кадрами, способными на должном уровне вести уроки церковного пения и организовывать хоры, в конце XIX в. проводились летние педагогические курсы, которые с одной стороны повышали уровень педагогической подготовки учителей и кандидатов на учительские должности за счет их ознакомления с лучшими примерами ведения предметов начальной школы, с другой стороны, обучали слушателей основам вокально-хоровой работы и элементам управления хором.

В XX веке проблемы хорового исполнительства все больше привлекают к себе внимание исследователей. Возникают различные методические направления в обучении детей пению. Методики Д.Е. Огородного, Г.П. Стуловой, Г.А. Струве, В.В. Емельянова нашли широкое применение в работе многих хоровых коллективов. Ведущие педагоги-хормейстеры используют методические разработки данных авторов и, опираясь на личный опыт и полученные результаты, пытаются создать свою модель детского хора.

Детское хоровое пение в системе массового музыкального образования и воспитания решает следующие задачи:

1 - при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений дети знакомятся с музыкой различных стилей и эпох, тем самым расширяют свои знания о содержании музыки, ее интонационно-образных особенностях, приемах развития, соотношении музыки и слова в произведениях вокально-хорового жанра.

2 - хоровое пение способствует развитию у детей певческих навыков, музыкального слуха и голоса.

3 - пение в хоре развивает у детей память, слух, речь, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

4 - формирует у детей положительное отношение к музыкальному искусству, позволяет осознавать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения,

5 - стимулирует развитие интереса к занятиям музыкой.

6 - учит детей петь эмоционально, выразительно и осмысленно.

7 – способствует развитию у детей артистических способностей.



Исторический опыт, новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ показывает, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.




В созидании материальной культуры посредственный работник прежде всего работник; в творчестве культуры духовной посредственный работник прежде всего посредственность. Григорий Ландау
ещё >>