"Гроза 12-го года настала…" - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гроза и Волга: по драме А. Н. Островского 1 25.03kb.
Приказ № о результатах конференции школьников «Гроза 1812 года» На... 1 30.1kb.
Обреченность "тёмного царства" в драме н. Островского "гроза" 1 26.34kb.
Гроза цель: побеседовать с детьми о том, что такое гроза и как себя... 1 13.32kb.
Памятка гроза если гроза застала 1 15.66kb.
Информация об участниках конкурса творческих работ 3 494.11kb.
«такая долгая гроза» 3 402.19kb.
Гроза двенадцатого года 1 190.39kb.
Если собирается гроза 1 13.38kb.
Интегрированный урок «Гроза двенадцатого года» 1 136.61kb.
Викторина «Гроза 12 года» 1 59.71kb.
Греческий остров Тинос заинтересован в увеличении притока российских... 1 88.61kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

"Гроза 12-го года настала…" - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

В МБОУ Видновской СОШ № 9 в рамках проведения предметной недели, посвященной событиям 1812г. были охвачены все учащиеся школы.

МЕРОПРИЯТИЯ, которые были организованы и проводятся в школе:


  1. 1 сентября 2012 года во всех классах ( с 1 по 11 кл. – около 800 учащихся) были проведены клаасные часы, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. Ответственные классные руководители.

  2. 7 сентября 2012 года учащиеся 7-11 классов вместе с педагогами приняли участие в флешмобе (на стадионе школы выстроили слово «БОРОДИНО». (приложение № 1)

  3. Продолжается выставка школьных газет, посвященных Бородино (отв. кл. руководители). (приложение №1)

  4. В 8-х классах проводятся проводятся уроки в рамках школьной программы по теме: «Гроза 12-го года» (отв.: учитель истории Шамина О.Н.) (приложение №3).

  5. В школе на уроках истории проводятся викторины, шарады, посвященные событиям Отечественной войны 1812 г. для учащихся разной возрастной категории (отв.: учитель истории Шамина О.Н.) (приложения № 5,6).

  6. Был организован просмотр учебного фильма «Бородино и его герои» с последующим его обсуждением для учащихся 6-7-х классов. (отв.: учитель истории Шамина О.Н.). (приложение № 4)

  7. В кабинете истории создан уголок боевой славы. В нем оформлен стенд, посвященный «БОРОДИНО» по материалам газеты «Видновские вести» и освещает историю родного края в годы Отечественной войны 1812 года. (отв. учитель истории Шамина О.Н.) (приложение №2)

14.09.2012

Учитель истории О.Н.Шамина

Директор МБОУ ВСОШ №9 Г.Х. Константинова

Приложение № 1



c:\users\hp\appdata\local\temp\rar.605\фотография 1.jpg

c:\users\hp\appdata\local\temp\rar.568\фотография 5.jpg

флешмоб


Приложение №2

c:\users\hp\appdata\local\temp\rar.480\фотография 4.jpg

Приложение № 3



Конспект урока истории в 8 классе по теме:

"Гроза 12-го года настала…"

  • показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;

  • развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  • учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX века», для 8 класса, §4

  • дополнительные материалы по Отечественной войне 1812 г;

  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;

  • схема-тезисы “Бородино”

  • карта и схема сражения “Бородинская битва”;

  • таблицы.

Опережающее задание: подготовить сообщения

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, составление опорных схем-конспектов, работа в группах, викторина.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года


Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.

Ход урока

1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу

2. Работа с эпиграфом урока

Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?

3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)

– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.

М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.

– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.

– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?

– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?

М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?

Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.

Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.

1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).

П л а н


  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

  2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение.

  3. Описание Бородинской битвы.

  4. Викторина, обсуждение, выводы.

1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.

Презентации о Наполеоне и Кутузове.

11 августа Кутузов, назначенный главнокомандующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.



Сообщения учащихся.

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение

Беседа по вопросам:

Вопрос об итогах битвы является спорным. Почему историки до сих пор спорят?

– Как вы считаете, кто одержал победу?

– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?

Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.

Викторина “Бородино”



  1. В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)

  2. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)

  3. Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)

  4. Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)

  5. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)

  6. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)

  7. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)

  8. Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)

  9. Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)

5. Подведение итогов: Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос. Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)

Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и художественные произведения русских классиков (роман Толстого «Война и мир», Лермонтов «Бородино» написать эссе “Гроза двенадцатого года…”. Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Приложение № 4



ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

проводится после просмотра видео-фильма «БОРОДИНО». По окончании викторины из числа участвующих выбирается «Самый лучший знаток Бородинской битвы».



  1. Назови дату Бородинской битвы?

  2. Кто был главнокомандующим русской армией?

  3. Какова численность войск русской и французской армии накануне сражения?

  4. Кто командовал французским войском?

  5. Где был командный пункт М.И. Кутузова?

  6. Как называли батарею Раевского во время битвы?

  7. Сколько орудий насчитывала батарея Раевского?

  8. Сколько атак предприняли французы на Багратионовы флеши?

  9. Сколько часов длилась Бородинская битва?

  10. Назови героев Бородинской Битвы?

  11. Кто из героев Бородинского сражения был другом А.С. Пушкина?

  12. На каком участке боя во время битвы находился П.И. Багратион?

  13. Назови имя героя, который, по мнению очевидцев «намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества»?

  14. Как называл Наполеон Кутузова?

  15. Кто одержал победу в Бородинской битве?

Приложение №5



Шарады посвященные «БОРОДИНО» для учащихся 4-6 классов

Лес растёт в начале слова,
Не берёзовый – сосновый.
Цифру видим
посреди,
А предлог вот –
позади.
Слово это отгадает
Тот, кто битвы наши знает.

_ _ _ + _ _ _ _ + _ = _ _ _ _ _ _ _ _



(БОР + ОДИН + О = БОРОДИНО.)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом.
Кто назовёт нам фамилию сразу?


(КУЗОВ – КУ-ТУ-ЗОВ – КУТУЗОВ.)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
Возьмём предлог, местоименье,
Меж ними – место для сраженья.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем.)

_ _ + _ _ _ _ + _ _ = _ _ _ _ _ _ _ _



(НА + ПОЛЕ + ОН = НАПОЛЕОН)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
Первый на крыше лежит, отдыхает,
Дом от осадков собой защищает.
Поле для битвы
второй выбирал –
Сам князь Кутузов ему доверял.
_ _ _ _


(ТОЛЬ – ТОЛЬ Карл Фёдорович.)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
В горы буква «В» пошла
И равнину там нашла.
На равнине поселилась
И... в героя превратилась.
Атаман он казаков,
С Дона-речки берегов.
Смел, отважен он в боях,
Бил французов в пух и прах.

_ _ _ _ + В = _ _ _ _ _



(ПЛАТО + В = ПЛАТОВ Матвей Иванович)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «Ч» – я брат кладовки,
Где старьё, а не обновки.
А без «Ч» расклад иной,
Я – вояка удалой.
Пика, сабля у меня,
Жизнь не мыслю без коня.
Неприятность лишь одна –
Жаль, прошли те времена.

Ч _ _ _ _ – _ _ _ _



(ЧУЛАН – УЛАН)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «Ч» я с синяками,
Спор решаю кулаками.
Я гроза всего двора,
Разбегайся, детвора!

С буквой «Г» – кавалерист,


Ладно скроен и плечист.
Умываюсь ветром свежим,
В бой могу пойти и пешим.
Сабля, шпага иль винтовка –
Всем в бою владею ловко.
Вьётся «конский хвост» на каске,
Чтоб сражаться без опаски.

_ _ _ Ч _ _ – _ _ _ Г _ _



(ДРАЧУН – ДРАГУН)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «К» – он муж гусыни,
Мягкий пух его в перине.
Он заботливый отец
И известнейший боец.

С буквой «Р» – смельчак с усами,


Снится ночью каждой даме.
Всадник бравый и лихой,
Рвётся он без страха в бой.

_ _ _ _ К – _ _ _ _ Р



(ГУСАК – ГУСАР)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «Н» – большая птица,
Вечерами ей не спится
(Яркий свет не любит дня),
И сова – её родня.

А без «Н» – уж деревушка,


Где музейная избушка.
Там военный был совет,
Если знаешь, дай ответ.
_ _ _ _ Н – _ _ _ _


(ФИЛИН – ФИЛИ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «В» – дарует свет,
Электричества коль нет.
Нам жилище освещает,
Но сама при этом тает.

А без «В» – другое слово,


Для войны оно готово:
Битва, бой или сраженье
Для прадЕдов поколенья.

_ В _ _ _ – _ _ _



(СВЕЧА – СЕЧА)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «А» – в шкафу я, на стене,
Без неё – в сраженьях на войне.
_ _ _ _ А – _ _ _ _


(ПОЛКА – ПОЛК)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
Первый слог – вторая нота,
Можешь спеть, коль есть охота.
Со вторым – чуть посложнее:
«Дуб» возьми позеленее,
«Б» тихонько отними,
И на «Т», друг, замени.
После двух слогов сложенья
Ты получишь укрепленье,
В старину на поле боя
Часто строили такое.

_ _ + _ _ _ = _ _ _ _ _



(РЕ + ДУБ – Б + Т = РЕ +ДУТ = РЕДУТ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif

В доме с первой нам теплее,
Нас она зимою греет.
А
вторая бой ведёт,
По врагам из пушек бьёт.
_ _ _ _ _ _ _


(БАТАРЕЯ – БАТАРЕЯ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С «П» люблю я старичков,
Я – полянка их голов.
С буквой «Ф» я укрепленье
Для успешного сраженья.

П _ _ _ _ – Ф _ _ _ _



(ПЛЕШЬ – ФЛЕШЬ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
Слог начальный напевают,
Если песни слов не знают.
Слог последний есть поэт,
Что рифмуется с «буфет».

Вместе два коротких слога
Дулу пушки есть подмога,
Что везёт его, вращает,
А порой и украшает.

_ _ + _ _ _ = _ _ _ _ _



(ЛА + ФЕТ = ЛАФЕТ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
Первый слог – воронье слово,
Нам для всех оно не ново.
Слог второй опасен в море,
Он судам приносит горе.
Слово целое стреляет,
То снаряд, что убивает.

_ _ _ + _ _ _ _ = _ _ _ _ _ _ _



(КАР + ТЕЧЬ = КАРТЕЧЬ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «О» – в лесу поляна,
А без «О» – стреляю рьяно.
Ядра с радостью глотаю,
Во врагов их выпускаю.

О _ _ _ _ _ – _ _ _ _ _



(ОПУШКА – ПУШКА)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «В» я не игрушка,
С этой буквой я часть пушки.
Чтоб меня разоружить
И потом со мной дружить,
Букву смело убирай –
И пиши за мной, играй.

_ _ В _ _ – _ _ _ _



(СТВОЛ – СТОЛ)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «Т» я брат верёвки,
Замотать смогу всё ловко,
Чуть потоньше я сестрички –
Толщиною как у спички.

А без «Т» сражаюсь смело


И колю врагов за дело.
Я – оружие стальное,
За страну готово к бою.

_ _ _ _ _ Т – _ _ _ _ _



(ШПАГАТ – ШПАГА)

http://zanimatika.narod.ru/zvezdamini.gif
С буквой «О» и буквой «Ё»
Украшает он жильё.
На полу иль на стене,
Очень нравится он мне.

С буквой «И» и с буквой «Е» –


У солдат на голове,
Только раньше, в старину,
В Бородинскую войну.

_ О _ Ё _ – _ И _ Е _



(КОВЁР – КИВЕР)

(И. Агеева)

 

Приложение № 6

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ВИКТОРИНЫ для старшеклассников

1. Кто из писателей и поэтов участвовал в Отечественной войне 1812 года и оставил об этом литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, романы, мемуары, записки и т.п.)?



Ответ:
Батюшков Константин Николаевич (1787 – 1855) – русский поэт. В 1812 году находился в Петербурге, позже участвовал в Парижском походе. (Стихотворение «Переход через Рейн» и «Послание к Дашкову»).
Богданович Модест Иванович (1805 – 1882) – русский генерал, историк и военный писатель. Автор многих работ по истории Отечественной войны 1812 года, в том числе «Истории Отечественной войны 1812 года».
Висковатов С.И. пьеса «Всеобщее ополчение».
Воейков Александр Фёдорович (1779 - 1839) – поэт, журналист, критик. В 1812 году вступил в ополчение и служил при штабе М.И. Кутузова, оставался в армии до изгнания наполеоновских войск из России. («Князю Голенищеву - Кутузову Смоленскому» - во время пребывания в действующей армии).
Волконский Сергей Григорьевич (1788 – 1865) – князь, декабрист. Участник Отечественной войны 1812 года. Автор книги «Записки».
Вяземский Пётр Андреевич (1792 - 1878) – известный в своё время поэт и критик. Друг Пушкина. В начале войны 1812 года поступил в военное ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Автор «Воспоминаний о 1812 годе» и нескольких стихотворений, посвящённых Отечественной войне 1812 года.
Глинка Сергей Николаевич (1766 – 1847) – русский писатель. В Отечественную войну 1812 года находился в ополчении. Автор «Записок о 1812 годе» и «Записок о Москве».
Глинка Фёдор Николаевич (1786 – 1880) – известный поэт, публицист, военный писатель и декабрист, участник первой войны с Наполеоном (1805 – 1806). Адъютант Милорадовича, Ф. Глинка участвовал при сражении под Аустерлицем. В 1808 году он издал «Письма русского офицера» об этой войне. В 1812 году поступил волонтёром в русскую армию, отступающую к Бородину. Вместе с армией дошел до Тарутина. В 1812-1813 годах в журналах появились новые «Письма русского офицера о войне отечественной и о заграничной 1812-1813 года». Книга Ф. Н. Глинки была одной из самых читаемых книг а России в эпоху борьбы и победы над Наполеоном. (После 1812 года - «Очерки Бородинского сражения»).
Голицын Александр Борисович (1792 – 1865) – автор «Записок о войне 1812 года».
Давыдов Денис Васильевич (1784 – 1839) – русский генерал-лейтенант. В Отечественную войну 1812 года в чине полковника находился в Ахтырском гусарском полку. Известный поэт и приятель А.С. Пушкина. Автор знаменитого «Дневника партизанских действий» и многих статей, посвящённых Отечественной войне 1812 года, автор «Военных записок».
Дурова Надежда Андреевна – прозаик, первая в России женщина-офицер – книга «Кавалерист-девица. Происшествие в России» («Военные записки кавалерист-девицы»).
Жуковский Василий Андреевич (1783 – 1852) – замечательный русский поэт. Автор известного стихотворения «Певец во стане русских воинов», где прославляются герои войны и любимая отчизна.
Загоскин Михаил (1789 - 1852) – ряды московского ополчения и заграничные походы.(«Рославлев, или Русские в 1812 году»)
Зарин А.Е. – «Первый партизан», «Бегство из плена».
Зотов Рафаил Михайлович (1796 - 1871) - Отечественная война 1812 года, общий патриотический подъём и искренняя любовь к родине заставили 16-ти летнего Рафаила Зотова вступить в ряды ополчения. Впоследствии в 1836 году в свет вышла книга «Рассказы о походах 1812 года прапорщика Санкт-Петербургского ополчения Зотова». В романах Зотова возникает эпоха войны 1812 года («Два брата, или Москва в 1812 году», «Студент и княжна, или Возвращение Наполеона с Эльбы», «Бородинское ядро и Березинская переправа»).
Ивановский А.А.: первые литературные опыты – стихи и проза, посвященные событиям Отечественной войны 1812 года. «Стихи на пребывание в Смоленске великого князя Николая Павловича», «Мщение раздражённой матери», заметка «Воинское празднество в Смоленске»
Крылов Иван Андреевич (1768 - 1844) – известный русский баснописец. Посвятил ряд басен Отечественной войне 1812 года.
Лабенков Н. – «Рассказ артиллериста о деле Бородинском»
Лажечников Иван Иванович (1792 - 1869) – писатель, автор многих исторических повестей и романов. В Отечественную войну 1812 года он поступил в Московское ополчение и через несколько дней был переведён в Московский гренадёрский полк. Выпустил книгу «Походные записки русского офицера» и «Новобранец 1812 года».
Майков А. «Сказание о 1812 г.»
Маевский Сергей Иванович (1779 - 1848) – русский генерал. Автор книг «Мой век, или История генерала Маевского».
Митаревский Н.Е. – русский поручик, артиллерист; участник Отечественной войны 1812 года. Автор книги «Воспоминания о войне 1812 года».
Норов Авраам Сергеевич (1795 – 1869) – участник Отечественной войны 1812 года, писатель. В Бородинском сражении лишился ноги.
Погорельский Антоний (наст. имя – А.А. Перовский; 1787 - 1836) – русский писатель, казач. офицер, штаб-ротмистр 3-го Украинского казачьего полка.
Полонский Я. «Переход через Неман»
Раевский В.Ф. (1795-1872) - декабрист, майор, адъютант Орлова, поэт. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Автор воспоминаний.
Растковский Ф. – русский офицер, артиллерист, автор книги «Об Отечественной войне».
Скобелев И.Н. – под псевдонимом «Русский инвалид» выпустил довольно много книжек об Отечественной войне 1812 года «для солдатского чтения».
Туманский В. «Поле Бородинского сражения»

 

2. «Москва… как много в этом звуке


Для сердца русского слилось!..
Как много в нем отозвалось!» -
Кто автор этих поэтических строк? Как называется стихотворение?

Ответ: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Глава 7, строфа XXXVI

 

3. О каком заслуженном полководце 1812 года идет речь в стихотворении А.С. Пушкина «Полководец»?



Ответ: Барклай де Толли Михаил Богданович (1761 – 1818).

 

4. Назовите 4 басни И. А. Крылова, посвященных Отечественной войне 1812 года, о каких событиях в них повествуется?



Ответ: Басни Ивана Андреевича Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот».

 

5. Кого из знаменитых поэтов во время Отечественной войны 1812 года М.И.Кутузов назначил чиновником по особым поручениям при Главной квартире? Какое стихотворение этого поэта повествует о «грозе12 года», о судьбе каких героев рассказывает поэт (перечислите)?



Ответ: Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначил В.А. Жуковского чиновником по особым поручениям при Главной квартире. О «грозе 1812 года» повествует стихотворение Жуковского «Певец во стане русских воинов», где звенящими хвалами осыпаны русские герои: Кутузов, Ермолов, Раевский, Коновницын, Платов, Багратион, Денис Давыдов и Андрей Кайсаров.

 

6. Перечислите стихотворения Ф. Глинки, посвященные партизанам Отечественной войны 1812 года, чем прославился каждый из них? Кто из них был нашим земляком?



Ответ: Федор Николаевич Глинка написал стихотворения «Партизан Сеславин», «Партизан Давыдов», «Смерть Фигнера».
Сеславин – знаменитый партизан Отечественной войны, генерал-майор, был в театре военных действий с 1806 по 1814 г . сначала в должности адъютанта главнокомандующего Барклая де Толли, а с сентября 1812 года – одним из партизанских командиров. Был девять раз ранен и только на время излечения покидал фронт.
Денис Давыдов – партизанский командир, герой войны 1812 года.
Фигнер А.С. – партизанский командир во время войны 1812 года. Действовал в тылах наполеоновской армии близ немецкого города Дессау. Наш земляк.

 

7. Кому посвящено стихотворение М. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года»? Какова история создания этого стихотворения? В каком кинофильме звучал романс на стихи М.Цветаевой?



Ответ:Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Генералам Двенадцатого года» посвящено Александру Алексеевичу Тучкову, герою Отечественной войны 1812 года, погибшему на Бородинском поле. Это стихотворение Марина Цветаева написала в Феодосии в декабре 1913 года, во времена празднования 100-летней годовщины победы русского народа в Отечественной войне. Любимым героем юной и романтичной Цветаевой стал генерал А.А.Тучков, чей образ был даже запечатлен на лаковой карандашнице, которая всегда находилась на ее письменном столе. Эта карандашница стала своеобразным талисманом, ее Цветаева, куда бы ни ездила, всю жизнь перевозила с собой. Песня на стихи Марины Цветаевой и музыку Андрея Петрова звучит в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово…» (1980).

 

8. Назовите первую в России женщину – офицера? Какое литературное произведение о войне 1812года она оставила? Каким образом эта женщина связана с Псковским краем?



Ответ: Первой женщиной-офицером в истории России стала Надежда Андреевна Дурова (1783–1866), которая служила под именем Александра Андреевича Александрова в регулярной русской армии. С 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кавалерийский полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Участница Бородинского сражения. В 1816 вышла в отставку в звании штаб-ротмистра. Впоследствии занялась писательским трудом, в основном мемуарным. Самым значительным своим произведением, описывающим грозное время Отечественной войны 1812 года являются автобиографические «Записки кавалерист-девицы» (1836-39), которые высоко оценили А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.
В 1815 году в Вязовской волости Великолукского уезда по возвращении из заграничного похода временно был расквартирован кавалерийский полк, в котором служила Н.А.Дурова. В своих «Записках» она вспоминала: «Без смерти смерть стоять в этой Вязовщине без книг, без общества; лежать целый день на нарах, под облаками едкого дыма и слушать, как мелкий осенний дождь сечет в оконницы, затянутые или слюдою, или, что еще гаже, пузырем. О, верх подлости!.. Нет, Бог с ними, со всеми приятностями подобного квартирования, уеду в штаб».

 

9. Назовите поэтов - cовременников Дениса Васильевича Давыдова, оставивших о доблестном герое поэтические строки? Приведите примеры наиболее понравившихся Вам.



Ответ: Поэты-современники Дениса Давыдова посвятили ему немало поэтических строк. Ф. Глинка - стихотворение «Партизан Давыдов»; В.Жуковский - «Д.В. Давыдову» и строки из стихов «Певец во стане русских воинов» и «Бородинская годовщина»; К.Батюшков – из стихотворения «Мои пенаты»; С. Нечаев – стихотворение к портрету Д.В. Давыдова; А. Воейков – послание к Д.В.Давыдову; Ф. Толстой – надпись к портрету Давыдова; А. Пушкин – «Денису Давыдову», «Недавно я в часы свободы…», «Д.В.Давыдову»; П.Вяземский – «К партизану-поэту». Также писали – Е.Баратынский, Е.Зайцевский, Н.Языков, В.Кюхельбекер, А.Бестужев, С.Стромилов, Е.Шахова, Е.Растопчина.

 

10. «Это – положительно русская «Илиада», обнимающая громадную эпоху, громадное событие – и представляющая историческую галерею великих лиц, списанных с натуры – живою кистью – великим мастером…» ( И.А.Гончаров). О каком произведении идет речь и кто его автор?



Ответ: Л.Н.Толстой "Война и мир"

 

11. Кому посвящены строки из стихотворения В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»?:



Ничто ему толпы врагов,
Ничто мечи и стрелы;
Пред ним, за ним Перун гремит,
И пышет пламень боя…

Он весел, он на гибель зрит


С спокойствием героя;
Себя забыл… одним врагам
Готовит истребленье;
Пример и ратным и вождям,
И смелым удивленье.

Ответ: Петр Петрович Коновницын (1764 - 1822) – генерал-лейтенант, один из ближайших сподвижников Кутузова, к началу Отечественной войны имел огромный опыт и в боевых действиях, и в штабной работе. В начале 1812 года командовал 3й пехотной дивизией в армии Барклая де Толли, принявшей на себя удар Наполеона, рвавшегося к Витебску. Заменил в Бородинском сражении смертельно раненого Багратиона.

 

12. Назовите храм-памятник, поставленный на Псковщине в честь героев Отечественной войны 1812 года. Где он находится, в каком году возведен, кто автор проекта храма?



Ответ: Храмом-памятником, возведенным в честь героев Отечественной войны 1812 года является собор Михаила Архангела Псково-Печерского монастыря. Собор был возведен в 1827 году в стиле позднего классицизма по проекту известного в России того времени архитектора Л.И. Руска. Храм буквально встроен в крепостную стену, за которую выходят только четырехколонные портики, которые как бы напрямик связывают город и монастырь. Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости. Высота храма - 32 метра.
На металлических позолоченных досках выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х. Витгенштейна, защищавших дорогу на Псков от наступающих французов. Храм впитал в себя воинский дух того места, на котором построен, ведь раньше на этом участке крепостной стены стояла башня Брусовка, почти полностью разрушенная во время вражеского нападения.

 

13. В каком году и где впервые было опубликовано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? В каком еще стихотворении поэт обращается к теме Бородинского сражения?



Ответ: «Бородино» - первое стихотворение М.Ю. Лермонтова, отданное им самим в печать и появившееся с его подписью, написано как отклик на двадцатипятилетие Отечественной войны 1812 года. Здесь Лермонтов попытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа очевидца, участника сражения. Для печати Лермонтов выбрал Пушкинский журнал «Современник», где и было опубликовано это стихотворение, но уже после смерти Пушкина, в 1837 году. Первое обращение к теме Бородинского сражения – стихотворение «Поле Бородина» - ранний вариант стихотворения о Бородинской битве.

 

ЛИТЕРАТУРА



1. Докучаев И.А. Печоры на ладони: путеводитель по памятникам древности / Игорь Докучаев; фотораб. Светланы Гавриловой. – Псков, 2002. – 112с., ил.

2. Иванов Е.П. Генерал Петр Петрович Коновницын / Е.П.Иванов. – Псков, 2002. - 224с., ил.

3. «Клятву верности сдержали»: 1812 год в русской литературе / сост., вступ. ст. С. Серкова. – М.,1987. - 477с.

4. Недаром помнит вся Россия…: к 175-летию Отечественной войны 1812 года / [сост. В.Володин, В.Левченко]. – М.,1987. – 303с.,14л. ил. - (Б-ка юношества).

5. Орлик О.В. «Гроза двенадцатого года…» / О.В.Орлик. – М.,1987. - 192с, ил. – (Серия «Страницы истории нашей Родины»).

6. Осокин В.Н. Его стихов пленительная сладость…: В.А.Жуковский в Москве и Подмосковье / В.Осокин. - М.,1984. – 192с., ил.

7. Псков: памятники истории, культуры, архитектуры: в 2т: т.1. – М.,2003. - 384с., ил. – (Богатырская застава земли Русской).

8. Псковская энциклопедия / гл. ред. А.И. Лобачев. – Псков, 2003. – 912с., ил.

9. Псковский биографический словарь. - Псков, 2002. - 530с.

10. Псковский край в литературе / [под ред. Н.Л.Вершининой]. - Псков, 2003. – 808с., ил.



11.1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / сост. Н.Н.Акопова, В.В. Бережков; вступ. ст. О.Н.Михайлова – М.,1987. – 512с.




Англичане берут в рот дюжину односложных слов, жуют их, глотают их, и выплевывают, — и это называется английским языком. Генрих Гейне
ещё >>