Гуситское движение в Чехии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
6 класс Гуситское движение I вариант Предводитель гуситских войск... 1 41.59kb.
Контрольная работа Проверил: Доктор исторических наук, доцент кафедры... 1 273.1kb.
Большое путешествие по Чехии (для школьных групп) 1 36.76kb.
Сложное движение точки (тела) 1 40.94kb.
Образ Чехии и чехов в современных российских масс-медиа 6 851.75kb.
«очарование чехии» 1 54.72kb.
Города и курорты Чехии 1 55.45kb.
Вена – Венеция (Венецианский карнавал) – Пиза – Флоренция – Виареджио 1 30.11kb.
С 28. 12. 2012 – 03. 01. 2013- cтоимость тура : 495 евро + 240000 руб 1 16.07kb.
Чехия в период правления Карла I ( IV ) 2 404.7kb.
Программа для детей в Чехии. Заезд с 02. 01. 2014 г по 12. 01. 1 40.11kb.
Тест по истории 6 класс Учитель истории Быкова М. С 1 19.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гуситское движение в Чехии - страница №1/1

«Умение учиться» заявлено в ФГОС как ключевая компетенция, она выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования целостной картины мира. Педагог, испытывает потребность в освоении средств, позволяющих успешно формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Способ диалектического обучения, обеспечивает системное изменение в преподавании различных учебных дисциплин посредством структурирования предметного содержания и оптимального выбора форм организации учебного процесса. Способствует переходу от сообщённых знаний к выводным и представляет собой принципиально новый подход к учебному процессу.

Достоинством способа является глубоко научное, философское обоснование, как содержания образования, так и средств достижения цели преобразование сознания, общества, природы через диалектику идей, отношений, орудий труда.          

Урок истории 6 класс.

Тема урока: Гуситское движение в Чехии.

Имя урока: “Верный христианин защищает правду до смерти”.


Цели урока:

I. Образовательно-развивающие:

  • 1.1. Выведение новых понятий: «Общественное движение», «Гуситское движение», «Гуситы», «Умеренные», «Табориты».

  • 1.2. Применение опорных понятий: «крестовые походы».

  • 1.3. Формирование УУД: подведение под понятие, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждения, синтез-составление целого из частей, поиск и выделение необходимой информации.

  • Коммуникативные умения: умение задавать вопросы, высказывать свое мнение, работать в парах.

  • 1.4. Развитие специальных умений: выделять основные признаки общественного движения, работать с исторической картой Чехии, определять основные элементы Гуситского движения (причины, основные события, итог, значение, состав участников, временные рамки), определять существенные признаки умеренных и таборитов.

  • II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, пространство – время, возможность - действительность.

Оборудование:

  • учебник - Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков, г.Москва «Просвещение», 2006г;

  • Зачетный лист с заданиями;

  • Иллюстрации к теме;

  • Карточка с дидактическим инструментарием СДО.

Заявка на оценку:

«5» - 20 баллов и более

«4» - 17 – 19 баллов

«3» - 13 – 16 баллов



Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы, время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

5 мин




1.1.


Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей)

1мин.




1.2.


Знакомство уч-ся с заявкой на оценку

1 мин.




II.

Анализ темы урока

5 мин.




2.1.


Беседа по теме урока:

— Прочитайте тему урока. Что понимается под Гуситским движением?

- Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке и чему научиться?
— Назовите свойства понятия «общественное движение».
- Что такое общественное движение?




Затрудняются ответить на вопрос.

Узнать причины, события, участников, временной промежуток, итоги и значение гуситского движения.

Действия людей, группы, общества, добиваются цели, хотят провести реформы.

Общественное движение – это действия общества, которые добиваются определенной цели, для решения конкретных политических или социальных проблемах.


III.

Работа по теме урока

30 мин.




3.1.

Выявление причин и состава Гуситского движения.

10 мин







Сегодня мы с вами познакомимся с историей еще одного европейского государства в XIIXV в.в. – Чехия.

Откройте учебник на стр. 200, рассмотрите карту Чехии.

К концу Средневековья центром Священной Римской империи – стала Чехия, ее столица Прага. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”.

Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”. Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства. (Приложение 1) (Карлов мост).

Чехия переживала хозяйственный подъем, развивалось ремесло и торговля. Но в Чехию переселялось большое количество немцев, они же управляли страной. Господствовала католическая церковь, которая была богатой и владела огромной территорией. Недовольство народа нарастало. Ян Гус призывал отнять у церкви ее богатства и провести реформу церкви. (Приложение 2)










- Прочитайте текст (Приложение 3) и выполните задание №1 и 2 в карточках.

Задание 1. Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии:

1.Богатство католической церкви;

2.Отмена зависимости от феодала;

3.Снижение налогового гнета;

4.Плата десятины церкви;

5.Стремление чехов участвовать в городском управлении.



3 балла

1.Богатство католической церкви;

2.Плата десятины церкви;

3.Стремление чехов участвовать в городском управлении.







Эпиграф: “Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус.)

- Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса.

Он призывал отнять у церкви ее богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен.











Задание 2. Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак:

  1. Принадлежали к последователям Яна Гуса

  2. Состав участников

  3. Требования реформы церкви

  4. Требования реформы общества

  5. Средства борьбы

- Проверяем правильность выполнения заданий (на доске карточка с правильными ответами). (самопроверка)


5 баллов
6 баллов (за каждое сравнение по 3 балла)



(Приложение 4)

- Как умеренные, так и табориты требовали реформы церкви.

- В отличии от умеренных, табориты еще требовали реформы общества.

- Так же, как и умеренные, табориты принадлежали к последователям Яна Гуса.

- Если умеренные были зажиточные бюргеры, часть дворянства, то табориты были крестьяне, горожане и бедные рыцари.


3.2.

Определение основных событий, итогов и значения Гуситского движения.

15 мин






Против Гуситов были организованы Крестовые походы.

- Что понимается под крестовыми походами?

С крестоносцами боролось народное войско. Которое отличалось высоким боевым духом, высокой организованностью, стойкостью и дисциплиной. Что позволяло неоднократно побеждать в бою. Одним из руководителей народного войска был Ян Жижка. (Приложение 5)

На возу бесстрашно стоя.

Голосом, подобным грому.

Направляет ярость боя.

С ним один дружинник слева

И один дружинник справа.

Вместо глаз они герою.

Служат верно и лукаво.



(Николаус Ленау)

1 балла

- Под крестовыми походами понимается – походы организованные католической церковью против иноверцев и еретиков.








Прочитайте текст (Приложение 3) и выполните задание № 3 и 4 на карточках. (Приложение 6)

Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы.

Задание 4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг:

    1. Индивидуальный труд.

    2. Простая кооперация: обсудить в группах результаты индивидуального труда.

1 группа: Требование умеренных и их значение.

2 группа: Требования таборитов и их значение.



    1. Сложная кооперация: подготовить выступление от группы.

4 балла


4 балла
Дополнительные баллы за работу в группах 3-6 баллов

(Приложение 7)



(Приложение 8)



IV.

Обобщение темы урока

8 мин.







— Вернёмся к теме нашего урока.

— Сформулируйте и задайте вопрос–понятие и вопрос-суждение к теме урока.






- Что называется гуситским движением?

- Что считается гуситами?

- Что понимается под умеренными?

- Что представляют собой табориты?

- Вследствие чего был казнен Ян Гус?

- Каким образом гуситы делились на умеренных и таборитов?




V.

Подведение итогов урока

2 мин.







- Подсчитайте свои балы и посмотрите на заявку, выставите те оценки, которые вы сегодня заработали.










- запишите домашнее задание: прочитайте параграф 25, сравните гуситское движение и гражданскую войну, выделите общие и особенные признаки.

- Спасибо всем за урок.










Используемая литература:

  1. А.А. Поляруш «Единство в многообразии. Диалектический подход к учебному процессу».

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» учебник для 6 класса. М.:Просвещение, 2007 год

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гус,_Ян

  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Жижка,_Ян

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Карлов_мост

  7. http://pragagid.ru/pomnik-mistra-jana-husa-1493


Приложение 1.

Карлов мост

Приложение 2.

Ян Гус

Приложение 3.

Гуситское движение в Чехии.

К концу Средневековья в Чехия стала центром священной Римской империи – ее столица Прага. Чехия в представлении самих ее жителей становится центром мира. Недаром, наверное, чехи сами называли свою страну “Богемия”, т.е. избранная богом, а себя – “богемцами”. Карл I (1346 – 1378) из династии Люксембургов благодаря удачной женитьбе стал королем Чехии. И он же был избран императором Священной Римской империи под именем Карл IV. Карл IV остался в памяти народа как самый великий чешский государь – “Отец Отечества”.

Чехия превратилась в центр архитектуры и изобразительного искусства, равного которому не было во всей Священной Римской империи, приглашались мастера из Франции, Италии, Германии.

Но был ли счастлив чешский народ в своей стране?

Мелкие дворяне – число увеличивалось за счет раздробления владений – обнищание, попадали в зависимость к крупным дворянам – панам. Основное занятие – война, служба как наемников. В самой Чехии враждебно настроены к панам и церкви, королевской власти.

Горожане – стремились участвовать в городском самоуправлении, оттеснить немцев на задний план. Также критиковали дорогие церковные обряды.

Крестьяне. Кроме феодальных повинностей платили королевский налог и несли повинности в пользу государства. К началу 15 в. главной повинностью стал денежный оброк, но увеличивалась и барщина. Крестьяне не были лично свободными и целиком зависели от пана.

Эпиграф: “ Верный христианин ищет правду, слушает правду, изучает правду, говорит правду, защищает правду до смерти” (Ян Гус).

В начале 15 в. небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные речи профессора Пражского университета Яна Гуса. Он призывал отнять у церкви ее богатства и провести реформу церкви. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. После суда он был казнен.

Казнь Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

1419 г. – началось восстание в Праге, в результате которого были прогнаны из города правители.

Умеренные – чашники - зажиточные бюргеры, часть дворянства требовали: упразднить привилегии и землевладения церкви; упростить обряды, причащение хлебом и вином;

ввести богослужение на чешском языке.

Табориты – крестьяне, горожане бедные рыцари требовали: реформа не только церкви, но и общества; уничтожить частную собственность, все повинности и налоги; правление должно быть передано в руки народа. Гора Табор – город Табор – все равны, братья и сестры.

В 1420 г. – начало крестовых походов против гуситов. В Чехию вторглось 100-тысячное войско – грабежи, пожары, убийства. Прага – Восточные ворота – Виткова гора – победа таборитов. Еще 4 крестовых похода закончились неудачей императорских войск.

1434 г. – битва у г. Липаны, к Востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

Итоги и значение гуситских войн:

Утвердилась гуситская церковь. Крестьяне перестали выплачивать десятину. Церковные земли достались дворянству. Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом. Чехия стала сословной монархией.

Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития.

Приложение 4.

понятия

Общие признаки

Особенные признаки

Умеренные

Табориты



Принадлежали к последователям Яна Гуса

Требования реформы церкви

Средства борьбы


Состав участников

Требования реформы общества




Приложение 5.

Ян Жижка

Приложение 6.

Задание 1: Из списка причин, выделите и укажите существенные причины недовольства жителей Чехии. 3 балла



      1. Богатство католической церкви;

      2. Отмена зависимости от феодала;

      3. Снижение налогового гнета;

      4. Плата десятины церкви;

      5. Стремление чехов участвовать в городском управлении.

Задание 2. Установите сходства и различие между умеренными и таборитами, результаты запишите в таблицу и выразите с помощью карточки №3 сравнение на общий и особенный признак: 5 баллов, за сравнение по 2 балла.



  1. Принадлежали к последователям Яна Гуса

  2. Состав участников

  3. Требования реформы церкви

  4. Требования реформы общества

  5. Средства борьбы

понятия

Общие признаки

Особенные признаки

Умеренные

Табориты










____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Установите соответствие между элементами таблицы: 4 балла

1419 год

Витковая гора

В ходе восстания изгнаны правители города

1434 год

г. Констанц

Разгромлены табориты

1415 год

г. Липаны

Начало крестовых походов против гуситов

1420 год

г. Прага

Казнь Яна Гуса

Задание 4. Составьте пары «причина – следствие» из перечисленных ниже требований Гуситов и итогов событий в Чехии 1419 – 1434 гг: 4 балла



причина

следствие

Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.

Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

- реформы общества;

- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

- правление страной должно быть передано в руки народа.



Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;

Чехия стала сословной монархией;

Крестьяне перестали выплачивать десятину;

Утвердилась гуситская церковь.




Приложение 7.

1415 год

г. Констанц

Казнь Яна Гуса

1419 год

г. Прага

В ходе восстания изгнаны правители города

1420 год

Витковая гора

Начало крестовых походов против гуситов

1434 год

г. Липаны

Разгромлены табориты


Приложение 7.


причина

следствие

Умеренные – (зажиточные бюргеры, часть дворянства) требовали:

- упразднить привилегии и землевладения католической церкви;

- упростить обряды и ввести богослужение на чешском языке.

Табориты – (крестьяне, горожане и бедные рыцари) требовали:

- реформы общества;

- уничтожить частную собственность, все повинности и налоги;

- правление страной должно быть передано в руки народа.



Королевская власть была ограничена парламентом – сеймом;
Чехия стала сословной монархией;
Крестьяне перестали выплачивать десятину;
Утвердилась гуситская церковь.






Самое приятное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она не потревожит тебя, пока тебе хорошо. Роберт Орбен
ещё >>