Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обреченность "тёмного царства" в драме н. Островского "гроза" 1 26.34kb.
Темы сочинений по литературе II половины XIX века 1 30.61kb.
Островский а н. Тёмное царство в драме островского «гроза» дикой... 1 47.19kb.
Презентация по драме А. Н. Островского «Гроза» 10 класс Учитель русского... 1 87.39kb.
Тематическое планирование по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Конспекты... 3 714.26kb.
Сочинение по произведению А. Н. Островского 1 99.33kb.
Две Катерины. «Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского... 1 194.44kb.
«Игру ведут знатоки…» по пьесе Островского «Гроза» Цель 1 110.71kb.
И о драме Толстой Лев Николаевич о шекспире и о драме Л. Н. 6 851.39kb.
Гроза цель: побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя... 1 13.32kb.
Из-за острова на стрежень 1 6.99kb.
Кроссворд по предмету "безопасности жизнедеятельности (бжд) 1 18.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского - страница №1/1

Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского «Гроза»

«Гроза» - одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. В слове «гроза» заключен огромный смысл. Гроза - это не только природное явление; это и несчастье (гроза разразилась над головой), и бурные перемены (буря, скоро глянет буря!).

Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Под «грозой» он понимает гнев матери, постоянную угрозу. «Гроза нам в наказание посылается», - говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.

Единственный, кто не стал бояться грозы, - так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Впрочем, от той грозы, что все-таки раразилась над головой Катерины, этот громоотвод не помог…

Но гроза - это еще и символ любви Катерины к Борису, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Постепенно копившийся заряд энергии, чувств наконец разрешается страшной развязкой.

Волга - не менее важный символ в пьесе. Необъятная даль волжского пейзажа подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой букашкой, ничтожеством по сравнению с необъятной, сильной рекой. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила ее всем сердцем.

Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза - это Божья кара за грехи.

У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.

В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий, смывающий все грехи. Но люди не столь милосердны: Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания, дала покой.

Эти сильные образы, связующие воедино текст драмы, обладают общими чертами. Волга - сильная, свободная русская река. Гроза - прекрасное и буйное явление природы. Это огромные символы, объединяющие в себе многие представления людей о мироздании. Главные языческие боги были богами грозы. Волга - это река свободного Стеньки Разина, бурлацкая, казацкая река. Это высокие символы, которые возвышают и действующих лиц драмы. До Островского никто не осмеливался сделать простого человека трагической фигурой, и его полуграмотные персонажи могли вызвать неодобрение у образованной публики. Однако строем драмы автор сумел доказать: высокие символы - не только для дворян. Простые люди, живущие в маленьких городках, также могут возвышаться до настоящей трагедии.



В сравнении с множеством других пьес, названных словами русских простонародных пословиц («Свои люди - сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты»), которые настраивают на несерьезный лад, название этой драмы сразу ставит другие условия игры. «Гроза» - это подлинная трагедия, под стать античной. Пьесы о купцах, дележе наследства и доходных мест рассказывают о мелочных, ничтожных людях. Мы не ждем от текста рассказа о подвигах и героизме. «Гроза» - совсем другое дело. Гроза и Волга - несчастье и свобода - главные темы этой драмы.




Не следует беззастенчиво лгать; но иногда необходима уклончивость. Маргарет Тэтчер
ещё >>