Географические координаты: широта. Долгота - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок. Географические координаты. Цели урока: Образовательная сформировать... 1 62.9kb.
«Географические координаты» 1 34.41kb.
Урок изучения нового материала по теме "Географические координаты" 1 46.91kb.
Программа составлена на основании Примерной программы по географии... 1 157.47kb.
«Географические координаты. Географическая долгота» 1 118.97kb.
Пер. Койавганауш (3641, 1А) Широта: 43°12'58. 861400''N; Долгота... 1 55.05kb.
Географические координаты 1 31.23kb.
Модульный урок «Природа Африки. Географическое положение материка» 1 41.89kb.
Разбор гороскопа Ивана Грозного. Вектор времени 1 285.68kb.
Программа вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно... 1 55.04kb.
Географические координаты 1 31.56kb.
Промышленность казахстана 1 177.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Географические координаты: широта. Долгота - страница №1/1

Тема урока: ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ: ШИРОТА. ДОЛГОТА

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать представление о географических координатах и практических способах их определения.

Задачи урока:

образовательные:

сформировать понятия «широта», «долгота», «географические координаты»;

сформировать практические навыки работы с картой: умение определять по карте географическую широту, долготу, географические координаты объекта; умение определять по карте объект по заданным координатам;

развивающие:

развивать пространственные представления учащихся;

развивать познавательный интерес к изучению географии;

развивать способность применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы;



воспитывающие:

воспитывать навыки коллективной работы: взаимопроверки, взаимопомощи.



Оборудование:

Учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008.

А. В. Шатных. Рабочая тетрадь "Начальный курс географии" для 6 кл. - М.: Дрофа, 2012.

Атлас. Контурные карты. 6 класс. – М.: Дрофа. Изд-во «ДИК», 2012.

Физическая карта полушарий.

Раздаточный дидактический материал (приложения 1, 2, 3).

Мультимедийная презентация к уроку (приложение 4), компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Вводно-организацион-ный

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 1. (Приложение 4)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок. Сегодня вторник, 13 ноября, прекрасный осенний день. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли ко мне на урок. На ваших партах – картинки с изображением различного настроения. Поднимите, пожалуйста, ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

Давайте проведем небольшую разминку – отгадаем загадку.

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно

На одном листе бумажном.

Правильно, это географическая карта.




Готовятся к уроку

Поднимают картинки

Отгадывают загадку


  1. Проверка изученного и актуализация знаний

На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по карте. Мы уже кое-что знаем о картах и сейчас проверим, насколько прочны наши знания. Возьмите для работы карточки, лежащие на партах. (Приложение 1 )

Подпишите свою фамилию. На экране будут показаны предложения, которые вам нужно закончить. Записывайте только ответы напротив цифры, соответствующей номеру предложения. Готовы к работе? Начали.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 2. (Приложение 4)

А теперь обменяйтесь листочками, и каждый из вас поработает учителем – проверит работу товарища.

Посмотрите на экран. На слайде – правильные ответы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 3. (Приложение 4)

Теперь ставим отметки. На экране – критерии выставления отметок. Если верны 8 ответов – ставите отметку «5», 7-6 ответов – «4», 5-4 ответа – «3», три и менее ответа – «2».



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 4. (Приложение 4)

Верните друг другу листочки. Ребята, поднимите руку, кто получил «пятерку» («четверку», «тройку» и т. д.).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Отложите карточки на край парты, сдадите их в конце урока.

А теперь проверим ваши практические навыки. Вы обратили внимание, что сегодня я посадила вас не совсем обычно? Это значит, что в течение урока все вы будете выполнять разные задания.

Итак, первый вопрос – самый простой. Покажите на карте полушарий экватор, нулевой меридиан, меридиан 180 градусов, Северный и Южный полюс.

Второй вопрос. Покажите на карте полушарий, где подписаны градусные значения меридианов и параллелей. Через сколько градусов проведены эти линии?

Теперь – самые сложные вопросы. Покажите на карте материк и океан, которые пересекают все меридианы Земли.

Покажите материки Африка и Австралия. Какой из них расположен восточнее? Какой из них ближе к Северному полюсу?

А теперь каждый на своем месте измерит по карте полушарий атласа протяженность Африки по экватору в градусах и километрах. Кто первым выполнит задание, поднимите руку.

Вы умеете определять при помощи градусной сети направления и расстояния.




Подписывают карточки

Выполняют задание на карточках

Проводят взаимопроверку

Выставляют отметки

Поднимают руки

Откладывают карточки

Отвечают на вопросы у карты полушарий на доске

Выполняют задание по карте атласа




  1. Изучение нового материала


Физкультминутка

Сегодня на уроке, продолжая изучать карту, вы узнаете, что еще, кроме направлений и расстояний, можно узнать с помощью параллелей и меридианов.

Постановка проблемного вопроса.

Представьте, что ваш класс – экипаж морского корабля. Вы путешествуете по океанам и вдруг оказались в бедственном положении, например, в этом месте (на карте полушарий крепится значок-кораблик). Вам срочно нужно передать в эфир сигнал SOS. Чтобы помощь подоспела быстрее, вы должны указать точное местоположение корабля в огромном океане. Какие сведения вы передадите?

Сейчас мы, ребята, услышали много версий. А кто же из вас оказался прав, мы узнаем в конце урока, когда изучим новую тему.

Чтобы точно указать местоположение объекта на земном шаре, люди используют систему географических координат.

Итак, тема сегодняшнего урока:

Географические координаты: широта, долгота.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 5. (Приложение 4)

Географические координаты изобрели еще древние греки до нашей эры. Система географических координат основана на том, что через любую точку на Земле может проходить только одна параллель и один меридиан. Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта на земном шаре.

Координаты определяются двумя числами – широтой и долготой. Понятия «широта» и «долгота» возникли в древности при описании размеров Средиземного моря. Его протяженность с запада на восток в два раза больше протяженности с севера на юг. Поэтому расстояние с запада на восток – длину моря стали называть долготой, а расстояние с севера на юг – ширину моря – широтой.

Что это за числа – широта и долгота?



Географическая широта – это расстояние от экватора до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 90°.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 6. (Приложение 4)

Запишите определение в тетрадь.



Все точки экватора имеют широту 0 градусов.

Широта Северного полюса – 90° с. ш.

Широта Южного полюса – 90° ю. ш.

Все объекты, расположенные в Северном полушарии, имеют северную широту (сокращенно с. ш.), расположенные в Южном полушарии – южную широту (ю. ш.).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 7. (Приложение 4)

Как же определить широту объекта?

Откройте контурные карты на с. 4-5. Найдите на с. 4 точки А и Б.

Ответьте на вопросы.

На какой параллели они расположены?

В каком полушарии – Северном или Южном?

Итак, точки А и Б находятся на 20-й параллели Северного полушария, т. е. их широта равна 20° с. ш.

Запишите значение широты точек А и Б в таблицу на с. 5 контурных карт.

Итак, мы определили широту точек А и Б, которые расположены на нанесенной на карту параллели.

А как определить широту точки, расположенной между параллелями?

Найдите на карте точку В. Она находится в Южном полушарии между параллелями 10° и 20° южной широты. Обратите внимание, что отрезок на рамке карты между параллелями разделен на пять частей. В каждой части 2 градуса (10:5). Определяем примерное число градусов – 17° ю. ш.

Запишите значение широты точки В в таблицу.

Вы хорошо потрудились, ребята, поэтому вам нужно отдохнуть. Давайте проведем физкультминутку «Широта и долгота» (Приложение 2).

Отдохнули? Продолжаем урок.

Вернемся к точкам А и Б. Их широта одинакова. А в одном ли месте расположены эти точки?

Значит, одной широты недостаточно для определения точного местоположения объекта. Необходимо знать вторую координату – долготу.



Географическая долгота – это расстояние от нулевого меридиана до заданного объекта, выраженное в градусах от 0° до 180°.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 8. (Приложение 4)

Запишите определение в тетрадь.



Долгота всех точек на нулевом меридиане равна 0 градусов.

Северный и Южный полюса не имеют долготы, так как пересекаются всеми меридианами.

Все объекты, расположенные в Западном полушарии, имеют западную долготу (сокращенно з. д.), расположенные в Восточном полушарии – восточную долготу (в. д.).

Долгота всегда подписывается после широты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 9. (Приложение 4)

Найдем долготу точек А, Б и В. Они расположены между меридианами. Определим примерное число градусов, ведя отсчет от нулевого меридиана. Точки А и Б находятся в Западном полушарии, долгота точки А – 155° з. д., точки Б – 98° з. д. Точка В имеет восточную долготу – 177° в. д.

Запишите значения долготы точек в таблицу.

Итак, мы определили координаты точек А, Б и В. Определить географические координаты объекта – значит сказать, на какой параллели и каком меридиане он находится.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 10. (Приложение 4)

А сейчас попробуем решить обратную задачу – по известным координатам найдем объекты на карте.

Откройте карту полушарий атласа. Найдите географические объекты, имеющие эти координаты.

Подпишите названия объектов в контурных картах.

А теперь вернемся к началу урока – к нашему терпящему бедствие кораблю. Как вы думаете, что должен сообщить радист в эфир вместе с сигналом SOS?

Кто попробует определить координаты корабля?

Поставьте точку с этими координатами в контурных картах и подпишите значение координат рядом.

Выдвигают различные версии (в каком океане, полушарии, у берегов какого материка и т. д.)

Записывают определение широты

Отвечают на вопросы:

на параллели 20°;

в Северном полушарии.

Записывают данные

Записывают данные

Подготовленный учащийся проводит физкультминутку

Отвечают на вопрос: в разных местах

Записывают определение долготы

Записывают данные

Определяют объекты: А – вулкан Мауна-Кеа, о. Гавайи, Б – г. Мехико, В – о-ва Фиджи.

Подписывают названия

Отвечают на вопрос: географические координаты

Ученик определяет координаты у доски

Записывают данные





  1. Закрепление изученного материала

Предлагаю вам, ребята, отправиться в самостоятельное путешествие по карте вместе с героями романов знаменитого французского писателя Жюля Верна.

Вы получите разные задания, которые будете выполнять в парах. (Приложение 3).

Кто справится с заданием первым, поднимите руку.




Выполняют задания, отвечают

  1. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока.

Что нового мы сегодня изучили?

Что мы научились делать?

Понравился ли вам урок?

Оцените свое настроение сейчас, поднимите картинки.


Отвечают на вопросы

Поднимают картинки



  1. Домашнее задание

Запишите задание на дом: прочитать 12-13, выполнить до конца задания 2, 3, 4 в контурных картах.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙДА № 11. (Приложение 4)


Записывают домашнее задание








Приложение 1

КАРТОЧКА №1

ФАМИЛИЯ………………………………………

Проверка домашнего задания.

Закончи предложение,

текст которого изображен на экране, и запиши ответ:


  1. ………………………………………………

  2. ………………………………………………

  3. ………………………………………………

  4. ……………………………………………....

  5. ………………………………………………

  6. ………………………………………………

  7. ………………………………………………

  8. ………………………………………………

Приложение 2

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШИРОТА – ДОЛГОТА»

Широта – северная (потягивание, руки вверх)

Широта – южная (приседание)

Долгота – западная (разворот влево)

Долгота – восточная (разворот вправо)

Широта – северная (потягивание, руки вверх)

Долгота – западная (разворот влево)

Широта – южная (приседание)

Долгота – восточная (разворот вправо)

Приложение 3

КАРТОЧКА № 2

Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторыми из них.

Капитан Немо начал свое кругосветное путешествие по морским глубинам под 35° с. ш. и 140° в. д. В каком океане и вблизи каких островов находилась подводная лодка капитана?



КАРТОЧКА № 3

Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторыми из них.

Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова Табор (37° ю. ш., 140° з. д.). Обозначьте остров на контурной карте и скажите, в каком океане он находится.



КАРТОЧКА № 4

Герои романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задание, вы познакомитесь с некоторыми из них.

Для поиска капитана Гранта яхте «Дункан» пришлось огибать Южную Америку, чтобы попасть из Атлантического океана в Тихий, так как в то время еще не был построен Панамский канал между Северной и Южной Америкой. Определите географические координаты Панамского канала.




Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего. Василий Ключевский
ещё >>