Главнейшие особенности развития русской литературы ХIХ века. Периодизация русской литературы ХIХ века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1 274.44kb.
Философская критика 90-х годов ХIХ века 1 380.7kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1 272.85kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление: 050300. 1 227.91kb.
Литература и русская история XIX века 1 68.5kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Литература по курсу «История русской литературы ХIХ века (3 треть) 1 67.29kb.
Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века Тема сострадания... 1 47.56kb.
Дипломная работа тема: «Просветители второй половины ХIХ века» 3 636.96kb.
Уроках литературы 4 Тема воспитания в произведениях русской литературы... 1 168.97kb.
Литература XVIII века и ее зарубежные связи международная научная... 1 33.75kb.
Утверждены приказом министерства образования и науки Краснодарского... 4 567.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Главнейшие особенности развития русской литературы ХIХ века. Периодизация русской - страница №1/1

Главнейшие особенности развития русской литературы ХIХ века.

Периодизация русской литературы ХIХ века.

Русская литература – одна из величайших вершин мировой цивилизации. М.Горький писал: «В истории развития литературы европейской, наша юная литература представляет феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта. Никто в Европе не создавал столь крупных, во всем мире признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях… Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России, и нигде не было такого обилия писателей-мучеников, как у нас.

Наша литература – наша гордость, лучшее, что было создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников». (Статья «Разрушение личности», 1909 г.)

Русская литература играла совершенно особую роль в духовном развитии нашего народа. Об этом говорил еще в 1829 г. И.В.Киреевский, отметивший, что если «в других государствах литература есть одно из второстепенных выражений образованности, то у нас она главнейшее, если не единственное». А чуть позже Н.Г.Чернышевский в «Очерках гоголевского периода русской литературы» уточнил: «Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальные заведения других направлений умственной деятельности».

Русские писатели сознавали свое творчество как пророческое служение, и читатель видел в них духовидцев и прорицателей. Этим во многом объясняется такое обилие в их произведениях религиозных мотивов.

Выдающийся русский философ Н.А.Бердяев писал: «В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература ХIХ века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писателя отступали от христианской веры».

В условиях самодержавно-крепостнического строя литература была единственной трибуной, с высоты которой, по словам А.И.Герцена, народ «может заставить услышать крик своего негодования и своей совести».

В.Г.Белинский: «У нас общественная жизнь преимущественно выражается в литературе».

Все это способствовало тому, что в России сложилось совершенно особое отношение к литературе. Читатель ждал от нее ответов на все вопросы, волновавшие его, жаждал услышать правду о своей жизни, голос сочувствия и сострадания, выражение своих мечтаний о справедливой и свободной жизни.

Литература – не игра, не забава, не развлечение; русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. «Учебником жизни» назвал литературу Чернышевский в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а «его идейному антагонисту».

Трудно даже перечислить все вопросы и проблемы, которые затрагивали русские писатели в своих произведениях. Но среди них были три главные проблемы, к которым они неизменно обращались:



  1. Проблема личности, при решении которой основное внимание обращалось на изображение трагической судьбы русского человека, не имеющего возможности осуществить идеал «человечного человека».

  2. Проблема народа, постановка которой была обусловлена огромными потенциальными возможностями народа и полным его бесправием и нищенским существованием.

  3. Проблема Родины, возникшая на основе проблемы народа (судьба России, ее настоящее и будущее).

C Пушкина начинается отечественная литература нового эстетического качества, в его произведениях осуществляются первые великие свершения нашей словесности и видны подступы к дальнейшим достижениям в освоении жизни литературой к расцвету романа, к поэтическим прозрениям Тютчева, Некрасова, Фета. Через творчество Лермонтова и Гоголя путь ведет к появлению таких гениев всемирного значения, как Л.Толстой и Ф.Достоевский, таких первоклассных писателей, как И.Тургенев, И.Гончаров, Н.Лесков, сатирик М.Салтыков-Щедрин. Завершает столетие последний его классик А.Чехов, перешагнувший уже в век ХХ, в нем обретший свою главную жизнь.

Литературу ХIХ столетия все чаще называют «золотым веком» в истории русской словесности.

Прежде всего, литература «золотого века» проявила себя как универсальное, новаторское «человековедение». Русская литература стала принципиально новым словом о человеке, о личности, человеческой индивидуальности, необыкновенно глубоко проникла в ее «тайну». Во многом благодаря этому ХIХ век характеризуется в мировой культуре как век личности.

В русской литературе ХIХ в. окончательно сложилось такое художественное изображение человека, которое можно назвать художественным гуманизмом. Оно началось с «Станционного смотрителя», с гоголевской «Шинели», а писатели 60-х гг. воплотили его в форме романа и выразили его при помощи тех принципов, которые в совокупности принято называть русским реализмом.

Гуманизм Пушкина, Толстого, Достоевского и др. отличает внимание к реальному, конкретно живущему человеку, предстающему в самом обычном, негероическом, виде и несущему в себе общечеловеческое содержание.

Вместе с тем с «Горя от ума» и «Евгения Онегина» русская литература предстает и как своеобразное художественное обществоведение. Выяснением взаимоотношений между личностью и обществом занимались не только признанные «доктора социальных наук», вроде Гоголя и Щедрина, но и Толстой и Достоевский и др. (Например, анализ механизма власти в «Легенде о Великом инквизиторе» в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»). Однако при показе зависимости человека от социальных обстоятельств, от среды, наши писатели опирались на представление о духовной автономии человека. Спор с теориями среды, настояние о том, что человек полноценный субъект морального и бытийного выбора, принципиальны для русской литературы ХIХ в. Если все относить за счет влияния среды, то, по Достоевскому, и преступления нет вовсе, и виновных не отыщешь.

С произведений Пушкина («Капитанская дочка», например) на страницах русских писателей развивается народознание. Народный характер развивается в его сложности и полярности: это и Емельян Пугачев, это и Савельич. Заметной вехой в постижении народа становятся поэзия А.В.Кольцова, «Записки охотника» И.С.Тургенева, «мысль народная» выдвигается в центр великой книги Толстого «Война и мир». Макар Иванович Долгорукий и мужик Марей – опорные фигуры в художественном мире Достоевского. Народная Россия представлена в произведениях Н.С.Лескова, Г.Успенского, А.Чехова («Мужики», «В овраге» и др.)

Заслугой р.л. стал образ маленького человека. Особое чувство сострадания и тревоги за судьбу человека, к какому бы общественному слою он ни принадлежал, стало основанием для Т.Манна, чтобы назвать нашу литературу «святой литературой».

У литературного развития своя логика и свои ступени. Историко-литературная эпоха «золотого века» подчиняется законам цикличности и периодизации.

Столетие началось с периода, когда наивысший расцвет получила поэзии. Это время Пушкина. Затем с 30-х годов, когда Пушкин приступает к своим прозаическим опытам, а Лермонтов создает «Героя нашего времени», и когда приходит Гоголь, пробил час художественной прозы. Пиком в этом новом периоде становятся 60-70-е гг. – пора великих романов («Война и мир», «Преступление и наказание», «Идиот», «Отцы и дети» и т.д.) Хотя последним романом ХIХ века стало толстовское «Воскресение» (1899) в заключительные десятилетия роман уступает свое место рассказу и очерку (А. Чехов, Г.Успенский, В.Короленко).

Динамика литературной эпохи связана с историей общества и государства, ее принято рассматривать с хронологической привязкой – по десятилетиям, четвертям, и третям.

Центральными общественно-историческими событиями века является Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г.

Самым ярким явлением в литературе 1 трети 19 века был романтизм.

Романтизм в России прошел несколько стадий развития:

1810- гг. – возникновение и формирование психологического течения (ведущие поэты Жуковский и Батюшков);
1820-гг. – возникновение и формирование гражданского, или социального, течения в поэзии Ф.Глинки, П.А.Катенина, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.Бестужева-Марлинского; зрелость психологического романтизма (А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, Н.М.Языков);

1830-гг. – возникновение философского течения в поэзии Баратынского, поэтов-любомудров, Тютчева, в прозе В.Ф.Одоевского; расцвет романтизма в творчестве М.Ю.Лермонтова; «кавказские» («восточные») повести А.А.Бестужева-Марлинского;

1840-гг. – закат романтизма.

Появление реализма было обусловлено всем ходом литературного развития в России.

В процессе формирования русский реализм прошел несколько периодов развития, и в нем существовало несколько течений. У.Фохт выделяет в реализме три течения: психологическое, социологическое и экспрессивное (или романтическое). Причем в каждом течении исследователь прослеживает несколько этапов развития.

1.Особенности психологического течения наиболее полно отразились в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Писателей в этот период (20-30-е гг.) интересует не столько общественное поведение человека, сколько его внутренний мир.

2.Вторая фаза психологического течения связана с именами Тургенева, Гончарова, Островского, стремящихся к более глубокому раскрытию внутренний жизни человека и изображению ее через семейные, имущественные и другие отношения.

3.Третья фаза связана с именами Толстого и Достоевского, которые сделали попытку заглянуть в самые сокровенные тайники человеческого характера.

Психологический реализм тяготел к жанру повести и романа. В основе произведения лежала любовная интрига. Система характеров строилась по психологическому принципу.

Социологическое течение возникло в 1840-е гг. и было связано с «натуральной школой». Его представителей интересовала не сама личность, а ее общественное положение. Наиболее яркими представителями этого течения были Некрасов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский.

Социологический реализм тяготел к жанрам очерка, хронике, публицистическому роману, народной поэме. Любовная интрига, как правило, не играла главной роли.

Социологическое течение прошло несколько фаз развития.



  1. «Натуральная школа» 40-х гг. (Даль, Панаев и др.)

  2. Творчество Некрасова, Салтыкова-Щедрина и писателей-шестидесятников (Помяловский, Решетников, Левитов и др.)

  3. Писатели-народники (Засодимский, Златовратский, Наумов, Каронин, и др.)

Экспрессивное течение возникло в конце 19 века и было связано с начавшимся в стране общественным подъемом. Представителями этого течения были М.Горький, В.Короленко и в меньшей степени А.Чехов.

Тяготели к малым жанровым формам.

Классификация А.М.Гуревича.

I.Становление реализма в русской литературе 1825-1840-е гг.

1 пол. 19 века - эпоха формирования и становления русского реализма, в рамках которой можно выделить 2 фазы:

1).еще не обособившийся от романтизма реализм Пушкина, Лермонтова, Гоголя;

2).реализм «натуральной школы», уже осознавший себя как принципиально новое литературное направление.

1. «Синкретический» реализм Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

2. «Эмпирический» реализм натуральной школы.

II. Классическая стадия русского реализма (вторая половина 19 века).



  1. «Типический реализм (Тургенев, Гончаров, Островский).

  2. «Сверхтипический» реализм Достоевского и Л.Толстого.

  3. «Атипический» («случайностный» реализм Чехова).





Дубина: «А если бы вы знали, какие у меня корни!» Карел Чапек
ещё >>