Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На экране мультимедиа портрет И. А. Крылова, тема урока. Ход урока. 1 48.34kb.
Ход урока I. Проверка знаний учащихся о признаках класса Ракообразные 1 59.29kb.
Рассказ по иллюстрациям. Ход урока І. Проверка домашнего задания 1 88.18kb.
Решение задач с помощью теоремы Пифагора. Ход урока I. Проверка домашнего... 1 36.13kb.
Ход урока: Организационный момент Проверка домашнего задания Операционная... 1 40.64kb.
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания 1 53.98kb.
План урока: Проверка домашнего задания 1 38.91kb.
И. Ф. Стравинский. Его творчество 1 48.31kb.
План урока: I. Проверка домашнего задания. И. Император Александр I. 1 102.58kb.
Конспект урока по физике по теме: Первый закон Ньютона Ход урока... 1 23.13kb.
Тесты для закрепления изученного материала. Ход урока Организационный... 1 99.05kb.
«Колебания и волны» (физика). Коробцов Илья 1 12.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ход урока I. Проверка домашнего задания, повторение - страница №1/1

Резонанс

Цели урока:

Познакомиться с явлением резонанса; изучить физическое содержание этого явления. На качественном уровне продемонстрировать его разрушаю­щую способность.



Ход урока

I. Проверка домашнего задания, повторение

  • Может ли тело, находясь в реальных условиях, совершать колебатель­ное движение без потерь энергии?

  • Как меняется с течением времени амплитуда затухающих колебаний?

  • Где быстрее прекратятся колебания маятника: в воздухе или в воде?
    Начальный запас энергии в обоих случаях одинаков.

  • Какое превращение происходит с энергией в математическом маятнике, если отсутствует сила трения?

  • Что необходимо сделать, чтобы колебания были незатухающими?

  • Какие колебания называются вынужденными?

II. Письменная проверочная работа
III. Новый материал

Изложение нового материала можно увязать с уже изученным ранее: вы­нужденные колебания позволяют создавать незатухающие колебательные си­стемы.

Ранее уже было показано, что амплитуда вынужденных колебаний зависит от частоты действия внешней силы. Показав зависимость амплитуды колеба­ний от длины нитей, на которых подвешены шарики, (см. учебник, стр. 105), наблюдаем, что амплитуда возрастает по мере того, как частота приложения внешней силы приближается к собственной частоте нитяного маятника.

Если v = vсобств., наблюдается наибольшая амплитуда колебаний. Явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний называется резо­нансом.


Резонанс наступает, когда частота дей­ствия внешней силы совпадает с частотой собственных колебаний в системе:

v = vсобств.

Запустив маятник 1, мы заставим периоди­чески деформироваться рейку, к которой при­креплены нити других маятников. Через неко­торое время мы увидим, что маятник 6 будет совершать колебания с наибольшей амплиту­дой, чем остальные маятники. Это объясняется тем, что v1 = v6. Система начинает резонировать.

С энергетической точки зрения максимальной амплитуде соответствует максимальная энергия в системе. Это значит, что при v = vсобств. внешняя сила совершает самую большую полезную работу.

График зависимости амплитуды от частоты называется резонансной кри­вой (рис. 53). На рисунке представлены две резонансные кривые для двух систем с одинаковыми собственными частотами.

- Почему в системах разные амплитуды при резонансе?

Понятно, что поступающая энергия в систему используется по-разному. В системе II сила трения заметно меньше, чем в системе I. Поэтому и пополне­ние полной энергии системы происходит по-разному.

Говоря о применении резонанса, следует сказать, что в отдельных случаях системы должны резонировать, а в других случаях этого нельзя допускать.

На принципе резонирования работает язычковый частотомер. Приклады­вая небольшие усилия, раскачивают тяжелые языки колоколов.

Если частота собственных колебаний больших сооружений (мосты, теле­башни) совпадает с частотой действия внешней силы, то может произойти разрушение конструкции. Такие случаи уже были в истории - разрушение моста во Франции строем солдат, шедших в ногу. В 1830 г. по той же причине обрушился подвесной мост в Англии около Манчестера. В 1906 г. из-за резо­нанса разрушился так называемый Египетский мост в Петербурге, по которо­му проходил кавалерийский эскадрон. Теперь для предотвращения подобных случаев войсковым частям при переходе через мост приказывают «сбить ногу» и идти не строевым, а вольным шагом.



При движении поезда по мосту специально выбирают такую скорость, чтобы частота ударов колес о стыки рельсов была отлична от собственной частоты моста. На заре развития авиации некоторые авиационные двигатели вызывали столь сильные резонансные колебания частей самолета, что он раз­валивался в воздухе.

IV. Упражнения и вопросы для повторения:

  • Что называется механическим резонансом?

  • Каково условие резонанса?

  • Начертите резонансные кривые для двух тел, колеблющихся с различным трением.

  • Приведите примеры вредного и полезного проявления механического резонанса.

Домашнее задание § 30;




Миллионеры охотятся на слонов, бедняки — на клопов. Дон-Аминадо
ещё >>