География населения мира - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Численность и воспроизводство населения мира 1 96.69kb.
География населения – в помощь учителю. 1 35.29kb.
Программа по предмету география Класс 10 3 453.27kb.
Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения... 1 80.56kb.
X-xi класс (35 ч) Новый курс География Российского порубежья: мы... 1 101.93kb.
Закон «Об образовании» ( в редакции Федерального закона от 01. 1 323.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12 Общая экономическая... 9 1680.94kb.
Учебно-методическое пособие Экономическая и социальная география... 8 1138.01kb.
Ответы группа 7-9 классы блок «География населения» 1 37.49kb.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная... 139 10195.64kb.
Урок 26 Тема: география транспорта мира цель 1 163.13kb.
Цель: Совершенствование умение учащихся работать со статистическими... 1 58.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

География населения мира - страница №1/1

Конспект урока (Елисеева Андрея, студент, 5 курс МПГУ)


Тема: География населения мира
Класс: 10
Тип урока: Комбинированный
Цели: Сформировать представление о численности и воспроизводстве населения

Образовательные: сформировать представление о численности населения и

раскрыть суть определения «воспроизводство населения»..



Воспитательные: определить место и значение понятия «воспроизводство на-

селения» в современной географической науке.



Развивающие: сформировать и развить умение читать и анализировать тема-

тические карты, схемы, статистические и графические материалы.



Оборудование: Учебник, атлас, карты, проектор, программное обеспечение.
Время проведения урока: 45минут.

Методы и методические приемы:

Наглядные, практические, объяснение: монолог учителя в сочетании с диало-

гом, постановка проблемного задания, практическая работа.

План урока

Основные вопросы содержания:

Изучение нового материала

1. Численность населения мира:

понятие о демографии,

динамика численности населения,

страны «рекордсмены по численности,

страны с самой малой численностью.
Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению численности населе-

ния. Необходимо узнать, какая наука занимается населением. Это наука — демо-

графия. Откройте свои учебники на 57 странице. Найдите и перепишите себе в

тетради определение – демография. (Выписывают из учебника определение: Де-

мография — наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его

численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.) (10 минут)


2. Воспроизводство населения:

понятие воспроизводства населения

типы воспроизводства населения

демографический взрыв

демографический кризис

Давайте проанализируем слайд №3.

Как сильно изменилась численность за последние 100 лет? (За по-

следние 100 лет население земного шара увеличилось более чем на 5 млрд. чел.)

С помощью карандаша разделите страницу на две равные части. Левая — страны

рекордсмены; правая — страны с наименьшим количеством населения. Используя форзацы учебника найдите эти страны.

Перед тем, как перейти непосредственно к

изучению понятия воспроизводство населения давайте определим, каким образом

может изменяться численность населения. В тексте учебника найдите определе-

ние воспроизводства населения и выпишите его в тетрадь. Под воспроизводством

населения понимается совокупность процессов рождаемости, смертности и есте-

ственного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену

людских поколений. (Численность может изменяться из-за смерти и рождений,

а также из-за притока населения из других регионов.) В основе воспроизводства

населения лежат 3 процесса: рождаемости, смертности и естественного прироста.

Давайте выясним, в какой зависимости они находятся:

а) если р>с, то … Е.п. положительный

б) если р<с, то … Е.п. отрицательный

в) если р≥≤с, то… Е.п. равен нулю

(Учащиеся переносят формулу и пояснение в тетрадь.)

Воспроизводство населения можно выразить особой формулой: 26–8=18, где

26 — рождаемость, 8 — смертность, 18 — естественный прирост на 1000 жителей.


3.Типы воспроизводства.

Теперь обратимся к слайду. Сравним «формулы» воспроизводства населения I и II типа со средним мировым значением. В странах I типа рождаемость невысокая,

в странах II типа рождаемость высокая; смертность в странах I и II типа невысо-

ка. В итоге получается: I тип — невысокие показатели рождаемости, смертности и

естественного прироста. В странах II типа — высокая рождаемость, низкая смерт-

ность, высокий естественный прирост. Сделайте заголовок в тетради: Демографи-

ческая ситуация. Демографическая ситуация может иметь два противоположных

состояния: демографический кризис и демографический взрыв. Составим схему.

При помощи учебника определите разницу между этими состояниями. (Вместе с

учителем составляют схему, делают вывод: демографический кризис — это сокра-

щение населения, а демографический взрыв — это увеличение населения.) Причи-

ны: культурные (количество детей в семье), улучшение медицинского обслужива-

ния и т.д. (15 минут)
4. Демографическая политика:

определение — формы проведения

Теперь давайте попытаемся определить причины такой ситуации. Из учебни-

ка выпишите, что такое демографическая политика. (Демографическая полити-

ка — это система административных, экономических, пропагандистских и других

мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное дви-

жение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направ-

лении).


На что направлена демографическая политика? (На увеличение или сокраще-

ние рождаемости.) Какие административные меры применяют при проведении де-

мографической политики при демографическом взрыве? (Законодательное повы-

шение возраста вступления в брак) Какие экономические меры можно применять

при демографическом кризисе для увеличения рождаемости? Какие администра-

тивные меры применяют при проведении демографической политики при демо-

графическом взрыве? Какие экономические меры можно применять при демогра-

фическом кризисе для увеличения рождаемости? (Снижение налогов для семьи,

кредиты на жилье, пособия.) Какие пропагандистские меры можно использовать

при проведении демографической политики в ситуации демографического взры-

ва? (Например, в Китае есть лозунг: «Одна семья —один ребенок!»)

5. Обобщение и закрепление

Подведем итог. Сегодня на уроке мы рассмотрели численность населения

мира и один из процессов, влияющих на нее — воспроизводство населения. Рас-

смотрели два типа воспроизводства населения. Теперь давайте составим сравни-

тельную характеристику этих типов, а для этого заполним таблицу. Состоять она

будет из 3 граф (заполненная таблица прилагается отдельно). (Учащиеся самостоя-

тельно заполняют таблицу.) Проверка правильности заполнения таблицы.

Для того, что бы окончательно закрепить материал напишем небольшой тест.

10 вопросов, 4 варианта ответов, необходимо выбрать только 1. (Отвечают на во-

просы теста, записывают домашнее задание: страница 57 - 66, читать, учить записи

в тетради.) (10 минут)

1. На процессы рождаемости, смертности, естественного прироста населения

решающее воздействие оказывают факторы:

1-социально-экономические 3-экологические

2-природно-биологические 4-нестабильное положение

2. Система административных, экономических, пропагандистских и др. ме-

роприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движе-

ние населения называется:

1-демографический переход 3-демографическая революция

2-демографическая политика 4-демографический процесс

3. Демографический взрыв наблюдается в странах:

1-США, Канада, Австралия 3-Ирак, Оман, Саудовская Аравия

2-Германия, Россия, Франция 4-Болгария, Марокко, Боливия

4. Крупнейшей по численности страной мира является:

1-Китай 2-Россия 3-США 4-Индия



5. Численность современного мира составляет более:

1-4 млрд. чел. 3-6 млрд.чел. 2-5 млрд.чел. 4-7 млрд.чел.



6. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного приро-

ста, обеспечивающие смену людских поколений, называют:

1-Воспроизводство населения 3-Демографический переход

2-Движение населения 4-Демографический процесс

7. Из перечисленных стран численность населения превышает 100 млн. чел

лишь в:

1-Японии 2-Саудовской Аравии 3-Польше 4-ЮАР



8. Численность населения превышает 100 млн. чел. в:

1-Бангладеш и Испания 3-Бразилия и Канада

2-Индонезия и Нигерия 4-ЮАР и Пакистан

9. Страной, численность населения которой не превышает 100 млн. чел. явля-

ется:

1-Пакистан 2-Нигерия 3-Канада 4-Бангладеш



10. Странами, численность населения которых превышает 200 млн. чел., яв-

ляются:

1-Бангладеш и Россия 3-Китай и США



2-Австралия и Индия 4-Великобритания и Франция__




Если бы все люди думали одинаково, никто не играл бы на скачках. Марк Твен
ещё >>