Госбюджетные расходы на образование в 1997 году - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Расходы федерального дорожного фонда на 2012 год 1 21.55kb.
Путь к успеху (биотехнологии на вооружении бизнеса) Москва 2012 Ратников... 5 1238.55kb.
Расходы мбоу «Стригуновская сош» за 10 месяцев 2012 года 1 41.9kb.
На территории нашего района находятся 2 объекта, относящиеся к охраняемым... 1 12.34kb.
Образования в Финляндии 1 79.62kb.
Т. Л. Пискарева моудод дтдиМ, студия “Английский клуб” 1 49.1kb.
Закон о выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных... 4 1025.04kb.
Техническая спецификация 1 82.69kb.
Диплом защищен с отличием в мгу в 1997 году 6 1242.51kb.
Отчет по итогам работы глху «Копыльский лесхоз» за 2010 год 1 17.57kb.
Параметры экогеософской стратегии выживания 1 265.09kb.
28 April 2008 russian original: english конференция сторон конвенции... 6 541.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Госбюджетные расходы на образование в 1997 году - страница №1/3



Образование. Госбюджетные расходы на образование в 1997 году составили 118 млрд. песо (15 млрд. долл.), т.е. четвертую часть годовой расходной части федерального правительства или 43% ассигнований на социальные нужды. В 1997 году денег на школы всех ступеней было выделено на 7% больше, в реальных ценах, чем в предыдущем году (92 млрд. песо, из которых на техникумы и вузы пошло 23,4 млрд.).

Оппозиция считает, что нужно тратить на школу вдвое больше, а не 4% ВНП как сейчас (частные банки получают госсубсидий на 5% ВНП).

В 1997 году 22,8 млн. детей посещали учреждения дошкольной, начальной и средней ступени. Школу посещали 92% детей в возрасте от 6 до 14 лет (в 1990 году этот показатель составил 86%). Дошкольные группы для детей от 3 до 5 лет посещали 81% детей пятилетнего возраста.

В 1997 году начальную школу для детей от 6 до 12 лет окончили 4 из 5 детей, поступивших в нее шесть лет назад. Учебники для начальной школы-бесплатные. Учебники на 52 индейских диалектах для школ всех ступеней-тоже бесплатные.

До 800 тыс. учеников в отдаленных сельских районах занимаются в Telesecundaria. В 1997 году число принимающих телеустановок спутниковой образовательной мексиканской сети Edusat возросло с 12,5 тыс. до 17,3 тыс. Шесть каналов этой сети обеспечивают сельским учителям возможность учить детей и подростков, взрослых неграмотных и даже будущих рабочих на примере уроков с телеэкрана, которых ведут лучшие педагоги страны.

Государство открыло в 1996 году 300 центров повышения квалификации школьных учителей, в 1997 году открыло еще 100 и подарило 8 млн. «книг для учителей» . Но платят педагогам мало, от 50 до 100 долл. на селе, и поэтому с конца мая, уже который год, десятки тысяч учителей со всех концов страны устраивают многодневные марши протеста по центральным улицам Мехико, вступая в столкновения с полицией и т.д.

Законченное начальное образование имеет лишь половина рабочей силы в Мексике. Хотя многие, конечно, понимают, что нигде никогда не учившийся получает (по статистике) в 10 раз меньше выпускника вуза.

6 млн. мексиканцев не умеют ни читать, ни писать. Это 10% населения старше 15 лет, т.е. вдвое больше 4,5%-показателя, установленного ЮНЕСКО для определения страны с поголовной грамотностью. Неграмотны сегодня 2,3 млн. детей в возрасте от 6 до 14 лет.

В начале 1997 года за партами сидело 2,5 млн. учащихся техникумов (educaciуn media superior). 90% выпускников средней школы, при ее окончании уже имеют также диплом о среднем специальном образовании, полученный в старших классах. После средней школы пятеро из сотни выпускников идут на подготовительные курсы (preparatoria) при вузах, и только затем участвуют в конкурсных экзаменах на право стать студентом.

В начале 1997 года в вузах Мексики училось 1,5 млн. студентов. Это очень мало: в развитых странах средний работник проучился в школе 11 лет, а в Мексике или КНР-только 5 лет. Точно также как в Мексике на тысячу человек населения приходится 0,2 научных работника, а в странах «первого мира» -этот показатель составляет 3,7. Отсюда и почти абсолютная зависимость экономики Мексики от иностранных технологий.

Молодые люди с законченным или незаконченным высшим образованием, составляли в 1993 году по статистике ЮНЕСКО в США 76% в возрастной группе от 20 до 24 лет, в Аргентине и Франции около 40%, в Испании и Израиле около 35%, Уругвае 30%, Португалии и Боливии 22%, на Кубе, в Чили и Эквадоре 20%, в Мексике 15%.

Самые блестящие выпускники вузов, проявившие свои научные склонности, уезжают из Мексики на работу в США и проводят там самые продуктивные свои годы.

В Мексике есть 794 вуза, среди которых 217-частные. Самый крупный университет мира UNAM находится в Мехико; конкурс на большинство факультетов достигает там 40 абитуриентов на одно место. Не прошедшие по конкурсу в этот великолепный и бесплатный вуз устраивают летом многомесячные оккупационные сидения в ректорате. UNAM, также как и знаменитый частный Технологический институт ITESM в г. Монтеррее, имеет свои учебные корпуса и кампусы во всех крупнейших городах страны. Оба названных вуза имеют собственные спутниковые и компьютерные сети, телеканалы и суперкомпьютеры, театры и стадионы, очень сильные и лучшие в стране научно-исследовательские лаборатории во всех областях знания. В ITESM 90% доходов бюджета складывается из взносов за обучение, остальное приносят лотереи и пожертвования заинтересованных компаний.

Наука. Ею в Мексике «командует» Conacyt. Это правительственное учреждение координирует все международные научные связи Мексики, подписывает договоры о научном сотрудничестве с аналогичным министерством в России, приглашает зарубежных ученых в мексиканские вузы. Хотя последние имеют полную возможность делать это сами, но тогда и платить иностранцам будет уже не Conacyt, а сам университет, выступивший с такой инициативой. На науку в Мексике выделяется всего 0,4% ВНП


Мексика


Мексика (Mexico, Mejico), Мексиканские Соединённые Штаты, государствово на Ю. Сев. Америки. Пл. 1958,2 тыс. км2. Нас. 83,2 млн. чел. (1988). Гос. яз. - испанский. Столица - Мехико.

В доколон. период у народов, населявших терр. совр. М. (майя и ацтеков), при храмах имелись раздельные школы для мальчиков и девочек (в возрасте от 12 до 15 лет) из семей знати. Дети из ср. слоев обучались в т. н. нар. школах.

После завоевания М. испанцами в нач. 16 в. стали возникать миссионерские школы. Значит, вклад в развитие шк. образования в 1-й пол. 16 в. внесли миссионеры В. де Кирога, Б. де Лас Касас и Петер Гентский. В 1524 он основал в Мехико для индейцев первую общеобразоват, школу. В её уч. план входили: грамматика, чтение и письмо на лат. яз., на яз. индейцев нахуа (ацтекском; для письма использовалась лат. графика) и на испанском, игра на муз. инструменте, живопись, скульптура, разл. ремёсла. Школа, т. о., выполняла функции общеобразоват. начальной и профессиональной; онаже стала первым центром подготовки учителей для индейцев. В сер. 16 в. в Мехико были осн. один из первых в Лат. Америке ун-тов (1551, ныне Нац. автономный ун-т М.) и колледжи (большинство принадлежало религ. орденам; уч. курсы были те же, что в мекс. ун-те и ун-тах метрополии: лат. яз., риторика, философия, канонич. и гражд. право, богословие, медицина).

Новый этап в развитии образования в М. наступил после завоевания независимости (1821). В 1822 Дж. Ланкастер начал создавать в М. гос. нач. "школы для детей бедняков", а также первые пед. уч-ща ("нормальные школы"). Декретом 1861 управление гос. нач., ср. и проф. образованием начало осуществлять Мин-во юстиции и просвещения. В 1867 был принят первый Единый закон об образовании, к-рый провозгласил обязат. светское и бесплатное нач. образование, ввёл в ун-те преподавание физики, химии, естеств. истории. В кон. 19 в. нач. школу посещало менее */з детей соответствующего возраста. В 19 в. появились ун-ты в штатах Коауила, Герреро, Идальго, Оахака и др. Со 2-й пол. 19 в. в М. начинает формироваться система высш. техн. образования: созданы Школа иск- в и ремёсел, Высш. торговая и адм. школа.

После победы Мекс. революции 1910- 1917 была принята новая конституция (1917), подтвердившая обязательность, бесплатность и светский характер шк. обучения. Были созданы 2 новых типа школ: сельские (начальные; 4 года обучения) и базовые (неполные средние; 7-9 лет обучения, включая нач. ступень; 1926). Открылись также сел. нормальные школы для подготовки учителей (30-е гг.) и интернаты для детей индейцев. В 1921 было создано Мин-во образования. В 1937 состоялся конгресс по нар. образованию, по решению к-рого были осн. Федеральный ин-т усовершенствования учителей и комиссия по руководству отрядами по ликвидации неграмотности, широкая кампания по осуществлению к-рой началась в 1944 (к концу 1-го этапа было обучено грамоте 1,3 млн. чел.), 2-й этап был проведен в 1953-55.

В 1958 был принят 11-летний план расширения системы образования, рассчитанный на 1959-70, пересмотрены уч. планы и программы нач. и ср. общеобразоват. школы. В результате охват нач. ступенью образования к 1970 достиг 70% (в 1958 -56%).

Современная система образования определена законом 1973 и включает дошк. учреждения, нач. и ср. школы, проф. уч. заведения (в т. ч. подготовит, уровня), вузы. Сектор гос. школ с сер. 80-х гг. находится в стадии подготовки к обязат. обучению до 16 лет. Имеются частные образоват. учреждения. В общеобразоват., проф. и высших уч. заведениях в кон. 80-х гг. училось ок. 25 млн. чел. Ок. 8% населения М. оставалось неграмотным.

Управление системой уч. заведений осуществляет Мин-во образования. При нём имеется Нац. совет по образованию, гл. задача к-рого состоит в составлении и обновлении уч. программ и планов для всех типов гос. уч. заведений, а также в контроле за частными школами. Финансирование образования осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджета штатов и муниципалитетов (ответственных за постановку образования на местах), а также за счёт частных лиц и орг-ций. В 1989 на нужды образования было израсходовано 3,4% ВНП.

Дошкольное воспитание детей 3-5 лет осуществляется в дет. садах. В 1988/89 в дет. садах работало 93 тыс. педагогов и воспитывалось св. 2,6 млн. детей.

Общее образование. Нач. школа - 6-летняя, формально обязательна для детей от 6 до 12 лет. В кон. 80-х гг. нач. школу посещало 94% детей соответствующего возраста, из к-рых только 40% заканчивали полный курс обучения. Св. 30% нач. школ - частные. В 1988/89 уч. г. в нач. школах было св. 14,9 млн. уч-ся и св. 460 тыс. учителей (в 1960 в 32 тыс. школ - 4,9 млн. уч-ся и 111 тыс. учителей). Уч. план нач. школы включает исп. яз., математику, элементы обществ, и естеств. наук, основы природоведения, физич. воспитание, рисование, пение, труд. Послеб-го кл. учащиеся получают сертификат (свидетельство) об окончании нач. школы, дающий право продолжить образование в общеобразоват. или проф. школе.

Ср. общеобразоват. школа имеет 2 ступени - 3-летнюю (базовую; неполное ср. образование) и 3-летнюю "высшую" с общеобразоват. или техн. уклоном. Уч. план базовой ступени в дополнение к предметам нач. школы предусматривает овладение одним из иностр. языков и более широкое изучение обществ, и естеств. дисциплин, в т. ч. всеобщей истории, истории и географии М. По окончании базовой ступени и после сдачи экзаменов выдаётся аттестат, с к-рым учащиеся могут продолжать образование на ст. ступени ср. школы или в проф. уч. заведениях подготовит, уровня, в т. ч. при вузах. По окончании ср. школы (12-13 лет обучения) учащиеся получают звание бакалавра, что даёт преимущество при поступлении в вуз. В 1988/89 уч. г. в ср. уч. заведениях было св. 6,8 млн. уч-ся и ок. 389 тыс. преподавателей.

Начальное профессиональное образование на базе нач. школы дают т. н. центры по подготовке к труду (пром., с.-х. и др.); в нач. 80-х гг. их было ок. 2 тыс., в т. ч. ок. 1 тыс. государственных. Ср. проф. образование дают бачильерато по естеств.-науч. или гуманитарному профилю (3 года обучения); в кон. 80-х гг. в них обучалось ок. 1,5 млн. чел.

Высшее образование. К вузам относятся св. 5 тыс. уч. заведений с разл. программами и сроками обучения (в исследоват. лит-ре в качестве вузов рассматривается не более 200, в т. ч. ок. 70 с университетским статусом). Координирующие функции выполняют Нац. ассоциация ун-тов и вузов, а также Координац. комиссия по планированию общенац. высш. образования и неск. аналогичных подкомиссий регионального значения (осн. в 1982). Большинство мекс. ун-тов имеет свои подготовит, отделения, бачильерато и т. п. (3 года), призванные обеспечить необходимый уровень общеобразоват. и нач. проф. знаний абитуриентов с учётом избранного ф-та. С кон. 80-х гг. проводится реформа ун-тов и их нач. ступеней с целью повышения качества подготовки. Срок обучения в ун-те 4-5 лет, в техн. и мед. вузе 5-7 лет. В 1989/90 уч. г. в вузах было ок. 1,78 млн. студентов и св. 120 тыс. преподавателей. Гос. ун-ты делятся на национальные и ун-ты штатов. Ведущее место занимает Мекс. нац. автономный ун-т в Мехико (совр. статус с 1929, св. 320 тыс. студентов; 14 ф-тов, школы, подготовит, колледжи, аспирантура, ок. 30 н.-и, центров; издаёт неск. десятков спец. науч. журналов). Среди крупнейших вузов (1991) - ун-ты: Гвадалахары (осн. в 1792; 16 ф-тов, св. 217,5 тыс. студентов, имеет школы, колледжи, ин-ты, НИИ) и штата Веракрус (1944; св. 64,6 тыс. студентов; размещается в неск. городах штата - Халапе, Веракрусе и др.). Особое место в системе высш. образования занимает "Колехио де Мехико" - уч. и науч. учреждение в области гуманитарных и обществ, наук (1940; статус вуза с 1962; состоит из 6 центров). Высш. техн. заведения: Нац. политехн. ин-т в Мехико (1936; св. 167 тыс. студентов), частный Технол. ин-т высш. исследований в г. Монтеррей (1943; св. 11,4 тыс. студентов), ок. 40 региональных технол. ин-тов. При техн. вузах M. имеются 2-го-дичные подготовит, школы.

Образование взрослых. В 1975 был принят закон об образовании взрослых, к-рый предусматривает расширение всех видов обучения людей старше 15-16 лет (особенно проф.-технического), расширение деятельности Нац. службы повышения квалификации без отрыва от производства (создана в 1965). С сер. 70-х гг. начала работать система "открытого" (заочного) ср. образования, а для сел. р-нов - система "телеобразования". В 1974 при Нац. автономном ун-те в Мехико был создан "открытый" ун-т. В 1981 осн. спец. Нац. ин-т по образованию взрослых, возглавивший новый этап кампании по ликвидации неграмотности. Широко используются телевидение и радиовещание. К нач. 90-х гг. св. 4 млн. взрослых жителей М. проходили подготовку по уч. программам ликвидации неграмотности.

Педагогическое образование. Воспитателей дет. садов, учителей нач. школ и преподавателей в центрах по подготовке к труду готовят на базе нач. школы 4-летние нормальные школы, а также пед. региональные центры. Наряду с предметами, предусмотренными в ср. уч. заведениях др. профилей, учащиеся пед. уч-щ проходят введение в философию и логику, общую и дет. психологию, шк. гигиену, педагогику и ряд спец. дисциплин (включая пед. практику). В 80-х гг. в пед. уч-щах насчитывалось ок. 70 тыс. уч-ся. После окончания пед. уч-ща желающие продолжить пед. подготовку для преподавания в ср. уч. заведениях и вузах могут поступить в высш. пед. школы. В 1978 в Мехико открыт Пед. ун-т, в к-ром уже в 1981/82 уч. г. было ок. 80 тыс. студентов. Для повышения квалификации преподавателей, уже работающих в сфере образования, действует Федеральный ин-т усовершенствования учителей, а также ряд местных консультативно-пед. центров.

Педагогические научные учреждения. Науч.-пед. исследования ведут Центр пед. исследований (осн. в 1963, ежеквартально издаёт журн. "Revista del Contro de estu-dios educativos"), Центр по изучению передовых методов обучения (1971; журн. "Теша"), Латиноамериканский региональный центр образования и ликвидации неграмотности взрослых (осн. в 1951 под эгидой ЮНЕСКО), науч.-пед. центры при Мекс. нац. автономном ун-те и ун-те в Гвадалахаре, Лат.-амер. группа по совершенствованию университетского образования (1958), Нац. центр пед. информации и документации (1971; при нём имеется пед. музей), издающие ряд спец. бюллетеней и журналов, и др.



Общие сведения. Государство в южной части североамериканского континента. Территория - 1958,2 тыс. кв. км. Столица - г.Мехико (более

20 млн. человек). Население – 104,3 млн. человек (ноябрь 2003 г.). Государственный язык - испанский. Религия - католическая. Денежная единица - песо (1 доллар США = 10,8 песо). Национальный праздник -

16 сентября - День провозглашения независимости (1810 г.).

Государственный строй. По Конституции 1917 г. Мексика - федеративная республика. Глава государства и правительства - президент, избираемый на 6-летний срок без права переизбрания. Президент - Висенте Фокс Кесада (с 1 декабря 2000 г.). Законодательная власть принадлежит двухпалатному Генеральному конгрессу: Сенат - 128 сенаторов, Палата депутатов - 500 депутатов.

Во внутриполитической жизни Мексики в последнее время произошли крупные сдвиги, связанные с развитием политического плюрализма, демократизацией общественно-политической жизни страны.

В Мексике доминируют три партии: Институционно-революционная партия (ИРП), правоцентристская Партия национального действия (ПНД) и левоцентристская Партия демократической революции (ПДР). На состоявшихся в июле 2000 г. президентских выборах победу одержал кандидат от коалиции “Альянс за перемены” (ПНД, Зеленая экологическая партия Мексики и Партия за новую республику) В.Фокс. Выборы стали важным шагом на пути продвижения Мексики к представительной плюралистической демократии, положили конец гегемонии ИРП, бессменно находившейся у власти с 1929 г.

В.Фокс взял курс на проведение в стране глубоких преобразований, направленных на демократизацию общества, решение острых социально-экономических проблем, ликвидацию преступности и коррупции. В этих целях предусматривалось проведение ряда реформ, в т.ч. налоговой, энергетической, трудового законодательства, образования. В течение трех лет пребывания В.Фокса на своем посту стабильно развивался процесс упрочения демократических основ общества, реорганизации государственных и управленческих структур со всеми сложностями, свойственными переходному периоду.

При реализации своих планов администрация В.Фокса столкнулась с жестким противодействием оппозиции, которая располагая большинством как в центральных органах законодательной власти, так и на местах, блокировала в Конгрессе ряд крупных инициатив президента, в т.ч. связанных со структурным реформированием наиболее важной хозяйственной отрасли страны – энергетики. Как следствие, не удается преодолеть стагнацию в экономике, остаются нерешенными многие социальные проблемы при, однако, достаточно благополучных макроэкономических показателях.

На состоявшихся в июне 2003 г. выборах в Палату депутатов правящая ПНД потерпела чувствительное поражение, потеряв более четверти своих мест в парламенте. Оппозиционная ИРП твердо настроена вернуться к власти в стране на президентских выборах 2006 г. Несмотря на обострение борьбы за президентское кресло, политическое соперничество не выходит за общепризнанные демократические и конституционные рамки.

Дестабилизирующее воздействие на обстановку в Мексике оказывает неурегулированность ситуации в штате Чиапас, где продолжает свою деятельность Сапатистская армия национального освобождения (САНО). В.Фокс вплотную занялся этой проблемой: возобновлен диалог с САНО, из штата выведены правительственные войска, принят закон о правах и культуре коренных народов, представители САНО впервые были допущены на трибуну мексиканского парламента. Это позволило приглушить остроту проблемы на национальном уровне. Протестные акции крестьян, главным образом индейцев, выступающих против произвола местных властей, проходили в последние годы также в штатах Мехико и Морелос.



Экономика. Наряду с Бразилией и Аргентиной Мексика образует “большую тройку” латиноамериканских индустриальных лидеров. ОЭСР относит Мексику к категории государств с развитой экономикой и в 1994 г. приняла ее в свои члены.

Темпы роста ВВП в Мексике до недавнего времени оставались одними из самых высоких не только в регионе, но и в мире (6,9% в 2000 г., 3,4% в 1999 г.), однако в 2001 г. динамика мексиканской экономики заметно ухудшилась: ВВП сократился на 0,2%. Во многом это было обусловлено экономическим спадом в США и снижением цен на нефть. В 2002 г. ВВП увеличился на 0,9%, в 2003 г. его рост составил 1,3% (вместо запланированных 3%). Инфляция – почти 4% (в 2002 г. – 5,7%). Дефицит госбюджета – около 0,7%. Уровень безработицы – 3,6% экономически активного населения (наивысший показатель за последние десять лет). Золотовалютные резервы увеличились до 52,1 млрд. долл. (в 2002 г. – 47,9 млрд.). Общий внешний долг Мексики составил 141,1 млрд. долл. (в 2002 г. – 140,8 млрд.).

Ведущими отраслями мексиканской экономики являются нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика, машиностроение, металлургическая, текстильная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, сельское хозяйство. Широко представлены т.н. “макиладорас” (предприятия с льготным таможенным режимом ввоза из-за рубежа сырья и комплектующих и беспошлинным экспортом большей части произведенной продукции), концентрирующие 32% рабочих мест в промышленности и являющиеся наиболее динамично развивающимся сектором национальной экономики.

Внешняя торговля составляет около 60% ВВП, и в 2003 г. ее объем составил 336,3 млрд. долл. (в 2002 г. – 329,4 млрд. долл.; в 2001 г. – 326,8 млрд. долл.). Объем экспорта – 165,4 млрд. долл., что делает Мексику крупнейшим экспортером всей Латинской Америки. Суммарный объем импорта – 170,9 млрд. долл.

Структура экспорта: продукция обрабатывающей промышленности – 85,8%, нефть и нефтепродукты – 11,3%, продукция сельского хозяйства – 2,9%. В импорте основной удельный вес приходится на сырье и полуфабрикаты (более 75%).



Вступление в силу с 1994 г. договора о Североамериканской зоне свободной торговли (САЗСТ) способствовало заметному росту торговли Мексики с США и Канадой, на которые сейчас приходится около 90% объема мексиканского товарооборота при сохранении устойчивого для мексиканцев положительного сальдо.

Внешняя политика. Мексика проводит активную внешнюю политику, направленную на верховенство права в мировых делах, уважение принципа невмешательства во внутренние дела других стран. Она явилась инициатором создания безъядерной зоны в регионе, стояла у истоков идеи создания механизма политических консультаций латиноамериканских государств и образования Группы Рио. Мексиканские представители вносят ощутимый вклад в работу ООН, Конференции по разоружению, других международных форумов. Администрация В.Фокса демонстрирует стремление к повышению внешнеполитической активности страны, более энергичному участию в решении международных и региональных проблем. Проявлением этой линии стало избрание Мексики в состав непостоянных членов СБ ООН на 2002-2003 гг. и постепенное подключение страны к гуманитарно-техническому компоненту операций по поддержанию мира.


следующая страница >>



Если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиканов на все времена. Изрейел Зангвилл
ещё >>