Глобальные проблемы современности - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Глобальные проблемы современности» 1 84.82kb.
Зачетные вопросы по дисциплине "Глобальные проблемы современности" 1 8.9kb.
Урок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности" 1 63.08kb.
«Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды» 1 18.26kb.
«Глобальные проблемы современности» 1 60.63kb.
Экологические последствия войны 2 469.9kb.
Глобальные проблемы человечества и пути их решения Проект решения 1 21.1kb.
«глобальные проблемы современности» 1 179.61kb.
Учитель биологии Груздева И. О 1 140.88kb.
Реферата "Глобальные проблемы человечества" 1 39.21kb.
Присутствовали также международные эксперты и представители частного... 1 66.22kb.
Имени м. В. Ломоносова 1 57.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Глобальные проблемы современности - страница №1/1

Тема урока: Глобальные проблемы современности.

Цели урока. Они связаны с работой над развитием ключевых компетенций учащихся.

Образовательные:

  • определить взаимосвязь и взаимозависимость знаний о глобальных мировых проблемах, полученных учащимися в курсе географии, биологии, экономики, истории;

  • выявить характерные особенности указанных проблем;

  • попытаться найти пути решения глобальных проблем.

Развивающие:

  • владение устным и письменным общением;

  • сотрудничество и работа в группах;

  • умение принимать решение и улаживать конфликты и разногласия.

Воспитательные:

  • реализовывать способности и желание учиться, позволяющие адаптироваться в современном обществе.

Основные понятия: демография, гонка вооружений, экология, Римский клуб, терроризм, страны «третьего мира», мировая война, позитивное мышление, культурная эволюция, стратегия выживания, биосфера, ООН, ЮНЕСКО.

Тип урока: обобщение знаний.

Метод: интерактивный, дискуссия, работа в малых группах, «микрофон».

Проблема урока: чем грозят глобальные мировые проблемы населению Земли? Что предпринять для их решения?

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с какого-то яркого образа того, к чему придёт человечество, если будет продолжать идти прежним путём развития. Я думаю, что Апокалипсис из Откровения Святого не выдумка, а приближающееся будущее. Успехи мировой цивилизации в xx веке привели к возникновению множества опасностей и проблем. Если нам всем вместе их не решить сейчас, то в будущем – пропасть! Настоящее время даровано человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось, и пока не поздно, изменило курс развития.

Я предлагаю вам стать на время участниками Римского клуба, который занимается исследованиями перспектив глобального развития человечества.

Слово эксперту (учащийся).

Римский клуб – международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи в 1968 г. в Гамбурге (Германия), объединяющая представителей мировой финансовой, культурной и научной элиты. Организация ставит своей задачей привлечение внимания мировой общественности к глобальным мировым проблемам посредством своих докладов. В 2008 г. секретариат Римского клуба передислоцирован в г. Винтертур (Швейцария).

В настоящее время Римский клуб продолжает исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные изменения, особенно в геополитике. Членами Римского клуба в разное время были украинцы – С. П. Капица, Б. Е. Патон.

Учитель:

Прежде чем, вы, участники Римского клуба, начнете обсуждение глобальных проблем, дадим определение термину:

Глобальными называют проблемы, возникшие во второй половине xx века, носящие планетарный характер, угрожающие всему человечеству и требующие усилия всех народов.

Глобальные проблемы:



  • носят планетарный характер;

  • угрожают катастрофой всему человечеству;

  • требуют усилий всего человечества для их решения.

Учащиеся делают запись в тетрадь.

  1. Организация работы по теме в группах (дискуссия).

Учащиеся были заранее разделены на группы, искали видеоинформацию для дискуссии.

Учитель: Каждая группа занималась поисками материала, подтверждающего существование глобальных проблем. Обсуждение пойдет по группам проблем; опираться необходимо на знания, полученные на уроках истории, химии, географии, экологии, биологии.

Учитель: Уважаемые господа, члены Римского клуба! Прошу вас представить участникам заседания информационный материал и подготовиться к обсуждению. Для дискуссии каждой группе отводится 5 минут.


  1. Беседа по результатам групповой работы

Первая группа работала над проблемой – «общество-общество».

Ответ учащихся.



  • мы считаем, что за последнее десятилетия углубились проблемы предотвращения мировой войны;

  • проблема установления нового экономического порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества;

  • проблема терроризма, морского пиратства, рабства, локальных войн, переворотов.

На экране слайды. Идёт обсуждение.

Приложение 1

Вторая группа изучала проблему – «человек-природа»:


  • проблема предотвращения стихийных бедствий;

  • проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов;

  • демографическая проблема;

  • продовольственная проблема и т. д.

Идет обсуждение, метод «микрофон».

Приложение 2.

Третья группа – «человек-общество».


  • проблема преодоления негативных тенденций урбанизации;

  • проблема искоренения эпидемических заболеваний;

  • проблема ликвидации неграмотности и развития образования;

  • проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде.

Участники дискуссии высказывают свою точку зрения на проявление глобальных проблем.

Приложение 3.

Учитель: Подведем некоторые итоги обсуждения. Будучи результатом предшествовавшего общественного развития человечества, очерченные вами проблемы выступают как специфическое порождение современной эпохи.

На экране появляется высказывание философа Эрвина Ласло:

«Размышляя о будущем, люди, как правило, акцентируют внимание главным образом на отрицательных тенденциях нынешнего развития, на нерешенных проблемах, на тех изменениях, которые необходимы для выживания человеческого общества… А между тем, возможно именно на них и нужно опираться… планируя те или иные изменения».

Я обращаюсь к членам Римского клуба с вопросами: «кто виноват?» и «что делать?». Что делать в мире и с миром, созданным руками самого человека?

Предложения членов Римского клуба (из высказывания учащихся).


  • нужно позитивно мыслить;

  • нужна не биологическая, а культурная эволюция;

  • человек должен осознать себя как член мирового сообщества;

  • формировать бережное отношение к использованию природных ресурсов;

  • развивать отношение к природе на основе гармонии, а не подчинения;

  • воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям;

  • поднять уровень самосознания.

Вопрос: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы поднять уровень самосознания?

Комментарий учителя. Если мы хотим поднять уровень самосознания, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого общества. Только при этом условии век человечества не превратится в век катастроф, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.

Вопрос: Возможно ли решение этого вопроса в отдельно взятой стране?

Ответ учащихся: Нет. Для выработки общей стратегии выживания, нужны согласованные действия всех стран.

Вопрос: Как вы считаете, какова экономическая цена вопроса?

Комментарий учителя: Возможно, что ситуация на земле заставит народы мира создать обще-планетарный механизм, который полностью изменит правила быта, жизни. Жизнь может стать более суровой, грубой, бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничений действий личности в угоду общественной необходимости.

Вопрос: Согласны ли вы с этим? Идет обсуждение.


  1. Подведение итогов.

В ходе дискуссии учащиеся выполняют задание: составляют и записывают в тетради обращение к человечеству, в котором тезисно отражают пути решения глобальных проблем. Идет обсуждение. На экране цитата философа Эрвина Ласло.

«Человек взбирается на Эверест, потому что видит в этом выражение человеческой изобретательности и стойкости. Скажи ему, что он должен сделать то же самое, чтобы выжить или обрести свободу, и он воспримет это как тяжелую нечеловеческую работу».



Заключительное слово учителя.

Ваше обращение, как участников Римского клуба, совпадает с мнением многих политиков, ученых мира. Они нашли отражение в документах ООН и ЮНЕСКО, а также в документах международных встреч на самых разных уровнях. Почему же тогда продолжают существовать глобальные проблемы? На этот вопрос в древности пытался ответить Сократ, который «решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот».



Подумайте над этим.

  1. Домашнее задание: подготовиться к дискуссии «Украина и глобальные проблемы».





Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем. Лоренс Питер
ещё >>