страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Глаголы синонимы, глаголы антонимы - страница №1/1
![]() Тема: Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. Цели: 1. Развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. 2. закреплять знания о глаголе, как части речи. 3. Воспитывать любовь к родному языку. Ход урока.
- Доброе утро всем утро! 1 слайд: Здравствуй, школа! Здравствуй, класс! Ты опять встречаешь нас! - Повторите эти слова. - Посмотрите, как в ответ радуется вам солнышко. Думаю, с хорошего настроения мы и начнём наш урок. - Тихонько сядьте. II. Введение в тему. 2 слайд: - Прочитайте слова: пробраться проникнуть пройти строить
разрушать - Почему все эти слова в одной группе? (это глаголы) - Докажите. (дети рассказывают правило + пример)
(это глаголы близкие по смыслу). - Каково их значение? (проникнуть во внутрь чего – либо). - Как по–другому их можно назвать? (синонимы) - Совершенно верно, слова – друзья.
- Как понять «противоположные»? (наоборот) - Верно, это слова - спорщики. - Как по-другому их можно назвать? (антонимы). - Кто назовёт тему сегодняшнего урока?
- И в этом мы с вами сегодня убедимся. А цель нашего урока: Учиться правильно употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Ш. Работа в тетрадях. 4 слайд: - Откройте свои тетрадочки, запишите число: Двадцать третье апреля. Классная работа. Минутка чистописания. На доске внимательно прочитайте слова для минутки чистописания: (Один ребёнок читает) ссориться – драться (Показываю на доске). - Обратите на грамотное написание части слова: ться и правильное соединение букв ся (нижнее соединение).
- Что особенного в этой паре слов? (Это глаголы – синонимы ). -Как догадались? (Слова, противоположные по значению, наоборот). - Кто может сказать, что такое синонимы? (ребята высказываются) - Для того, чтобы вы лучше запомнили, я приготовила вам 5 слайд: «Узелки на память». 6 слайд: - Прочитай Лена. - Что мы можем добавить именно к глаголам – синонимам? ( Узелок) - Прочитайте ещё раз и запомните. - Расскажите друг –другу правило, приводя свои примеры, используйте примеры глаголов – синонимов, которые найдёте на доске.
- Что такое синонимы? + пример - А что же такое антонимы? (Выслушиваю детей) - Если я вам скажу: « сядьте», вы? (встанем), смотрите на доску? (не будем смотреть). Это и есть глаголы – антонимы. 7 слайд: Прочитай Юля, правило. +узелок (зашёл – наоборот? – вышел), (подлетел – наоборот? – отлетел). - Расскажите друг – другу правило, приведите примеры, используйте данные на доске слова. - Что такое антонимы? - Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили. - Немного отдохнём. 8 слайд: Физминутка. (на болоте две лягушки». 9 слайд: - Предлагаю вам «Аукцион слов». - Что такое «аукцион»? - Аукцион - это публичный торг, при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.
- Ваша задача за 5 минут времени, к каждому глаголу подобрать синоним и антоним. Кто больше напишет слов, тот и получает наивысший балл. - Подводим итоги.
- Молодцы. - Приготовьтесь записать под диктовку пословицу. -Труд молодит, а лень старит. - Объясните орфограммы.
- Назовите только глаголы. - Что можете о них сказать? ( глаголы – антонимы). - Докажите. ( открываю проверку)
- Что такое антонимы? + примеры - Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше? - Молодцы, я рада за вас. Значит работать вам сейчас будет легче, потому что:
- Назовите глагол в первой строчке. Подберите антоним. (поднимем). - Какой узелок вспомнили? (однокоренное слово, противоположное по значению). - Назовите во второй строчке глагол. Подберите синоним. (передвинем). -Умнички!
Соберитесь в группы: Узор, букетик и фруктовый сад. - Каждая команда получает задание, при чём имеете право на «руку помощи», т.е. подсказку. В случае затруднения, поднимаете руку – получаете подсказку.
сломал – (?) (сделал, наладил)
Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. Задание группе «Узор». - Замените синонимами глаголы: Солнце село - (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился)
Река бежит – (течёт, струится) - Почему один и тот же глагол употребляется по – разному? (Точнее выражается мысль). Задание группе «Фруктовый сад». 1.- Что это за слова? Докажите. Построен, сооружён, воздвигнут? - - О каких предметах можно так сказать?
(Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.) ПРОВЕРКА! -Что вам помогло в выполнении всех заданий? (знание правил) - Какие правила? (Что такое синонимы, что такое антонимы?) + примеры. - Для чего нам они необходимы? - Послушайте внимательно стихотворение (читает Миша), найдите глаголы синонимы и к ним антоним. -Кому было интересно на уроке? |
ещё >> |