страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Государственная служба гражданской авиации - страница №1/1
![]() ![]() ![]() ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Ленинградский проспект. 37, Москва А-16-7, ГСП-3. 125993 Телетайп: 111495. Факс: 155-55-35 22.02.02 №22.10 -195 Руководителям межрегиональных территориальных управлений и территориальных управлений воздушного транспорта Минтранса России Руководителям авиапредприятий ЗАКЛЮЧЕНИЕ об авиационном происшествии с вертолетом Ми-2 RA-23380 4 июня 2001 г., днем, в простых метеоусловиях, при посадке в районе реки Сидоровка (Кольский полуостров) произошла авария вертолета Ми-2 RA-23380 Государственного Ленинградского авиапредприятия "Ржевка", подконтрольного Северо-Западному ОМТУ ВТ Минтранса России. Экипаж вертолета в составе командира ВС Киселева В.В. и бортмеханика Конюхова В.А. выполнял полет по перевозке пассажиров (иностранных туристов) по маршруту посадочная площадка "Варзина" -район реки Сидоровка с целью рыбной ловли. Кроме двух членов экипажа на борту вертолета находилось шесть пассажиров, заправка составляла 500 литров. Взлетная масса вертолета составляла 3483 кг, центровка +95 мм. что не выходило за установленные РЛЭ вертолета Ми-2 ограничения. Перед вылетом с площадки "Варзина" КВС получил следующий прогноз погоды: ветер на 500 метров 310° 40 км час. у земли 280° 5 м/с. порывы It м/с.' температура т6°С. По квадратам №1, 2, 3 (где предполагалось произвести посадку) ветер 310° 10 м/с, порывы 17 м/с, видимость 10 км, временами ливневой дождь, видимость 3 км, кучево-дождевая облачность, турбулентность. Прогноз погоды по району полетов оправдался. В нарушение требований п. 4.7.1.01(3) РЛЭ вертолета Ми-2 выполнение посадки на подобранную с воздуха площадку на берегу реки Сидоровка осуществлялось без предварительного прохода над ней с целью осмотра л определения условий посадки. В полете бортмеханик находился в пассажирском салоне у стенки радиоотсека и не выполнял обязанности члена экипажа при заходе на посадку и посадке в нарушение требований РЛЭ и Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2. В результате допущенных нарушений при выполнении посадки КВС не учел состояния площадки, направления и скорости ветра, а также орографические особенности района посадки (каньон с возвышенностями до 200 метров), не исключающие возможность изменения направления и скорости ветра. Посадка вертолета осуществлялась с попутным ветром. По объяснению КВС на высоте 5-6 метров произошла "просадка" вертолета. После касания земли передняя стойка шасси провалилась в мягкий грунт, что в сочетании с сохранившейся после "просадки" поступательной скоростью вызвало развитие пикирующего момента вертолета. Развитию пикирующего момента также способствовало перемещение вперед непристегнутых, в нарушение требований НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета Ми-2, пассажиров. После отделения вертолета от земли, произошло его повторное приземление с углом тангажа на пикирование примерно 45° с касанием земли кабины экипажа и лопастей несущего винта. Вертолет опрокинулся на правый борт и получил при этом значительные повреждения. В результате авиационного происшествия пассажиры получили травмы различной степени тяжести, экипаж не пострадал. Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов: - нарушение экипажем требований п.4.7.1.01(3) и РЛЭ вертолета Ми-2 выразившееся в выполнении захода на посадку без предварительного определения состояния площадки; - выполнение посадки с попутным ветром, наиболее вероятно превышающим ограничения РЛЭ вертолета Ми-2; - нарушение экипажем требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-2, выразившееся в невыполнении бортмехаником своих обязанностей при заходе на посадку. При расследовании выявлены многочисленные грубые нарушения правил выполнения полетов в авиапредприятии "Ржевка". Руководством авиапредприятия "Ржевка" был заключен договор с заказчиком на выполнение авиационных работ без согласования с Северо-Западным ОМТУ воздушного транспорта Минтранса России. При этом полеты в полярных районах были организованы неудовлетворительно. В нарушение требований договора между авиапредприятием "Ржевка" и заказчиком, посадочная площадка в районе реки Сидоровка, на которую регулярно выполнялись полеты, заказчиком оборудована не была. Экипаж не был обеспечен неприкосновенным запасом продуктов питания. Инструктаж экипажей, прибывающих в аэропорт Мурманск для выполнения работ на Кольском полуострове, проводился не в полном объеме: не проводился инструктаж со стороны штурманской и метеорологической службы. В результате отсутствия надежной и бесперебойной связи экипаж допускали передачу сообщений о работе другого экипажа без связи с ним. В задании и заявке на полет экипажу вертолета Ми-2 RA-23380 в качестве цели полета было указанно выполнение аэровизуальных работ. Фактически экипаж выполнял транспортно-связные работы по перевозке пассажиров. При этом на вертолете была демонтирована общая спинка шестиместного пассажирского дивана. В результате этого пассажиры в полете не могли пользоваться привязными ремнями. Вес и центровка, указанные в задании на полет (3513 кг, +165 мм), не соответствовали фактической загрузке вертолета. Анализ отчетов о предыдущих полетах показал, что расчет центровки перед полетами не производился, а переносился из отчета в отчет. Случаи неудовлетворительной организации работ в полярных широтах авиапредприятий, подконтрольных Северо-Западному ОМТУ ВТ Минтранса России, отмечались и ранее. На это указывалось в заключениях Управления государственного надзора за безопасностью полетов от 4.11.99г. №22.10-986 "О катастрофе вертолета Ми-2 RA-14093" и от 5.03.2001г. №22.10-205 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-2 RA-14274". Однако, как показывают результаты настоящего расследования, должных мер по устранению недостатков до настоящего времени не принято. Некоторые авиапредприятия других регионов, выполняющих полёты в полярных широтах. также встали на путь игнорирования требований основополагающих нормативных документов, регламентирующих лётную работу. ПРЕДЛАГАЮ: 1. Руководителям территориальных органов Минтранса России: 1.1. Довести настоящее заключение до всех подконтрольных авиапредприятий. 1.2. Составить перечень авиапредприятий, выполняющих полеты в Арктике и Антарктиде. Включить в планы работы на 2002 год выполнение специальных инспекторских проверок этих авиапредприятий, в процессе которых: - рассмотреть все разработанные в данных предприятиях документы, определяющие процесс подготовки летного состава и авиационной техники к выполнению авиационных работ и порядок выполнения полетов в указанных регионах, с целью анализа достаточности разработанных в них мероприятий по обеспечению безопасности полетов; - оценить качество организации и обеспечения полётов воздушных судов, выполняющих авиационные работы в полярных широтах; - рассмотреть вопрос о внесении ограничений в деятельность авиапредприятий с неудовлетворительной организацией и обеспечением авиационных работ в этих регионах. 1.3. Отчёты по результатам проверок направить в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА Минтранса России по мере проведения этих проверок. 2. Руководителю Северо-Западного ОМТУ ВТ Минтранса России сообщить до 20 марта 2002 г. в Управление государственного надзора за безопасностью полетов ГСГА Минтранса России о результатах устранения недостатков, выявленных при расследовании авиационных происшествий и принятых мерах по исключению случаев неудовлетворительного осуществления контроля за организацией полетов в полярных широтах. 3. Руководителям авиапредприятий изучить обстоятельства и причину авиационного происшествия со всем летным составом, выполняющим полеты на вертолетах. В.А. Рудаков Начальник Управления государственного надзора за безопасностью полетов |
ещё >> |