Горький м. Общечеловеческие ценности в пьесе м горького - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тезисы трёх жизненных философий («правд»), представленных в пьесе А. 1 16.39kb.
Споры о человеке в пьесе м. Горького "на дне" 1 54.34kb.
Программа развития системы дополнительного образования Красноярского... 1 290.67kb.
Горький м. Своеобразие романтических рассказов м горького 1 64.15kb.
Марта 2013года 1 39.9kb.
Программа развития гбоу цо №1419 4 423.69kb.
Юрий Никитин Труба Иерихона Русские идут – 04 27 5978.42kb.
Максим Горький (1868- 1936) 1 41.78kb.
Роль образа Луки в пьесе М. Горького На дне 1 51.6kb.
Что спасает: ложь или правда? (по пьесе М. Горького 1 30.15kb.
Конспект урока по пьесе м. Горького «На дне» Роль Луки в драме «На... 1 70.5kb.
Споры о человеке в пьесе м. Горького "на дне" 1 54.34kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Горький м. Общечеловеческие ценности в пьесе м горького - страница №1/1

Горький м. - Общечеловеческие ценности в пьесе м. горького «на дне».

Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.

Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы.

Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.

Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.

Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели “дна” мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из “дна”. Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.

Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей “дна”.

Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М. Горького “На дне”.

Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм — это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.

Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.

Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.

После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.

До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из “дна жизни”. Мешают костылевы...

Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. “Что такое правда? Человек — вот правда! Он (Лука) понимал это...” — заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не сумеет —

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой... мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.

Ч. Диккенс

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.

С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.

Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.

Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.

Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по-недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.

В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.

В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к «падшим», пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.

Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя — показать человеку, как прекрасен он может быть.

В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, — это предвосхищение его трагического конца.

В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.

Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?” — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы... Все в человеке, все для человека”.

Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.

Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.

Пьеса “На дне” — неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.

Горький в своей пьесе не дает подробного описания героев. Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий. Человек предоставлен сам себе. Всем скучно, тошно встречать новый день, все жалуются, и все привыкли к этой жизни, как будто на свете не существует ничего другого, кроме этой жизни. Если лучше приглядеться к героям пьесы, то мы можем увидеть, что Клещ честным трудом хочет добиться успеха, Настя тянется к чистой любви, Анна верит в Бога.

Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек — это великолепно! Это звучит гордо!..”

Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.

В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: “Надо уважать человека!”.

М. Горький в своей пьесе “На дне” призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на “дно”.

Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.

Драма М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Герои пьесы живут в ночлежке Костылевых. Попавшие “на дно” жизни, они принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна: они отторжены, отвергнуты. Герои пали не только материально, но и нравственно. Это люди “без имени”, это люди без будущего, это люди, которые потеряли всякое уважение к себе и к окружающему миру.

Из числа ночлежников Горький особо выделяет две фигуры: Луку-странника и Сатина. Они в основном ведут спор о человеке, о моральных ценностях.

Бродяга Лука понимает главное. Эти обездоленные люди нуждаются в сострадании, понимании, уважении. Кредо Луки — “Уважать надо любого человека!”. Он — беспаспортный бродяга — пытается одарить жалостью всех обитателей ночлежки. Умирающей Анне он дарит веру в Бога, в рай. “Зачем же жить на муку?” — спрашивает он ее. Он предстает перед нами священником, отпускающим грехи, принимающим молитвы, и в то же время “лукавым обманщиком”. Актеру Лука рассказывает про “праведную землю”, а затем про чудо-лечебницу для алкоголиков. Ваське Пеплу внушает надежду о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Вся эта утешительная ложь лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность. Для проповедника Луки: “...ни одна блоха — не плоха, все черненькие, все прыгают...” — так он отзывается о людях. Он всем сострадает, всех жалеет.

Горький верил в разум, считал его “энтузиазмом мудрого”, однако сам жил сердцем. Подлинный гуманизм, по мысли Максима Горького, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Автор убежден, что следует заставить саму действительность служить человеку. Именно таков смысл высоких слов Сатина: “Человек — вот правда! Все— в человеке, все для человека!.. Человек — это великолепно! Это звучит гордо!..”. Эти слова — протест не только против строя, всячески унижающего душу человека, но и против утешительной лжи, притупляющей ощущение гнева. Все это — слова разума. Однако сердцем Горький, по-моему, чувствовал что-то другое. Не просто так ведь автор ни разу не высказался резко против Луки.

Даже сейчас трудно сказать, что бы люди хотели услышать: горькую правду или ложь. Это ни в коем случае не будет ложь из корысти, а из жалости к людям, как делал Лука. Но, по-моему, мы уже устали жалеть друг друга. Однако резкий поворот, пересмотр взглядов, уже устоявшихся в нашей стране, может привести к пагубным последствиям. Недаром пьеса “На дне” заканчивается гибелью Актера.

Пьеса “На дне” Максима Горького — не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.



Источник: http://slovo.ws/




Молитесь, астрологи, о беззвездном небе! Станислав Ежи Лец
ещё >>