страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
География населения мира - страница №1/1
![]() Тема: География населения мира Класс: 10 Тип урока: Комбинированный Цели: Сформировать представление о численности и воспроизводстве населения Образовательные: сформировать представление о численности населения и раскрыть суть определения «воспроизводство населения».. Воспитательные: определить место и значение понятия «воспроизводство на- селения» в современной географической науке. Развивающие: сформировать и развить умение читать и анализировать тема- тические карты, схемы, статистические и графические материалы. Оборудование: Учебник, атлас, карты, проектор, программное обеспечение. Время проведения урока: 45минут. Методы и методические приемы: Наглядные, практические, объяснение: монолог учителя в сочетании с диало- гом, постановка проблемного задания, практическая работа.
Основные вопросы содержания: Изучение нового материала
понятие о демографии, динамика численности населения, страны «рекордсмены по численности, страны с самой малой численностью.
ния. Необходимо узнать, какая наука занимается населением. Это наука — демо- графия. Откройте свои учебники на 57 странице. Найдите и перепишите себе в тетради определение – демография. (Выписывают из учебника определение: Де- мография — наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав.) (10 минут) 2. Воспроизводство населения: понятие воспроизводства населения типы воспроизводства населения демографический взрыв демографический кризис Давайте проанализируем слайд №3. Как сильно изменилась численность за последние 100 лет? (За по- следние 100 лет население земного шара увеличилось более чем на 5 млрд. чел.) С помощью карандаша разделите страницу на две равные части. Левая — страны рекордсмены; правая — страны с наименьшим количеством населения. Используя форзацы учебника найдите эти страны. Перед тем, как перейти непосредственно к изучению понятия воспроизводство населения давайте определим, каким образом может изменяться численность населения. В тексте учебника найдите определе- ние воспроизводства населения и выпишите его в тетрадь. Под воспроизводством населения понимается совокупность процессов рождаемости, смертности и есте- ственного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (Численность может изменяться из-за смерти и рождений, а также из-за притока населения из других регионов.) В основе воспроизводства населения лежат 3 процесса: рождаемости, смертности и естественного прироста. Давайте выясним, в какой зависимости они находятся: а) если р>с, то … Е.п. положительный б) если р<с, то … Е.п. отрицательный в) если р≥≤с, то… Е.п. равен нулю (Учащиеся переносят формулу и пояснение в тетрадь.) Воспроизводство населения можно выразить особой формулой: 26–8=18, где 26 — рождаемость, 8 — смертность, 18 — естественный прирост на 1000 жителей. 3.Типы воспроизводства. Теперь обратимся к слайду. Сравним «формулы» воспроизводства населения I и II типа со средним мировым значением. В странах I типа рождаемость невысокая, в странах II типа рождаемость высокая; смертность в странах I и II типа невысо- ка. В итоге получается: I тип — невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. В странах II типа — высокая рождаемость, низкая смерт- ность, высокий естественный прирост. Сделайте заголовок в тетради: Демографи- ческая ситуация. Демографическая ситуация может иметь два противоположных состояния: демографический кризис и демографический взрыв. Составим схему. При помощи учебника определите разницу между этими состояниями. (Вместе с учителем составляют схему, делают вывод: демографический кризис — это сокра- щение населения, а демографический взрыв — это увеличение населения.) Причи- ны: культурные (количество детей в семье), улучшение медицинского обслужива- ния и т.д. (15 минут)
определение — формы проведения Теперь давайте попытаемся определить причины такой ситуации. Из учебни- ка выпишите, что такое демографическая политика. (Демографическая полити- ка — это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное дви- жение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направ- лении).
На что направлена демографическая политика? (На увеличение или сокраще- ние рождаемости.) Какие административные меры применяют при проведении де- мографической политики при демографическом взрыве? (Законодательное повы- шение возраста вступления в брак) Какие экономические меры можно применять при демографическом кризисе для увеличения рождаемости? Какие администра- тивные меры применяют при проведении демографической политики при демо- графическом взрыве? Какие экономические меры можно применять при демогра- фическом кризисе для увеличения рождаемости? (Снижение налогов для семьи, кредиты на жилье, пособия.) Какие пропагандистские меры можно использовать при проведении демографической политики в ситуации демографического взры- ва? (Например, в Китае есть лозунг: «Одна семья —один ребенок!»)
Подведем итог. Сегодня на уроке мы рассмотрели численность населения мира и один из процессов, влияющих на нее — воспроизводство населения. Рас- смотрели два типа воспроизводства населения. Теперь давайте составим сравни- тельную характеристику этих типов, а для этого заполним таблицу. Состоять она будет из 3 граф (заполненная таблица прилагается отдельно). (Учащиеся самостоя- тельно заполняют таблицу.) Проверка правильности заполнения таблицы. Для того, что бы окончательно закрепить материал напишем небольшой тест. 10 вопросов, 4 варианта ответов, необходимо выбрать только 1. (Отвечают на во- просы теста, записывают домашнее задание: страница 57 - 66, читать, учить записи в тетради.) (10 минут)
1-социально-экономические 3-экологические 2-природно-биологические 4-нестабильное положение
1-демографический переход 3-демографическая революция 2-демографическая политика 4-демографический процесс
1-США, Канада, Австралия 3-Ирак, Оман, Саудовская Аравия 2-Германия, Россия, Франция 4-Болгария, Марокко, Боливия
1-Китай 2-Россия 3-США 4-Индия 5. Численность современного мира составляет более: 1-4 млрд. чел. 3-6 млрд.чел. 2-5 млрд.чел. 4-7 млрд.чел. 6. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного приро- ста, обеспечивающие смену людских поколений, называют: 1-Воспроизводство населения 3-Демографический переход 2-Движение населения 4-Демографический процесс
1-Японии 2-Саудовской Аравии 3-Польше 4-ЮАР 8. Численность населения превышает 100 млн. чел. в: 1-Бангладеш и Испания 3-Бразилия и Канада 2-Индонезия и Нигерия 4-ЮАР и Пакистан
1-Пакистан 2-Нигерия 3-Канада 4-Бангладеш 10. Странами, численность населения которых превышает 200 млн. чел., яв- ляются: 1-Бангладеш и Россия 3-Китай и США 2-Австралия и Индия 4-Великобритания и Франция__ |
ещё >> |