Характеристика активных методов и форм обучения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К вопросу о сочетании форм и методов обучения 1 64.82kb.
«Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики... 1 137.88kb.
Тема: Проектная методика одна из активных форм обучения английскому... 1 293.99kb.
Дипломная работа 2 504.45kb.
«Развивающее обучение на уроках географии через использование активных... 2 438.81kb.
«Тестовые формы контроля на уроках истории и обществознания» Учитель... 1 73.57kb.
Сценарий занятия с применением активных методов обучения 1 курс,... 1 57.45kb.
Сценарий занятия с применением активных методов обучения 1 курс тема... 1 97.13kb.
Сценарий занятия с применением активных методов обучения 4 курс тема... 1 37.3kb.
Сценарий занятия с применением активных методов обучения 4 курс тема... 1 52.2kb.
Сценарий занятия с применением активных методов обучения 4 курс тема... 1 37.27kb.
Использование активных методов обучения в современной школе 1 78.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Характеристика активных методов и форм обучения - страница №1/1

ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Cахончик Т.П.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей [4, с.49].

Н. В. Савин считает, что «методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» [3, с.46].

Активные методы обучения характеризуются: принудительной активизацией мышления обучаемого (вынужденной активностью), т.е. учащийся должен быть активным независимо от его желания; обеспечением постоянной вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть достаточно устойчивой и длительной; самостоятельной выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности учащихся; постоянным взаимодействием учащихся и преподавателей в процессе диалогической и политической форм организации учебного процесса; проявлением рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и учащихся в совместной учебной деятельности «учение-обучение» [2, c. 50].

Функциями активных методов обучения являются: функция средства достижения педагогических целей; функция деятельного компонента содержания образования; функция проекта становления учебной деятельности, способности к саморазвитию; функция формы организации совместной деятельности «учение-обучение» [2, c. 57].

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы.

         Метод аналогии – метод, согласно которому знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Метод аналогии – один из источников научных гипотез [6]. 0

Аналогия (греч. analogia – соответствие) – сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Назначение метода: поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании.

Использование аналогий – один из самых универсальных эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач. Цель метода: максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи.

Суть метода: аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении. Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что может натолкнуть на новое оригинальное решение.

На основе выявлений аналогии с техническими объектами в другой области, с биологическими объектами, с объектами и явлениями неживой природы с помощью группы эвристических приемов осуществляется поиск новых идей и решений. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятия и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи [5].

Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии, которые охватывают мысли и опыт людей.

Аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения. Недостатком метода является негативное влияние эмпатии на нервную систему [5].

Метод инцидента (вариант метода анализа конфликтной ситуации). Схема метода инцидента:


  1. Излагается результат, который является следствием конфликта.

  2. Игроки путём косвенных и прямых вопросов получают дополнительную информацию: а) об участниках конфликта; б) о причинах конфликта; в) о возможных путях взаимодействия в решении конфликта; г) о предложениях по выходу из конфликтной ситуации.

3. Сравнение альтернативных предложений по выходу из конфликтной ситуации, выбор наиболее часто встречающегося решения [2, c. 61].

Одним из активных методов является дидактическая игра. По определению М.Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [7, с. 31]. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы; как элементы (иногда весьма существенные) какого-то другого метода; в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения); возможно использование игры при организации внекласного мероприятия.

Игровые технологии развивают у играющих смекалку, находчивость, сообразительность. Игра стимулирует волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Дидактическая игры используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определённые умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки.



Метод «морфологического анализа» разработал Фринц Цвини, известный американский астрофизик. Цель метода – выделить наиболее важные параметры конкретной проблемы, а затем изучить соотношения между ними. Данный метод направлен на то, чтобы использовать все имеющиеся альтернативы, которые может дать многомерная модель [2, c. 63].

Дискуссия как метод даёт возможность убедиться в необходимости принципов применения основных свобод: право на выражение мнения, учёт мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Отметим, что предлагает дискуссии как форма работы на уроке: ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии; поощрение разных подходов к одному явлению; сосуществование различных, даже противоположных мнений; вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение; побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем [1, c. 102].

Главное в дискуссии – факты, логика, умение доказывать. эмоциональные проявления в качестве аргументов не признаются [2, c. 64].



Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Это очень распространённая форма, используемая для решения творческих задач. Её основной принцип – отделение этапа генерации идей от этапа окончательного принятия решений. Задача этапа генерации идей – предложить как можно больше способов решения проблемы. Принимаются любые идеи, независимо от их серьёзности и безумности. Участники должны чувствовать себя абсолютно свободно, тогда освободится дремлющая творческая энергия и среди потока предложений появятся настоящие «жемчужины». Чтобы никого не смутить запрещается любая критика. Один из участников назначается протоколистом, его цель – записать всё, что будет названо.

На втором этапе (принятие решения) все предложенные идеи подвергаются серьёзному анализу. Для начала участники могут выработать некие критерии, по которым будут отбираться подходящие идеи. Второй вариант – критерии сами вырабатываются в процессе обсуждения. Результатом этого этапа будет отбор одного или нескольких подходящих решений [1, c. 107 – 108].

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение учебного материала; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. По мнению А. Осборна, стимулирование творческой активности достигается посредством четырёх правил: 1) исключительная критика, что позволяет высказывать любую мысль без боязни признания её плохой; 2) поощряется необузданное ассоциирование: чем более «дикой» покажется идея, тем лучше; 3) количество предложенных идей должно быть как можно большим; 4) разрешается «улучшать» идеи, комбинируя и видоизменяя их [2, c.69].

Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть нейтральными, чтобы с ними все соглашались. Каждый из них применяет те приёмы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приёмах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии.

Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики – так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине [2, c. 66].

Метод «635» является разновидностью «круглого стола». Шесть участников игры предлагают по три идеи решения поставленной проблемы. Записывают их в свои бланки, которые по кругу передают друг другу. И так пять раз. Отсюда и название метода «635». Этапы: I – каждый записывает в свой бланк основные идеи решению поставленной проблемы; II – все члены команды дополняют (развивают) идею, заполняют бланк; после прохождения индивидуальных бланков через руки всех участников на них оказываются зафиксированными 109 идей; III – работа аналитической группы [2, c. 69].

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.


Библиографический список

  1. Дьячкова, С.А. Дискуссионные методы // Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 2. – С. 102 – 108.

  2. Жук, А.И., Кошель Н.Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 335 с.

  3. Инновационные процессы в образовании: Сб. тез. докл. и выступлений на науч.-практ. конф.: «Инновац. процессы в образовании: опыт, проблемы, решения» – Новокузнецк, 1994. - 82 с.

  4. Инновационные процессы в преподавании отдельных предметов: Сб. тез. докл. и выступлений на науч.-техн. конф. «Инновационные процессы в образовании: опыт, проблемы, решения». – Новокузнецк, 1994. – 76 с.

  5. Кузьмин, А.М. Метод «Приемы аналогий». Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0008/ Дата доступа: 25.01.2012.

  6. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.: Советский спорт, 1999. с. 664.

  7. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках иностранного языка. – М., 1994.





Есть режим для души, как есть режим для тела: надо уметь ему подчиниться. Петр Чаадаев
ещё >>