Ход урока I. Актуализация знаний Ответьте на вопросы: Почему грибы принято выделять в отдельное царство? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Актуализация знаний Ответьте на вопросы: Какие вещества относятся... 1 47.17kb.
Урока: " линза " Эпиграмма к уроку: «Знание луч света в нашей жизни» 1 77.43kb.
Решение задач; Домашнее задание: §46; задачи 175, 176. Ход урока... 1 40.02kb.
Лирика как род литературы. Обобщающий урок (2 часа) 1 56.2kb.
Презентация. Ход урока Слайд 1 Сообщение темы и целей урока 1 45.77kb.
Урок. Обобщение знаний по теме 1 250.45kb.
Урок по теме «Грибы». 7 класс Тема урока: Грибы Цель урока: Укрепить... 1 34.26kb.
Конспект урока чтения. 2 класс II четверть Тема урока : Пословицы. 1 28.3kb.
Занятие 25 Имя Задание 1: Ответьте на вопросы 1 25.89kb.
Занятие 25 Имя Задание 1: Ответьте на вопросы 1 29.08kb.
Три фазы технологии развития критического мышления. 1 Фаза 1 33.32kb.
Исследовательская работа «Дрожжи» Тезисы Исследование данной работы... 1 13.3kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Ход урока I. Актуализация знаний Ответьте на вопросы: Почему грибы принято выделять - страница №1/1

Плесневые грибы и дрожжи.

Образовательные задачи: продолжать знакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их различными представителями; расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии; познакомить их с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей; раскрыть значение грибов в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Развивающие: продолжить развитие навыков и приемов умственной деятельности учащихся: анализ, сравнение, обобщение; выделять главное; развивать самостоятельность и волю.

Воспитательные: содействовать в ходе урока реализации следующих мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерности; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы при выполнении лабораторной работы; воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, таблицы «Строение шляпочного гриба», «Грибы съедобные и несъедобные», «Плесневые грибы», «Дрожжи», культура мукора, пеницилла, дрожжей, стеклянные палочки, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп, ММУ
Ход урока

I. Актуализация знаний

Ответьте на вопросы:


  1. Почему грибы принято выделять в отдельное царство?

  1. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства растений?

  2. Какие признаки грибов характерны и для представителей царства животных?

  1. Какой тип питания характерен для грибов?

  2. Какие способы добывания пищи встречаются у грибов?

  1. Какие способы размножения встречаются у представителей царства грибов?

  1. Какие грибы называют шляпочными?

  2. Что такое микориза?

  3. Что такое мицелий?

  4. Какова функция плодового тела грибов?

  5. В чем состоит основное отличие трубчатых грибов от пластинчатых?

Загадки. Отгадайте загадки и назовите тип гриба (пластинчатый или трубчатый). (слайд 2, 3)

Часть учащихся работают по карточкам. (см. Приложение.)

II Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы с вами познакомились со строением шляпочных грибов. (слайд 4). Вы уже знаете, что среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Попробуйте привести примеры таких грибов. (Дети отвечают.) Плесневые грибы, дрожжи. (слайд 4). Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах и квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идет речь? (Дети отвечают.) Речь идет о плесневых грибах. А какие грибы человек использует в хлебопечении? (Дети отвечают.) При печении хлеба человек использует дрожжи. (слайд 4)

Обратите внимание, какие разные грибы. Давайте более подробно с ними познакомимся.

Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл.



Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете). (слад 5) Если проследить за развитием этого гриба, можно заметить, что на хлебе сначала появляется пушистый белый налёт. Как вы думаете, что это такое? (Дети отвечают.) Это начал расти плесневый гриб. Это гриб мукор. Если мы и дальше будем наблюдать за грибом, то мы заметим, что через некоторое время цвет гриба изменится. Он потемнеет. Это начали появляться и созревать споры. (слайд 6)

Грибница гриба мукор состоит фактически из одной сильно разросшейся клетки и разветвленной клетки с большим количеством ядер в цитоплазме. Нити мицелия тонкие, бесцветные, поэтому и молодая плесень имеет вид белого пушка. Но некоторые гифы растут вертикально вверх. На их концах возникают шарообразные расширения. В этих шариках созревают споры гриба. После того как споры созреют, спорангий разрывается, и соры высыпаются. Споры очень мелкие, невидимые простым глазом, их можно разглядеть только в достаточно мощный микроскоп. Кроме того, споры крайне легкие. Как вы думаете, как распространяются эти споры? (Дети отвечают.) Они разносятся ветром. Попав в благоприятные условия (тепло и определенная влажность), споры прорастают, в результате чего образуется новый мицелий.

Как вы считаете, какой из способов добывания пищи характерен для гриба мукор? Это гриб-сапрофит. Он питается готовыми органическими веществами неживых растений. Но этот гриб поселяется не только на хлебе. Он встречается и на других продуктах питания, например, на фруктах и овощах, варенье и т. д.

Некоторые виды мукора могут вызывать заболевания человека и животных. А мукор китайский издавна использовался в качестве закваски при приготовлении соевого сыра и не которых других блюд.

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб. Это гриб пеницилл.(слайд 7) Этот гриб может обитать на продуктах питания и на почве. В отличие от мукора мицелий пеницилла состоит не из одной клетки, а разделен перегородками на отдельные клетки. Клетки пеницилла одноядерные. Отдельные гифы, как и у мукора, поднимаются вертикально вверх, образуя на концах особые разветвления в виде кисточек. Эти разветвления заканчиваются цепочками спор, которые по мере созревания отделяются и разносятся током воздуха.

Значение плесневых грибов. (слайд 8)

Плесневые грибы приносят большой вред человеку, поселяясь на продуктах питания. (слайд 8)

Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. (слайд 9)

В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры Staphylococcus, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью Penicillium — веществом, из-за которого хлеб при долгом лежании становится зеленым. Вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, чтоплесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. В последствии он выделил молекулу, ныне известную как «пенициллин». Это и был первый современный антибиотик. (слайд 10)

В 1940—1941 году английский бактериолог Хоуард У. Флори, а также биохимики Эрнст Чейн и Норман У. Хитли работали над выделением и промышленным производством пенициллина сначала в Англии, затем в США. Они впервые использовали его для лечения бактериальных инфекций в 1941 году. В 1945 году Флемингу, Флори и Чейну была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях». (слайд 11)

В СССР первые образцы пенициллина получили в 1942 году микробиологи З. В. Ермольева и Т. И. Балезина. Зинаида Виссарионовна Ермольева активно участвовала в организации промышленного производства пенициллина. Созданный ею препарат пенициллин-крустозин ВИ ЭМ, превосходивший недоступный зарубежный аналог, был получен из штамма грибков Penicillium Crustosum. Он спас жизни многих бойцов Советской Армии. (слайд 12)

Из гриба пеницилл изготовляют лекарство пенициллин. Чаще всего это лекарство используют при возникновении различных инфекций, возникающих в открытых ранах. Кроме того, пеницилл широко используется при легочных заболеваниях, менингите. Пенициллин является антибиотиком, то есть веществом, угнетающе действующим на болезнетворные бактерии и некоторые вирусы.

Велика роль грибов в круговороте веществ в природе. Они разлагают органические соединения (в основном, остатки отмерших растений) до минеральных веществ, делая их доступными для усвоения растениями.(слайд 13)

Кроме этого, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее дрожжи не образуют мицелия. (слайд 14) Дрожжей известно около 500 видов. Представьте себе, что продающиеся в магазинах пачки дрожжей являются живыми организмами, спрессованными в виде брикета и замороженными. Если небольшое количество дрожжей из пачки развести в воде и посмотреть под микроскопом, можно увидеть множество овальной или продолговатой формы клеток. Это клетки дрожжей. Внутри клеток находятся вакуоли жировые капли. Отдельные клетки дрожжей часто бывают соединены в ветвящиеся цепочки причудливой формы. (слайд 15)

Если в воду с дрожжами добавить немного сахара и капельку соли, клетки дрожжей начнут активно расти, размножаться. Дрожжи растут очень быстро, что обусловливается очень высокой скоростью обмена веществ. При этом сильно изменяется химический состав окружающей среды. Дрожжи питаются сахаром, разлагая его на спирт и углекислый газ. В результате этого химического процесса высвобождается энергия, которую грибы используют для обеспечения своей жизнедеятельности. Эти особенности дрожжей издавна использовались человеком в виноделии (дрожжи вызывают спиртовое брожение), а также в хлебопечении (углекислый газ, выделяемый дрожжами, образует в тесте пузырьки, в результате чего тесто становится мягким и воздушным). (видеофрагмент «Дрожжи», 25 с)

Дрожжи размножаются в результате почкования. (видеофрагмент «Размножение дрожжей», 19 с) Сначала на материнской клетке появляется бугорок, который постоянно увеличивается в размерах. Затем делится ядро материнской клетки. Часть ядра остается в материнской клетке, а часть отправляется в отпочковывающуюся дочернюю клетку. Новая молодая клетка может совсем отделиться от материнской или остаться радом с ней. Постепенно молодые клетки растут и образуют новые, дочерние клетки. В результате может возникнуть достаточно длинная разветвленная цепочка, состоящая из отдельных клеток дрожжей.

Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов? (Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами. Что это значит? (Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями.




Практическая работа № 4. Строение плесневых грибов и дрожжей

Цели: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, а также со строением дрожжей; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка. (слайд 17)

Оборудование: культура мукора, дрожжей, стеклянные палочки, препаровальные иглы, пипетки, лупа, предметные и покровные стекла, микроскоп. (слайд 17)

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.



  1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукор с помощью лупы. Найдите головки со спорами, определите, где расположен мицелий. (слайд 18)

  2. При помощи препаровальной иглы перенесите несколько нитей гриба со спорангиями на сухое предметное стекло и рассмотрите их при малом увеличении. Найдите спорангиеносцы и темные шарики спорангиев на их концах. (слайд 19)

  1. Зарисуйте внешний вид мукора, отметьте неклеточную грибницу, укажите спорангиеносцы и спорангии со спорами.

  2. Возьмите каплю жидкости с культурой дрожжей. Поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.

  3. Рассмотрите клетки дрожжей при большом увеличении микроскопа. Зарисуйте внешний вид одиночных и почкующихся клеток.

  4. Сделайте вывод о сходстве и различии строения плесневых грибов пеницилла и мукора. Отметьте строение мицелия и строение спороносцев. Сравните строение плесневых грибов с дрожжами.




  1. Д/З: § 9, вопросы. (Слайд 20)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка 1.



2

1



Рис. 1. Строение шляпочного гриба

По рис. 1 определите, что обозначено цифрами 1—4. Где располагается спороносный слой плодового тела у шляпочных грибов? Для чего грибы образуют плодовые тела.

Карточка 2.



Рис. 2.. Строение шляпок: трубчатых грибов (1), пластинчатых грибов (2)

По рис. 2 сравните строение шляпки трубчатых и пластинчатых грибов. Какое основное отличие трубчатых и пластинчатых грибов? Какие вы знаете пластинчатые и трубчатые грибы.


Карточка 3.

1
Рис. 3. Грибы: 1 мухомор, 2 поганка, 3 ложные лисички, 4 ложные опята, 5 желчный гриб.

На рис. 3 рассмотрите ядовитые грибы. Определите среди них трубчатые и пластинчатые грибы. Какое сходство и различие имеет бледная поганка с шампиньоном?

Карточка 4.





Рис. 4.. Грибы: 1 - белый гриб, 2 подосиновик, 3 подберезовик, 4- лисичка,

5 сыроежка.

На рис. 4 рассмотрите разнообразные съедобные шляпочные грибы. Какие из них относятся к трубчатым, а какие — к пластинчатым? Какова взаимосвязь трубчатых шляпочных грибов с корнями деревьев?


Карточка 5.



Груздь Лисичка Ложный опёнок



Подосиновик Бледная поганка Пеницилл


Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд — вместо знака вопроса? Почему именно ее?

Карточка 6.



  1. Объясните, почему рекомендуется собирать грибы, аккуратно "выкручивая" ножку из земли.

  2. Грибы употребляют в пищу. Какие вы знаете съедобные грибы? Приведите примеры. Как выращивают грибы в искусственных условиях?





Мужчины охотятся, женщины хватают добычу. Виктор Гюго
ещё >>