Голубыми дорогами родного края - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Музеи му «Бокситогорский центр истории и культуры родного края» 1 171.1kb.
Гродненский государственный областной дворец творчества детей и молодежи 1 28.67kb.
Экскурсия «Зелёная аптека родного края» / 4-6 кл / Учитель биологии... 1 218.02kb.
Подпись 1 Подпись 2 1 133.32kb.
Конкурс : «История, культура, и природа родного края» 1 220.25kb.
Народные промыслы Владимирского края 1 82.57kb.
Конкурса знатоков истории родного края «Край родной земля казачья» 1 63.13kb.
«Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края» 1 107.6kb.
Общество исследователей истории Ряжского края им. В. И. Гаретовского 38 2294.82kb.
Шесть столиц …Или Дорогами Янтарного края Скандинавия и Прибалтика… 1 123.35kb.
Шесть столиц Или Дорогами Янтарного края Скандинавия и Прибалтика… 1 118.74kb.
Общая характеристика гидрографической сети. Реки. Речные бассейны. 1 244.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Голубыми дорогами родного края - страница №1/1

Занятие кружка «Краеведение»

Учитель : Башко Оксана Николаевна

Тема: Голубыми дорогами родного края.

Цель:

  • Расширить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы, расширить кругозор учащихся;

  • Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и дополнительной литературой) развивать логическое мышление, умение делать выводы;

  • развивать зрительную, слуховую, моторную память,.

  • способствовать нравственному, патриотическому, экологическому воспитанию учащихся;

  • прививать интерес к изучению родной природы.

Оборудование: мультимедийная презентация, карты Гродненской области , Волковысского района.

Ход урока:

I. Организация начала урока:

Друзья мои! Я очень рада


Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю; в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок.

II. Изучение нового материала

Блок А. Реки и озёра Гродненской области.

Эпиграф урока:
“Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой невозможно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь”. Антуан де Сент-Экзюпери

«Текущая река – это сама жизнь»

П.П. Семенов-Тян-Шанский

Учитель.- Как вы понимаете это высказывание?

- Реки нашей земли можно сравнить с кровеносной системой. Вода в реках поистине живая, она движется. В сказках живая вода возвращает к жизни мертвого богатыря, а в реальности реки дают жизнь полям, городам, странам. Реки соединяли людей, на берегах возникали города, происходили величайшие битвы, свершались важнейшие исторические события. Реки “кормили” и “поили О них складывались песни, легенды. Сегодня реки тоже играют большую роль для человечества, хотя многие находятся на грани экологической катастрофы.

Нам с вами посчастливилось жить в стране, которую называют Синеокой. Почему? (В Беларуси насчитывается 21 тыс.рек и … озёр ).

Сегодня мы совершим экскурсию по рекам и озёрам Гродненской области и нашего Волковысского района. Посмотрим на карту Гродненской области и Волковысского района. На ней показаны места наших остановок.

Но прежде мы восстановим знания о реках, их строении ,питании, режиме (Слайды, кроссворд «Части реки»)

И ещё вспомним, что знаем об озёрах (Слайд)

Теперь мы готовы отправиться в путь. Сначала мы отправимся в водное путешествие по крупнейшей реке нашей области – Неману.

1-ый ученик. Легенда о Немане (рассказывает ученик, музыкальное сопровождение «Фантастическое путешествие на яхте» ) (Приложение1)
2-ой ученик. Сообщение о р.Неман (приложение 2, слайды)

Учитель. Следующая остановка на озере Свитязь.

3-ий ученик. Легенда о Свитязи (рассказывает ученик, музыкальное сопроваждение «Магия океана») (Приложение 3)

4-ый ученик. Сообщение о озере Свитязь (Приложение 4, слайды)
Учитель. Пришло время отдохнуть. Представим, что мы на берегу реки в тёплый летний день
Физминутка

 Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.


Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорее к речке, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.
Мы вернёмся снова в класс и продолжим наш рассказ.

Учитель. Экскурсию по рекам мы продолжим в Волковысском районе.

- Какие реки протекают по территории района? Определите, к бассейну какой крупной реки принадлежат реки района? (К бассейну реки Неман). ( Работа с картой.)


5-ый ученик. Сообщение о реках Рось, Волпянка, Волповском водохранилище.(Приложение5, слайды)

6-ой ученик. Сообщение о реке Волковыя, результатах исследования реки. (Опыт с речной водой, определение чистоты, примесей) (Приложение 6)
Блок Б. Экологическое состояние рек.

Учитель. Как используются наши небольшие реки? Почему они необходимы? (Устные ответы учащихся) Известно, что не всё благополучно на реках нашей малой родины

7-ой ученик.

Бросают в речку грязь и мусор,


Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру!
А возле леса на опушке
Грибы уже и не растут,
Завалена страшнейшей кучей,
И все везут, везут, везут.

Учитель. Подумайте, какие большие проблемы есть у малых рек? (Устные ответы учащихся)

Жители нашего города моют свои автомобили в реке, тем самым, загрязняя воду в ней, по берегам реки расположены фермы, доильные площадки. Стекающий навоз, вода после мытья фляг, доильных аппаратов загрязняют воду, она начинает «цвести», на полях применяют удобрения, химические вещества которых стекают с полей в реку. Нередко на берегах можно увидеть свалку мусора, которую устраивают несознательные жители. Администрация нашего района серьёзно относится к проблеме охраны рек района. Районным исполнительным комитетом на одном их заседаний был принят специальный документ. (Приложение 7, слайд)


Учитель. Реки просят нас о помощи. Какую помощь вы можете оказать рекам своими силами? Создайте проект помощи рекам . (Самостоятельная работа)

Хочется, чтобы все ваши предложения по спасению реки от обмеления, по сохранению чистоты ее воды воплотились в жизни.

8-ой ученик.

Ты, человек, любя природу,


Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
                            В. Шефнер

III. Подведение итогов.

Сегодня, ребята, мы с вами отлично поработали. Нашли ответы на все вопросы о наших больших и малых реках, которые поставили перед собой в начале урока. Наша экскурсия подходит к концу. Изучены проблемы реки, её основные географические и гидрологические характеристики, выявлены проблемы реки. И пусть ваши знания будут «берегами» нашей реки. А берега надо укреплять, украшать.

Так давайте высадим растения по берегам реки, а что – деревья или цветы – выбирайте сами, главное, чтобы было надежно для реки!

(На доске нарисована голубая река, ученики «высаживают» по берегам деревья и цветы из цветной бумаги)


Эпилог

Пусть на земле не умирают реки,


пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
                      Э. Огнецвет. (Слайд)

Учитель.

Урока время истекло


Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно

Приложение 1. Легенда о Немане

Старожилы рассказывают, что раньше обе эти реки вытекали из одного родника близ деревни Верх-Неман. Это удивительное явление образно передают народные предания и легенды. В одной из легенд говорится, что когда-то, очень давно, Неманец и Лоша родились в одном месте и были братом и сестрой. Однажды капризная Лоша убежала. Долго искал ее брат, бежал напрямик через луга и леса, но все-таки нашел. И действительно, вырвавшись из болот, Неманец и Лоша направляются в разные стороны, а затем снова сливаются вместе, образуя Неман.


Приложение 2. Неман.

Неман знают все. «Бацька наш, Неман!» Так поют в песне. Трудно найти слова лучше передающие любовь и уважение народа к этой реке.

Как считают ученые, уже более миллиона лет назад на месте Немана существовала древняя река. Позднее эту территорию не раз покрывали надвигавшиеся из Скандинавии ледники. Но когда они отступали, Неман вновь и вновь возрождался и пробивался к морю. Люди впервые появились на берегах реки примерно 11—12 тыс. лет назад. В X в. н. э. верхнее Понеманье заселили славяне, ниже по течению жили литовские племена.

Само название реки, как полагают, имеет балтийское происхождение и означает «наш», «домашний». Именно так называл Неман и великий поэт Адам Мицкевич:

Немало строк посвятили Неману Владислав Сырокомля, Янка Лучина, Якуб Колас.

Неман — одна из наиболее крупных (после Днепра и Западной Двины) рек Белоруссии. Его длина — 937 км. Свой долгий путь к Балтийскому морю он начинает в самом сердце белорусской земли, примерно в 50 км к юго-западу от Минска. Здесь, на высоте около 200 м выше уровня моря, среди заболоченных лесов берут начало его истоки — Неманец и Лоша.

Здесь, на правобережье Немана, прошли ранние детские годы Якуба Коласа. Красота этих мест оставила неизгладимый след в душе поэта. Об этом крае он писал: «Мой родны кут, як ты мне мiлы! Забыць цябе не маю сiлы...»

Питают Неман талые снеговые, дождевые и грунтовые воды. Во время весеннего половодья уровень воды в реке поднимается на 2—3 м и более. У Гродно подъем воды весной достигает 8 м. Летом и осенью после сильных дождей бывают кратковременные паводки. Через живое сечение реки возле Гродно каждую секунду в среднем проходит около 200 м3 воды. Когда осадков бывает особенно много, среднегодовой расход воды в Немане превышает здесь 3000 м3/с, в засушливые годы он иногда сокращается до 18—20 м3/с.

Во время половодья воды Немана выходят из берегов, откладывая на затопленном дне долины речные наносы — ил, песок, гальку. Так образуется пойма. Из-за непрерывного углубления рекой своего русла постепенно формируются новые поймы на более низких уровнях. Поэтому склоны долины Немана напоминают ступени лестницы. Над современной поймой располагаются террасы — остатки прежних пойм.

Неман — судоходная река. Она связывает Литву и Беларусь. По ней перевозят различные грузы, в основном это строительный материал.

Есть на Немане и гидроэлектростанция. Она построена в Литве у города Каунас. Планируется в 2010г построить гидроэлектростанцию и неподалёку от Гродно.
Приложение 3. Легенда о Свитязи

Когда-то на месте теперяшнего озера Свитязь находился могучий и красивый город, принадлежавший князю Тугану, который состоял в союзе с Миндовгом.

Однажды на Новогрудок напали враги. Миндовг отправил гонца к свитязянам, призваля на помощь осажденному Новогрудку. Князь Туган с дружиной поехал на помощь Миндовгу, оставив в городе женщин, детей и стариков, в том числе красавица - дочь князя. Ночью на город напали вражеские войска. Осажденные жители Ститязи понимали, что ворота города скоро рухнут. Тогда перед дочерью князя появился старик и сказал, что превратит город в озеро, а людей в цветы. Жители города подожгли дома, предпочитая смерть плену. Вдруг земля разверзлась и обратилась в озеро, на берегах которого росли На город нападает вражеское войско. Гордые свитязяне предпочитают смерть позорному рабству: по их мольбе город провалился в бездну и похоронил завоевателей. Погибли и сами свитязяне, но затем заново возродились в виде цветов, украшающих озеро. Кое-кто уверяет даже сейчас, что в ясную и тихую погоду можно увидеть на дне озера мостовую бывшего города.

А это уже не легенда - и на воде и на берегу Свитязи обилие красивейших цветов, названных поэтом - царь-цветы.


Приложение 4. Озеро Свитязь.

Озеро расположено на границе Новогрудского и Kopeличского районов Гродненской области в 20 км к юго-востоку от Новогрудка. Площадь водного зеркала равна 1,76 км.кв. Котловина озера карстового происхождении имеет округлую форму: максимальна длина (1,65 км) практически равна ширине (1,42 км). Береговая линия плавная, длиной 4,5 км, только на северо-востоке , юго-западе образует едва вдающиеся в озеро изгибы. Берега на всем протяжении низкие, сложены песком, заросши древесной растительностью, на отдельных участках заняты пляжами.

На долю глубин до 2 м приходится 27%. Ложе озера плоское с преобладающими глубинами 4,0 м, в центральной части фиксируется максимальная (15,1 м) глубина. Большая площадь дна занята сапропелевым илом оливкового цвета. Открытость котловины и небольшие глубины на большей части площади водоема способствуют хорошему ветровому перемешиванию и обогащению воды кислородом. Мелководность большей части водоема способствует зарастанию водными растениями, среди которых имеются виды, занесенные в Красную книгу. Общая площадь зарастания достигает 64%. Ширина полосы зарастания подводными растениями не превышает 100-150 м, доминирует тростник.

В составе ихтиофауны обнаружено 9 видов рыб, относимых к трем семействам. Из карповых самым многочисленым является линь, встречаются плотва, красноперка, карась серебряный и обыкновенный и пескарь. Кроме перечисленных видов имеются щука, окунь, ерш.


Приложение 5. Реки Волковысского района

Самой крупной рекой нашего района является река Россь. Левый приток Немана. Длина 99 км. Течёт по Волковысской возвышенности, протекает через город Волковыск, городские посёлки Красносельский, Рось. Основные притоки: Хоружевка, Волковыя, Нетупа, Волпянка . Пойма местами забалочена, поросла кустарником. Возле деревни Личицы и г.п. Красносельский разделяется на два рукова, которые образуют острова. Замерзает в декабре, ледоход в начале марта.

Притоком реки Рось является небольшая речка Волпянка. Её длина 31 км. Речище её извилистое, берега крутые. В месте впадения Волпянки в Рось образовано Волповское водохранилище.

Площадь 1,26 км.кв . Наибольшая глубина 5,4 м. Длина 5,6 км Наибольшая ширина 0,85 км. Объем воды 2,3 млн. м куб. Создано в 1955г для энергетических целей и орошения. Длина береговой линии 18 км. Береговая линия сильно изрезана, есть два залива. Мелководья глубиной до 2м занимают больше 60% площади водохранилища. Дно устлано песком и илом. Есть 9 островов, площадь которых около 10 га.



Приложение 6. Река Волковыя

- Через наш город протекает маленькая речушка длиной всего 14 км. Это Волковыя. По легенде, именно она дала название нашему городу. Начинается она возле деревни Войтковичи и впадает в реку Рось на окраине города Волковыска. Мы провели исследование этой реки в районе педколеджа, где река не изменена деятельностью человека.

По результатам наших исследований, Волковыя имеет смешанное питание. Глубина Волковыи в этом месте колеблется от 25 см до 70 см. Ширина составляет от 1,5м до 2,5 м. Скорость течения реки приблизительно 0,5 м/с.

За пределами водоохранной зоны находятся огороды горожан. Территория загрязнена небольшим количеством бытового мусора. Происходит зарастание русла реки околоводной растительностью (осокой, камышом). Во время сильных дождей в реке повышается уровень воды, происходит затопление поймы реки.

В центре города река очень сильно изменена, берега окультурены. Сделана красивая набережная, где можно отдохнуть , полюбоваться рекой, лебедями , которые плавают по водной глади реки, берут из рук людей корм. На набережной Волковыи проходит праздник Купалье, во время празднования 1000-летия города была устроена водная феерия.
Приложение 7.

РЕШЕНИЕ ВОЛКОВЫССКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

22 мая 2007 г. № 384
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

И ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОС ДЛЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ

В ЧЕРТЕ ГОРОДА ВОЛКОВЫСКА И ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА

ВОЛКОВЫССКОГО РАЙОНА


На основании постановления Совета Министров Республики

Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377 «Об утверждении Положения о

порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных

полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной

деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений

Совета Министров Республики Беларусь» и в целях установления

специального режима хозяйственной деятельности для предотвращения

загрязнения, засорения и истощения водных объектов и сохранения

среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих

к водным объектам города Волковыска и поселков городского типа Россь

и Красносельский, Волковысский районный исполнительный комитет

РЕШИЛ:


1. Установить для реки Волковыя и реки Рось в черте города

Волковыска минимальный размер водоохранной зоны - 200 метров и

прибрежной полосы - 10 метров.

2. Установить для реки Рось в черте поселков городского типа

Россь и Красносельский минимальный размер водоохранной зоны - 200

метров и прибрежной полосы - 10 метров.

3. Производственному коммунальному унитарному предприятию

«Волковысское коммунальное хозяйство» (Ефимович А.В.) в течение 2007

года организовать разработку проектов водоохранных зон и прибрежных

полос реки Волковыя и реки Рось, расположенных в черте города

Волковыска.

4. Росскому поселковому исполнительному комитету

(Зарихта А.Л.), Красносельскому поселковому исполнительному комитету

(Дембицкий А.М.) в течение 2007 года организовать разработку

проектов водоохранной зоны реки Рось в черте поселков городского

типа Россь и Красносельский.

5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на

Волковысскую районную инспекцию природных ресурсов и охраны

окружающей среды (Свейко В.И.).

Первый заместитель председателя Д.Г.Голец



Управляющий делами В.Б.Жилюк




Вы счастливчик, если у вас есть жена, которая говорит вам, что делать, и секретарша, которая это делает. Лорд Манкрофт
ещё >>